Еще раз об актуальных проблемах учреждений культуры Николаевской области

Культура

  27 Июн , 2009

Открытое письмо председателю Николаевской облгосадминистрации А.Н. Гаркуше и председателю областного совета Т.В. Демченко
Уважаемые Алексей Николаевич и Татьяна Васильевна!
Обращается к вам ветеран труда, бессменно проработавший в системе культуры Николаевской области более 42 лет, из них – 23 года директором Николаевского государственного высшего училища культуры (НГВУК), выпустившего уже не одну тысячу высокопрофессиональных специалистов, среди которых народные, заслуженные артисты и работники культуры Украины, профессора и доценты вузов, руководители областных и районных учреждений культуры.
Речь прежде всего пойдет о выполнении Постановления коллегии Министерства образования и науки Украины 2006 г., в котором уже тогда было дано конкретное поручение рассмотреть на уровне  областных руководителей вопрос об укрупнении вузов І-ІІ уровней аккредитации, устранении дублирующих специальностей (специализаций) и значительной экономии бюджетных средств на подготовку младших специалистов, т.е. оно непосредственно касалось деятельности двух родственных вузов – училища культуры и музыкального училища (НГВМУ). Если три года назад на это правительственное постановление мы отреагировали чисто формально, сократив только одну дублирующую специализацию и сохранив автономию, то сейчас в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который очень болезненно ощутила на себе и Украина, так поступать не следует, тем более, что прецеденты таких объединений давно уже есть в других областных центрах. Суть вопроса не в прекращении деятельности этих хорошо известных в области и Украине учебных заведений, а в их радикальном реформировании и создании единого государственного высшего колледжа культуры и искусств, но уже ІІ уровня аккредитации, выпускающего бакалавров. Разумнее иметь ОДИН, но хорошо оснащенный и полноценный творческий вуз, отвечающий европейским стандартам, чем ДВА, но остронуждающихся! 
Исходя из вышеизложенного, попытаюсь внести ряд конкретных предложений для реализации   данного проекта.
Разумеется, что первоочередными задачами являются педагогические кадры и материально-техническая база нового вуза.
При объединении училищ, на мой взгляд, было бы целесообразно:
– передать в постоянное пользование старый учебный корпус НГВУК (по ул. По-темкинской, 34), являющийся городской коммунальной собственностью и арендуемый училищем культуры уж более
55 лет, но требующий серьезного капитального ремонта, предприятию "Нибулон", которое уже давно проявляет к нему серьезный интерес;
– в свою очередь, просить руководителя "Нибулона" А.А. Вадатурского оказать необходимую финансовую помощь в реконструкции примыкающего к главному учебному корпусу училища культуры (ул Фалеевская, 5) Областного дворца художественного творчества учащихся (ОДХТУ) и передать это помещение, являющееся   областной коммунальной собственностью и имеющее  так необходимый творческому вузу концертный зал, на баланс будущего училища (колледжа) культуры и искусств;
– освобождающееся (после процедуры объединения вузов) здание музы-кального училища (ул. Севастопольская, 2), также являющегося областной коммунальной собственностью, частично (если возникнет такая необходимость) использовать для детей, обучающихся только в кружках технического творчества ОДХТУ. Всех остальных, занимающихся хореографией, музыкой, вокалом, художественным творчеством, закрепить  за новым вузом и использовать работу с этими детьми как базу практики для студентов под руководством ведущих педагогов вуза и осуществлять из их числа подготовку будущих абитуриентов.
Разумеется, могут возникнуть некоторые достаточно сложные межведомственные проблемы, касающиеся процедур передачи или обмена городской и областной коммунальной собственности, но депутатам   областного и городского советов можно объяснить ситуацию, от положительного разрешения которой выиграют все.
Объединенный творческий вуз получит, наконец, единое здание, которое будет иметь  хороший концертный зал и не будет разбросан по городу, а уже  имеющееся общежитие  (пр. Мира, 16) полностью обеспечит потребности студенческой молодежи.
Предприятие "Нибулон" получит дополнительное здание, к тому же представляющее историческую ценность.
Решение кадровых проблем объединенного вуза особых трудностей не вызовет, т.к. оба училища в основном укомплектованы талантливыми высоко-квалифицированными педагогами, боль-шая часть которых продолжит свою профессиональную деятельность. Избрание по конкурсу и подписание контракта с новым директором вновь образованного вуза будет проведено в строгом соответствии с законом "О высшем образовании"  и утвержденной законодательством процедурой.  
Реформирование и объединение двух родственных училищ незамедлительно даст и серьезный экономический эффект. Сократится на 50% административный аппарат, значительно уменьшится сумма оплаты за  коммунальные услуги и тепловую энергию, на содержание служебного автотранспорта.
Значительную экономию бюджетных средств принесет и прекращение приема на невостребованные специальности и специализации.
Эта сумма, естественно, возрастет и в результате сокращения числа преподавателей, концертмейстеров и сотрудников, которые по результатам проведенной аттестации не подтвердят своего юридического права работать в новом вузе в связи с отсутствием профессионального базового образования и низкой квалификации.
Сегодня содержание двух автономных училищ обходится государству более чем в 14 млн. грн. в год. А сумма экономического эффекта после объединения двух родственных вузов будет  очень значительной.
Вместе с тем осуществление этого логически  оправданного проекта позволит объединенному вузу за счет экономии тех же бюджетных средств значительно улучшить свою учебно-материальную базу.
Вызывает интерес то обстоятельство, что училище культуры только де-юре носит это название, а де-факто оно уже давно должно иметь статус  училища культуры и искусств, т.к. из 5 специальностей, имеющих государственные лицензии, три относятся к сфере культуры, а две – к сфере искусства.
Присоединение к ним всего лишь одной искусствоведческой специальности музыкального училища никаких проблем не создаст.
Разумеется, что в новом вузе следует обязательно сохранить уже существующие уникальные художественные коллективы, имеющие статус международных: женский академический  хор (руководитель С.Г. Фоминых), Прибужский ансамбль песни и танца (рук. А.И. Затурян), оркестр народных инструментов (рук. О.В. Коминарец) – высшего училища культуры, а также смешанный хор музыкального училища "Сонячний струм" (руководитель   Ю.Н. Черепухин).
В это число должен войти и симфонический оркестр НГВМУ и областного управления культуры, хотя, на мой взгляд, было бы целесообразно передать этот профессиональный коллектив на баланс областной филармонии и использовать его как базу практики для студентов и преподавателей вуза. 
Судьбу самого титулованного коллектива, являющегося гордостью Украины, – женского академического хора под руководством лауреата Национальной премии им. Т.Г. Шевченко С.Г. Фоминых – следует решать очень взвешенно и корректно.
Учитывая его уникальность, хор следовало бы тоже сохранить в штате областной филармонии, существенно  пересмотрев нормы концертных выступлений прославленного коллектива и обеспечив ему соответствующую государственную дотацию из фонда культуры области. Он также должен стать базой для прохождения практики студентов и стажировки преподавателей вузов Николаевской области и даже Украины.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, насколько много назрело актуальных и неотложных проблем только в двух высших учебных заведениях г. Николаева, но, к сожалению,  мало кому известно их количество в других многочисленных учреждениях культуры области.
Так сколько же нужно иметь таланта, умения и терпения, времени и профессиональной компетентности новому начальнику  управления культуры облгос-администрации М.Ф. Димитрову, чтобы успешно их решать в это трудное и не-стабильное время. Следует, кстати, сказать, что пришел он сюда  не поднимать "целину", а продолжить и совершенствовать достаточно хорошо налаженную и эффективно работающую систему учреждений культуры области, которая и в не менее трудные времена, при унизительно скудном финансировании и серьезных социальных потрясениях, благодаря самоотверженной работе предшественников М.Ф. Димитрова достойно обеспечивала выполнение всех возложенных на нее задач.
Да, несомненно, организаторским и ораторским даром кандидат философских наук Димитров обладает.
На первый  взгляд он очень коммуникабельный, даже обаятельный и привлекательный "рубаха-парень", правда,  с ярко выраженными "повадками" массовика-затейника.
Но когда же ему, сердешному, конструктивно заниматься такой напряженной, рутинной и бесконечной работой по поддержке, сохранению и развитию культуры при ежедневной интенсивной занятости важными "государствен-
ными" проблемами: постоянными юбилеями и торжествами с банкетами и фуршетами, работой в жюри всевозможных конкурсов и фестивалей, КВН,  просмотрами спектаклей, выставок и презентаций, личным участием в шоу-программе "Две звезды" и т.д.  А роль главного областного тамады на престижных тусовках разве не отнимает время?  Но зато как растет популярность нового начальника управления в ставшей уже притчей во языцех  "фишке Димитрова", когда при посещении подведомственных учреждений культуры он лично проверяет  туалеты и работу сливных бачков. Здесь он  превзошел даже театрального классика Станиславского, крылатая фраза которого звучит: "Театр начинается с вешалки". Приоритеты Димитрова оказались более возвы-шенными. Но Бог ему судья и губернатор, доверивший ему этот высокий пост!
Подумал бы лучше новый начальник областного управления  о том, в каких условиях обитают сегодня, уже в ХХІ веке, наши сельские учреждения культуры, не имеющие даже самых элементарных благ цивилизации – достойной зарплаты, телефонной связи, не говоря уже об объектах личной гигиены. Вот где нужно проявлять энтузиазм и заботу областному руководителю культуры!
Если снова вернуться к теме судьбы двух творческих вузов, то, на мой взгляд, чтобы не перегружать родное управление культуры лишними заботами, а главное – в интересах дела, целесообразно было бы вообще передать их под патронат областного управления образования и науки, которое совместно со своим министерством осуществляет государственную аккредитацию  и лицензирование вузов, контроль за их деятельностью, методическое обеспечение, т.е. оказывает  конкретную помощь, а не  имитирует эту деятельность, как управление культуры. Руководство его, видимо, совершенно забыло о том, что оно обязано совместно с учебными заведениями ежегодно анализировать итоги приема в подведомственные вузы, выяснять причины невыполнения госзаказа или низких конкурсов по конкретным специальностям и специализациям, подготовку сельской молодежи по целевым направлениям, обучение детей-сирот. Своевременно ставить перед Министерством образования и науки Украины  вопросы о закрытии специальностей и специализаций, на которых наблюдаются стабильно  низкие конкурсы и не выполняется план приема. Ежегодно и на ближайшую перспективу анализировать рынок труда в области и обеспечивать учебным заведениям официальные заявки на молодых специалистов, изучать вопросы их трудоустройства, помогать с решением их социальных проблем, выяснять причины миграции с мест назначения. Необходимо также анализировать и причины отсева студентов старших курсов, обучающихся за счет государства, и рассматривать эти факты как прямое нецелевое использование бюджетных средств.
И это далеко не полный перечень вопросов, входящих в компетенцию управления культуры, которые если и рассматриваются, то чисто формально, не имея практически коэффициента полезного действия.
А в завершение, думаю, уместно было бы напомнить о резонансной критической заметке Н. Боголюбова, опубликованной в прошлом году в газете "Рідне Прибужжя", которая так и называлась "Чи треба керувати культурою?" Считаю, что в принципе – да! Но, разумеется, далеко не так, как это, к сожалению, делает один из моих бывших студентов института культуры, а ныне начальник управления культуры облгосадминистрации  М.Ф. Димитров, который, видимо, и пытается решать эти проблемы, но очень поверхностно, кавалерийскими наскоками, с явными проявлениями волюнтаризма и болезненных амбиций.  Не знаю, что будет потом, но сегодня абсолютно убежден, что эта важная государственная миссия – руководство культурой Николаевской области – ему   явно не по плечу.
Прошу меня извинить за достаточно жесткую критику и, возможно, резкий тон письма, но уж очень болит душа за судьбу николаевской культуры, служению которой посвятил практически всю свою жизнь.
Копии письма направлены на имя министра образования и науки Украины и министра культуры и туризма Украины.
С уважением
Виктор ПЯТИГОРСКИЙ,
заслуженный работник
культуры Украины, доцент,
отличник образования Украины,
лауреат премии им. Н. Аркаса

Сообщение:

*

НОВОСТИ