От сердца к сердцу со скоростью звука

Культура, Новости

  15 Дек , 2009

Музыка, которую нужно играть пальчиками, которую нужно проживать до конца. В ней нет искусственности, нет автоматичности. Ее нужно играть ОТ СЕБЯ. Джаз – живая и свободная музыка. Что особенно ценно в наш электронно-технологичный век.
Владимир АНДРЕЕВ, николаевский музыкант 70–80‑х гг.

Без сомнения, джаз родился в негритянском сердце.

 

Это, если можно так выразиться, музыкальная летопись африканских народов, которые не по своей воле, насильно вывозились с «черного континента», становясь рабами в тысячах тысяч километрах от родной земли. Что им оставалось?! Вера в Бога и музыка…
Не знаю, как вы, уважаемый читатель, а я до тридцатого ноября не знал, что в Николаеве существует такая качественная, такая профессиональная, такая талантливая джазовая школа.

 

 

Праздник джаза – «JUBILEE 2009» – который состоялся в стенах Русского театра, был сотворен талантом преподавателей и студентов Николаевского государственного высшего музыкального училища и был приурочен к 110‑летию альма-матер. Организаторами же, так сказать, идейными вдохновителями этого незабываемого мероприятия выступила супружеская пара музыкантов Владимир и Татьяна Алексеевы. Владимир Алексеев является заведующим эстрадным отделением Николаевского государственного высшего музыкального училища, президентом Николаевского джаз-клуба, а Татьяна – преподавателем вокала эстрадного отделения, руководителем вокального ансамбля «Blues in Blаck». Эти талантливые люди были неоднократными лауреатами всеукраинских и международных джазовых фестивалей.

 

Итак, занавес Николаевского академического художественного русского драматического театра распадается на две половинки. В уютном полумраке сцены матово поблескивают лакированные тела скрипок и контрабасов, издающих тихую, как бы настраивающую слушателя на нужный лад, музыку. И вдруг из-за кулис выплывает сияющий золотою медью его величество король джаза – саксофон. Преподаватель Николаевского государственного высшего музыкального училища Юрий Руль, известный в городе и любимый его поклонниками саксофонист, считает, что звуки саксофона – наиболее приближенные к звучанию и тембрам человеческого голоса. Татьяна Алексеева тоже достигла высокого джазового мастерства, пропуская джаз сквозь свое сердце и выпуская его на волю, как некую эмоциональную птицу. «В джазе я могу раскрыть свою душу…», – говорит Татьяна. Недаром для неё одним из главных примеров и ориентиров в профессии стала гениальная джазовая певица Элла Фицджеральд, обладавшая очень мягким, очень пластичным голосом, способным выразить тончайшие оттенки человеческих чувств.

 

Кстати говоря, Владимир и Татьяна создали классический джазовый дуэт (фортепиано-вокал) под названием «Secret Room». И на вечере звучала композиция двух влюбленных сердец «Около полуночи». Тягучая густая мелодия фортепиано как бы разговаривала, иногда даже спорила с не менее насыщенным вокалом, прекрасно создавая атмосферу полуночного разговора.

 

Отметим также джазовый квартет «Quatro Paz». Ребята, несмотря на молодость, можно даже сказать, юность, виртуозно владеют инструментами и как бы «купаются» в музыке, наслаждаясь ею. Контрабас – Дмитрий Майстренко, тенор-саксофон – Светлана Воронина, ударные – Виталий Бей, гитара – Влад Баранский, руководитель и аранжировщик – Владимир Алексеев. Они живут на сцене и с нее ИМ ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ.

 

Например, Светлана Воронина. Хрупкая девушка выбрала своим призванием, своей жизненной дорогой игру на саксофоне. Ведь саксофон, как говорится, «мужской» инструмент, и в двадцатые-пятидесятые годы, когда джаз только-только начал просачиваться сквозь «железный занавес» в Советский Союз, владение саксофоном приравнивалось к владению холодным оружием.

 

«Джаз – это состояние души, а не принадлежность к полу, – отвечает на мой вопрос о «мужественности» саксофона Светлана Воронина. – Джазистом может быть любой человек. Мой папа – музыкант, и я начала играть на саксофоне в возрасте девяти лет. Мне сразу понравился этот инструмент. Понравилось, как он выглядит, понравился его звук…»

 

– Игра на саксофоне – это большой труд, – вступает в разговор Юрий Руль. – Когда ты играешь джаз, то выкладываешься без остатка. Это очень тяжело, но и чрезвычайно приятно. И потом ты уже не можешь понять, как мог существовать раньше без саксофона, без того, чтобы, благодаря своему сердцу, вдохнуть в него музыку и свою жизнь…

 

Заключительным номером концерта стало выступление джазового вокального хора «Фривойс», состоящего из студентов НГВМУ. Хор замечательно исполнил две композиции – «Теплый дождь Африки» и песню Стиви Уандера, посвященную Дюку Эллингтону. Этот хор – явление совершенно уникальное. Единственный джазовый хор в Украине! Он удаляется от классического понимания хора как прямо и неподвижно стоящих людей, одетых в костюмы «белый верх – черный низ» и поющих в оперном стиле. Это другое явление. Впечатление, – что «Фривойс» исполняет не однозначные, четко спланированные вокальные партии, а импровизирует, забавляясь пением и музыкой. Хористы музицируют не только голосом, но и руками, ногами, прищелкивая, притопывая, прихлопывая. Образно говоря, это не высокопоставленный прием или званый ужин во фраках, а вечер «без галстуков». В этом и состоит обаяние джаза.

 

Нужно сказать огромное спасибо – преподавателям и студентам Николаевского государственного высшего музыкального училища за то чудо, которое они подарили слушателям. Они все бесконечно талантливы, профессиональны. Именно школа! Ведь на сцене были не один и не два человека – может, все пятьдесят! С 1994 года, когда в НГВМУ открылся эстрадный факультатив, в Николаеве сформировалось мощное джазовое движение. И, слава Богу, что оно не подпольное, что оно выливается и формируется, и рождает такие совершенно бесподобные джазовые концерты.

 

К джазовому делу тянутся столько молодых людей! Сплошь молодые одаренные лица. Так, например, участнице хора «Фривойз» Анне Кипятковой исполнилось всего шестнадцать, а она уже талантливо проявляет себя в вокале и в игре на саксофоне.
Что еще примечательного было на фестивале «JUBILEE 2009»?..

 

В огромном зале Николаевского академического (в этом году он получил столь высокое звание, с чем мы поздравляем театральный коллектив под руководством Николая Антоновича Кравченко) художественного русского драматического театра совершенно не было свободных мест. Ни одного. Все было забито от партера и до балкона – до самого последнего места на галерке.

 

Это может означать только одно – люди соскучились по настоящему «живому» искусству. Люди соскучились по джазу, находя в нем, в наше время массированной и почти тотальной атаки на сознание однообразной угнетающей попсы, отдушину и радость. Точно так же, как и те темнокожие рабы, несколько веков назад жившие на другом конце Земли, но все же сумевшие передать нашим сердцам свои радость, боль и надежду, свою грусть и свой свет от своего горячего африканского сердца со скоростью звука.

 

Андрей ЧИЖЕНКО
Фото Александра СЕМАШКО
НА ФОТО: 1 – Юрий Руль – его величество саксофон; 2 – Владимир Алексеев: «Моя жизнь – это джаз»; 3 – Татьяна Алексеева – африканские ритмы.

 

 

Сообщение:

*

НОВОСТИ