Дизайнер. Модная профессия или призвание?

Общество

  4 Июл , 2009

Историческая справка

В 1999 году на базе кафедры "Философия и культурология" НУК им. адмирала Макарова была создана кафедра "Дизайн". Согласно приказу ректора от 27.06.01  №408к кафедра "Дизайн" была отделена от кафедры философии и культурологии и утверждена как выпускающая кафедра "Дизайн" Гуманитарного института НУК им. адмирала Макарова. Главное направление деятельности кафедры – подготовка специалистов-дизайнеров уровня бакалавр. За 9 лет выпущено около 140 специалистов-дизайнеров. Набор на І курс – 25 студентов на дневное отделение и 25 студентов – на заочное, а количество абитуриентов – 70-100 человек. Конкурс при поступлении на этот факультет – один из самых высоких в университете.

 

Несколько лет назад, обсуждая в редакции тему поступления в вузы, мы разделились на два лагеря, когда речь зашла о такой специальности, как дизайнер. Суть дискуссии была в том, может ли поступить на такой факультет человек без начального художественного образования, и насколько эта профессия сейчас востребована.

 

Как часто бывает, все остались при своих мнениях, но тема спора меня заинтересовала. Сегодняшняя публикация появилась после своеобразного коллективного интервью на кафедре дизайна Гуманитарного института Национального университета кораблестроения (НУК) им. адмирала Макарова.

 

Участники интервью: Сергей Николаевич Пышнев, заведующий кафедрой, доцент, кандидат технических наук, преподает студентам проектирование, макетирование, архитектуру и дизайн судов; Сергей Иванович Чигинцев, председатель Николаевского областного союза дизайнеров, старший преподаватель по дисциплине "Основы современных технологий и конструирование"; Елена Николаевна Сергиенко, куратор І курса, старший преподаватель по проектной графике, эргономике, цветоведению; Людмила Меркурьевна Струкачева, старший преподаватель по проектной графике; Александр Васильевич Матийко, руководитель подготовительных курсов для абитуриентов.

 

Сразу оговорюсь, что на кафедре работает еще много преподавателей, поэтому, чтобы никого не обижать, предлагаю Краткую характеристику преподавательского состава кафедры дизайна.

 

Это слаженная команда отлично подготовленных специалистов с базовым образованием, имеющих научно-педагогический и практический опыт работы в области дизайна и изобразительного искусства.

 

Среди них – доценты, кандидаты технических и гуманитарных наук, обладатели почетных званий "Заслуженный художник Украины", "Заслуженный деятель искусств Украины", "Заслуженный деятель культуры Украины", члены Союзов художников, дизайнеров.

 

Инна Викторовна Макушина, Иван Яковлевич Булавицкий, Сергей Николаевич Росляков, Юрий Андреевич Макушин – эти люди – гордость не только НУК, но и всей Николаевщины. Свои знания и силы они вкладывают в обучение студентов профессии дизайнера.
Итак, начнем наше интервью.

 

– Кто может поступать на ваш факультет? Только выпускники художественных школ, профильных училищ или студий? Какие главные критерии при отборе на вступительных экзаменах?

 

– Главное, чтобы у поступающего было стремление к усовершенствованию окружающей среды, объемно-пространственное мышление, любознательность, сплав технических задатков и творчества. Что касается знаний по рисунку и живописи, которые требуются при поступлении, они – общего направления, т.е. обязательны базовые навыки рисунка, изображения предметов, визуального восприятия и воспроизведения. Многие родители и вчерашние выпускники ошибочно считают, что после получения аттестата можно позаниматься несколько недель и поступить на наш факультет. В идеале нужно, конечно, хотя бы уметь рисовать. В Николаеве три художественные школы, училище культуры, студии, которые развивают творческий потенциал учащихся, но инженерно-конструкторских направлений там практически нет. Ведь дизайнер и художник, конечно, родственные профессии, но все-таки разные. В СССР, кстати, не было профессии дизайнер, а был художник-конструктор. Хотя, безусловно, тех студентов, кто окончил художественную школу, легче обучать.

 

– Означает ли это, что такая базовая подготовка дает практически 100-процентную гарантию на вступительных экзаменах?

 

– Не совсем так. Иногда на подготовительные курсы приходят абитуриенты, имеющие начальные навыки рисунка, но с очень большим желанием научиться остальному. И случается, что позже они опережают тех, кто имеет за плечами "художку". Художественная школа, безусловно, дает хорошие навыки рисования, но, например, конструктивно построить голову, что требуется при вступительных экзаменах, они не могут, т.к. обучены только срисовывать. Можно сказать, что в "художке" больше учат мыслить творчески, а технически – не очень.
Тут помогают подготовительные курсы, которые комплексно готовят абитуриентов к вступительным экзаменам. Как правило, многие поступающие занимаются дополнительно в индивидуальном порядке с преподавателями вуза. К сожалению, курсы длятся только 10 месяцев, поэтому подготовительный этап недолгий.

 

– Обучение на уровень "бакалавр" длится 4 года. А можно ли за такой сравнительно короткий срок выпустить настоящих специалистов?

 

– Четыре года бакаловрата для этой профессии, конечно, маловато. Мы стараемся "втиснуть" в учебный план максимум часов, так как обязательная программа очень большая по объему. Студентам бывает тяжело "переварить" такое количество информации, тем более, что одни из них – сильные, другие – слабее, а ориентироваться нужно на всех. Дизайн – это профессия, где нужно много работать руками, тут не заучишь, не вызубришь. Необходимо понять и сделать, да еще и творчески, непохоже и интересно. У нас важно получить базовые навыки, которые потом следует развивать. Большую роль в нашей профессии играют интуиция, подсознание и, конечно, желание творить. Специфика нашей кафедры – интерьер и оборудование. Студенты в обязательном порядке изучают конструирование и проектирование, чтобы учесть, из каких материалов не только красиво, но и надежно, прочно можно выполнить тот или иной заказ. Со второго курса вводится такой предмет, как эргономика, помогающая определить все стандартные размеры предметов интерьера. Дизайнер должен знать композицию, шрифты, цветоведение. На последних курсах студенты углубленно осваивают компьютерную графику. Выпускники кафедры могут успешно работать, например, верстальщиками-дизайнерами в газете, – словом, умеют и мебель конструировать, и работать в сфере графического дизайна, и в яхтостроении, и, конечно, по дизайну интерьера, причем не только кораблей, а и бытового, жилого. Среди курсовых студенческих работ интерьеры ресторанов, баров, магазинов, офисных и жилых помещений.

 

– Но ведь, насколько я понимаю, конструирование и проектирование невозможны без черчения, а из школьной программы этот предмет, как известно, "исключили". Как же вы выходите из этого положения?

 

– Настоящий дизайнер должен абстрактно пространственно мыслить, и в этом очень помогает черчение. Нашим студентам действительно тяжело: приходится изучать этот предмет с азов. На подготовительных курсах есть определенное количество часов по черчению, что, безусловно, очень помогает будущим студентам. Есть надежда на новую школьную программу, которая предполагает 54 часа в год уделить черчению, рисунку и живописи. Поживем – увидим…

 

– Вопрос к Сергею Николаевичу Пышневу как к руководителю кафедры. Что хотелось бы улучшить в работе в первую очередь?

 

– Конечно, техническое оснащение, помогающее учебному процессу. Хочется приобрести проекционную технику, новые компьютеры и принтеры для спецклассов. Мечтаем и об укреплении и расширении международных связей, чтобы наши студенты – участники международных олимпиад в Украине – могли бы поехать на аналогичные мероприятия в ту же Россию, как это делают российские студенты. Ведь это не только интересно, но и полезно. Планов много, но, к сожалению, все упирается в деньги, которых хватает только на зарплату преподавателям.

 

– А насколько все-таки востребованы выпускники-дизайнеры, например, у нас в городе?

 

– Ежегодно наша кафедра выпускает около 20 специалистов. Мы поддерживаем отношения с фирмами – потенциальными работодателями, их несколько десятков. На грамотных молодых специалистов всегда есть спрос. Наши бывшие студенты работают в судостроительной промышленности, в рекламных агентствах, на предприятиях по производству мебели и других товаров бытового и хозяйственного назначения. Некоторые студенты продолжают учебу в аспирантуре и, например, две наши бывшие выпускницы уже в этом году придут работать на кафедру.

 

Большинство преподавателей негативно относится к увеличению количества студентов-дизайнеров, потому что, когда на І курс набирают 70-80 человек, это приводит к профанации профессии. Ведь после окончания вуза большинство из них невостребованы. Профессия дизайнера – не массовая. К сожалению, в некоторых высших учебных заведениях любят конъюнктурно зарабатывать деньги на "модной" специальности, не заботясь о будущем молодых специалистов.

 

И, в заключение, все участники этого своеобразного интервью попросили через нашу газету обратиться к родителям.

 

Пожалуйста, обратите вовремя внимание на своих детей. Если они рисуют, творчески мыслят, помогите им развить эти свои способности хотя бы за несколько лет до окончания школы!

 

P.S. Четыре года учебы на факультете "Дизайн" – это только получение общих знаний, которые молодые специалисты потом используют в работе. Профессионалами не становятся сразу по окончании вуза: как минимум, нужно еще несколько лет постоянной практики. Тех, кто согласен с этими постулатами, всегда рады видеть на кафедре "Дизайн" НУКа.

 


Виктория ГОНОРАЦКАЯ


Фото из архива кафедры "Дизайн"


ГИ НУК им. адмирала Макарова

Комментарии:

  1. Татьяна:

    Как замечательно, уидела на фото своих преподавателей из НФ КНУКиИ -Макушина Ю.А. и Золотухина Ю.В.

Сообщение:

*

НОВОСТИ