Нездоровые «Основы здоровья»

Конфликт, Новости

  19 Июл , 2012

Каждое уважающее себя государство обязано заботиться о физическом, моральном и психологическом здоровье подрастающего поколения. Но порой благие намерения могут обернуться печальными последствиями.

Сейчас Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины утверждается новая программа школьного предмета «Основы здоровья» для 5-9-х классов, которая уже успела вызвать бурю эмоций и нареканий у представителей общественности. Как и полагается, заранее на сайте министерства был опубликован проект программы, который прошел общественные слушания. Но за два дня до рассмотрения коллегией он без всяких объяснений заменен на совершенно другой проект. В его основу легли существующие учебники издательства «Алатон», авторов Т.В. Воронцовой и В.С. Пономаренко. Именно против этих учебных материалов уже несколько лет выступает «Родительский комитет Украины» и другие общественные организации.

Несмотря на проведенную акцию протеста, родителям не удалось добиться возвращения старой программы. Тогда чиновники из Министерства образования и науки, молодежи и спорта пообещали протестующим, что еще в течение недели они будут принимать все предложения, касающиеся этого вопроса. Но уже на следующий день, 31 мая, коллегия министерства приняла новую программу. «Детальное рассмотрение этого документа показало, что он не только игнорирует богатый опыт национальной педагогики, но и просто потенциально опасен для детей и подростков», – утверждает сопредседатель Николаевского областного родительского комитета Сергей Беляков.

О НАРКОТИКАХ И СПИДЕ – С 5-ГО КЛАССА

Согласно этой программе, начиная с 5-го класса учителя должны рассказывать детям о ВИЧ/СПИДе, а с 6-го – о профилактике этого заболевания. Предполагается, что 11-12-летние дети морально готовы получить такие знания и способны найти им разумное применение. Но возникает вопрос, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок в этом возрасте знал о том, что ВИЧ-инфекция передается, прежде всего, половым путем? Не исключено, что он что-то уже знает о половых отношениях, но в силу своего столь юного возраста они его еще не интересуют. Наряду с правом ребенка «знать», существует и его право «не знать» о вещах, которые ему пока что не нужны. Конечно, никто не говорит о том, что на таких темах нужно поставить «табу», ведь каждый день от СПИДа умирает восемь (по другим данным одиннадцать) украинцев. Но стоит ли настолько открыто демонстрировать детям эту правду?

Еще одна опасная тема новой программы посвящена механизму возникновения наркотической зависимости. В учебнике «Основы здоровья» для 7-го класса авторов Т.В. Воронцовой и В.С. Пономаренко четко прописано: «Наркотическая зависимость не возникает за одну ночь». Эта, на первый взгляд, безобидная фраза фактически разрешает подростку однократно попробовать наркотик – ведь за один раз ничего не случится! Но тот, кто даже единожды испытал чувство «кайфа» от наркотического вещества, рискует получить психологическую зависимость, от которой потом очень сложно избавиться. «Данный раздел таит в себе скрытую опасность, так как может спровоцировать наркотический старт школьника», – считает Сергей Беляков.

Есть в этом учебнике и раздел, который называется «Неотложная помощь в случае передозировки наркотиками». В нем подростка учат, как нужно оказывать помощь наркоману. Так как передозировка наступает сразу же или спустя нескольких часов после приема наркотического вещества, то по идее и подросток в этот момент должен находиться рядом, чтобы успеть оказать первую помощь. Авторы учебника якобы пытаются научить школьника быть толерантным и милосердным по отношению к окружающим, несмотря на их жизненный выбор. Но, находясь в такой ситуации, ребенок сам, прежде всего, подвергается огромной опасности. Ведь где гарантия того, что ему тоже не захочется или его силой не заставят попробовать наркотики?

Иллюстрации из учебника «Основы здоровья» Т.В. Воронцовой и В.С. Пономаренко (7 класс).
 

АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, СИГАРЕТЫ КАК ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССА

В 6-м классе учеников знакомят с тремя основными составляющими здоровья. Согласно определению ВОЗ, «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Но, глядя на эту формулировку, сможет ли каждый из нас с уверенностью заявить, что он – абсолютно здоров? Допустим, что человек обладает хорошим физическим и психологическим здоровьем. Но ведь третья составляющая здоровья – социальное благополучие – предполагает удовлетворение как материальных запросов (жилье, машина, одежда, еда), так и запросов социума (карьера, взаимоотношения с окружающими, положение в обществе). Как правило, человек достигает состояния социального благополучия на протяжении большей части жизни, при этом у него неизбежно будут возникать проблемы с физическим здоровьем. То есть получив одно, мы теряем другое. Сергей Юрьевич убежден, что детям была бы более понятна старая формулировка («Здоровье – это отсутствие болезней или физических дефектов»), тем более что она не противоречит новой.

Чрезмерно большое внимание в вышеупомянутых учебниках уделено вопросам стресса и методам его преодоления. В 12 лет детей знакомят с понятием «хронического стресса». Тут же им предлагают информацию об антистрессовых стимуляторах и последствиях их применения. В «Основах здоровья» семиклассники могут прочитать такое: «Они (сигареты, пиво, алкоголь, наркотики) могут помочь на короткое время, но вредят в перспективе». Но большинство подростков гораздо больше интересует как раз ближайшая, а не будущая перспектива, а о том, что будет потом, они даже не задумываются. «Существуют минимум три причины, по которым нельзя принимать стимуляторы для преодоления хронического стресса», – гласит учебник. А если подросток классифицирует свой стресс как не хронический, тогда, получается, что ему можно принимать стимуляторы?

ТРЕНИНГИ: РЕАЛЬНАЯ НЕРЕАЛЬНОСТЬ

Могут похвастаться эти учебники и модным нововведением, позаимствованным у зарубежных педагогов, которое предполагает проведение с детьми всевозможных тренингов. Однако такие формы работы должны проводить только специально подготовленные, квалифицированные психологи. В основе тренинговой формы обучения лежит ролевая игра, в которой подростки поочередно разыгрывают смоделированные ситуации. Но любая сыгранная роль не проходит бесследно, поэтому нельзя полагать, что позитивные знания запомнятся, а все негативные забудутся сразу же после окончания урока. То, что сегодня школьнику кажется незначительным, через много лет может кардинально изменить его жизнь, ведь психика в этом возрасте только начинает формироваться. Ситуация, в которой ученик должен выступить в роли агрессора, соблазнителя или наркодиллера, опасна тем, что может закрепить в его сознании модель будущего поведения. Поэтому педагогу, который будет проводить с подростками подобные тренинги, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы полученные знания не оказывали отрицательного воздействия в их повседневной жизни.

ЕСЛИ ЕСТЬ ПРАВА, ДОЛЖНЫ БЫТЬ И ОБЯЗАННОСТИ

В «Основах здоровья» Т.В. Воронцова и В.С. Пономаренко много говорят о правах ребенка в семье, но практически не упоминают о его обязанностях, которые не менее важны для нормального воспитания. Ребенок должен помогать родителям по дому, с детства приучаясь к труду и порядку. Если же ему, начиная со школьной скамьи, будут твердить только о том, что родители должны сделать для него, умалчивая о том, что должен сделать он, то наверняка… вырастет эгоистом и диктатором. Это только в европейских странах приобщение ребенка к работе по хозяйству может расцениваться как эксплуатация детского труда. У нас же – это дань родителям за ту любовь и заботу, которую они проявляют к своему сыну или дочери.

В 7-м классе авторы учебника учат детей налаживать партнерские отношения со своей семьей. А как же слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который говорил: «В семье, где есть дети, должна существовать родительская власть, необходимость которой обусловлена ответственностью родителей перед государством за воспитание своих детей.»? Неужели они настолько устарели и потеряли свою актуальность? Разве теперь родители не являются ответственными за своих детей, по крайней мере, до наступления их совершеннолетия?

Не менее интересным с точки зрения семейных ценностей есть и информация о так называемых «Клиниках, дружественных к молодежи», адреса которых упоминаются в учебнике. Речь идет о лечебных учреждениях, оказывающих анонимные бесплатные услуги всем желающим подросткам в решении вопросов, связанных с лечением венерических заболеваний и расстройств репродуктивного здоровья. Здесь молодым людям ставят диагноз и назначают лечение, которое они могут пройти как в клинике, так и на дому. Соответственно, если лечение является анонимным, то подросток не обязан называть свое настоящее имя, ему достаточно придумать какое-нибудь прозвище. В свою очередь, врачи такой клиники не могут ознакомиться с его медицинской карточкой, поскольку она находится в детской поликлинике по месту прописки пациента. А вдруг окажется, что у него аллергия на определенный медицинский препарат? И кто будет отвечать за последствия такого лечения? Страшно даже представить себе, к чему это может привести.

Конечно, это далеко не все аспекты новой программы «Основы здоровья», с которыми не согласны представители родительского комитета не только Николаевской, но и многих других областей Украины. Общественники настаивают на принятии предыдущей программы, которая была размещена на сайте министерства. В противном случае их дети не будут посещать уроки по этой дисциплине, поскольку они являются опасными для психологического и морального здоровья подрастающего поколения.

Анна НИКУЛИНА

Сообщение:

*

НОВОСТИ