Маршрутчики-благотворители

Михаил Иванович из 24-х часов в сутки 10 проводит «за баранкой». На рабский труд извозчика не жалуется: сам выбрал, машину купил, решил таким образом кормить свою семью. Но почему, уплатив все взносы и подсчитав в конце месяца выручку, недополучает 1300 гривен, на которые «накатались» льготники в его автомобиле, мужчина недоумевает.Ведь это государство, а не он, владелец машины, работающий по найму, должно оплачивать их проезд.

В том, сколько средств из бюджета получают николаевские фирмы-перевозчики, сколько из них достается непосредственно водителям, почему большинство фирм отказываются от помощи государства, и как городская власть намерена решать вопрос с вынужденной филантропией маршрутчиков, разбирался корреспондент «Рідного Прибужжя».

Замкнутый круг

По данным департамента труда и социальной защиты населения Николаевского горсовета, в нашем городе проживает 146 тысяч человек, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Право это гарантирует им ст. 37 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», в соответствии с которой перевозчики обязаны перевозить льготников, если таковые имеются, без ограничения количества мест.В то же время статьи 29-31 указанного закона определяют, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны предоставить предпринимателям, осуществляющим льготные перевозки пассажиров, компенсацию, определив ее размер и механизм выплаты.

С последним в нашем городе сложность: механизм не разработан, хотя деньги, на основе договора с департаментом труда и соцзащиты населения, некоторым перевозчикам все-таки выделяются. Однако львиная доля предпринимателей не изъявляют желания заключать договор на компенсацию за перевозку льготников. В итоге из десяти фирм-перевозчиков, работающих в Николаеве, в 2012 году такие договора заключили лишь три: ООО «Евротранстехсервис», ОДО «Орион-Авто», ООО «Алан-Техно». В нынешнем году, как говорится, «на манеже все те же», вот только цифры другие.

Если в 2012 году «Орион-Авто», занимающееся пригородными перевозками, за обслуживание льготников получило 488 тыс. грн., «Алан-Техно» (городские перевозки) – 42 тыс. грн., «Евротранстехсервис» – 450 тыс. грн., то в нынешнем году первые две фирмы претендуют на те же суммы, тогда как компания депутата горсовета Юрия Антощенко «замахнулась» на 1 млн. 188 тыс. грн.

И все же, почему подавляющее количество перевозчиков обходят стороной горсовет и не торопятся получать компенсации? Одна из причин – отсутствие утвержденного Порядка расчета компенсационных выплат за льготный проезд в городских автобусах.

 

Отпугивает бизнесменов и понимание того, что получить деньги от государственной машины будет не так-то просто: нужно вести строгую отчетность, поскольку за бюджетными средствами приглядывает огромное количество людей: прокуратура, госфининспекция, налоговая инспекция и др. Конечно же, никто не заинтересован в таком количестве проверяющих.

Получается, что предприятия, обслуживающие почти 80 маршрутов Николаева (а это тысячи водителей), связываться с государственным аппаратом не хотят. В свою очередь, маршрутчики возить льготников себе в убыток тоже не желают, и крайним оказывается пассажир – человек, который собственным трудом, иногда во вред здоровью, заслужил льготы у государства, унижен и чуть ли не вытолкнут из маршрутки.

Не желая мириться с таким положением вещей, люди пишут жалобы. В 2012 г. в управление транспортного комплекса, связи и телекоммуникаций Николаевского горсовета поступило 190 обращений. Большинство из них касалось работы городского транспорта, грубого поведения водителей и кондукторов, отказа в льготном проезде. За нарушения законодательства 19 водителей были уволены. В текущем году подано уже 43 жалобы.

Что говорят водители

Несмотря на финансовые трудности, большая часть водителей не отказывают льготникам в праве на бесплатный проезд. По словам Александра, работающего в МЧП «ТФТ» на маршруте № 12 (Междугородний автовокзал – завод «Океан»), в день он перевозит 30 льготников, то есть недополучает 60 грн. Если умножить эту сумму на 22 рабочих дня, то в месяц мужчина осуществляет благотворительной помощи пенсионерам на 1320 грн., в год – на 15,8 тыс. грн.

– Никаких компенсаций мы не получаем, а отстаивать свои права в судебном порядке нет возможности, ведь если будем много умничать, возьмут других. Вообще, невыгодно сегодня иметь маршрутку – если бы кто купил, я бы продал. Зарабатываем мы, как на заводе, а если техника сломается, то и «в минусе» оказываемся. Пассажиров стало гораздо меньше после того, как автобусы-«гармошки» вышли на линию, – рассказывает Александр.

Подтверждает его слова коллега-водитель Виктор. На маршруте № 8 («ТФТ») он трудится с 2001 года, за это время никогда и не слышал, чтобы кто-либо получал компенсацию за перевозку льготников:

– В день у меня 30 – 40 льготников. Есть указание возить, мы возим. Иначе штраф могут «впаять».

О финансовой составляющей работы маршрутчика рассказал Сергей Тимофеев (имя и фамилия изменены), работающий на одном из пригородных маршрутов, который берет свое начало от Центрального рынка. Мужчина говорит, что компенсацию за перевозку льготников если кто и получает, так это руководители фирм-перевозчиков, а собственникам привлеченного транспорта «никто никогда копейки не дал».

– Раньше было проще: соляра стоила 3 грн., проезд – 1 грн., то есть соотношение один к трем. Сейчас соляра – 10 грн., проезд – 2 грн. Невыгодно получается, – отмечает Сергей. – Особенно если учесть, что растут и цены на автозапчасти. Ежемесячные взносы за работу на маршруте в размере от 500 до1200 грн. тоже никто не отменял (сумму, без квитанции, оплачиваем руководителю фирмы-перевозчика).

Почему все так грустно?

Вся беда в том, говорит директор департамента труда и социальной защиты населения горсовета Сергей Бондаренко, что в государстве отсутствует типовое положение, по которому можно было бы осуществлять компенсацию за льготный проезд граждан предприятиям-перевозчикам. Только недавно Премьер-министр Украины поручил ряду министерств разработать методологию по порядку этой компенсации. Другая задача – создать механизм адресной помощи льготникам за пользование общественным транспортом.

Именно адресную денежную помощь, или монетизацию, С. Бондаренко считает идеальным решением наболевшего вопроса для Николаева. Она предусматривает выделение государством определенной суммы денег, которую пенсионер может потратить на проезд, к примеру, в больницу или отделение Пенсионного фонда, либо не тратить вообще.

Но только в нашем городе 18 категорий льготников (ветераны труда, Великой Отечественной войны, инвалиды, пенсионеры, чернобыльцы) – всего 146 тысяч человек. Если каждому из них оплатить хотя бы по 25 поездок в месяц (по такой методике, разработанной управлением статистики, осуществляется компенсация городскому электротранспорту за проезд льготников), то получится солидная сумма, которую государственный бюджет не осилит.

Что касается Порядка расчета компенсационных выплат за льготный проезд отдельных категорий граждан предприятиями-перевозчиками, то такой проект департаментом труда и соцзащиты населения Николаевского горсовета, совместно с управлением транспорта и департаментом финансов, уже разработан. Теперь ему предстоит пройти утверждение на депутатских комиссиях и сессии горсовета. До этого момента Сергей Бондаренко что-либо рассказывать о проекте считает нецелесообразным. Говорит только, что создать общие «правила игры», которые удовлетворили бы льготников, маршрутчиков и руководителей фирм-перевозчиков, в городе необходимо. А потому важно знать, какие объемы предприятия выполняют, сколько транспорта используют.

Отметим, что новый Порядок начнет действовать в Николаеве не раньше середины 2014 года. Уже сейчас известно, что количество льготников будет ограничено.

Контроль: что будет и что есть

Чтобы контролировать количество пассажиров льготной категории, считают городские транспортники, нужно в каждом автобусе установить терминал, а льготников обеспечить карточками.

Финансирования потребует и установка системы дистанционного контроля транспорта (GPS-система), которая стоит несколько тысяч гривен. Как утверждают в управлении транспорта горсовета, внедрение этой системы позволит решить вопрос оперативного контроля над количеством подвижного состава, соблюдения графиков и интервалов движения, получения более качественного обслуживания в отрасли пассажирских перевозок Николаева.

Вопрос внедрения системы GPS рассматривается по трем вариантам: за счет городских предприятий-перевозчиков, за счет инвесторов, за средства городского бюджета.

Сейчас же, утверждает директор департамента финансов Николаевского горсовета Валентина Бондаренко, пассажиропоток льготной категории николаевцев исчисляется предприятиями-перевозчиками на основании ведомостей учета перевозки пассажиров, журналов учета выданных проездных билетов и статистических данных.

– «Орион-Авто» и «Алан-Техно» предоставляют в департамент труда ежемесячный отчет, в котором указывают фамилии всех, кто был перевезен бесплатно. Проверки «Евротранстехсервиса» показывают, что за день более 10 тысяч льготников проезжают, – отмечает Сергей Бондаренко.

Между тем, утверждают маршрутчики, которые возят людей в отдаленные от города микрорайоны, новые списки – это хорошо забытые старые, их попросту переписывают.

На городских маршрутах не ведут учета вовсе.

– По городскому направлению, – замечает С. Бондаренко, – запись сведений носит проблематичный характер, поскольку водители должны придерживаться графика, Правил дорожного движения. Поэтому мы и хотим принять тот Порядок, который на сегодняшний день в государстве отсутствует.

А пока «николаевского прорыва» не произошло, маршрутчики продолжают жертвовать льготникам честно заработанные деньги.

Екатерина СТРИЛЬ

 

Комментарии перевозчиков

Инга Шаповалова, директор «Алан-Техно», депутат Николаевского горсовета:

– Руководители предприятий-перевозчиков зачастую не заключают договора на компенсацию за проезд льготной категории в связи с несовершенством законодательства. Существует несколько методов определения количества льготников: по формулам и по спискам, которые составляет перевозчик. На городских маршрутах переписывать номера удостоверений и фамилии просто нереально: чтобы это делать, нужен еще один человек, помимо водителя и кассира. Считаю, что контроль должен быть по формуле, один для всех.

Мы пишем списки льготников: номер удостоверения, серия, кем выдано. Не на всех маршрутах – только на пригородных. Собираем, перепечатываем, отправляем в департамент труда, они у себя сверяют с базой, и после этого нам уменьшают сумму наполовину. То есть очень многих людей не оплачивают. Но, думаю, после разработки нового Положения все будет нормально.

Мне не хочется, чтобы люди, которые имеют право пользоваться бесплатным проездом, обвиняли моих подчиненных в том, что их не перевозят.

С другой стороны, надо понимать, что каждый труд должен быть оплачен. Дотации распределены не совсем объективно: на этот год мы получили 42 тысячи гривен, мы их «выкатаем» за месяц.

Деньги, которые мы получили, предназначены для маршрутов, на которых работает собственный транспорт предприятия. На те маршруты, где работает привлеченный транспорт, компенсацию мы не получаем.

Если ситуация в связи с появлением нового Положения изменится, мы будем советоваться с юристами о том, как это правильно сделать.

Валерий Буркун, глава правления «Орион-Авто», депутат Николаевского горсовета:

– Есть законодательная база, которая регламентирует отношения между перевозчиком, заказчиком и пассажиром. Заказчиком городских перевозок является город в лице горисполкома. Внутриобластных и пригородных – облгосадминистрация. В договорах, которые заключаются между заказчиком и перевозчиком, записано, что перевозчик обязан перевозить льготный контингент без ограничения, согласно Закону Украины «Об автомобильном транспорте».

Поэтому каждый перевозчик, получив такой договор, должен обратиться в департамент труда и соцзащиты со своими расчетами о перевозке льготного контингента. В заказе указывается объем перевозимых пассажиров и сумма, которая будет компенсироваться в течение года.

Сегодня запасные части, материалы, топливо и другие расходные материалы очень дорогие. Тариф у нас украинский, а техника и оборудование – импортные. Поэтому расходы непомерно большие, да и цена на топливо не балует – она европейская.

Отчетность ведем согласно законодательству: на городских маршрутах учет льготников ведется по коэффициенту, который рассчитывается, – по этому поводу целая наука, я не могу в двух словах рассказать. А на пригородных перевозках ведется персонифицированный учет: каждый, придя в кассу автовокзала, подает свое удостоверение. Ведется реестр учета льготников, потом он переносится на магнитные носители, делается отчет помесячно, с разбивкой по районам.

Насчет компенсации водителям наемного транспорта – у нас такого нет, мы возим своими машинами.

 

А власть что?

Вопросом льготной перевозки граждан озаботилась и Николаевская облгосадминистрация. Как сообщает ее пресс-служба, руководство области готовит обращение в высшие органы власти, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию. К разработке обращения первый заместитель главы ОГА Геннадий Николенко призвал присоединиться всех автоперевозчиков области.

Об этом он заявил 4 апреля во время проведения совещания по вопросам организации перевозок автомобильным транспортом на автобусных маршрутах общего пользования.

По мнению Г. Николенко, помощь должна быть адресной, то есть каждый отрезок времени (месяц или квартал) государство должно платить льготнику определенную сумму для того, чтобы он имел возможность оплачивать свой проезд в транспорте.

– Главный вопрос – вычислить, сколько государство должно платить льготникам. Нужно рассчитать формулу в зависимости от интенсивности движения автотранспорта. Не секрет, что люди в городе больше и чаще передвигаются общественным транспортом, чем жители сельских населенных пунктов, особенно отдаленных. Мы должны учесть все эти моменты и предоставить соответствующему министерству конструктивные предложения по урегулированию вопроса с перевозками льготников, – обратился к присутствующим заместитель главы ОГА.

Как отметил в своем выступлении начальник управления промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации Эдуард Волошинович, в Николаевской области проживает 26 льготных категорий граждан, это около 309 тысяч льготников. Из 69 перевозчиков по областным маршрутам лишь 50 подписали соответствующие договора с управлением труда на получение компенсации за перевозку льготных категорий граждан.

Начальник Главного управления труда и социальной защиты населения облгосадминистрации Ольга Сивопляс добавила, что в прошлом году управление, как распорядитель средств, получило 34,9 млн. грн. на компенсацию за перевозку льготников, из которых не более 10 млн. грн. – средства за автоперевозки.

Геннадий Николенко признался, что проанализировал имеющуюся нормативно-правовую базу, но не нашел положений об урегулировании перевозок льготников в маршрутных такси.

– Штраф за отказ перевозки льготников составляет 170 грн., в то время как в Законе Украины «Об автоперевозках» четко прописано, что льготных мест в автотранспорте столько, сколько зашло льготников. То, что перевозчик не хочет подписывать договор о возмещении и показывать соответствующим контролирующим органам свой реальный пассажиропоток – это уже совсем другой момент», – резюмировал итог совещания Геннадий Николенко.

Сообщение:

*

НОВОСТИ