Процесс пошел

Новости, Общество

  21 Сен , 2010

Оперативный возврат на доработку Кабинету Министров проекта государственного бюджета на 2011 год, осуществленный спикером Владимиром Литвином буквально через сутки после того, как документ поступил на рассмотрение в Верховную Раду, зафиксировал сразу несколько важных моментов в нынешних взаимоотношениях между ветвями власти.

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Как недавно заявил глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов, бюджет-2011 будет базироваться на основе нового Налогового кодекса. Подтверждение этому дал и председатель Верховной Рады, объяснивший возврат бюджетного законопроекта июльским решением парламента о вынесении проекта Налогового кодекса на всенародное обсуждение. Окончательное решение по данному вопросу парламентарии приняли 7 сентября – после заслушивания результатов обсуждения.

Литвин также отметил, что возвратил в правительство проект Госбюджета на 2011 год с предложением, которое совпадает с позицией Президента Украины и рекомендациями Совета регионов относительно целесообразности разработки Кабинетом Министров бюджета на новой налоговой основе с учетом норм Бюджетного кодекса.

И вот здесь интересны два момента. Вопервых, Совет регионов – консультативно-совещательный орган, созданный по инициативе Виктора Януковича в апреле этого года, не стал очередной мертворожденной «говорильней», каких на Банковой в предыдущие годы появлялось немало. Совет этот, призванный заниматься вопросами сбалансированного социально-экономического развития регионов Украины, проблемами улучшения инвестиционной привлекательности и работой над административно-территориальной реформой, собирается регулярно. И, судя по нынешней ситуации с проектом бюджета, его мнение имеет вес.

Ну и, вовторых, для Украины является новацией тот уровень взаимодействия между Президентом, парламентом и правительством, когда жизненно важные для всего общества вопросы решаются не просто быстро, а без торговли, шантажа и саботажа.

МЕРТВОЕ ПОЛЕ

Что еще разительно отличает проект главного финансового документа страны на следующий год от его предшественника – это условия, в которых происходит подготовка.
Предыдущий «кошторис» в этом смысле тоже оказался уникальным. В отрицательном смысле. Начнем с того, что принят он был 27 апреля текущего года (т. е. как минимум на 4 месяца позже необходимого). Правительство Тимошенко сознательно сорвало подготовку бюджетного процесса, чтобы иметь возможность расходовать средства государственной казны в ручном режиме. В первую очередь – на избирательную кампанию Юлии Владимировны и удовлетворение неуемных аппетитов ее окружения.

В итоге отечественная экономика начала ставить печальные рекорды. Если в большинстве развитых стран мира потери темпов экономического роста из-за кризиса исчислялись несколькими процентами, то в Украине только за прошлый год было потеряно 15% ВВП. В частности, только в строительной отрасли – свыше 50%.

Беспрецедентным оказался и бюджетный кризис: каждая вторая государственная гривна была взята взаймы. Долговая пирамида, возведенная умелыми женскими руками, грозила похоронить под собой экономику страны. Госдолг за 2009 год увеличился в четыре раза, а вместе с ним – и выплаты по процентам. Уже в апреле этого года новое правительство было вынуждено отдать по внутренним обязательствам 5 млрд. гривен.

Даже приблизительный подсчет дефицита бюджета поверг специалистов в шок: приблизительно 16% от ВВП! Подсчитать точнее сразу не получилось, поскольку сюда еще предстояло добавить скрытый дефицит, огромные государственные гарантии и проблемы «Нафтогаза Украины», находившегося на грани дефолта.
Кабальный контракт на поставку газа, заключенный в январе 2009 года, фактически поставил на колени бюджетообразующие отрасли. При цене газа в 330 и более долларов за тысячу кубометров предприятия той же химической промышленности, где предельная цена на газ при производстве аммиака не должна превышать 180 долларов, оказались за чертой рентабельности.

Раздача кандидатом Тимошенко «с барского плеча» квартир вылилась боком Государственному ипотечному учреждению, которое было обязано возвратить банкам 1,7 млрд. гривен, взятых в качестве кредитов. А после скандального срыва приватизации Одесского припортового завода в неизвестном направлении исчезли 800 млн. гривен залоговых средств от участников аукциона, которые теперь судятся с государством Украина.

Но это еще, как говорится, наши внутренние дела. Международную же огласку получили махинации с использованием средств, полученных из продажи украинской квоты на выбросы углекислого газа по Киотскому протоколу. Японские инвесторы потребовали от Украины отчета за 500 миллионов долларов, которые наша страна должна была потратить на улучшение экологической ситуации.
Судебные тяжбы с компанией «Vanco», у которой Тимошенко отняла лицензию на разработку Черноморского шельфа и проигранный вчистую иск от «RosUkrEnergo» в Стокгольмском арбитражном суде – это еще миллиарды долларов из кармана налогоплательщиков и неизмеримые имиджевые потери, которые Украине еще предстоит пережить.

В общей же сложности действия правительства Тимошенко нанесли государству убыток в размере 100 млд. грн. (около $12,5 млрд.).
Провалы в бюджетно-финансовой сфере усугублялись разрушением системы управления. Анализ показал, что 90% постановлений правительства не выполнялись! Разложение шло сверху донизу – от высоких кабинетов на Грушевского до городов, районов и сел.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

В такой обстановке авральная подготовка бюджета в самый разгар финансового года не предполагала промедления. Единственная задержка была вызвана переговорами с «Газпромом», в итоге которых украинской стороне все-таки удалось добиться долгосрочного снижения стоимости газа на 100 долларов за тыс. куб.
При этом новое правительство Украины сумело стабилизировать финансовую ситуацию в НАК «Нафтогаз Украины». И за газ, закупаемый у «Газпрома», Украина перестала рассчитываться бюджетными средствами. «Впервые за март–апрель «Нафтогаз» рассчитался, не привлекая ни одной копейки бюджетных средств. Так будет и в дальнейшем», – заявил Премьер-министр Н. Азаров.

Буквально сразу после окончания переговоров в Харькове на сайте Верховной Рады был опубликован проект бюджета-2010. И уже на следующий день Закон утвердил парламент – без привычного ранее затягивания и подковерной торговли.
«Бюджет очень трудный, и не просто трудный – бюджет тяжелейший. После той вакханалии, которая была в прошлом году, когда дефицит бюджета был около 16% или даже больше 16%, мы его свели до 5% – в три раза. Мы максимально сократили все расходы, которые можно было сократить, и сконцентрировали ресурсы на решающих, на наш взгляд, направлениях», – констатировал глава правительства.

В условиях тяжелейшей экономической ситуации Кабинет Министров был вынужден продолжить сотрудничество с Международным валютным фондом и взять на себя ответственность за все обязательства предыдущего правительства (в противном случае Украина получила бы вместо кредитов огромные штрафные санкции).
При этом важнейшее отличие от предыдущих меморандумов с МВФ состояло в том, что полученные средства правительство Азарова планировало направить не на предвыборное «проедание», а на поддержание реального сектора экономики.

«Мне кажется, нынешний вариант бюджета-2010 больше понравится МВФ. Он более взвешенный по сравнению с предыдущим вариантом, в нём уменьшены доходы и учтены реальные потребности Пенсионного фонда в поддержке из госбюджета. Вместе с тем, он по-прежнему довольно амбициозен. Очевидно, правительство будет делать большой акцент именно на детенизацию…», – отметила в своем комментарии аналитик компании «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач.

При этом правительство Азарова взяло на себя и социальные обязательства перед миллионами украинских граждан, два года за свой счет оплачивавших предвыборную кампанию лидера «Батьківщини». Так, в госбюджете 2010 года было не только предусмотрено повышение пенсий и заработных плат работникам здравоохранения, образования и культуры, но и средства для выплаты компенсаций за те четыре месяца, когда правительство Тимошенко отказывалось выполнять закон о повышении минимальных зарплат и пенсий.

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА

Оперативно принятые меры по оздоровлению экономической ситуации дали результат. По итогам развития экономики Украины в первом полугодии текущего года была зафиксирована положительная динамика. Рост ВВП составил 6,3% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, зафиксирован подъем промышленного производства, грузооборота и впервые за много месяцев – относительный рост объемов строительства. Ожила и торговля: внутренний товарооборот увеличился на 2,5%.
Подготовка же правительством бюджета на следующий год была взята под контроль и Президентом, и Верховной Радой, принявшей Постановление «Об Основных направлениях бюджетной политики на 2011 год».

В частности, постановлением предусматривалось, что проект Госбюджета-2011 должен формироваться на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства. Правительству было разрешено привлечение кредитов международных финансовых учреждений для реализации проектов экономического и социального развития Украины в пределах, определенных дефицитом бюджета развития. Приоритетным направлением капитальных вложений признавались те, что обеспечивают прирост мощностей в 2011–2012 годах или вводятся в эксплуатацию в 2011 году. Также постановление обязывало при принятии Налогового кодекса Украины обеспечить переход к определению налога на прибыль предприятий, сопоставляя доходы и расходы плательщиков налога с учетом мирового опыта.

В свою очередь глава правительства подтвердил готовность к выполнению требования Президента Украины превратить налоговую систему в стимул для ускоренного развития экономики, заявив, что в Украине будут установлены самые низкие налоги в Европе.
«Мы ликвидируем значительное количество неэффективных налогов, упростим налоговое администрирование, построим атмосферу доверия между налоговой службой, государством и бизнесом. Но при этом мы говорим, что эти уменьшенные налоги должны платить все», – сказал Николай Азаров.

По его мнению, такой подход необходим для перевода Украины на инновационно-инвестиционный путь развития. И хотя снижение налогов на первом этапе может привести к уменьшению поступлений в бюджет, уже в обозримом будущем такие затраты обернутся для страны стратегическим выигрышем.
Безусловно, сегодня все эти планы – еще проект, который предстоит защитить и в парламенте, и в полемике с оппонентами, в первых рядах которых обязательно объявятся те, кто совсем недавно добивал украинскую экономику, действуя по принципу «После нас хоть потоп!». Будут слышны в этом хоре и голоса нежелающих видеть Украину успешной и процветающей. Что поделать, мировая конкуренция – вещь жесткая.

Однако одним исчерпывающим ответом на все возможные «претензии» с их стороны можно с полным правом считать слова Виктора Януковича: «Пусть лучше в Украине будет власть, которую критикуют за ее работу, чем та, которую ругают за бездеятельность».

Геннадий ВОЛКОВ

Сообщение:

*

НОВОСТИ