ГП «Дельта-лоцман» встречает свою 15-ю годовщину

Профессия лоцмана известна с глубокой древности. Задолго до христианских времен человечество начало активно развивать судоходство и уже тогда потребовались специалисты, которые могли бы безопасно провести судно в порт назначения, лавируя между многочисленными прибрежными опасностями. Собственно говоря, в Положении «О лоцманах», принятом в Российской империи еще в конце XVIII столетия, так и сказано: «Проводником (лоцманом) именуется водоходец, нанимающийся для безопасного провождения судна до известного места».

Неудивительно, что и в Николаеве, основанном в 1789 году как город-верфь, с самого начала обосновались моряки, которые благодаря своим знаниям и опыту проводили построенные корабли от судостроительных верфей по Бугу и лиманам к Черному морю. 25 января 1869 по приказу Морского ведомства было основано Николаевское общество лоцманов, а капитаны всех морских судов при входе в Очаковский канал и выходе из Николаевского порта обязывались вести судно под лоцманской проводкой.

Мореплаватели сталкиваются с многочисленными угрозами, которые подстерегают их в прибрежных водах, при прохождении каналов и в акваториях портов, насыщенных судами и гидротехническими сооружениями. Сегодня с ростом интенсивности судоходства и габаритов кораблей без лоцманов и служб регулирования движения судов (РДС) уже не обойтись.

Стремительное развитие судостроения и судоходства во времена Советского Союза способствовало созданию лоцманских служб в морских портах, а в северо-западной части Черного моря – Единой морской лоцманской службы (ЕМЛС), осуществлявшей линейные проводки судов от Ильичевска до портов Николаева и Херсона.

Но пребывание лоцманских подразделений в составе торговых портов являлось сдерживающим фактором для их развития и совершенствования. Ведь главное для порта – его хозяйственная деятельность. Надлежащего внимания безопасности мореплавания, состоянию судоходных каналов, средствам навигации, квалификации лоцманских кадров и их оснащению не уделялось. Невозможно было провести переоборудование и привлечь перспективных опытных специалистов в лоцманское дело без соответствующих изменений в законодательстве, структурной реорганизации, достойных условий и оплаты труда.
 

Пост РДС «Очаков».
 

Решением этой задачи стало создание 15 лет назад Государственного предприятия «Дельта-лоцман». В приказе Министерства транспорта Украины от 04.02.1998 № 29 указывалось, что новое предприятие образовано «с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни человека на море и окружающей среды в территориальном море Украины согласно требованиям международных договоров и конвенций, упорядочения структуры морских лоцманских служб в Северо-Западной части Черного моря».

В течение последующих лет ГП «Дельта-лоцман» не только объединило все лоцманские службы и службы регулирования движения судов в единое специализированное предприятие, ставшее вскоре одним из крупнейших в морехозяйственном комплексе страны, но и задало мощный импульс их развитию.

Сегодня зона ответственности ГП «Дельта-лоцман» охватывает сотни морских миль от Мариуполя на востоке до Рени на западе. В нее входят подходные каналы и акватории морских портов Украины, в том числе Бугско-Днепровско-лиманский канал (БДЛК), Херсонский морской канал (ХМК), судоходные пути на всем украинском Азово-Черноморском побережье, а также глубоководный судовой ход р. Дунай – Черное море.

За это время выполнены не только сотни тысяч лоцманских проводок, но и успешно решаются другие задачи – совершенствуется структура управления и материально-техническая база, внедряются новые, более прогрессивные методы работы, строится собственный флот. Сегодня наш рассказ об истории ГП «Дельта-лоцман» и нынешнем дне предприятия, которым руководит депутат Николаевского областного совета, Почетный работник транспорта Украины Александр Григорьевич ГОЛОДНИЦКИЙ.

Из истории предприятия

12.07.2001 ГП «Дельта-лоцман» сдан в эксплуатацию Отраслевой тренажерный центр (ОТЦ), который начал обучение и переподготовку украинских лоцманов и лоцманов-операторов на вновь созданном тренажерном комплексе.

***
29.12.2001 поднят флаг на лоцманском катере «Лоцман Коханов». Судно стало первым, построенным по заказу ГП «Дельта-лоцман» с целью создания современного флота, предназначенного для обеспечения оперативной доставки/высадки лоцманов на суда для осуществления лоцманских проводок в прибрежных водах и акваториях портов.

***
19.09.2002 принят в постоянную эксплуатацию Пост РДС «Очаков».

***
10.10.2003 принят в постоянную эксплуатацию Центр РДС «Севастополь».

***
12.11.2003 на ОАО «Судостроительный завод «Лиман»  состоялся спуск на воду первого скоростного лоцманского катера проекта 09132 «Гард», построенного по заказу предприятия. А в первом  квартале 2004 года был поднят флаг на следующем лоцманском катере этого же проекта – «Орлике».

***
07.01.2004 реализована комплексная программа повышения пропускной способности Бугско-Днепровско-лиманского канала (БДЛК). Гарантированная глубина БДЛК достигла 11,2 м, а объявленная осадка судна – 10,3 м (увеличилась на 0,5 м). Реализация проекта позволила крупнотоннажным судам существенно увеличить грузовую партию.
 

Лоцман поднимается на борт.
 

***
15.04.2004 Приказом Минтранса Украины № 312 ГП «Дельта-лоцман» поручено обеспечить безопасность мореплавания в районах лоцманских проводок судов и зонах ответственности служб РДС Украины, а также организацию работы лоцманских служб и служб РДС, на базе которых создана Государственная лоцманская служба Украины.

***
11.05.2004 начаты работы по восстановлению судоходства на украинской части р. Дунай – извлечен первый кубометр грунта с баровой отмели, отделяющей Черное море от дунайского устья Быстрое.

***
15.09.2005 в Николаеве поднят Государственный флаг на первом катере серии скоростных лоцманских катеров проекта ЛК1200У «Стрімкий». В декабре 2005 года введен в эксплуатацию второй катер – «Спритний», а в мае 2006-го и третий – «Проворний».

***
14.02.2006 на ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» поднят Государственный флаг на морском многоцелевом буксире ледового класса «Гайдамака», построенном по заказу ГП «Дельта-лоцман».

***
В декабре 2008 года «Дельта-лоцман» получило сертификат регистра судоходства Украины, который свидетельствует о соответствии системы управления качеством предприятия требованиям ДСТУ ISO 9001-2001.

Сертификат распространяется на: лоцманские услуги, услуги служб РДС, тренажерной подготовки и повышения квалификации государственных морских лоцманов и операторов СРДС, подготовку судоводителей, содержание судоходных фарватеров и каналов общегосударственного значения, выполнение топографических, геодезических, промерных работ.

***
В мае 2009 года принят в постоянную эксплуатацию ПРДС «Южный», в декабре – ПРДС «Феодосия».

***
В ноябре 2009-го Регистром судоходства Украины ГП «Дельта-лоцман» выданы свидетельства о регистрации Бугско-Днепровско-лиманского и Херсонского морского каналов и «Свидетельства о пригодности гидротехнических сооружений к эксплуатации», подтверждающее удовлетворительное техническое состояние БДЛК и ХМК и соответствие названных каналов паспортным характеристикам и условиям безопасности для судоходства.

***
В октябре 2009 года ГП «Дельта-лоцман» от лица Украины принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб (РИС) IRIS Europe II (Implementation of River Information Services in Europe II).

***
Ноябрь 2010-го – завершены работы по строительству ограждающей дамбы морского подходного канала ГСХ р. Дунай – Черное море.

***
17.03.2011 поднят Государственный флаг на новом современном лоцманском катере «Балтийский» (проект Baltic-160 ST Pilot).

***
В начале 2012 года введен в постоянную эксплуатацию ЦРДС «Ильичевск», в августе – ЦРДС «Керчь», в декабре введен в опытную эксплуатацию ПРДС «Одесса».

***
10.05.2012 введен в эксплуатацию новый лоцманский катер «Лоцман Рощин» (проект ЛК-1500).

***
В декабре 2012 года принята в опытную эксплуатацию Речная информационная служба.

***
18.01.2013 поднят Государственный флаг на новом лоцманском катере «Михайло Сніцар» (проект ЛК-1500).

Безопасность и надежность

Именно эти качества работы коллектива руководство ГП «Дельта-лоцман» ставит во главу угла в повседневной работе и при определении стратегического курса развития предприятия. Только за 2012 год ГП «Дельта-лоцман» выполнено свыше 45 тысяч лоцманских работ! Среди них есть и ювелирные проводки крупнотоннажных балкеров и многотысячных пассажирских лайнеров. Нередко швартовые операции выполнялись при неблагоприятных метеорологических условиях, отказывали судовые устройства, но весь гигантский механизм должен был работать, как швейцарские часы. Ключевой фигурой этого процесса оставались лоцман и лоцман-оператор, ведь их ошибка может иметь самые печальные последствия.

Отраслевой тренажерный центр.
 

Именно поэтому подбору, подготовке и повышению квалификации персонала уделяется едва ли не первостепенное значение. Неотъемлемой частью государственного предприятия является Отраслевой тренажерный центр, отвечающий последним разработкам современной научно-технической мысли в этой сфере. Центр, построенный в 2001 году и модернизированный в 2010-м, оборудован аппаратно-программным морским тренажерным комплексом фирмы «Transas». К услугам «учеников» – четыре навигационных ходовых мостика, три поста регулирования движения судов и мультимедийный компьютеризированный класс дебрифинга, объединенные в одном виртуальном пространстве. К слову сказать, к обучению на морского лоцмана или лоцмана-оператора допускаются только капитаны малого и дальнего плавания с опытом работы не меньше года, – требования выдвигают условия будущей работы. При подборе стажеров огромное значение имеют не только профессиональные навыки кандидатов, но и их психологические качества. Ведь лоцман, поднявшись на борт, должен в короткое время суметь найти взаимопонимание с экипажем, получить полную информацию о маневровых качествах судна, состоянии его оборудования и систем навигации. Работать с командой судна приходится, как говорят, с чистого листа и зачастую в экстремальных условиях.

Морские ворота Украины

Получив необходимые знания и практические навыки, после сдачи экзаменов лоцманы приступают к работе. Структура ГП «Дельта-лоцман» включает три единые морские лоцманские службы – «Дунай», «Николаев» и «Керчь», а также портовые лоцманские службы в Одессе, Ильичевске, Южном, Мариуполе, Феодосии и Севастополе. А сфера деятельности лоцманов распространяется на судоходные каналы общего пользования и акватории всех морских портов Украины.

Безопасность судоходства в Азово-Черноморском бассейне и украинской части реки Дунай круглосуточно обеспечивает Служба регулирования движения судов. В ее состав входят 13 центров и постов РДС, 10 автоматизированных радиолокационных постов, 4 радиотехнических поста связи. Эти объекты оснащены радиолокационным и метеорологическим оборудованием, автоматизированными идентификационными системами, средствами связи и другим оборудованием.

Среди основных функций службы РДС – предоставление информационных и навигационных услуг участникам движения и береговым службам, которые действуют в сфере морского транспорта, а также регулирование движения судов для повышения его эффективности и предотвращения опасных ситуаций, предоставление информации Погранслужбе и Военно-Морским силам.

С целью интеграции всех объектов Службы РДС в единую систему (в соответствии с концепцией Евросоюза VTMIS) ведутся работы по их модернизации и техническому совершенствованию. В начале 2012 годапосле модернизации в постоянную эксплуатацию введен ЦРДС «Ильичевск», в августе 2012-го – ЦРДС «Керчь». В декабре 2012 года проведена модернизация и начата опытная эксплуатация ПРДС «Одесса». Сейчас аналогичная модернизация проводится на ЦРДС «Севастополь». Все перечисленные центры и посты оборудованы аппаратно-программными комплексами «Navi Harbour», на которых впервые использована опция 3D-видеоизображения движения судов. Качество изображения, поступающее лоцману-оператору, позволяет осуществлять радиолокационную проводку судов в условиях пониженной видимости.

Речная информационная служба по евростандартам

В 2009 году Украина присоединилась к международному проекту IRIS Europe II в статусе государства-партнера, приняв обязательства по реализации комплекса мероприятий, направленных на создание в Украине Речной информационной службы (РИС). Персональную ответственность за выполнение этого обязательства возложили на ГП «Дельта-лоцман».

В проект специалисты «Дельта-лоцман» пришли с собственными разработками в области мониторинга надводной обстановки в территориальных водах Украины. На постах РДС в разных регионах Черного и Азовского морей уже давно и успешно использовали базы данных по судам и велся мониторинг их движения. Поэтому не удивительно, что уже в 2011 году предприятие было принято в члены европейского руководящего комитета по внедрению IRIS Europe II, а в 2012-м уже была запущена сначала в тестовом режиме, а потом и в опытную эксплуатацию РИС на Днепре и в низовье украинской части Дуная.

Командный состав ГП «Дельта-лоцман».
 

На Днепре сейчас расположены шесть субцентров и 24 автоматизированных поста, связанных с главным центром в Одессе. Благодаря автоматизированным идентификационным системам (АИС), установленным на судах, вся информация о движении последних отображается в режиме реального времени на мониторах субцентров и главного центра. Наличие операторов в субцентрах на шлюзах Днепровского каскада позволяет отслеживать также движение тех судов, которые пока не оснащены АИС.

Кроме того, РИС осуществляет информационное обеспечение судоходства – суда в режиме «онлайн» получают гидрометеорологическую и навигационную информацию, которая отображается на сайте РИС и доступна судовладельцам, другим заинтересованным структурам.

Лоцманский флот в постоянной готовности

Эффективную производственную деятельность ГП «Дельта-лоцман» обеспечивает и за счет эксплуатации собственного специализированного флота. Практически сразу после образования предприятия по его заказу на отечественных верфях началось проектирование и строительство специализированных судов. Первыми были построены лоцманские катера «Лоцман Коханов», «Гард» и «Орлик», затем «Спритний», «Стрімкий» и «Проворний».

14 февраля 2006 года состоялось торжественное поднятие Государственного флага Украины на многоцелевом буксире ледового класса «Гайдамака», построенном на Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара. Буксир – гордость флота ГП «Дельта-лоцман». В Украине это одно из лучших судов такого класса. Его водоизмещение 441 р. т., мощность –4680 л. с., оно способно обеспечивать ледовую проводку караванов судов, взламывая лед толщиной до 0,5 м, исследовать судоходные пути и осуществлять спасательные операции. Судно оснащено винто-рулевыми колонками азимутального принципа действия, которые позволяют разворачиваться на месте, быстро останавливаться, двигаться боком. Благодаря такой маневренности и мощности «Гайдамака» просто незаменим на Бугско-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах в ледовую кампанию, когда сложность работы возрастает на порядок.

Буксир «Гайдамака» в действии.
 

В 2008 – 2010 годах было приобретено два новых современных лоцманских катера, построенных по последним европейским стандартам. Так, катер «Балтийский» – автоматизированный дизель-электроход, который может выполнять работы в ледовую кампанию при толщине льда до 40 см, что особенно важно для зимней навигации на Азовском море.

В начале уже нового года в Николаеве, где расположен основной офис ГП «Дельта-лоцман», был поднят Государственный флаг на одном из трех новостроев, заказанных у феодосийских судостроителей. Лоцманскому катеру дали имя легендарного лоцмана, работавшего на предприятии, – «Михаил Сницарь». Название первого судна из этой серии, введенного в эксплуатацию в 2012 году, также говорит о степени уважения предприятия к своим кадровым специалистам – «Лоцман Рощин».

На сегодняшний день специализированный флот ГП «Дельта-лоцман» состоит из 19 лоцманских, 3 служебных катеров и многоцелевого буксира ледового класса «Гайдамака».

На протяжении нескольких лет предприятие является крупнейшим налогоплательщиком Николаевщины, занимая лидирующие позиции по объемам уплаченных налогов и сборов среди предприятий региона.

Но, пожалуй, главное достижение ГП «Дельта-лоцман» – сформированный коллектив профессионалов, который ежедневно надежно обеспечивает лоцманские проводки судов во все порты Украины.

Андрей ТЮРИН
Фото из архива ГП «Дельта-лоцман»

Автор благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ГП «Дельта-лоцман»

Комментарии:

  1. сергей:

    подскажите пожалуйста гд я могу поступить на курсы лоцманов

Сообщение:

*

НОВОСТИ