Оценку должны давать специалисты. (П.Н. ТУРТА)

Как уже неоднократно сообщали различные отечественные СМИ, с распадом Советского Союза и потерей крупных военных и гражданских госзаказов, а затем и вследствие мировых финансовых потрясений отечественные судостроители переживают не самые лучшие времена. При этом украинским судостроительным заводам приходится учиться работать в жесткой конкуренции как с зарубежными верфями, так и с «коллегами» по одному профильному министерству. Конечно же, выживание предприятий отрасли и бизнес-интересы в реальных экономических условиях иногда не оставляют место ностальгическим воспоминаниям о братских отношениях украинских корабелов. А жаль!

Но вот опускаться до банального искажения информации и принижения достоинств и успехов своих, пусть и конкурентных, но все же коллег, не совсем красиво! Вызывает, по меньшей мере, удивление недавняя статья Тамары Кулыбышевой «Сдержанный оптимизм» в издании «Крымское эхо» от 26 января. К сожалению, мой знакомый из Крыма только на днях дал мне ее почитать, но, пусть даже и с запозданием, я не могу ее не прокомментировать.

Описывая ситуацию на Судостроительном заводе «Залив», автор статьи пишет (привожу цитату без изменений): «Наверное, мало кто сомневался в получении заказа на строительство корвета ОАО «Судостроительный завод «Залив», поскольку он единственный на Украине имеет многолетний опыт постройки военных судов различного класса». Публикуя подобное утверждение, уважающему как себя и свое издание, так и людей, интересы которых затрагивает статья (а это, так или иначе, интересы почти всех семей одного из крупнейших в бывшем союзном государстве города корабелов), корреспонденту нужно если и не понимать что-то в специфике отрасли, то, по крайней мере, навести справки. Конечно, такую субъективную картину могли «подсказать некоторые специалисты», что не придает уважения последним и не красит автора статьи.

Я, безусловно (в отличие от автора упомянутой статьи и ее респондентов), не буду недооценивать тот вклад, который внес СЗЗ им. Б.Е. Бутомы наравне с еще многими советскими заводами в историю военного судостроения, построив в шестидесятые годы 21 МПК, позднее по серии до десяти единиц СКР и ПСКР и, возможно, сделав еще немало полезного для военного кораблестроения. Но говорить о его «военной уникальности в Украине» – это значит подвергать сомнению достижения корабелов всей Украины в созидании мощнейшего военного флота, который, будучи включенным в противостояние, успешно конкурировал с флотами крупнейших держав мира.

Хотелось бы напомнить госпоже Кулыбышевой, что в Украине есть такой город Николаев, который известен всему миру как один из крупнейших центров военного судостроения. С начала двадцатого века здесь строились линкоры, крейсеры, эсминцы, подводные лодки, большие противолодочные корабли, наукоемкие разведывательные суда и многие другие корабли для ВМФ СССР и союзных государств. И не могу не сказать о своем заводе, которым я, моя семья и все мои земляки небезосновательно гордимся. Это – Черноморский судостроительный завод, со стапелей которого сошли сотни (!) крупнейших военных кораблей и все (!) отечественные авианесущие крейсера, что является свидетельством научно-технического уровня и кадрового потенциала.

И в ответ на фразу в Вашей, госпожа Кулыбышева, статье могу пригласить Вас в наш город, где никто не сомневается в заслуженной победе в тендере на строительство корветов для ВМС Украины ГАХК «ЧСЗ», который на сегодня является сложным специализированным производственно-техническим комплексом, располагает необходимыми площадями, технологическим оборудованием, оснасткой, технологиями, собственным ПКЦ и высококвалифицированными специалистами, которые обеспечивают строительство, модернизацию и ремонт любых классов кораблей и судов. ГАХК «ЧСЗ» имеет необходимые государственные лицензии на право производства и ремонта военной техники. На территории нашего города, в тесной кооперации с ЧСЗ, работают все основные необходимые подрядные организации, Казенное конструкторское бюро, научная и кадровая кузница (НКИ).

Сегодня ЧСЗ в рамках межгосударственного сотрудничества имеет деловые контакты в области военного кораблестроения с Аргентиной, Бразилией, Республикой Кипр, КНР, Российской Федерацией, Францией и другими странами. Один из крупнейших в мире и самый крупный в РФ завод «Севмаш», активно строящий в настоящее время продукцию для ВМФ России и ВМС Индии, в отличие от «больших специалистов в военном кораблестроении», причастных к обсуждаемой статье, считает для себя довольно почетным и полезным иметь контракт о дружбе и сотрудничестве с нашим заводом.

И уж совсем странно звучит такой популярный сейчас во многих вопросах намек на политическую составляющую в нашей победе в тендере. Наверное, наши визави из Керчи забыли, что тендер проводился тогда, когда указанный в статье госпожи Кулыбышевой уважаемый политик и крупный бизнесмен входил в провластное большинство, был политическим союзником главнокомандующего и министра обороны, а лидер его фракции возглавляла Кабинет Министров?! И уж не потому ли, после нашей победы в тендере, было проведено необычно много проверок по данному вопросу со стороны Министерства обороны, Кабинета Министров, аппарата Президента, Генеральной прокуратуры, КРУ и других структур (не с подачи ли наших коллег из Керчи (?), которые, надо отдать должное объективности и беспристрастности специалистов, проводивших ревизии, лишь подтвердили правомочность и объективность решения строить корветы на ЧСЗ?!

Кроме того, оставив на совести господина Ермака очередное «корректное» высказывание в упомянутой статье о том, что их завод не имеет конкурентов в Украине и только один смог обеспечить себя заказами, хотел бы просветить наших коллег, что тогда, когда они в этой же статье пишут, что «завод признает свою несостоятельность и неконкурентоспособность в строительстве полнокомплектных технологичных судов», на нашем предприятии уже проводятся швартовные испытания и подготовка к ходовым испытаниям (завершающий этап строительства) действительно полнокомплектного (!) большого морозильного траулера пр. 1288 (зак. 616). Причем в наших планах дать в ближайшее время «путевку в море» еще, как минимум, трем подобным судам.

Сегодня, действительно, на заводе находятся в постройке два корпуса контейнеровозов для компании «Дамен» со степенью насыщения до 75% (что так же, говоря об этом, не «сочла важным» указать в своей статье госпожа Кулыбышева, скромно назвав их просто «небольшими корпусами»), в стадии заключения контракт на увеличение серии данных судов и их насыщения.

В настоящее время приоритетным направлением деятельности нашего завода является возрождение крупнотоннажного судостроения, а именно загрузка стапелей полнокомплектными судами (танкеры, балкеры, сухогрузы). В настоящий момент ЧСЗ уже ведет в этом направлении детальные переговоры с несколькими компаниями, и мы надеемся на скорое заключение контрактов, чего желаем и всем нашим коллегам.

И в заключение хочется верить, что оценка технических возможностей всех судостроительных заводов Украины будет производиться специалистами-кораблестроителями, между предприятиями будет здоровая конкуренция и уважительное отношение к достижениям каждого предприятия.

С уважением ко всем судостроителям
П.Н. ТУРТА, заслуженный работник промышленности Украины, главный технолог ГАХК «ЧСЗ» и просто ветеран судостроения

Сообщение:

*

НОВОСТИ