«Юрий Макаров»: 205 тысяч миль под украинским флагом

Новости

  31 Авг , 2012

Николаев с его кораблями – не похож ни на один город Украины. С давних времен уж так повелось, что некоторые творения корабелов становятся символами-талисманами. Такие суда и военные корабли выбирает сама громада, чтобы потом поддерживать связь с их экипажами, и, словно серебряной пуповиной, привязать свои детища к родному берегу.
Недавно делегация уважаемых в судостроении людей региона встретилась с экипажем судна «Юрий Макаров» – еще совсем молодого представителя гражданского флота, спущенного со стапелей завода «Океан». Оно зашло в порт своей прописки Херсон для ремонта и подтверждения своих классификационных данных. Плановая профилактика в пятилетний срок предусмотрена требованиями реестрового поднадзора, о чем сообщил николаевцам директор Херсонского судостроительного ремонтного завода имени Коминтерна Василий Донец. Именно этот руководитель, учитывая то, что судно снова надолго покинет границы наших территориальных вод, – оказал наибольшее содействие этому событию.

Газета «Голос Украины» отслеживает ситуацию в отечественном мореходстве. Мы воспользовались возможностью встретиться с экипажем сухогруза с прославленным именем «Юрий Макаров» и презентовать морякам судна серию книг из эксклюзивной библиотечки парламентского издания.

«Я знаю о нем все…»

Ныне для судостроения Украины наметились немного лучшие времена. А на тот момент, когда городская громада собирала подписи для поддержки идеи присвоения новому судну имени человека-легенды корабельного края – генерального директора Черноморского судостроительного завода в Николаеве, опытные корабелы, извините, плакали… Многие тогда скорее расценивали этот факт как последний реквием вслед утраченной отрасли, чем свежий ветер добрых перемен. На предприятии, где при Юрии Макарове было почти двадцать пять тысяч работников, оставалось от силы полторы-две тысячи… Заводчане с опытом строительства сложнейшего морского и океанского транспорта (от ледоколов, китобаз – до тяжелых авианосцев), к сожалению, оказались не в состоянии построить полноценный сухогруз. Заказ «Укрречфлота» в декабре 2006 года сошел со стапелей другого николаевского завода – «ДаменШипярдс Океан»; 17 мая 2007 года на судне торжественно был поднят флаг Украины.

– Я знаю о нем все, – показывая рукой на портрет Юрия Макарова, говорит нам в уютной кают-компании капитан судна Валерий Карножицкий. – Когда меня назначали капитаном, и я подбирал команду, то о Юрии Ивановиче мне известно было лишь то, что он выдающийся в судостроении человек и его очень уважают николаевцы. Со временем эта личность стала для меня образцом преданности и большой любви к корабельному делу. Уже во время первого рейса, когда мы под украинским флагом заходили в порты Европы, люди везде интересовались: кто же такой Юрий Макаров? И когда я рассказывал, что за 40 лет своей работы на Николаевском Черноморском судостроительном заводе он спроектировал и построил наибольшее количество кораблей на территории всего бывшего Советского Союза – не поверите, мои собеседники-иностранцы начинали фотографировать судно, спрашивая: «Где находится этот город, в котором он трудился, к какому государству он относится?» «Украине! Сами видите, ходим под украинским флагом!» – с гордостью им отвечал.

– Но ведь дело в том, что европейцы и не могли тогда знать о Юрии Макарове больше, чем то, что он директор завода, – деликатно замечает вдова Надежда Макарова. – Он прошел все ступеньки корабельного дела: от мастера цеха – до генерального директора, и информацию о Юрии Ивановиче как великом корабеле, человеке редкостного стратегического в судостроении мышления на то время соответствующие органы держали в секрете… За свою жизнь мой муж ни разу не был за границей как турист или участник правительственных делегаций. Тем временем под непосредственным руководством Юрия Ивановича и при его участии построено более 500 судов! А именно крейсеров, линкоров, подводных лодок, ледоколов, плавбаз, кораблей специального назначения, больших морозильных траулеров-рыбозаводов, танкеров. Среди них – известное в мире своей высокой характеристикой научно-исследовательское судно «Академик Королев», авианесущий крейсер «Адмирал флота Герой Советского Союза Николай Кузнецов», первый военный корабль для ВМС Украины «Славутич».

СПРАВКА
Универсальное сухогрузное судно «река- море» дедвейтом 6355 тонн «Юрий Макаров» – на то время было седьмым судном компании «Укрречфлот» (ныне такого типа пароходов для перевозки сухогрузов у нее насчитывается девять). В частности, оно способно транспортировать по воде контейнеры в трюмах и на крышах люковых кровель, перевозить зерно, уголь, руду, металл и другие грузы. Его длина и ширина (соответственно) – 127,3 метра и 16,6 метра. Закладка киля состоялась 12 декабря 2005 года, спущено на воду 29 декабря 2006 года. За пять лет со дня эксплуатации оно побывало в портах трех континентов и прошло 205 тысяч морских миль.

От чертежей яхт и авианосцев – до  шедевров Скрябина…

Под его руководством ЧСЗ за 15 лет стал уникальным предприятием юга Украины. Здесь не только строили самые современные корабли, но и доменные печи для «Магнитки», металлоконструкции для шахт Донбасса и метрополитена, пусковые шахты стратегических ракет. В то время Украина закупала во Франции оборудование для сахарных заводов, которое обходилось довольно дорого. На одном из заседаний Кабинета Министров Ю.И. Макаров предложил поручить ЧСЗ (то есть, именно ему) разработать собственный технический проект по изготовлению такого оборудования для сахарной промышленности. По своим техническим характеристикам оно значительно опережало импортное. В сотрудничестве с учеными АН УССР Юрий Макаров разработал новые технологии по сокращению тяжелого ручного труда в машиностроении, за что на его счету 5 авторских дипломов «Лучший рационализатор-изобретатель». Он награжден Золотыми медалями ВДНХ СССР, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Почетной грамотой Президиума Верховной Рады Украины, орденом «За заслуги в развитии отечественного судостроения» (1994 г.).

Будучи чемпионом мира по парусному спорту, Макаров создал в Николаеве детскую спортивную школу по этому виду спорта и по личным чертежам построил яхту «Бегущая», которую передал детям. С 2002 года ежегодно в областном центре ко Дню Независимости Украины проводятся соревнования яхтсменов на Кубок памяти Ю. Макарова. В 1994 году решением депутатов городского совета стал почетным горожанином Николаева. На Намыве, который для своих работников со всеми соцструктурами построил выдающийся земляк, ему установлен памятник.

Несмотря на свою колоссальную занятость Юрий Иванович был настоящим ценителем искусства. А вообще он настолько был высокоодаренным человеком, что такие люди, как он, становятся символами своей эпохи. Его гениальная инженерная мысль и неординарный интеллект корабела сочетались с такими благородными качествами, как глубокая духовность и музыкальный талант. Представьте себе, когда собирался высший состав флота, Макаров был единственным, кто мог, сев за рояль, легко сыграть шедевры Скрябина…

СПРАВКА
Макаров Ю.И. – академик Академии инженерных наук Украины, единственный гражданин Украины, награжденный медалью имени Юрия Гагарина «За активное содействие в развитии экспериментальной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина», юбилейной медалью имени академика В. Челомея «За участие в космических программах». Был участником проектов тяжелого орбитального истребителя автоматической станции «Таран» с ракетами-перехватчиками, совместно с конструкторским бюро академика В. Челомея. Внес неоценимый вклад в развитие морской авиации, о чем свидетельствуют документальные факты, приведенные генерал-майором морской авиации А. Сикваровым в книге «Взлетающие с палуб».

До последней минуты заводчане видели его энергичным, деловитым и оптимистичным. Никто не знал, как тяжело ему было из-за неизлечимой болезни в последние дни жизни. Поэтому его решение навсегда проститься с трудовым коллективом в 1994 году для многих стало неожиданностью. Об этом от него узнал трудовой коллектив на конференции после полуторачасового выступления за трибуной о проблемах и перспективах судостроения в тех экономических и политических условиях, которые сложились на то время. И никто и подумать не мог, что в те мгновения, когда он, извинившись перед актовым залом, дважды уходил за кулисы, там дежурила бригада медиков, которые по срочным показаниям немедленно вводили ему обезболивающие лекарства… А ушел из жизни 2 июня 2002 года в возрасте 67 лет.

Александра МЕНТЕЛЬ («Голос Украины», 14 августа 2012 года).

Сообщение:

*

НОВОСТИ