NO PASARAN!

Конфликт, Новости

  3 Ноя , 2009

Думаю, не только мне вспомнился этот девиз испанских республиканцев прошлого столетия «Они не пройдут!», – эти слова на пресс-конференции, которая состоялась на прошлой неделе в Николаевском морском торговом порту (НМТП), представители СМИ Киева, Одессы, Николаева слышали ото всех выступающих. Речь шла о крупнотоннажных судах типа «ПАНАМАКС» на примере конкретного судна «PREVENTER», которое с начала октября ждет погрузки сельхозпродукции с терминала СП «НИБУЛОН».
Этот конфликт завязал в тугой морской узел и без того сложные взаимоотношения руководства порта и компании «НИБУЛОН», а также взбудоражил общественность всей страны. Ведь это не просто срыв крупного международного контракта, это не только убытки компании, это подрыв имиджа Украины как экспортера зерновых культур. То, что пресс-конференция длилась около двух часов, обусловлено спецификой темы. Все выступающие старались не только устно объяснить журналистам сложившуюся ситуацию, а и наглядно на экране демонстрировали её всевозможные аспекты, вплоть до компьютерного моделирования. Тем, кто не понимал с первого раза, объясняли «на бис». В качестве аргументов фигурировали и ксерокопии некоторых официальных документов. Чтобы не утомлять читателей ненужными подробностями, попробую выделить главное.

 

Итак, сегодня, по словам начальника НМТП Василия Николаевича Капацыны, его предприятие представляет собой образец современного европейского порта. За девять месяцев текущего года через его причалы в экспортно-импортном направлении прошли около 6 млн. тонн грузов, что составило более 50 млн. гривен чистой прибыли. Это результат работы последних четырех лет. Николаевский морской торговый порт – единственный в Украине, где докеры уже не числятся в штате НМТП. Как принято во всех странах с рыночной экономикой, они работают в стивидорных компаниях. Четко функционируют энергетическая, железнодорожная и другие службы. Продолжается реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции терминалов, о которых не раз сообщали СМИ. Осуществляется контроль над отведенной акваторией и гидротехническими сооружениями, чтобы обеспечить безопасное судоходство, т. е. выполняются основные функции государственного предприятия. Как и в любом порту, здесь есть начальник и капитан. Эти руководители, согласно действующему Законодательству Украины, назначаются приказом министра транспорта, только им же могут быть освобождены от работы и подчиняются только ему. Взаимоотношения между начальником и капитаном порта, согласно тому же Законодательству, сводятся к следующей схеме: начальник порта отвечает за обеспечение безопасного судоходства в акватории порта, а капитан осуществляет надзор за действиями как начальника порта, так и других субъектов морского торгового судоходства. Отменить решения этих руководителей может тоже только министр транспорта.

 

В сегодняшней ситуации судно «PREVENTER» для погрузки от причала СП «НИБУЛОН» должно пройти около 86 км Бугско-Днепровского лиманского канала (БДЛК) вверх по реке Южный Буг и дальше – транзитом около 2,5 км по первому колену канала акватории николаевского порта, а потом по водным подходам непосредственно к причалу «НИБУЛОНа». БДЛК по документам имеет ширину 100 м, глубину – 11,2 м и предназначен для безопасного прохода судов со следующими максимальными параметрами: длина до 215 м, осадка – до 10,3 м. Из-за многих технических причин первое колено акватории порта имеет ряд ограничений. Например, по паспорту оно должно иметь ширину 80 м и допустимую осадку – до 9,22 м, но в некоторых местах эти параметры значительно ниже. Суда, которые направляются к причалам «НИБУЛОНа», ограничены длиной 170 метров. Судно «PREVENTER» имеет длину 227 м и ширину 32,2 м. В то же время существует утвержденный проект расширения и углубления первого колена акватории порта до параметров 100 м длины и 11,2 м глубины. 29 сентября текущего года начались дноуглубительные работы, рассчитанные на несколько месяцев.
Капитан Николаевского морского торгового порта Павел Сергеевич Рябчиков отметил, что для него приоритет безопасности судоходства стоит на первом месте по  отношению к приоритету коммерческому. По словам капитана порта, данная ситуация намеренно сводится к конфликту. В июле 2009 года на совместном совещании руководства порта, предприятия «Дельта-лоцман», СП «НИБУЛОН» и различных агентских фирм, обслуживающих причалы «НИБУЛОНа», обсуждался и вопрос подхода к этим причалам. Одним из пунктов решения было заблаговременное уведомление руководства порта со стороны компании о транзите крупнотоннажных судов, параметры которых выходят за границу указанных в паспорте первого колена. Павел Сергеевич отдельно подчеркнул, что в осенне-зимний период с северными и северо-восточными ветрами складываются особенно неблагоприятные гидрометеорологические условия, понижается уровень воды на каналах и в акваториях реки Южный Буг, и все это делает прохождение судна «PREVENTER» к причалу «НИБУЛОНа» опасным и неоправданно рискованным. Тем более, что в прошлом году в абсолютно благоприятных навигационных условиях были проведены два экспериментальных захода аналогичных судов на вышеупомянутый терминал, которые и показали, что без реконструкции первого колена канала акватории порта, расширения площадей и дноуглубительных работ прохождение судов типа «PANAMAX» к причалу «НИБУЛОНа» невозможно без риска посадки на мель или повреждения судна.

 

Несмотря на все вышесказанное, по словам капитана порта, 29 сентября он получает из СП «НИБУЛОН» письмо и паспорт прилегающей акватории, разработанный ООО «НПП Гидротехника», в котором указаны параметры расчетного судна длиной 225 м. В письме руководство компании просит внести изменения в лоцманскую документацию в соответствии с новым паспортом. Связавшись с государственным предприятием «ЧерноморНГИпроект», выяснили, что этот паспорт нелигитимен, так как он не согласован и не утвержден этим институтом. То есть все указанные параметры типа глубины в 11,2 м существуют только на бумаге и могут рассматриваться только как перспективные проектные данные.

 

Павел Сергеевич сообщил, что того же 29 сентября «PREVENTER» уже отчалил от берегов Арабских Эмиратов по направлению в николаевский порт, 2 октября он получил заявку на прохождение этого судна с параметрами длины 227 м, учитывая все вышесказанное, отказал и попросил руководство «НИБУЛОНа» уведомить капитана судна об ограничениях параметров судоходства в акватории причала компании. Но капитана никто так и не оповестил. После этого начались проверки со стороны вначале местных, потом и вышестоящих контролирующих организаций. Прокуратура и СБУ разного уровня признали действия капитана порта правомочными. Дело дошло до секретариата Президента. Но позиция Министерства транспорта Украины также совпадает с позицией капитана порта. Павел Рябчиков рассказал, что последние недели весь его штат занят ответами на бесчисленные запросы, предписания, требования различных ведомств.
Из представленных документов следует, что капитан «PREVENTE» также заботится о безопасности своего судна и согласен с действующими правилами судоходства. Выход из создавшейся ситуации Павел Сергеевич видит в загрузке судна «PREVENTER» в Николаевском морском торговом порту, как и оговорено, кстати, в чартере судна.

 

Позицию капитана порта поддерживает и Василий Николаевич Капацына, который подчеркнул, что любой риск должен быть не только оправданным, но и разумным. Он напомнил, что все суда сегодня застрахованы, и в случае любой аварии или повреждения судна в акватории порта страховые компании этот порт просто разорят. Начальник порта отметил, что нельзя безопасность государственной собственности и людей отдавать в частные руки. Василий Николаевич добавил, что готов предоставить свои причалы, баржи и помочь загрузить судно сельхозпродукцией в районе Очакова. Затраты СП «НИБУЛОН» на эти услуги составят порядка 250–300 тыс. долларов, а по времени это заняло бы 5–6 суток. Начальник порта сказал, что конфликт напрямую связан с его негативным отношением к приватизации СП «НИБУЛОН» так называемого гидротехнического сооружения № 62 общей площадью 22,7 га, зарегистрированного в Регистре судоходства Украины как «Акватория» и «Подходный канал», хотя по Законодательству и акватория, и подходный канал являются водными объектами общегосударственного значения и не подлежат приватизации. Василий Николаевич считает, что так как все строительные дноуглубительные работы на этом гидротехническом сооружении проводились на средства трудового коллектива ЧСЗ еще в советское время, этот объект является государственной собственностью. Он зачитал также выдержку из распоряжения Кабмина, где сказано, что дноуглубительные работы на подходах к терминалу «НИБУЛОНа» могут проводиться портом совместно с компанией, но без передачи гидротехнического сооружения в частные руки. Кроме того начальник порта процитировал постановление Кабинета Министров от 7 октября 2009 года, в котором порты определены субъектами системы управления безопасностью судоходства. В этом качестве они обязаны принимать меры, предотвращающие негативное влияние на систему деятельности субъектов хозяйствования, а именно такой, которая направлена только на получение прибыли.

 

На пресс-конференции выступил и бывший заместитель директора ГП «Дельта-лоцман», заслуженный работник транспортной отрасли, ныне пенсионер Георгий Семенович Романов. Он вспомнил, как осуществлялся вывод авианосца «Варяг» из акватории ЧСЗ. Это была настоящая операция, которая разрабатывалась и планировалась ведущими оборонными институтами, заняла несколько месяцев и имела очень много проблематичных специфических аспектов. Георгий Семенович заметил, что осадка «Варяга» была 7,6 м. Ветеран лоцманской службы подтвердил, что в данном случае он тоже не стал бы рисковать и, по его мнению, «PREVENTER» не вписывается своими параметрами в акваторию причала СП «НИБУЛОН».

 

Виктория Гонорацкая

 

Сообщение:

*

НОВОСТИ