Четыре дня в российской столице

Новости, Общество

24 Ноя , 2009

9 октября стало для нашей Школы журналистики большим праздником – мы узнали, что победили в V Международном литературно-художественном конкурсе для детей и юношества "Гренадёры, вперёд!", организатором которого является Союз писателей России. Тема конкурса – "Душа моей Родины" – вдохновила нас, юнкоров, на создание книги "С чего начинается Родина?..", которую мы посвятили родному городу. В ней – рассказы об улицах Николаева, о наших школах, земляках, родных и близких людях. А также – признание в любви родному городу, отметившему в этом году своё 220-летие.

Для подведения итогов и награждения участников регионального этапа конкурса 8 октября в Николаев приехала делегация писателей из России во главе с председателем Союза писателей России В.Н. Ганичевым. Главный подарок – поездку в Москву – также получили воспитанники кружка "Информационный" Клуба юных моряков с флотилией, создавшие фильм "Герои-ольшанцы" (руководитель С. Поляков), семиклассник Еланецкой школы Николаевского района Юрий Бондаренко за литературную работу "Космонавтика нужна науке…", которую он посвятил своему земляку, космонавту Юрию Гидзенко, и ученица десятого класса Брылёвской школы Херсонской области Алина Майборода за серию работ декоративно-прикладного искусства.

В Москве наших победителей ожидали 2 ноября и поэтому у нас и у кружка "Информационный" было время подумать, кто будет представлять наши коллективы в Москве. Решили, что Школу журналистики буду представлять я, Диана Мильтых, а кружок "Информационный" – одиннадцатиклассница Николаевской гимназии №3 Екатерина Янчук.

И вот мы вместе с нашими руководителями – председателем духовно-просветительского центра Фёдора Ушакова Галиной Васильевной Бушуевой и руководителем Школы журналистики Ириной Анатольевной Василенко уже на перроне. Морозный воздух обжигает щёки, а душу греет предвкушение чего-то необычайно торжественного, нового и очень радостного. Всего лишь через несколько минут поезд Николаев-Киев будет уносить нас в столицу Украины, откуда мы уезжаем в Москву.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
В древний Киев мы приехали рано утром 1 ноября и сразу отправились в главную святыню нашей Родины – Киево-Печерскую лавру, которая неразрывно связана с судьбой Святой Руси и насчитывает почти тысячу лет. Для верующего христианина увидеть монастырь, который избрала своим уделом Пресвятая Богородица, всегда было великой Божьей милостью, а нередко и целью жизни. И во все времена паломники начинали посещение киевских храмов и монастырей с Киево-Печерской лавры.

…В освящённых молитвами пещерах лавры мы находимся в особом душевном состоянии. Это одновременно и волнение, и радость, и сострадание… В коридорах и келиях стоят раки с мощами святых. Их тела за сотни лет не истлели, а источают благоухание и дают исцеления. Здесь каждый день бывают тысячи паломников, и каждый день здесь совершаются чудеса.

Из рассказов наших руководителей узнали о жизни печерских монахов, которых называли "ангелами во плоти". Их жизнь протекала в постоянной молитве, строгом посте и борьбе со страстями. Свои тела они изнуряли трудами, копая пещеры, очень скоро превратившиеся в подземное поселение. Под землёй монахи обретали тишину и уединение, необходимые для духовных трудов. Узнали мы и об иноках, которые выкапывали себе небольшую келью и замуровывались, оставляя лишь маленькое окошко. Два-три раза в неделю к узкому окошечку приносили просфору и немного воды… На долгие годы эти монахи обрекали себя на полное одиночество. Если пища оставалась нетронутой, это означало, что монах окончил свой земной подвиг. Подвиг затворничества считался высшим монашеским подвигом.

…Несмотря на позднюю осень, в лавре благоухали розы и цвели хризантемы, а солнце радовало нас тёплым светом. Мы умылись у колодцев преподобных Антония и Феодосия Печерских, поставили свечи в храме Рождества Пресвятой Богородицы, побывали на монастырском кладбище…
Мы прощаемся с Киево-Печерской лаврой, но сродняемся с ней навсегда и оставляем здесь частичку своей души.
Преподобные отцы наши Печерские, молите Бога о нас!

МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА
Музей русского искусства – ещё одно место, в котором мы решили побывать, находясь в Киеве. Он был открыт в 1922 году и первоначально носил название Киевской картинной галереи. Как и у большинства музеев, созданных в послереволюционные годы, в основу его коллекции положены национализированные художественные ценности. Особенно обширной была частная коллекция семьи Терещенко. А дом, в котором расположен сейчас музей, принадлежал гласному городской Думы Фёдору Терещенко. Фёдор Артемьевич был знаком со многими русскими художниками второй половины XIX века и пользовался их советами. Более четверти века Терещенко собирал полотна Айвазовского, Васнецова, Верещагина, Крамского, Левитана, Сурикова…

Мы долго стоим у старинной иконы "Борис и Глеб", любуемся портретной живописью и тихонечко читаем стихотворение Лермонтова у картины Шишкина "На севере диком…":
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…

А через час, в вагоне поезда "Киев-Москва", перебивая друг друга, делимся впечатлениями, доедаем домашние "запасы" и рассказываем о своих конкурсных работах. Алина показывает вышивки, Юра взахлёб рассказывает о своём знаменитом земляке, космонавте Юрии Гидзенко, Катя – о работе над фильмом… Всю ночь мы почти не спим, и только когда начинает светать, крепко засыпаем. А через час уже была Москва…

МОСКВА: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
2 ноября, в 6.30, наш поезд приехал на Киевский вокзал, и мы, наконец, увидели Москву. На Комсомольский проспект, в Союз писателей, добрались очень быстро и сразу же почувствовали там себя долгожданными гостями. Нас угостили бутербродами и сладостями, напоили ароматным какао и вкусным чаем, и мы отправились на первую прогулку по Москве.

В первую очередь решили посетить находящийся совсем рядом с Союзом писателей храм. Оказалось, что он освящён в честь святого Николая и построен ещё при царе Фёдоре Алексеевиче в конце ХVІІ века. Мы поклонились главной святыне храма – чудотворной иконе Божией Матери "Споручница грешных"- и отправились к главному храму России – Храму Христа Спасителя, история которого протянулась на несколько столетий. И хотя мы уже знали, что завтра у нас здесь будет экскурсия, нам не терпелось увидеть один из величайших соборов Святой Руси. Золотоглавый храм покорил нас своим величием и красотой. Мы долго фотографировались на его фоне и не могли поверить, что такую красоту можно было когда-то разрушить…

Около Союза писателей нас уже ожидали автобусы, готовые везти победителей в Московский Кремль, который начал свою историю с ХІІ столетия, когда на его территории были построены первые укрепления.

За восемь веков своего существования Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий нашей истории. С приходом Советской власти он стал одним из символов нового строя, и двуглавые царские орлы, венчавшие главные башни Кремля, были заменены на звёзды…

Мы проходим мимо здания Арсенала, который начали возводить ещё при Петре I… А вот красивое и строгое здание Сената. Оно построено в конце ХVІІІ века и предназначалось для проведения собраний дворянства. После революции 1917 года в Сенате размещалось Правительство страны, сейчас – резиденция Президента РФ.

Царь-колокол, Царь-пушка, Патриарший дворец, высоченная колокольня Ивана Великого, остававшаяся до постройки Храма Христа Спасителя самым высоким сооружением Москвы…

Мы зашли в древнейший Успенский собор, построенный в 1479 году. Он долгое время был главным храмом Московского государства. Здесь венчали на царство московских царей, короновали российских императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов, патриархов. Из Успенского собора традиционно начинались все крестные ходы московского священства…
Наша экскурсия заканчивается на Красной площади у Храма Василия Блаженного. Но сюда, в самое сердце Москвы, мы придём ещё не раз.

В гостинице "Новый Арбат" победители из всех уголков бывшего Советского Союза перезнакомились, и уже во время ужина наша делегация сидела за столиком вместе с кадетами из Канска, а вечером мы познакомились с замечательными ребятами из волгоградского лицея, которые представили на конкурс фильм по очерку О.Н. Трубачёва "Книга в моей жизни". Одиннадцатиклассник Алёша Чупухин и пятиклассник Женя Епифанцев учатся в лицее, где чтят память известного слависта Олега Николаевича Трубачёва. По инициативе школьников и учителей создан Музей славянской письменности, к юбилею Трубачёва открыта памятная доска…
Мы читали стихи, наши новые друзья учили украинский язык, а потом стали говорить о дружбе России и Украины.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
И вот опять мы у главной святыни России – Храма Христа Спасителя. Его построили как благодарение Богу за великую победу в войне 1812 года. Строительство храма мирового христианства началось на Воробьёвых Горах, но из-за оползней стройку решили перенести в Красное Село на место Алексеевского женского монастыря. Место строительства было выбрано так, чтобы храм был виден из любой точки Москвы, а соседство с Кремлём подчёркивало связь нового храма с русской историей и культурой. Храм Христа Спасителя строился при четырёх императорах сорок четыре года и в день коронации Александра ІІІ, 26 мая 1883 года, был освящён. Над его созданием трудились лучшие архитекторы и строители того времени, а уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии художеств. Здесь торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи. А в 1912 году недалеко от храма был установлен памятник Александру III.

Величественный собор простоял всего 48 лет и был варварски разрушен в 1931 году. "Мы ставим задачу добиться закрытия церквей и других молитвенных домов города Москвы в рабочих районах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных советов…", – писал в 1931 году журнал "Антирелигиозник". Антирелигиозная пропаганда велась повсеместно и, конечно, главная святыня России никак не вписывалась в новую государственную идеологию.

Несколько месяцев продолжались работы по разрушению храма, а потом его решили взорвать. Камень, оставшийся от Храма Христа Спасителя, вывозили на стройки страны Советов, из него строили московское метро. Святыни продавали за границу…

Вместо разрушенного храма предполагалось построить Дворец съездов, однако планы разрушила война. После войны Дворец построили в Кремле, а на месте храма долгие годы была… огромная яма. Потом здесь появился бассейн под открытым небом. И среди москвичей стала ходить поговорка: "Был храм, потом – хлам, а теперь – срам".

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…, –

написал поэт Н. Арнольд, когда узнал о готовящемся разрушении святыни.

Никто в те годы не поверил бы, что купола Храма Христа Спасителя вновь будут возвышаться над Москвой. Новый храм, максимально приближенный к оригиналу, вырос всего за пять лет.
В автобусе мы сидели притихшие и говорили о возрождающихся храмах России и Украины и о нашей общей истории.

ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ГРЕНАДЁРОВ
В Центральном доме литераторов, где должна была состояться торжественная церемония награждения победителей V юбилейного Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества "Гренадёры, вперёд!", играл военный оркестр, была открыта выставка, а в зале нас ожидали известные люди России. Среди них – епископ Зарайский Меркурий, председатель Союза писателей России и заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора В.Н. Ганичев, ректор Литературного института Б. Тарасов, народные артисты России М. Ножкин и Ю. Назаров, артистка Л. Мальцева, лауреат Большой литературной премии России поэт К. Скворцов, космонавт С. Трещёв, члены Союза писателей России, представители Министерства образования и культуры РФ, спонсоры…

В этом году конкурс проходил под девизом "Душа моей Родины" и, как обычно, в нём можно было участвовать в пяти номинациях: "Слово о Родине", "Художественный образ Родины", "Добрый мастер родной земли", "Стихи и песни о Родине", "Образ и память Родины".

Звучит гимн гренадёров, а потом редактор детского журнала "О русская Земля!" и председатель оргкомитета конкурса Марина Валерьевна Ганичева рассказывает о пятилетней истории конкурса, о том, что в нём принимают участие дети из России, Беларуси, Кыргызстана, о том, что юные конкурсанты показывают "удивительные образы творчества, которые свидетельствуют об осознанной любви к своему Отечеству, восхищении подвигами своих предков…". "В нашей стране родилось движение молодых людей, устремлённое в будущее и крепко связанное с героическим прошлым страны, движение, нацеленное на творение добра и милосердия, движение патриотов своей Родины в наивысшем значении этого слова", – сказала в своём приветствии Марина Ганичева.

В этом году эпиграфом к конкурсу стали строки из стихотворения Николая Рубцова:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь…,

а также слова гостя праздника, поэта Константина Скворцова:
Не может Родина быть малой
С такой великою душой.

С этих строк и началось награждение победителей в номинации "Слово о Родине". Мы с Юрой Бондаренко, в числе многих победителей, поднимаемся на сцену, становимся рядышком, очень переживаем и едва слышно переспрашиваем друг у друга: "Ты волнуешься?". Наши сердца учащённо бьются, ладони стают холодными. Юре, как и всем, вручают подарки, дарят специальный приз от постоянного спонсора конкурса семьи Орловых и приглашают в Звёздный городок. Оказывается, Юра всего лишь на один день "разминулся" со своим земляком, Героем РФ, космонавтом Юрием Гидзенко. Юрий Павлович приехал в родной Еланец, но Юру, который написал о нём работу, не застал. Поэтому решил встретиться с ним в Звёздном.

Я получила из рук известных людей подарки, но всё не могла справиться с волнением. Неужели я в Москве? Меня ли награждают?..
В номинации "Художественный образ моей Родины" за создание фильма "Герои-ольшанцы" награждают Катю Янчук, в номинации "Добрый мастер родной земли" – Алину Майбороду. Мы поздравляем друг друга, у нас берут интервью, фотографируют, а праздник продолжается. Наш новый знакомый, поэт из Тамбовской школы-интерната с начальной лётной подготовкой Миша Зелепукин читает стихи, девочки из Бийска, создавшие Агентство добрый дел, показывают мини-спектакль, в исполнении московских артистов звучат русские народные песни…

В наших сердцах навсегда останется этот славный и торжественный праздник. Праздник, на котором мы, дети, теперь разных стран, почувствовали себя одной семьёй, людьми единой Родины, желанными и долгожданными гостями и настоящими победителями!

НА БОРОДИНСКОМ ПОЛЕ
4 ноября в день, когда православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери, а все россияне ещё и День народного единства и согласия, все наши "гренадёры" были приглашены на открытие выставки-форума "Православная Русь", которая открылась в Центральном выставочном зале "Манеж". Мы увидели и слушали святейшего Патриарха Кирилла, поклонились чудотворной иконе Божьей Матери Почаевской, посмотрели экспозицию и поехали на Бородинское поле.

26 августа 1812 года под Москвой, в сегодняшнем Можайском районе, произошло сражение между русской и французской армиями, а в 1941-1942 гг. здесь проходил передовой рубеж Можайской линии обороны Москвы. На поле – многочисленные памятные знаки героям войны 1812 года и советским воинам, братские могилы. Мы подходим к высокому монументу героям Бородинского сражения, находящемуся на месте батареи Раевского, стоим у могилы Багратиона и перед глазами встаёт страшная картина великой битвы. Огонь, дым, исковерканная земля, тысячи погибших и раненых. Для всех русских людей Бородино – это поле великой любви, скорби, поле бессмертной русской славы.

"Бородино – битва гигантов" – так называлась экспозиция, с которой мы познакомились в Музее Бородинского сражения, который основан на месте битвы. Мы увидели личные вещи известных полководцев, оружие, подлинное обмундирование, трофеи… У панорамы сражения слушали рассказ о судьбоносном дне, а в памяти всплывали строки из лермонтовского стихотворения:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Наши автобусы направляются к главному памятнику Бородинского поля – Спассо-Бородинскому женскому монастырю, который основала Маргарита Тучкова, жена генерала Александра Тучкова. На месте монастыря бой был особенно жестоким, и здесь погиб генерал Тучков. Маргарита Михайловна на месте гибели мужа сначала построила деревянную часовню, а потом – каменную церковь. Эта церковь была памятником супружеской любви и верности.

В 1836 году Маргарита Михайловна стала монахиней, а вскоре матушку Марию назначили игуменьей Спассо-Бородинского монастыря.
В святой обители тихо и спокойно. Дай Бог, чтобы никогда больше на этом месте не была пролита кровь!

ИСТОЧНИК СВЯТОГО ФЕРАПОНТА
Наш путь лежит в деревню Исавицы Можайского района, рядом с которой находится Лужецкий мужской монастырь.
В начале ХV века основатель Лужецкого монастыря монах Ферапонт вырыл колодец. Испив воды из этого колодца, люди освобождались от душевных и телесных болезней, становились терпимее друг к другу. С той поры и пошла слава о Ферапонтовом колодце. Не иссякал людской поток к святому источнику и, несмотря на тяжёлые времена, источник всегда восстанавливали. Однако после революции 1917 года в Лужецком монастыре разместилась колония НКВД, затем его стали использовать под складские помещения. А на месте святого источника долгие годы была огромная свалка. Но, по воле Господней, семь лет назад предприниматель Е. Пригарин решил очистить святое место. И Господь вознаградил его труд – в деревне Исавицы вновь зажурчал родничок. Пригарина поддержали другие предприниматели, мэр Можайска, руководители различных организаций и просто небезразличные люди. Колодец облагородили, построили купель…

У источника нас встретили эти неравнодушные люди, сказали много тёплых слов, накормили вкусной кашей, напоили чаем, вручили подарки…
Спасибо вам, добрые люди! Спасибо тебе, святой Ферапонт! Моли Христа Бога спастися душам нашим!

В ГОСТИНИЦЕ "НОВЫЙ АРБАТ"
В ту последнюю ночь мы почти не спали. Смотрели игровой фильм "Царский кадет", который представили на конкурс воспитанники Канского морского кадетского корпуса Виктор Дарчук и Роман Коршунов, слушали авторские песни Ильи Падукова из Пермского края, стихи Олега Самарина из Орла. Суворовец Миша Кулешов из Екатеринбурга рассказывал о своём прадеде, моряке Черноморского флота, которому посвятил конкурсную работу, а Маша Сарнавская из Геленджика – о своём увлечении живописью…

ЗВЁЗДНЫЙ
О том, что когда-то побываю в Звёздном городке, даже не мечтала. И когда мне сказали, что вместе с Юрой Бондаренко поеду на встречу с космонавтами, прыгала от счастья.

Ранним утром мы выехали из Москвы и уже через час стояли у ворот Звёздного городка, находящегося в 25-ти километрах от Москвы. Юрий Павлович Гидзенко лично встретил нас, и мы въехали в городок, который долгие годы был засекреченным. Начиная с 1960 года здесь готовили к полётам в космос.

Наш земляк, заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, Герой РФ Юрий Гидзенко приглашает в свой кабинет, угощает чаем и начинает расспрашивать обо всём. Мы с Юрой рассказываем ему о своих родителях, учителях, о конкурсных работах, о поездке в Москву, о приёме в Союзе писателей. А потом начинается беседа двух земляков.

– Где живёт твоя бабушка? – спрашивает Юрий Павлович.
– Коло больниці, – отвечает Юра.
Все улыбаются, а два Юрия увлечённо беседуют и без лишних объяснений понимают друг друга.

Мы фотографируемся, знакомимся с полковником Игорем Евгеньевичем Марценюком, который провёл детство в Николаеве, а потом Юрий Павлович "доверяет" своих земляков Олегу Дмитриевичу Хвоевскому, ведущему специалисту группы экскурсионного обслуживания.

Звёздный городок делится на две части – служебную и жилую. В нём около 8 тысяч жителей, есть школа, детский садик, магазины. За 49 лет работы Центра здесь прошли подготовку 230 космонавтов, 103 из них полетели в космос. В учебном корпусе, который курирует Гидзенко, нам показали тренировочные модули, являющиеся точными копиями космических кораблей. На них космонавты готовятся к полётам, а эффект пребывания в космосе создают компьютеры. Все действия космонавтов координируют специалисты, сидящие за пультами в соседнем помещении. Здесь работают инженеры по старту, стыковке, манёврам… Оказывается, вес космического корабля составляет 7 тонн, а его скорость – 28 тыс. км в час. Мы заглянули в бытовой отсек космического корабля, наблюдали за тренировкой космонавтов на одном из тренажёров, а затем перешли в помещение, где находится копия орбитальной станции "Мир". Нам разрешили потрогать и попробовать абсолютно всё. Вместе с Юрой сидели в каюте командира экипажа и за обеденным столиком космонавтов, рассматривали огромные вакуумные брюки для восстановления циркуляции крови, пробовали заниматься на тренажёре… Побывали и в зале, где находится самая большая в мире центрифуга, которая используется для моделирования перегрузок и проверяет вестибулярный аппарат. Внутрь неё можно попасть только лёжа на специальном кресле.

Побывали и в одном из самых интересных мест Центра – гидролаборатории. Здесь – огромный, с двенадцатиметровой глубиной, бассейн, в который погружаются макеты орбитальной станции и её модулей. В бассейне как раз началась тренировка. Два космонавта в скафандрах с помощью аквалангистов спускались в воду. Тренировки в воде – отработка выхода в открытый космос, т.е. работа в условиях невесомости.

…В Звёздном свято чтят память первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, который 22 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике "Восток" впервые в истории человечества полетел в космос. Центр подготовки космонавтов носит его имя, везде его фотографии. Вот он с мамой, с женой, с дочерью, друзьями-космонавтами.

После экскурсии Юрий Павлович рассказал нам о своём детстве, огромном желании стать лётчиком, о том, как в 1987 году его зачислили в отряд космонавтов, о трёх полётах, суммарное время которых составило 320 дней 1 час 20 минут 30 секунд… А потом мы познакомились с космонавтом №100 Олегом Котовым. Кстати, Олег Валерьевич тоже родился в Украине, в городе Симферополе. А на экскурсии по Звёздному мы встретили ещё одного космонавта из Украины – Юрия Онуфриенко.

Наполненные незабываемыми впечатлениями уезжаем из Звёздного, а Юра, конечно, надеется вернуться сюда снова, и уже не в качестве гостя. На обратном пути говорим о необычайно сложной профессии космонавта и о наших новых друзьях – простых, душевных, гостеприимных, добрых людях. Они – настоящие герои, ведь каждый полёт в космос – это подвиг, мужество, смелость, самопожертвование.

В СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ
В Союзе писателей мы чувствуем себя уже как дома. Делаем чай, бутерброды и… с важным видом расхаживаем по Союзу. Но вот наступает минута расставания. Последнее фото, пожатие руки. Мы прощаемся с писателями Мариной Валерьевной Ганичевой и Сергеем Ивановичем Котькало, которые каждый день проводили с "гренадёрами" и стали нашими добрыми друзьями. Они помогают "погрузить" в машины наши тяжеленные сумки с подарками, обнимают, целуют… А Валерий Николаевич и Светлана Фёдоровна Ганичевы вместе с нами едут на вокзал.

Спасибо вам, дорогие писатели, за чудесный приём, прекрасный праздник, интересные экскурсии, замечательные подарки! За заботу, доброту, внимание, дружбу!
Мы всегда будем с вами, с Москвой, с Россией!

P.S. За организацию поездки мы также выражаем благодарность нашему мэру В.Д. Чайке, Благотворительному фонду "Николаев-2000" (председатель В.Ю. Пучков) и депутату горсовета И.В. Колесник.