В преддверии Великого поста

Новости, Общество

  1 Мар , 2011

Неделя перед Великим постом называется Сырная, а в народе – Масленица: значит пришло время отведать горячих блинков да вареничков с творогом и со сметанкой… Но каждый уходящий день недели приближает нас к Великому посту.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется в народе Прощеным воскресеньем. В этот день в церкви читается Евангелие, заповедующее нам прощать согрешения против нас ближних, чтобы и нам простил Отец наш Небесный бесчисленные наши согрешения. Вследствие этого с древних времен между благочестивыми христианами ведется обычай в Прощеное воскресение, да и во всю Сырную седмицу, просить друг у друга прощения, в чем кто погрешил один против другого. Обычай прекрасный, истинно христианский, потому что кто же из нас не погрешает против ближнего своего или словом, или делом, или помышлением; и испрашивание прощения у другого доказывает нашу веру в Евангелие, наше смирение, незлобие и миролюбие. Напротив, нежелание просить прощения у тех, против кого мы действительно виноваты, показывает в нежелающем примирения маловерие, гордость, самомнение, памятозлобие, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с диаволом.

Весь закон Божий состоит в двух словах: люби Бога и ближнего. Между тем сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно, оно готово сердиться на ближнего не только за прямое зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за неприятное или правдивое, резкое, даже за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым, гордым; едва не сердится даже за самые помышления ближнего, которые оно воображает в ближнем. Сердцеведец Господь так говорит о сердце человеческом: из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк. 7:21-22). Памятозлобие есть порок ужаснейший, и сколько мерзок пред Богом, столько пагубен и в обществе. Мы созданы по образу и подобию Божию. Кротость и незлобие должны быть нашими свойствами неизменными, ибо и Бог всегда с нами поступает по Своей кротости, долготерпит и прощает нам без числа. И мы должны прощать. А памятозлобный не имеет в себе образа, и подобия Божия: он более зверь, нежели человек.

В святые дни поста Церковь призывает верующих к покаянию и молитве, к исповеданию грехов и приобщению Святых Тайн. Совершая все это с благоговением, мы должны помнить, что покаяние, пост и молитва должны принести плод в душах наших и в нашей жизни, иначе мы уподобимся сухому дереву, в которое не проник живительный сок. Возвратитесь, мятежные дети, – взывает Господь, – Я исцелю вашу непокорность (Иер. 3:22). Возвратитесь сердцем, возвратитесь всецело, нелицемерно, и Я не упрекну вас, не осужу вас, нет. Я исцелю вас.

Но что значит поститься? Церковь сама взяла на себя преподать нам этот урок. Она призывает нас к воспоминанию одного из самых трогательных событий своей истории.
На земле находился земной рай. У ворот его стоял Херувим с пламенным мечом. Вокруг рая – бесплодная пустыня, и в ней два человека. Эти два лица, мужчина и женщина, плачут и болезненно стонут: «О рай, увы мне! Твоей сладости не наслаждуся! Не узрю Господа Моего и Создателя. В землю пойду, от нея же взят бых. Милостивый, Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго».

Знаете ли, чей это голос в дни поста повторяет Церковь? Это скорбный голос наших несчастных прародителей, изгнанных из рая. Но эта скорбь должна быть внятна и нам. Под этой грустью проходит вся наша жизнь. Адам и Ева скорбят у дверей рая, а мы тужим всю жизнь, пока не проводят нас также в лоно земли, от которой мы взяты.

О чем же плакали наши прародители? Их занимали два предмета: настоящее бедствие и прошедшее блаженство, первое производило у них сокрушение, а второе – обращение к раю.
Эти два состояния духа завещаны и нам. Если вы хотите путем поста достигнуть спасения, то предлагается Церковью вам два средства: первое – сокрушение во грехах и второе – молитва.
Оба средства делают нас способными принять участие в небесном рае, делают нас причастниками Святых Тайн Христовых, радостно проводят христианина среди сени смертной в вожделенное Отечество.

Итак, вот урок для начинающих пост: сокрушение о грехах и молитва. Они низводят любовь Божию к грешному человеку; они возвращают потерянную чистоту и ведут на небо и блудницу, и грешника.
Это касается поста духовного, который неотделим от поста телесного. Телесный пост предлагает нам воздержание от скоромной пищи (мясо, яйца, молочные продукты), а благословляется пища растительная.

– Ради чего все это? – спросит кто-то.
– Ради нашего спасения, ради того, чтобы победить грех.

Знаете, что страшнее всего? Страшнее всего творимый нами грех. Хотя мы этого и не замечаем. И грех страшен не потому только, что он нас пачкает, губит нашу душу, лишает нас райской радости, а и потому, что грехом мы сеем зло в мире, зло духовное и физическое. Каждый сделанный нами грех не только нас оскверняет и губит, но и является семенем, брошенным в мир. И это семя вырастает, дает плоды. Мы это забываем, мы об этом не думаем, а плоды произрастают, иногда, может быть, лишь через десятки лет. Что такое дурная наследственность, как не плоды греха, кем-то сделанного. Побываем в сумасшедшем доме, и мы содрогнемся при виде того, что посеяли люди.

Мы все обладаем величайшими духовными сокровищами. Куда мы их деваем? Представьте себе, что существуют разные обители с разными оттенками, но с одним ясным разделением – обители добра и обители зла. В какие из этих обителей мы вносим жертвы из наших сокровищниц? Каждый грех есть наша жертва в одну из обителей зла. Мы можем умереть, уйти в вечную жизнь, но жертва наша в обители зла останется и даст плоды. Вот почему страшнее всего наш грех. Им мы губим себя, им мы оскверняем Божий мир, им мы соработаем диаволу и губим род человеческий.

Нельзя быть безответственными людьми. Надо остановиться сеять грех и зло и начать приносить лепты чистой жизни в светлые обители мира. Помолимся же соборно: «Боже, очисти нас грешных и научи нас любить и творить волю Твою».

***

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь, с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить,
Ты Своею Пречистою Кровью –
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Константин РОМАНОВ

По святоотеческим трудам материал подготовила А. НИКОЛАЕВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ