Николай Круглов: «Ситуация не нормальная: властью отброшены Конституция, Законы, решения судов…»

Новости, Политика

  8 Окт , 2009

Николай Круглов, народный депутат Украины от Партии регионов: «Ситуация не нормальная: властью отброшены Конституция, Законы, решения судов…»

– Николай Петрович, после летних каникул Верховная Рада фактически не возобновила работу, зато опять слышим обоюдные упрёки: к Кабинету Министров, что страна управляется в ручном режиме, к Раде – что не работает, потому так страна и управляется. А комментарий по этому поводу у Вас есть?
– Причина в непоследовательности Премьер-министра и коалиции. Ведь перед уходом на каникулы в результате сложного переговорного процесса была достигнута договорённость, и на внеочередной сессии тоже было согласие относительно того, что пакет решений, отвечающий насущным проблемам социально незащищённых слоёв населения, будет проголосован на первом же заседании.

 

– Что предусматривал этот пакет?

– Защиту наиболее незащищённых граждан страны. Это и повышение прожиточного минимума, и минимальной заработной платы, и, как следствие всего этого, – увеличение пенсий. Все прекрасно видят, что инфляция, мы имеем сегодня более 18 %, захлестнула страну. Мы задаём вопрос: насколько отвечает этому негативу индексация пенсий, пособий, заработной платы? Ни насколько. Отсюда и возникает главное препятствие: не решив проблемы защиты людей и не обеспечив роста покупательной способности населения, невозможно двигаться дальше, потому что это насущное, оно проявляет себя в каждодневной деятельности человека – пища, лекарства, плата за услуги.

 

– Николай Петрович, я, к примеру, руководитель небольшого предприятия, и я понимаю, что если зарплата в стране повышается, как ПР того добивается, до 1500 грн., моё предприятие обанкротится…
– Я бы назвал это игрой, в т. ч. игрой руководителей, и Кабинет Министров ей подыгрывает: победные реляции из уст Тимошенко о выполнении и перевыполнении бюджета по всем его составляющим на слуху у всей страны. Давайте рассмотрим ситуацию в её истинном свете. Известно, третья часть поступающих в бюджет налогов – налог на прибыль предприятия, ещё одна треть – налог на добавленную стоимость и, наконец, оставшаяся треть – подоходный налог. Зададимся вопросом: если предприятие платит налог на прибыль, следовательно, она есть у предприятия, и это главное условие повышения зарплаты рабочим. В Николаевской области примерно 6 тысяч юридических лиц, являющихся плательщиками этого налога. За 8 месяцев текущего года 95 % из них уплатили чуть больше 500 млн. грн. налога на прибыль. Значит, при ставке налога 25 % вся полученная прибыль предприятий за этот период составила около 2 млрд. грн. Вопрос, есть ли деньги, сам по себе отпадает, исходя из приведенного примера.

 

То есть руководитель предприятия, с согласия собственника, может направить прибыль на повышение заработной платы. Иначе говоря, он в конце квартала, месяца, года может увеличить расходы предприятия на эти цели, уменьшив при этом прибыль предприятия.
Вот здесь и «зарыта собака», как говорят в народе.
Во‑первых, добровольно собственник предприятия, в том числе и правительство (как представитель собственника государственного предприятия), не желает этого делать, так как у них эта прибыль уже расписана на другие цели.
Поэтому нужно принять закон, обязывающий всех собственников повысить минимальную зарплату, то есть зарплату самого низкооплачиваемого работника. При этом, автоматически, должны быть пересчитаны зарплаты другим категориям работников, исходя из межтарифного соотношения зарплат.
Во‑вторых, увеличение расходов предприятий на повышение зарплат автоматически приведет к уменьшению прибыли предприятий, подлежащей налогообложению через налог на прибыль, ставка которого – 25 %, что, в свою очередь, приведет к уменьшению поступлений доходов в Государственный бюджет. А это уже не выгодно Кабинету Министров. Они эту прибыль уже засчитали наперед в бюджете текущего года.
В‑третьих, кто же выиграет от повышения минимальной зарплаты? В первую очередь, работники. Во вторую, – местные бюджеты (сел, городов, районов и областей).

 

При повышении зарплаты увеличатся поступления в указанные бюджеты, так как каждый работник ежемесячно платит налог с доходов физических лиц (подоходный налог по-старому) в размере 15 %. Именно в этом заключается конфликт интересов людей и правительства. Вот почему правящая коалиция и правительство на словах за повышение, но при этом говорят, что нет денег. На самом деле это обман людей.

 

– Жизнь, как правило, отличается от теории…
– Это не теория, это реальность, Закон, по которому работает каждый день каждый бухгалтер.

 

– Возвращаясь к сегодняшней ситуации с её дискуссией под условным названием «Верховная Рада не работает – правительство работает», Вы, законодатель и управленец с огромным опытом, насколько считаете её нормальной?
– Ситуация не нормальная, ведь отброшены (начиная от «гаранта») за ненужностью Конституция, Законы, решения судов. Премьер заявляет: можете не выполнять решения судов, если они вам не нравятся. Руководители предприятий и выше, может быть, и могут позволить себе последовать этому совету, но что касается простых людей, они тоже могут не выполнять законы? Нет! Их заставят быть законопослушными. Так вот, самое плохое сегодня у нас то, что 5 лет в государстве насаждается не политика Закона, а политической целесообразности. Именно это обстоятельство мешает стране развиваться. Люди не могут понять, как жить в государстве. Не говорю об иностранцах, сами украинцы не могут понять, как жить. Законы не действуют, работают только политические или другие договоренности, – и этому есть множество примеров. Случай самовольного перекрытия газопровода в Арбузинке – типичное свидетельство беззакония и отсутствия своевременной реакции властей.
Премьер-министр своим распоряжением останавливает действия Законов, а на основании этого чиновник в звании генерал-полковник пишет циркуляр на места, в налоговую инспекцию, дескать, в связи с таким распоряжением Кабинета Министров требую такой-то перечень мероприятий. Рядовые граждане задаются вопросом, как можно вот так, распоряжением, остановить действие Закона, зная, что этого нельзя делать, что это уголовно наказуемо?! Но это делается в открытую. Генпрокурор наблюдает, Президент наблюдает… Когда мы «вымываем» невозвратом налога на добавленную стоимость или авансовой уплаты налога на прибыль на полгода вперед оборотные средства предприятия, – это считается нормой. Пять лет Украину колотит, но, как в дешевом фарсе, в нужный момент выходит «на сцену» премьер, чтобы произнести, подобно шаману, своё обычное заклинание: в стране всё хорошо, всё хорошо!
Ну, все уже разбираются в возможностях заработать на курсовой разнице, на ослаблении гривны по отношению к доллару. Кому выгодна эта ситуация? Парламенту? Нет. Правительству – да. Страна впала в зависимость от денег Международного валютного фонда. Три транша получено! Простая арифметика: чем дороже американский доллар по отношению к гривне, тем большую сумму в национальной валюте можно получить в казну. $5 млрд. по курсу «пять» – 25 млрд. грн.; по курсу «восемь» – 40 млрд. грн. И, значит, можно преспокойно выплачивать обесцененные гривны учителям, медикам, пенсионерам…, радоваться и говорить, что всех удовлетворили, своевременно выплатили. А о покупательной способности этих обесцененных гривен умалчивают! Одна столичная газета, считаю, правильно вынесла на обложку фото четырёх чиновников под крупным заголовком-шапкой «Кто должен сидеть за обвал гривны?». Это те, кто набил свои карманы «лёгкими» деньгами, кто нагло, даже без особого изыска, обманывает граждан. Украина имеет сегодня огромный внешний долг. Какое правительство будет отдавать? Никакое. Отдавать будут граждане Украины. С подоходного налога, с налога на прибыль предприятия, тяжёлым своим трудом, всё до копейки, что сегодня так легко берётся. А с ними посоветовались? Конечно, нет. А должны были обнародовать, по крайней мере, на каких условиях берутся деньги, как они будут возвращаться. Какие условия нам выставили заемщики, и не только экономические, но и политические: продать землю в Украине, поднять цену на газ до уровня западноевропейской. Зарплаты и пенсии должны остаться на уровне 2008 года. Нормальная ли это ситуация в стране? Партия регионов вместе с большинством украинцев отвечает: нет! Сегодня страна стоит у условной черты, именуемой выборами, за которой волеизъявлением занесённых в реестр граждан будет дан ответ на вопрос: кто станет у руля государства? Мы говорим: 18 лет страна не знает покоя, сколько можно терпеть издевательства! Это и мой ответ как управленца с большим опытом.

 

– До выборов Верховная Рада заработает, как Вы думаете?
– Она и сейчас работает. Но есть же требования, злоба дня. Почему сегодня в СМИ поднято так много шума по поводу блокирования регионалами трибуны парламента? Почему с таким же пристрастием не обсуждали в своё время аналогичную ситуацию с блокированием парламента, когда попытку остановить работу законодательного органа страны делала другая политическая сила – БЮТ? Когда Рада отключалась от электроэнергии, когда при свечах работали – но работали! Ответ простой. Нужно было всем «оранжевым» отстранить от власти правительство Януковича и коалицию в составе ПР, СПУ и КПУ. Проблема возникла не в том, что Партия регионов не принимала Законов. Мы их как раз принимали. А Президент их ветировал, зная, что трёхсот голосов у нашей коалиции на преодоление вето нет. Сегодня мы заблокировали трибуну, заявив единственное, что прежде всего должны быть соблюдены и поддержаны Законом интересы людей, народа Украины. Принятие такого Закона о повышении минимальных зарплат и пенсий незащищенных граждан – наше принципиальное условие для снятия блокады. Что нам ответили представители БЮТа? Кириленко (БЮТ), словно уж, извивался, но в итоге от лица партии пообещал: «Мы примем этот Закон». Почему же не приняли?

 

– Я думаю, те, кого называют «пересічними громадянами», они устали от бесконечного выяснения отношений между ПР и БЮТ.
– Устали все.

 

– И люди ведь тоже видят, когда нужно принимать Закон и разделить деньги от ЕВРО-2012, которые страна ещё не заработала, голосуете вы совместно…
– Вы не учли одного…
– …и за кулисами постоянно ведутся какие-то переговоры.
– Вы забыли об одной вещи: ЕВРО-2012 – оно предусматривает выделение денег на строительство. Это рабочие места.

 

– Будет ли рассматриваться бюджет 2010 года, который уже презентован в Верховной Раде?
– Мы снова возвращаемся к украинской проблеме соблюдения Законов. В Конституции сказано, что новый бюджет формируется на основе Законов и Бюджетного кодекса. На какой же законной базе должен формироваться бюджет следующего года? На сегодняшний день правительство не отчиталось, как выполнен бюджет 2009 года. А ведь принимая новый бюджет, мы должны видеть, как выполняется бюджет текущего года. На сегодняшний день, и это прецедент за все 18 лет независимости! вся информация по выполнению бюджета и формированию нового закрыта от общества. Никто достоверно не знает особенностей бюджетного процесса. Но мы слышим сегодня, что новый бюджет будет. А на каком Законе он будет основываться? На новом Бюджетном кодексе, который заветирован Президентом? Так он не действует. Как на основании недействующего Закона можно принимать бюджет? Правда, в субботу спешно было собрано правительство, главы администраций, облсоветов, и был представлен бюджет 2010 года, даже показан, каким он будет (на экране). Между прочим, было сказано, что в сравнении с 2009 годом его дефицит на 19 млрд. больше, чем в этом году. Считаем: 37 плюс 19 – это 57 млрд. Такая вот «дырка»! Мы просим, обоснуйте, за счёт чего она взялась, какие Законы вы ещё собираетесь менять? Я думаю, когда всё-таки осуществится попытка этого Кабинета Министров принести новый бюджет и сразу поставить его на голосование без возможности ознакомиться с ним, увидеть его и прочитать, – такого бюджета не будет. Есть законно выписанная процедура, как он должен приниматься. В Конституции записано, что бюджет в одинаковой степени должен «обогреть» каждого человека. Поэтому-то на местах претендуют на справедливое отношение нового бюджета к своим проблемам, за которыми стоят конкретные жители каждого в отдельности региона. Вот чего нельзя забывать. На достижение такого равного доступа к всенародным благам нацелен долгий процесс переговоров между фракциями, пока, в конце концов, «пирог» не поделится – он должен быть распределён всем, по кусочку, но каждому поровну. Потому это и сложный вопрос. И абсолютно ненормальная ситуация, когда никто не знает, как формировался бюджет-2010. Не знает село и район, не знает область – не знает никто. Я говорил уже, за 18 лет это впервые. К сожалению, и наша партия с ответственностью заявляет это, сегодня Украина – зона беззакония, которая формируется сверху на уровне исполнительной власти и делает попытку подмять под себя судебные и законодательные органы. Сегодня уже есть один из вариантов проекта Закона, инициируемый Кабинетов Министров, который отменяет Указы Президента. Ну если мы уже до такого дойдём.., тогда, может, уже и выборов не нужно.

 

– Мы осуществляем социологический мониторинг популярности кандидатов в президенты, предварительный, ведь кампания ещё не стартовала, у руководителя вашей силы очень хорошие прогнозные показатели, и высока вероятность, что завтра вы получите власть. Где гарантии, что и у вас не будет желания, получив такую поддержку (30 % на сегодняшний день), «порулить» страной точно так, как те, кто у власти сейчас?
– На сегодняшний день сложилось чёткое понимание, что собой представляет стиль управления страной представителями Партии регионов. С 2006 года она имеет в Николаеве большинство в областном и городском советах, и если кто-то скажет, что в результате этого в Николаевской области узурпирована власть…

 

– А разве этого не говорят?
– Это абсолютная неправда. По одной простой причине: вы знаете хотя бы единичный случай, чтобы блокировалось проведение какой-нибудь сессии областного, городского или районного советов? Никогда такого не было. На каждой сессии идёт сложный переговорный процесс между исполнительной властью и депутатским корпусом, но всё принимается своевременно. Говорю это как бывший губернатор. Если в результате волеизъявления граждан к власти приходят нормальные люди, они всегда договорятся. И опыт нашей области свидетельствует, что в ней уживаются все: и регионалы, и бютовцы, и коммунисты, и социалисты, и витренковцы, и «зелёные» и «Наша Украина» – кто угодно. Поэтому мы говорим, сравнивая коалицию в составе социалистов, коммунистов и регионалов в 2007 году с нынешней коалицией: разве была тогда нами узурпирована власть? Вы помните хотя бы один случай, когда Янукович, принимая решение, отменил Закон, нарушил Конституцию? А ведь по отношению к нам, регионалам, таких фактов было предостаточно, начиная от роспуска парламента. У нас есть опыт, и люди хорошо знают об этом. И этот рейтинг, спасибо нашим гражданам, он как раз убедительно доказывает, что нашу работу высоко оценил народ, что наша политическая сила вызывает больше доверия в сравнении с другими. Мы никогда не обещаем того, чего мы не можем сделать, чего мы не гарантируем. И если уж пообещали, – обязательно выполняем.

 

– Мы сейчас читаем комментарий, что в Верховной Раде зарегистрирован совместный законопроект авторства БЮТ И ПР по поводу досрочных выборов в местные советы и руководства на местах. Эти выборы предполагается провести в мае 2010 года. Какой Ваш комментарий?
– Это не досрочные выборы. Речь идёт о том, что на сегодняшний день мы в марте, по Закону о местном самоуправлении, должны избирать городских «мэров» (городских голов). Ведь у депутатов срок полномочий 5 лет, а у мэров – 4 года. Это не касается, как выяснил Конституционный суд, мэров, которых в этот период переизбрали. Поэтому возник вопрос о возможной накладке, когда не закончатся ещё выборы Президента, а страна, по Закону, будет втянута в выборы мэров городов. Чтобы этого не случилось, после формирования президентской вертикали следовало бы провести такие выборы, но позже установленного срока. Для этого и зарегистрирован такой законопроект. По нему, предварительно пока, авторы предложили перенести их на май. Может, это так и будет, а может, перенесут на ноябрь.
Ну, а выборы депутатов местных советов пройдут в 2011 году, ведь они избирались, в отличие от мэров, на 5 лет. Законопроект, о котором речь, разработан как вариант для выхода из такой коллизии. Хотя, с одной стороны, считаю, преемственность власти (когда хоть кто-то работает) в предупреждение обвала власти, в ситуации «все ушли на выборы», это хорошо.

 

– Ваш прогноз, насколько существенно поменяются, при том, что, как Вы говорите, николаевцы видят эффективность работы регионалов, списки кандидатов в депутаты городского и областного советов, скажем, первые десятки?
– Однозначно поменяются, это я говорю вам как руководитель областной партийной организации. Я внимательно отслеживаю деятельность наших представителей в депутатском корпусе. Последние выборы впервые осуществлялись на партийной основе, поэтому не только наша, но и все остальные парторганизации могли ошибиться. Кто-то из избранников посчитал, что после выборов можно не работать, успокоиться, так сказать, не встречаться с избирателями, плохо выполнять свои депутатские обязанности. Словом, активность некоторых депутатов несколько поменялась в худшую сторону, по разным причинам. Но могу однозначно сказать, что списки регионалов будут меняться. Останутся те, кто работает активно, присутствуют на сессиях, люди их видят в своих избирательных округах. Обязательно увидите новые лица, особенно молодёжь.

 

– Ситуация в Арбузинке в связи с остановкой подачи газа. Там и сейчас люди сидят в палатках возле вентилей, несмотря на то, что и область, и район предприняли какие-то шаги. Как Вы как народный депутат оцениваете эту ситуацию, что там происходит с вашей точки зрения?
– Темой строительства газопроводов не государственными структурами я занимаюсь более 2‑х лет. Вот папка моей переписки с Кабинетом Министров и профильными министерствами об упорядочении с точки зрения Закона такой ситуации, когда трубопровод построен не государством, т. е. собственник его – коллективный, частный и т. д., а с другой стороны, наше законодательство запрещает ему эксплуатировать трубопровод, если не имеется аварийной службы и лицензии на эксплуатацию. И есть такая государственная организация, как облгаз – исключительный монополист в деле обслуживания трубопровода и населения. Таким образом создаётся правовая коллизия: у кого-то есть газопровод, а у кого-то право его эксплуатации и предоставления услуг. Есть Закон о бесплатной передаче таких газопроводов в государственную или коммунальную собственность, который касается колхозов, совхозов, реорганизованных в своё время в другие формы собственности. Но также есть много кооперативов, как в случае с арбузинским участком, когда газопровод построил частник. Так вот, главная проблема не в том, что он построил, а в том, что власть, подписав с ним договор, не удосужилась почитать действующее законодательство. А в нём чётко выписано: куда он должен был его передать по окончании строительства, а также на какой основе – платной, бесплатной, в рассрочку или на других каких-то условиях. Власть должна была всё это строго соблюсти. На уровне местного управления, председателя поселкового совета, этого соблюдено не было. Более того, было записано, что строитель – собственник с правом самостоятельно решать все вопросы, возникающие в процессе эксплуатации. В конечном итоге не сработали надлежащим образом облуправление и райуправление газового хозяйства, взявшие газопровод в эксплуатацию, заключившие с пользователями договора. Они несут ответственность за выполнение договоров в части поставки газа, а также за безопасность. Но в то же время эти ответственные лица позволили себе стать сторонними наблюдателями в возникшем конфликте, когда человек, не имевший права на вмешательство в ГТС, тем не менее, пришёл и, будто слон в посудной лавке, стал распоряжаться сложным и небезопасным оборудованием. Я нисколько не сомневаюсь, что здесь присутствует и коррупция, ведь эту ситуацию наблюдали и прокурор, и управление внутренних дел. Мне пришлось вмешаться в ситуацию, чтобы, в конце концов, совместно с другими заставить облгаз выехать на место с аварийной бригадой и осуществить запуск системы. Я потребовал у милиции обеспечить защиту газовиков, сделать со стороны прокурора предписание в отношении собственника, который не должен был вмешиваться в ГТС. Вопрос должен был ставиться так: если ты собственник, вопросов к тебе нет, но установку цены и проблему собственности, если уж она возникла, решай в законном порядке. Известно, этот процесс длился в Арбузинке больше двух лет при участии представителей исполнительной власти. Они писали друг другу бумаги, а дело стояло на месте. В конечном итоге это привело к тому, что люди потеряли всякое доверие к этой власти. Почему они, пострадавшие в ситуации, в палатках сидят? Да потому что не верят, что исполнительная власть способна действовать по Закону, выполнить Закон! Вот что страшно. Поэтому наша партия говорит, что главная украинская проблема, которая не даёт нормально развиваться стране, это когда власть отбрасывает Конституцию и Закон, а в ответ люди отбрасывают Уголовный кодекс. В Арбузинке были попытки и машины переворачивать, и даже бурить газопровод, потенциально ситуация может спровоцировать такие действия, в ответ на которые возникнет рукопашная схватка. Проблему должна была урегулировать исполнительная власть. Сегодня мы контролируем её действия и ситуацию в целом. Нужно решить не так много проблем. А решение ситуации в корне – за Кабинетом Министров. Должно быть принято Постановление Кабмина, о котором мне на мои запросы только пишут: мол, разрабатываем. А между тем, Юлия Владимировна, выступая на встрече с председателями сельских и поселковых советов, говорит: мы выделяем вам деньги на строительство газопроводов. Ну, так возьмите из этих денег необходимую сумму, заплатите собственникам, верните участки газопроводов в государственную собственность, и вопрос будет закрыт!

 

– Как он решится в Арбузинке?
– На сегодня есть договор с гражданами от имени государства на поставку газа. Облгаз от имени государства должен обеспечить эту поставку. С населения берут 138 грн. за транспортировку топлива. И вокруг этой суммы мы наблюдаем своеобразную игру между облгазом, собственником, «Нафтогазом» – не знаем, куда направляются эти деньги. По большому счёту, простых людей это и не интересует: они платят. А те, кто обязался поставлять газ, не выполняют обязательств. Газ должен поступать в дома бесперебойно, а вне этого процесса, обеспечивающего жизнедеятельность населённого пункта, должен решаться вопрос разного рода правовых отношений между частным предпринимателем Щербиной, николаевским облгазом и исполнительной властью. Прокуратура и милиция должны обеспечить соблюдение Закона – невмешательство в ГТС. Эту ситуацию я буду отслеживать и дальше.

 

Комментарии:

  1. Всеукраинский информационный портал » Blog Archive » Закон украины о прибыли предприятий:

    […] Ситуация не нормальная, ведь отброшены (начиная от «гаранта») за ненужностью Конституция, Законы, решения судов. Премьер заявляет: можете не выполнять решения судов, если они вам не нравятся. Руководители предприятий и выше, … Украина имеет сегодня огромный внешний долг. Какое правительство будет отдавать? Никакое. Отдавать будут граждане Украины. С подоходного налога, с налога на прибыль предприятия, тяжёлым своим трудом, всё до копейки, что сегодня так легко берётся … […]

Сообщение:

*

НОВОСТИ