Николай Кравченко: «Театр – искусство элитарное»

Культура, Новости

  22 Мар , 2012

Наше сегодняшнее интервью с художественным руководителем Николаевского художественного академического русского драматического театра, заслуженным деятелем искусств Украины и России, депутатом областного совета Николаем КРАВЧЕНКО посвящено грядущей праздничной дате для всех истинных «подданных» Мельпомены – Международному дню театра. Впрочем, Николай Антонович говорил не только о приятных моментах, но и откровенно размышлял об актуальных проблемах театрального житья-бытья.

– Какие мировые тенденции в современном театре?
– К сожалению, – взял слово М.А. Кравченко, – нам сложно говорить про тенденции развития мирового театра, поскольку мы, театры Украины, ведем достаточно замкнутый образ профессиональной жизни. Обмен специалистами, поездки на фестивали и гастроли требуют немалых средств, и особенно ограничены в этом вопросе провинциальные театры. Так сложилось, что Министерство культуры Украины существует преимущественно для столичных учреждений, а в отношении периферии действуют по остаточному принципу.

Но, несмотря на материальные трудности и проблемы, наш театр жив и уверенно развивается. Благодаря поддержке местной власти из областного бюджета финансируется основная деятельность всех профессиональных коллективов области. Помогают и меценаты. К сожалению, их не много, но последний договор о социальном партнёрстве между облгосадминистрацией и НГЗ вселяет надежду на то, что и другие предприятия будут оказывать финансовую поддержку учреждениям культуры, науки, спорта и т. д.

– Что, кроме извечной темы пресловутых финансов, еще серьезно тревожит деятелей культуры?
– Огромной проблемой не только театра, но и всего общества, считаю проблему засилья массовой культуры, так называемого китча. Он легко воспринимается, подается в яркой, красивой упаковке. Но за всем этим – пустота и полное отсутствие смысла.

В наш город часто приезжает Московский независимый театр. Публику завлекают громкими именами и многообещающими афишами. Но когда я вижу абсолютно безграмотные постановки, зачастую поверхностную игру актеров, мне становится грустно. Хотелось, чтобы наш николаевский зритель был более взыскателен и переборчив. Особенно обидно, когда руководители предприятий и организаций фактически выбрасывают на ветер огромные суммы, приглашая к себе заезжих «звезд», и не замечают у себя под боком самобытные таланты. Что ж, воистину: нет пророка в родном отечестве.
– И все же, как мне видится, Русскому театру грех жаловаться на отсутствие зрителя…

– Судить читателям вашей газеты. В 2011 году у нас было выкуплено 83 тысячи билетов, не считая театралов льготных категорий. Это свидетельствует о том, что такой вид искусства, как театр, не утратил своей актуальности и в наши дни. Ведь театр – это, прежде всего, живое общение людей, он заставляет думать и размышлять, становиться лучше и чище. Хотя, конечно, театр – искусство элитарное, поскольку требует от человека определенной подготовки.
– Уже в текущем сезоне драмтеатр порадовал зрителей несколькими яркими премьерами. Как оцените очередные творческие изыски вверенного Вам коллектива?

– Фантасмагория «Максималист» уже одним своим названием как нельзя лучше характеризует режиссера этого спектакля Сережу Чверкалюка. Сергей Владимирович выработал собственную эстетику, свой неповторный стиль. А зрители как раз и ходят прежде всего на Личности. Неординарный подход к драматургии, жесткий юмор и не самая радостная развязка «Максималиста», конечно же, не всем по душе. Но отсутствие хэппи-энда не стоит считать минусом, ведь зритель получает немало пищи для размышления. Театр – не только развлечение, он должен заставить зрителя сопереживать, мыслить и, в конечном итоге, действовать. Так что благодаря театру есть возможность поучиться на чужих ошибках и избежать в жизни скользких поворотов.

Нескромно, пожалуй, говорить про свою постановку, и все же. Честно говоря, я даже не ожидал, что комедия «Шесть блюд из одной курицы» будет иметь такой успех у публики. Как-то зашел на Советской в универмаг «Детский мир» и случайно стал свидетелем того, как молодые девчонки оживленно обсуждают этот спектакль. Удивительно, ведь я ставил «Шесть блюд…» больше как анекдот, для тех зрителей, кто хочет отдохнуть. Но параллельно, в процессе работы, в постановку были добавлены некоторые элементы, которые привнесли драматическую нотку. Поэтому основной мотив всего спектакля таков: почему же вы, люди добрые, даже совершая благое дело, не всегда хотите услышать друг друга?

– Успех любого театра зависит не только от мастерства актеров и режиссеров, слаженной работы администраторов, но и от удачно подобранного репертуара. Как, на Ваш взгляд, попасть в яблочко?
– Театр, безусловно, должен очень гибко и взвешенно подходить к репертуарной политике. К сожалению, в наши дни подобрать репертуар крайне сложно, поскольку нынешние авторы предлагают не пьесы, а, как они сами говорят, тексты. Но, с другой стороны, отсутствие готового сценария дает возможность режиссеру трактовать эти тексты согласно со своим творческим кредо.

Удивляет и то, что преимущественно современные авторы подвержены в своих произведениях некоему унынию и депрессии. Сюжеты часто повествуют про наркоманов и неблагополучные семьи, изобилуют сценами насилия и жестокости. Насколько это нужно зрителю?..

По моему глубокому убеждению, театр должен нести гуманистическую доминанту и посредством метафор, образов показывать сущность человека и делать его лучше. Именно такими были древнегреческие театры. А вот римскому обществу понадобились уже совсем другие декорации – в виде кровавых гладиаторских зрелищ и человеческих жертв. Чем это в итоге закончилось, все прекрасно знают.

К сожалению, проблемы жестокости, обесценивания человеческой жизни характерны и для наших дней. И неслучайно наш театр верен классике, ее жизнеутверждающим принципам. «Ромео и Джульетта», несмотря на некоторые элементы «триллера», – это прежде всего ода Любви.

– Николай Антонович, не могу не спросить и про депутатскую деятельность, ведь Вы – руководитель постоянной комиссии облсовета по вопросам культуры и образования. Какие наиболее значительные областные проблемы удалось Вам и Вашим коллегам решить за последний период?

– За короткий срок невозможно исправить то, что накапливалось десятилетиями. И все же удалось наконец-то завершить реконструкцию Богдановской школы, создать, на базе двух учреждений, школу-интернат для слабослышащих детей, открыть первую очередь Старофлотских казарм и перевести в это здание краеведческий музей.

Но, к сожалению, до сих пор не удалось решить вопрос предоставления отдельного помещения областной филармонии. Для того чтобы преодолеть эту и множество других проблем, я призываю своих коллег-депутатов: давайте перестанем заниматься популизмом и займемся реальной работой во благо людей. Это – основа построения гражданского общества.
– И все же вернемся к делам театральным. Невооруженным глазом заметно: в последнее время Русский театр значительно помолодел. Как прошел процесс «вливания» молодой крови?

– Замечу, что это осознанный процесс, ведь к нам приходят люди нового века, нового тысячелетия. С отличным от старого поколения мировоззрением и подходами. Причем меняется не только творческий состав, но и администраторский. Есть тут и моя личная заинтересованность. Я по своей профессии и сути – человек творческий. Хочется самому ставить спектакли, играть на сцене. Но административная загруженность не всегда позволяет заниматься творчеством. Поэтому и поставил несколько лет назад себе задачу воспитать людей, которые возьмут ответственность за дальнейшую судьбу театра. Полагаю, мне это удалось. Наш коллектив – дружный, сплоченный, высокопрофессиональный.

– И все же, Николай Антонович, кого бы отметили из молодой поросли?
– Из актеров – Андрей Карай, Женя Олейник, Виолетта Мамыкина, Катя Кушикова. За ними идут более юные исполнители Максим Шипин, Леша и Юля Кубины. Стоит назвать и директора-распорядителя Артема Свистуна, который выполняет значительные объемы административной работы.

В то же время не знаю какую, но всё же молодость переживают и наши ветераны – Василий Остафийчук, Лидия Гашинская, Людмила Соколова, Сталина Лагошняк, Ирина Бенчивенга, Альберт Вербец, Светлана Слобожанинова. В таких случаях говорят: есть еще порох в пороховницах!
– Что бы пожелали всем театралам по случаю праздника?

– Зрителям – ценить то, что есть у нас, и не верить тому, что предлагается за очень большие деньги. Актерам же пожелаю жесткости и критичности по отношению к себе, стремления совершенствоваться каждый день. И, непременно, – очень большой ответственности перед зрителями.
Всех с праздником, и встретимся, как всегда, в театре!

Андрей ТЮРИН
Фото Игоря КИРЬЯКА

НА СНИМКАХ (2-3): «Максималист» С. Стратиева, сцена из спектакля; «Шесть блюд из одной курицы» Г. Слуцки, сцена из спектакля.

Сообщение:

*

НОВОСТИ