Батышевские чтения в Николаеве

Новости, Репортер

  15 Сен , 2009

В рамках празднования Дня города в Николаеве состоялось одно из довольно весомых событий в отечественной педагогической науке – ІІІ Международные Батышевские чтения, которые проходили в период с 9 по 11 сентября.

 

Первый этап чтений состоялся в Коблево, где все участники конференции имели возможность не только поделиться своими достижениями в области науки, но, в первую очередь, встретиться и ближе познакомиться со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Ведь действительно в странах СНГ осталось немало людей, которые лично знали выдающегося ученого Сергея Яковлевича Батышева и которые стали его последователями. Так, в чтениях приняли участие почетный доктор педагогических наук, профессор, зарубежный член Российской академии образования (РАО), главный инициатор и основатель Батышевских чтений Илья Стариков, академик, заслуженный деятель науки Российской Федерации Александр Новиков, доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Академии образования Белоруссии Аркадий Шкляр, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины Неля Ничкало, специалист системы непрерывного профессионального образования Австралии Ирина Фарелл и, конечно же, сын выдающегося ученого и педагога Александр Батышев, проректор по внешним связям Московской государственной технологической академии, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, а также другие научные деятели стран СНГ.

 

«Память бывает разная: «Ах, как это было!» А это память делом», – отметил Александр Новиков. И, действительно, подобные научные форумы дают возможность не только изучить педагогическое наследие Сергея Батышева, но и приумножить его, внедрить в современную систему профессионально-технического образования.

 

Конференцию открыл Александр Батышев. Открыл не просто, а дал возможность каждому участнику побывать на родине ученого – на Кадомской земле – презентовав всем присутствующим фильм «Кадом: затерянная красота». Далее слово взял мэр города Николаева Владимир Чайка, который отметил, что международные Батышевские чтения из года в год изменяются, совершен-ствуются, растёт круг рассматриваемых проблем. «До 1996 года Николаев был закрытым военно-промышленным городом, – сказал мэр, – сейчас же он стоит на пути евроинтеграции, и система образования как нельзя лучше свидетельствует об этом».

 

Но всё же не стоит забывать и о проблемах. Все вопросы, рассматриваемые на нынешних чтениях, были связанны с улучшением профессиональной подготовки кадров в условиях сложившегося экономического кризиса, с особенностями профессиональной подготовки людей с различными физическими ограничениями, с решением проблемы нехватки кадров в так называемых «рабочих» профессиях. «В настоящее время экономика столкнулась с дефицитом рабочих кадров, – заметил в своём выступлении Александр Новиков. – Выпускники вузов «к станку», как правило, не идут». Об этом же шла речь и в докладе Владимира Чайки: «Известно, что для эффективной экономики определяющим условием есть баланс рабочей силы, а именно: на 5 рабочих необходим 1 специалист со средним специальным образованием и 1 – с высшим, у нас же на 1 рабочего 1 специалист со средним специальным образование и 5 (!) с высшим». Каков же выход из сложившейся ситуации, ведь вопрос получения высшего образования – сейчас это ещё и вопрос престижа? Вариантов может быть два, отмечает специалист из России: либо создать для выпускников ПТУ, работающих на производстве, льготные условия для продолжения образования без отрыва от производства в профильных вузах по вечерней, заочной или дистанционной формам обучения, либо дать возможность студентам профессиональных училищ, лицеев, колледжей одновременно получать и высшее образование.

 

Ещё одна интересная идея, выдвинутая на Батышевских чтениях, – это идея непрерывного образования или образования в течение всей жизни (LifeLongLearning), о которой говорила в своём докладе специалист из Австралии Ирина Фарелл. Она подчеркнула, что в нынешних условиях человек вынужден поменять специальность 5-7 раз в течение жизни. Поэтому с окончанием профтехучилища или даже вуза обучение не заканчивается. Многие идеи, высказанные Ириной Фарелл, могут быть позаимствованы и украинцами. В частности, в Австралии существует очень гибкая система обучения: студенты имеют право взять всего 1-2 предмета и работать над их изучением в течение семестра, они имеют возможность засчитать свой рабочий стаж в качестве тех или иных курсов, они круглосуточно имеют доступ к компьютерным классам, поэтому учиться могут как в дневное, так и в вечернее время. Но несмотря на это, проблемы с наличием в Австралии профессионально подготовленных кадров всё же есть. Пожалуй, всех участников научной конференции удивил факт наличия в этой стране так называемых потомственных безработных, то есть людей, которые не привыкли работать, ведь в их семье не работали родители, а часто и бабушки с дедушками. Они с трудом заканчивают школы и «приучить» их работать бывает очень трудно, поэтому акцент необходимо также делать на социально-психологической подготовке выпускников к получению высшего или специального образования и дальнейшего трудоустройства.

 

Все эти вопросы поднимались не только в докладах выступающих, но и обсуждались в работе «круглых столов», в которых приняли участие студенты николаевских вузов, ученые, ректоры ведущих учебных заведений Украины и России.

 

Закончилась конференция на торжественной ноте – ведь главному инициатору Батышевских чтений, выдающемуся педагогу и психологу Илье Моисеевичу Старикову был вручен диплом о присвоении звания Почетного доктора Академии педагогических наук Украины.

 

Татьяна КОРЕНКОВСКАЯ
Фото Дмитрия Ласкина

 

Сообщение:

*

НОВОСТИ