Мыльный пузырь или Преступление века?

Николаевские ревизоры, проверявшие финансово-хозяйст-венную деятельность Службы автомобильных дорог в Николаевской области, с некоторыми выводами поторопились. Независимые эксперты государственного дорожного научно-исследовательского института их признали необоснованными.

Финансовые операции: заблокировать!

На данный момент в самом разгаре судебная тяжба между Государственной финансовой инспекцией и Службой автомобильных дорог в Николаевской области. Надо признать, тема разбирательства актуальна не только для участников судебного процесса, но и для тех, кому приходится пользоваться автомобильными дорогами местного и государственного значения. То есть для всех нас – и водителей, и пассажиров.

Не секрет, что за последние десять лет дорожная отрасль капитально не финансировалась, скудные финансовые вложения направлялись в основном на латание дыр. При этом транспортная нагрузка на дороги увеличилась в десятки раз. Николаевская область, в силу объективных и субъективных причин, не славилась хорошими дорогами. А тут вдруг ошеломляющие факты незаконного использования бюджетных средств – почти девятнадцати миллионов гривен, вскрытые областными ревизорами при проверке финансово-хозяйственной деятельности автодорожной службы области за несколько последних лет (с апреля 2010-го по июль 2012 года)! Официальные итоги ревизии в скорости были опубликованы в прессе: для газет и сайтов эта новость стала мощным резонатором общественного негодования.

По результатам финансовой проверки службу облавтодора не пнул разве только ленивый. Печальная слава быстро разлетелась по всей Украине. О вскрытых махинациях писали не только местные СМИ и сайты, но даже журнал «Forbes», отметив, что дорожники в Николаевской области отличились особой изобретательностью, провернув весьма подозрительную сделку. К примеру, ЧП «Дорлидер» заключило договор со Службой автомобильных дорог на изготовление асфальтобетонной смеси. 10 миллионов гривен госзаказчик заплатил, но, судя по результатам проверки, никакой смеси автодорожники не получили.

Надо подчеркнуть, что с самого начала Служба автомобильных дорог категорически не соглашалась с результатами проверки. В период досудебного разбирательства она всячески пыталась доказать свою правоту – и в части определения порядка и критериев приема строительных работ на дорогах общего пользования, и в части взаимозачетов по твердой договорной цене, но какие бы аргументы и доводы ни приводились, финансовая инспекция твердо стояла на своем. Она обязала Службу автомобильных дорог немедленно взыскать со своих подрядных организаций излишне выплаченные миллионы. И чтобы денежки были возвращены быстрее, ГФИ заблокировала все операции с бюджетными средствами на регистрационных счетах автодорожной службы, тем самым полностью парализовав работу организации.

В декабре прошлого года Служба автомобильных дорог оспорила действия инспекции в Николаевском окружном административном суде. Судебным определением было остановлено действие документа, фактически признанного судом противоправным. Не согласившись с определением суда первой инстанции, финансовая инспекция оспорила судебное решение в Одесском апелляционном административном суде. Как сообщил редакции юрист Службы автомобильных дорог Юрий Сафронов, суд, состоявшийся 14 марта, оставил кассационную жалобу финансовой инспекции без удовлетворения.

Асфальтобетоном против щебеночно-мастичной смеси

Руководитель Службы автомобильных дорог в Николаевской области Геннадий Савченко утверждает: эта проверка – мыльный пузырь. Преступление века не получилось. В акте ревизии далеко не все обстоит так, как было на самом деле. Специалисты, проверяющие финансовохозяйственную деятельность предприятия, образно говоря, «дали маху», что впоследствии подтвердила независимая экспертиза государственного научно-исследовательского института имени Шульгина ГП «ГосдорНДИ».

Нет смысла акцентировать внимание читателей на всех замечаниях, изложенных на шести десятках страниц акта ревизии. Но на основных стоит остановиться.

В акте ГФИ, в частности, идет речь о завышении расходов подрядчиками на перевозку асфальтобетона при ремонте автодороги Ульяновка – Николаев. В вину Службе автодорог ревизоры ставят нарушение норм государственного стандарта: асфальтобетонную смесь, дескать, возили из Коминтерновского района Одесской области, откуда до строительного объекта пять часов езды. К тому же, по заключению ревизоров, определенный период времени завод этот вообще не работал.

– Мне очень сложно назвать такую ревизию объективной, грамотной и непредвзятой, – подчеркивает начальник Службы автомобильных дорог в Николаевской области Геннадий Васильевич Савченко. – Ее, к сожалению, проводили отнюдь не узкие специалисты, разбирающиеся в специфике производства. Ревизоры попросту не разобрались в разнице между асфальтобетоном и щебеночно-мастичной смесью, между динамичной и твердой договорной ценой, между мото-часами и машино-часами… Ведь что, к примеру, означает термин «твердая договорная цена»? Это когда победившее в тендере предприятие несколько лет выполняет работы по фиксированной договорной не меняющейся цене. Такой подход помогает существенно сэкономить бюджетные средства: цены на стройматериалы постоянно растут, а договорная цена остается прежней – она твердая.

Геннадий Савченко подчеркивает: по действующему законодательству заказчик не имеет права вмешиваться в финансовохозяйственную деятельность предприятий-подрядчиков. Основной критерий совместной работы – конечный результат. «Отремонтировано124 километра дорог – это очень большой объем. Но, копаясь в первичных бухгалтерских документах, проверяющие не удосужились изучить определение твердой цены, порядок принятия отчетности и расчетов, побывать на строительном объекте, чтобы своими глазами увидеть выполненные работы, определить качество, замерить объемы. Если бы они это сделали, никаких недоразумений бы не возникло. Как бы тогда они объяснили, откуда взялся на этой дороге асфальт, кто его укладывал?»

Руководство облавтодора объяснило, почему асфальтобетон возили из Одесской области. К слову, государственные строительные нормы (ГСН) не ограничивают дорожников во времени при транспортировке асфальтобетонных смесей типа А. В 2011 году на Николаевщине, к сожалению, не было асфальтобетонных заводов нужной мощности. Нынче ситуация кардинально поменялась: введены в строй два мощных предприятия по производству тысячи тонн асфальтобетона в сутки – в Южноукраинске и областном центре. А тогда ничего этого не было – работали старые, морально устаревшие, не прошедшие аттестацию заводики, производившие по 200 – 300 тонн асфальтобетона. Его могло бы хватить разве что на ямочный ремонт. Поэтому и пришлось воспользоваться услугами соседей.

– Так что ничего преступного нет в нашей работе, – заверяет Геннадий Савченко. – Все открыто и прозрачно. На первом же судебном заседании мы попросили суд привлечь в качестве третьих лиц всех подрядчиков, которые по итогам ревизии ГФИ допустили превышение стоимости выполненных работ. Суд наше ходатайство удовлетворил и уже на следующее заседание подрядчики представили все необходимые документы, акты и договора.

По словам представителей облавтодора, в судебном заседании стали всплывать анекдотичные факты: ревизоры запутались в определении твердой договорной цены и динамичной, не разбираются в требованиях Госстандарта по транспортировке и температурной укладке различных по технологии изготовления видов асфальтобетона – обычного и щебеночно-мастичной смеси.

В то же время начальник Госфининспекции в Николаевской области Андрей Скибяк уверяет: он подтвердит документами каждое свое слово. «Служба автодорог при проведении тендеров на ремонт отдавала предпочтение сомнительным предприятиям типа «Рога и Копыта». Начат ряд уголовных производств, вот дождемся результатов и тогда увидим, кто в этой ситуации окажется прав».

– Слушание дела продолжается, – подводит итог нашей беседы Геннадий Савченко. – Но уже на этой стадии очевидно: огромная мыльная бульба сдулась. Мы ведь не такая уж богатая служба и нас с большой натяжкой можно назвать бюджетной организацией. Получаем зарплату со своего расчетного счета в размере полтора-два процента от выполненной подрядчиками работы. Если они не получают денег, значит, и мы их не получаем. В настоящий момент перед подрядчиками имеется задолженность порядка двенадцати миллионов гривен. Обидно, что наша безденежная отрасль и наша николаевская Служба автодорог вынуждена втягиваться в ненужные судебные разбирательства, чтобы снять с себя клеймо воров и доказать чью-то некомпетентность.

Юрист Службы автомобильных дорог Юрий Сафронов нисколько не сомневается: Служба автомобильных дорог дело в Николаевском окружном административном суде выиграет, поскольку правда на ее стороне. Ревизия, по его мнению, проведена однобоко, она не подтверждена фактическими обстоятельствами дела. «Орган финансового контроля просто обязан быть компетентным, знать виды цен, разбираться в ДСТУ, в нормах, в сфере ценообразования… Это очень важные нюансы. Я нисколько не удивляюсь качеству такой ревизии, поскольку ею руководил начальник отдела сектора агропромышленного комплекса».

После окончания судебного разбирательства Служба автомобильных дорог намерена подавать исковое заявление в суд к ГФИ о защите чести и достоинства.

Судебное разбирательство продолжается.

Виктор КЛИМОВ

Комментарии:

  1. 25:

    Наконец хоть какая-то организация дала решительный отпор произволу фининспекции! А его руководителя – Скибьяка уже пол области ненавидят – кто тихо, кто громко. И не за то, что нашел нарушения, а за их фиктивность с вытикающими последствиями.

Сообщение:

*

НОВОСТИ