По замкнутому кругу

Конфликт, Новости

  17 Сен , 2011

«Недавно отправился в расчетный отдел ОАО «Николаевгаз», что находится возле Центрального рынка, чтобы узнать о существующей задолженности по оплате за предоставленные услуги, а потом, естественно, рассчитаться, и попал в такой круговорот событий, который можно скорее назвать замкнутым кругом», – обращение жителя областного центра Николая Бобера в редакцию нашей газеты не отличалось особой оригинальностью: сколько их довелось перечитать, подобных жалоб, с сетованиями на равнодушие, а порой и просто предвзятое отношение со стороны представителей самых разных служб – не пересчитать.

Конечно, не всегда они, эти обращения, вполне объективны, не всегда логичны с точки зрения действующего законодательства, не всегда отражают реальное положение дел. Тем не менее, почти каждое несет в себе рациональное зерно, над которым стоит задуматься. Тематика жалоб – самая разностороння, впрочем, реально отображающая трудности простых людей, с которыми они постоянно сталкиваются. Но… Даже при всей их многогранности отчетливо видно, что подавляющее большинство проблем связаны с работой служб, имеющих отношение к жилищно-коммунальному хозяйству. И уж, конечно, далеко не на последнем месте в этом списке деятельность работников, которые занимаются предоставлением населению услуг по газоснабжению.

Сразу же вспомнилось, как в прошлом году тогда еще заместитель председателя областного совета Елена Симоненко во время рассмотрения депутатами облсовета конфликтной ситуации, создавшейся вокруг подключения газа абонентам в Арбузинке, достала целую пачку писем с рассказами людей о настоящем произволе, которому они зачастую подвергаются со стороны работников газовых хозяйств. Отключить газоснабжение инвалиду за задолженность в десять-двадцать гривен? Пожалуйста. Почему бы и нет? Ведь ничтожность суммы не играет абсолютно никакой роли, главное – сам отдельно оплачиваемый процесс отключения-подключения.

– Таких и подобных ему случаев не счесть, – отметил практикующий адвокат Павел Репешко. – Газовые службы вообще довольно часто фигурируют в исковых заявлениях граждан. Вот совсем недавно довелось мне заниматься делом одной пенсионерки, которая из года в год исправно рассчитывалась за потребленный газ, а в один прекрасный момент получила такой счет на дополнительную оплату, что глазам своим не поверила. А ведь мы прекрасно знаем, как рассчитываются наши пенсионеры: лишний кусок хлеба не купят, но коммунальные услуги оплатят непременно. И что обидно – судебный процесс мы выиграли, но возложить обязанность возместить расходы за судебные издержки на газовиков не получится, потому что в Украине существует мораторий на их взыскание с газовых служб.

Впрочем, вернемся к ситуации, изложенной в обращении Николая Бобера. Выстояв в очереди довольно продолжительное время, он наконец-то оказался у заветного «окошка». Посмотрев на монитор компьютера, женщина безапелляционно сообщила: прописано три человека, тариф знаете, считайте сами. Посетитель удивился и, как он сам признается, не столько довольно бесцеремонному обращению (как заметил Николай Бобер, он уже давно привык к грубостям «женщин в окошках», наверное подобный стиль поведения им вменяют в должностные обязанности), сколько тому, что он уже предоставлял в рассчетную службу необходимые документы, в которых черным по белому написано о выписке одного человека.

Прекрасно понимая, что спорить в данный момент абсолютно бесполезно, Николай Бобер на следующий день отправился в ЖЭУ по месту жительства за очередной справкой. Собрав необходимые документы, снова поехал на улицу Буденного. Опять выстояв несколько часов, заметим – в рабочее время, добрался до пресловутого «окошка». Рассказав и подробнейшим образом объяснив сложившуюся ситуацию, а также предъявив доказательства предыдущего обращения, Николай Бобер попросил произвести перерасчет на основании предоставленных документов. Результат был ошеломляющим: в абонентской книге появилась запись, что рассчеты за потребленный газ следует производить за двух человек, но… с сегодняшнего дня. «По поводу перерасчета обращайтесь к начальству».

Начальство объяснило Николаю Боберу, что перерасчет, вообще-то, не делается, но если он напишет заявление, то соответствующая комиссия решит, можно ли его сделать. И то – только за три последних месяца. Основание – постановление Кабинета Министров Украины №22/46 от 9 декабря 1999 года «Об утверждении правил предоставления населению услуг газоснабжения».

– Мне пояснили, – рассказал Николай Бобер, – что если я предоставлю так называемую встречную справку, то перерасчет будет произведен. Встречная справка – это справка, выданная паспортистом соответственного жилищно-эксплуатационного участка тому человеку, который уже выписался с моей жилплощади. В ней должно быть указано его новое место жительства, то есть прописка, и с какого числа. На вопрос, каким образом я могу получить справку на постороннего человека, ответили бесхитростно: «Это ваше дело». В конце концов я нашел человека, который когда-то был прописан на моей жилплощади, да вот незадача: ему справку в ЖЭУ получить не представляется никакой возможности, так как существует задолженность по квартплате.

Как человек в известной мере дотошный и уж точно принципиальный, Николай Бобер внимательно прочитал постановление Кабмина и ни о каких встречных справках не нашел ни малейшего упоминания. Тем более, в нем не идет речь о времени обращения по поводу перерасчета, связанном с изменением количества проживающих. Собственно, в этом может убедиться каждый, достаточно лишь найти документ в Интернете. Там четко оговорено: просто делается перерасчет.

Возникает резонный вопрос: что, выписанный с одной жилплощади человек и прописанный по совершенно другому адресу, газом не пользуется? Так не слишком ли это – за одного потребителя взимать двойную оплату?

Более десяти лет назад родители Николая Бобера выехали на постоянное место жительства в Германию. Туда же уехали и два его младших брата. Николаю сытая, упорядоченная жизнь в европейской стране пришлась не по душе, ему гораздо интереснее жить на родине, где все знакомо и привычно. Даже подобные несуразности, происходящие, к сожалению, повсюду и постоянно.

Только вот такой нюанс: брат, второй прописанный, помимо него, в квартире, за десять лет ни разу не приезжал в Украину. Соответственно уж никак не мог пользоваться предоставляемыми услугами по газоснабжению. Но, тем не менее, плата за его виртуальное пользование газом взимается регулярно.

Понятно, что уж тут рассуждать об элементарной разъяснительной работе, о каком-то желании помочь людям, облегчить им и так непростую жизнь – приоритеты стоят совсем другие. Я веду к тому, что упомянутым постановлением Кабмина регламентируется и другая норма, когда, доказав фактически отсутствие по месту прописки человека, можно соответственно уменьшить сумму взымаемой платы. Можно, все можно, только если захотеть. Но куда удобнее, согласитесь, просто начислять суммы к оплате побольше, даже не думая о таком пережитке прошлого, как элементарная помощь человеку.

Взыскательный читатель непременно обратит внимание, что в данном материале изложено мнение только одной стороны и юриста, а вот читатель искушенный, потолкавшийся по коридорам и кабинетам учреждений, постоявший в очередях, найдет этому объяснение. «Отправляйте жалобу официальным порядком и ждите ответа», – разговаривать с посетителями недосуг.
Впрочем, страницы нашего издания всегда открыты для диалога.

Петр ИЛЬИН

Сообщение:

*

НОВОСТИ