На страже прав потребителей

Конфликт, Новости

  12 Янв , 2012

Нынешнее правительство одной из своих главных задач называет реформирование (оптимизацию) не только центральных органов власти, но также их региональных представительств. Коснулся данный процесс и Государственного комитета технического регулирования и потребительской политики.

Чтобы узнать о всех тонкостях предстоящих изменений, корреспондент «РП» Дмитрий Шварц пообщался с начальником Николаевского областного управления по делам защиты прав потребителей Валерием Владленовичем ДАШЕВСКИМ.
– Расскажите, пожалуйста, о реорганизации вашей службы.

– Реорганизация центральных органов власти и их территориальных представительств началась в декабре 2010 года. Был соответствующий указ Президента Украины. Если говорить о реорганизации нашей системы, то дополнительно в апреле 2011 года вышел соответствующий Указ Президента, согласно которому оптимизирована система центральных органов власти, в том числе упразднен Государственный комитет технического регулирования и потребительской политики. Создается государственная инспекция рыночного надзора и защиты потребителей, причем центральный орган власти уже создан, но на местах пока еще действуют управления по защите прав потребителей как территориальные органы, то есть мы находимся в стадии завершения ликвидации (осталась техническая сторона вопроса). Несмотря на это, мы полностью выполняем все функции, чтобы потребители и их права были максимально защищены. Вообще, философия данной реорганизации понятна. Ее целью является разделение органов власти, имеющих управленческие и фискальные функции, чтобы каждый занимался своим делом.

То есть у нас в области создается инспекция по защите прав потребителей, а вторым органом будет существующий Центр стандартизации и метрологии, которому отдан рыночный надзор.
Функция надзора за качеством продукции, которая выпускается непосредственно предприятиями, будет частично передана инспекции (то, что касается непищевой продукции), а пищевой продукции, реализуемой на рынках, – ветеринарной службе.
Передача функций обусловлена двумя законами: Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и качестве непищевой продукции» и Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции».

Согласно этим нормативным актам, изменяется философия ведения контроля. Раньше вся ответственность за то, что происходило в общении продавца и потребителя в части качества продукции, возлагалась на продавца, хотя он и отвечал за качество продукции косвенно (хранение полученной продукции в определенных условиях, своевременная реализация и проверка маркировки). Сегодня, если в торговой сети будет выставляться продукция, которая по тем или иным параметрам не соответствует требованиям нормативных документов, и продавец имеет весь перечень документов, откуда он эту продукцию получил, то за этот сегмент продавец ответственности нести не будет. А мы будем следовать далее по цепочке: оптовое звено, дилерская сеть либо сам производитель.

Это серьезный шаг вперед, так как ранее при проверках контроль был неполным. Например, проверили продавца, наказали его, он заплатил штраф, с производителем решил вопрос компенсации убытков, и процесс завершался. Сегодня каждый до последнего участника рынка будет нести солидарную ответственность.

Что касается полномочий, то, согласно положению о государственной инспекции, полномочия и функции остаются фактически теми же и базируются на основе Закона Украины «О защите прав потребителей» (статья 26 данного закона).
– Валерий Владленович, а были ли еще внесены изменения в действующее законодательство Украины о защите прав потребителей?

– Кроме упомянутых двух законов, внесены изменения в Закон Украины «О защите прав потребителей», которые коснулись статьи 9 («Права потребителей при приобретении товара надлежащего качества»). Если раньше закон предусматривал единственный срок, в течение которого потребитель возвращал некачественный товар, – 14 дней, то сегодня этот срок может быть изменен как производителем, так и продавцом в сторону увеличения. Для потребителя это – несомненный плюс.

Претерпела изменения и статья 11 данного закона (получение потребительских кредитов на приобретение товаров долгосрочного пользования). В первую очередь, более четко определена ответственность банковских учреждений за качество подготовки договоров, необходимость ознакомления потребителей с договорами в обязательном порядке.

Мы ожидали изменений в статье 8 данного закона – снятия ограничения прав потребителей на замену некачественного товара либо расторжения договора при приобретении потребителем некачественного товара. К сожалению, пока эта норма осталась без изменений в новой редакции. Потребитель не имеет права сразу обменять товар или расторгнуть договор о купле-продаже, а только имеет право на гарантийный ремонт (соразмерно уменьшению покупной цены либо компенсации убытков, которые он понес при ремонте). Конечно, эта статья не защищает права потребителей. Надеемся, что будут внесены изменения, так как в европейском законодательстве соответствующая норма таких ограничений не имеет.

– Как проводится контроль за качеством нефтепродуктов в Николаевской области?
– На протяжении последних трех лет качество бензина не контролировалось в силу объективных обстоятельств, а именно – в изменениях к Закону «О защите прав потребителей» было предусмотрено, что оплата за проведение лабораторных исследований проводится за счет средств государственного бюджета, который с 2008 года по июль 2011-го ни копейки на эти цели не выделял. Мы, конечно, следили за сопровождающими документами заправок, сертификатами качества продукции, но то, что заливали людям в бак, мы проверить не могли.

В июле 2011 года началось планомерное выделение средств из Госбюджета, и на сегодня мы провели 12 лабораторных исследований. У нас заключен договор с десятым химотологическим центром Министерства обороны, который делает эти исследования. Согласно заключениям центра, четыре образца бензина (три А-95 и один А-92) не соответствовали требованиям. Сегодня нельзя назвать предприятия, так как они подали жалобы о недоверии результатам исследований. Но санкции мы уже применили – около 80 тысяч гривен пошли в государственный бюджет.

P.S. На момент сдачи материала в печать реорганизация Областного управления по вопросам защиты прав потребителей завершилась, и теперь оно называется Инспекция по защите прав потребителей в Николаевской области, а возглавил её Пастушенко Павел Петрович. Что ж, пожелаем ему и его подчиненным успешной деятельности, направленной на соблюдение действующего законодательства Украины.

Правительство  намерено  усилить  контроль  качества  продукции

Некачественная продукция – актуальная проблема для жителей нашей страны. Потребители часто сталкиваются с ситуациями, когда в торговой сети продается пищевая продукция, срок реализации которой истек или она попросту непригодна к употреблению вследствие нарушений правил хранения или по другим причинам. Понятно, что во всех возможных случаях некачественные продукты несут с собой риски и угрозы для здоровья и жизни потребителей.

На недавнем заседании Кабинета Министров Премьер-министр Украины Николай Азаров дал задание профильным министерствам разработать комплексную программу, с помощью которой будет проводиться управление качеством продукции.

Сделать это должно Министерство торговли совместно с Академией наук и соответствующими ведомствами.
Правительство намерено усиливать контроль над производителями. По просьбе премьера общественные организации потребителей будут способствовать властям в проведении контроля. Именно такое сотрудничество власти и общества создаст надежную систему контроля качества продукции в Украине.

Кроме этого, с начала текущего года должны возобновить систему проверок и контроля качества товаров. Николай Янович отметил, что злостные нарушители технических норм почувствуют на себе достаточно жесткие санкции, вплоть до лишения лицензий.
Премьер-министр также подчеркнул, что повышенные требования к качеству товаров и контроль приведет к тому, что производство продукции сомнительного качества станет невыгодной деятельностью.

Сообщение:

*

НОВОСТИ