Урок о войне

Общество

  16 Июл , 2009

С Дмитрием Павловичем Востриковым нас связывает давняя дружба. Этот уважаемый в городе человек – постоянный наш автор статей на военно-патриотическую тематику. Много его рассказов, очерков посвящены отдельным эпизодам его боевой биографии в юности, которая прошла в шинели и кирзовых сапогах, под вражескими пулями в холоде и голоде. Знакомый нашему читателю Дмитрий Павлович, и как бывший фронтовик, и учитель, которым он в своей душе остается и поны-не, в свои 88 лет, много своего времени уделяет воспитанию молодежи.

Наведу несколько строк его биографии. Дмитрий Павлович Востриков, инвалид войны І группы, полковник в отставке, родился 21 января 1921 го-да. Но и сейчас обладает острым умом, незаурядными литературны-ми способностями. Из-под его пера вышла книга "Окопные воспоминания", которая переиздана второй раз и пользуется популярностью среди читателей. Его статьи помещены в четырехтомнике "Глазами очевидцев".

Трудовая биография учителя насчитывает более 40 лет. 20 из них он был директором Варваровской школы № 60. На фронт попал по окончании Астраханского стрелкового пулеметного училища, которое окончил в мае 1941 года. А уже в начале июля был направлен на фронт. Прошел от Белоруссии до Австрии. Победу 1945 года встретил в городе Галянбруне. За эти пять военных лет не раз доводилось смотреть смерти в лицо, но воин выжил и победил. Дмитрий Павлович награжден многими боевыми орденами и медалями.

Как-то при встрече с ним поинтересовалась, чем занят ветеран в преддверии 64-ой годовщины Великой Победы. И получила на это ответ, в котором и не сомневалась:

– Все тем же. – Дружу с ребятами, захожу к ним в школу, беседую, расска-

зываю правду о войне, истории, которую они знают не очень хорошо, и мне, как старому фронтовику, очень жаль, что это так. Но вместе с тем радует то, что дети с интересом слушают меня, задают много вопросов. Приятно, что в последнее время школьники часто стали забегать ко мне домой то из одной, то из другой школ Варваровки. И приходят не с тем, чтобы побить, как говорится, баклуши, а с тем, чтобы помочь. Вскопать мой небольшой огородик, подрезать деревья…. Вот и этой весной пришли ко мне ребята из 61-й Варваровской школы. Их было пятеро. Рослые, красивые, сильные, любо посмотреть. Без лишних слов и суеты они взялись за работу. Одни копали, другие волочили. И так, знаете, все делали по-взрослому, с умением. Работа спорилась, а мы вместе с тем разговаривали. Один из мальчиков заметил, что нет у меня скважины на огороде, чтобы поливать его. Но тут же успокоил. Мол, что за толк от нее, ведь вода-то соленая, у них и скважина есть, а результата от такого полива никакого. На эти слова отозвался кто-то из ребят. И это был уже совсем взрослый разговор. Зашла речь о том, что каждый депутат перед очередными выборами обещает жителям Варваровки провести пресную воду, с ней ожил бы этот микрорайон. Радовал бы овощами и фруктами своих хозяев. И вообще, стало бы жить гораздо легче и веселей. Но пока о воде одни лишь разговоры.

Мне, конечно, было приятно слышать о том, что детей вполне серьезно волнует эта проблема. Но потихоньку я перевел наш разговор на другую тему. Приближается праздник – День Победы, 64-ая ее годовщина. Следующий год – юбилейный. Что же они знают об этой исторической вехе в жизни нашего народа, что думают? Ребята призадумались. Наконец один из них сказал: "Да ничего не думаем. Как обычно, в этот праздник пойдем к мемориалу погибшим воинам. Послушаем одни и те же слова: сколько дней и ночей воевали, сколько жертв принесла война. Потом нам скажут, чтобы мы разошлись по домам. И мы забываем до следующего года об этом мероприятии".

Спрашиваю: что, это все так думают? В ответ молчание. Тогда предлагаю провести в школе урок на тему: "День победы" вместе с учителями, родителями. На нем и поговорим о героизме воинов и о трагической стороне этого праздника. А для этого предлагаю, чтобы ребята в течение недели посоветовались с родителями, с дедушками и бабушками, ведь есть еще в некоторых семьях фронтовики. О том, что нам нужно для того, чтобы этот праздник стал постоянным в нашей жизни, поселился вечной памятью в наших серд-цах. Меня, как сами понимаете, очень волнует эта тема. И тут мои юные помощники сразу оживились. Мол, дейст-вительно, стоящая идея, надо попробовать.

Классный руководитель 11-го класса Галина Васильевна Коганова сразу же откликнулась на нашу затею. И мы провели такой урок.

– Есть такие праздники, – обратилась она к присутствующим, – которые содержат в себе столько жизненного потенциала, необходимого людям, как воздух, как насущная еда. Но мы за вечной суетой забываем об этом, обедняя духовно самих себя. Этот наш разговор, надеюсь, поможет нам восполнить серьезный пробел в нашей духовной жизни.

Тут мои ребята вступили в разговор, и из их слов я понял, что они начали серьезно изучать эту проблему. Выступали многие, по лицам присутствующих на уроке, по их высказываниям я понял, им это интересно. Вот такие дискуссии надо проводить чаще, посоветовал я. Ведь многие, например, не вспоминают о жертвах войны. А ведь это они отстояли нашу Родину ценой собственной жизни. А ведь им как хотелось жить, многие из них ушли на войну совсем юными! Мне очень понравилось выступление Димы Каминского. Мальчик рассказал, что один дедушка-ветеран сказал ему о том, что того, что ребята изучают по школьной программе, недостаточно. Историю Великой Отечественной войны надо изучать и принимать всей своей жизнью, сердцем. Быть готовыми к этому празднику всегда. Ведь сегодня, как не прискорбно, люди, стоящие у руля нашего государст-ва, не понимают этого. А тянут каждый на себя, как Лебедь, Рак да Щука. Поэтому нас может победить любой, кто захочет напасть на нашу страну. Нет между ними дружбы. При просмотре передач по телевидению я ужасаюсь. Какая у нас сейчас армия? Даже за электричество нечем заплатить. Летчики занимаются в большинстве на тренажерах, на учебные вылеты нет бензина. Дожились! Вот потому и нужно воспитывать не только подрастающее поколение, но и некоторых дядь и теть постарше. Ведь если бы и тогда, перед войной, наше правительство было дальновиднее, не было бы таких жертв. Что касается меня, я бы добавил еще одно слово ко Дню Победы – как напоминание – День жертв Победы. Ведь только в небольшой тогда Варваровке почти все призывники погибли. А сколько подростков, среди них и девушки, были угнаны в Германию на каторжные работы! Многие из них так и не вернулись…

Присутствуя на этом школьном уроке, я еще глубже проникся пониманием того, что героизм ветеранов, оставшихся в живых и погибших, должен гореть вторым солнцем в сердцах людей. Нужно помнить, что только в дружбе, в большой ответственности за жизнь других, можно отстоять мир и свободу. Мне кажется, что и все присутствующие были одного со мной мнения. Да, прошлое должно быть рядом с нами. Об этом мы обязаны помнить всегда, пока мы живы. Пока мы люди.

Вот такой интересный разговор произошел у нас с Дмитрием Павловичем Востриковым – замечательным человеком, приятным собеседником, учителем с большой буквы, который и сейчас, можно сказать, в строю. Которого можно увидеть среди варваровских учеников, в редакциях газет, на приеме у городского головы, в областных инстанциях, в клубе учителей-пенсионеров "Дружба" при областном Доме учителя, в совете ветеранов Центрального района города, как его активного члена, за решением жизненно-важных вопросов, которые касаются ветеранов Великой Отечественной войны. .

Татьяна КОНОВАЛЬЧУК

Tags: , , ,

Сообщение:

*

НОВОСТИ