Запрещенная вытяжка, или История одного отключения

Сама того не желая, пенсионерка Алла Прохоровна Федосиу вдруг оказалась виновной в том, что семьи четырех ее соседей остались без газа накануне праздника 8 Марта.Мало того, что пожилую женщину, законопослушную и исполнительную, перед всем домом сначала обвинили в «грубейшем нарушении правил пользования газовыми приборами». Решив проучить строптивую потребительницу «за умничанье», работник ПАО «Николаевгаз» отдал распоряжение «рубануть» газ по всему стояку в доме.

Напрасное ожидание

С газом не шутят – эта истина не подвергается сомнению. Поэтому немного найдется желающих не подчиниться требованиям работников газовой службы, особенно если дело касается безопасности эксплуатации газовых приборов и всего, что с ними связано.

Вот и жительница дома по улице Адмиральской, 2а, что в Николаеве, Алла Прохоровна Федосиу к объявлениям о плановой проверке дымовентиляционных каналов отнеслась со всей серьезностью: осталась в указанное время дома и ожидала мастеров. Как, впрочем, и все ее соседи по дому.

Однако ожидание оказалось напрасным: ни 26 февраля 2013 года, когда объявление было подписано ЖЭКом «Соборный-1», ни 5 марта, когда проверку собирались осуществить сотрудники ПАО «Николаевгаз», к людям никто не пришел. К тому же во втором объявлении Алла Прохоровна с удивлением обнаружила свою фамилию среди других шести квартиросъемщиков, у которых якобы были обнаружены «грубейшие нарушения правил пользования газовыми приборами». Причем, как было указано, нарушение зафиксировано в акте от 3 декабря  2012 года, подписанном неким физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) Беляевой Е.В. Но как раз в это время в течение десяти дней Алла Прохоровна была в отъезде, и для нее до сих пор остается загадкой, каким образом некая предпринимательница могла попасть в квартиру в ее отсутствие и зафиксировать там грубое нарушение?

Считая себя законопослушным потребителем, женщина была шокирована таким обвинением, тем более перед лицом всех соседей. Прождав бесполезно весь день, 5 марта к вечеру Алла Прохоровна сама позвонила в «Николаевгаз» и напомнила о том, что люди ждут обещанной проверки. Как оказалось, женщина тем самым «вызвала огонь на себя». Было похоже, что газовщики забыли о своем намерении.

– Ага, квартира № 79? – прозвучало в трубке. – А у вас там нарушение! Сейчас будем!

Потребитель – «для битья»?

Проверка в квартире Аллы Федосиу получилась чуть ли не «эксклюзивной»: позже корреспондент специально опросила нескольких соседей, которые подтвердили, что в указанные дни работники газовой службы ни к кому из них не приходили.

Так вот, прибывший сотрудник «Николаевгаза» слесарь Артем Лисицын и мастер ЖЭКа по имени Наталья указали Алле Прохоровне на то, что труба от вытяжки должна быть установлена в дымовентиляционный канал вместе с решеткой. Так Алла Прохоровна поняла требование проверяющих и на другой же день все исправила. Но то ли женщина поняла газовщиков неверно, то ли они невнятно ей пояснили, однако 6 марта Лисицын и Наталья потребовали вообще демонтировать вытяжку, которая, как оказывается, не должна устанавливаться в квартире, где есть газовая колонка.

Для Аллы Прохоровны это стало еще одним поводом для недоумения: газовая колонка в ее доме работает с 1961 года, а вытяжка – с 2004-го. И за все эти годы ни один работник газового хозяйства не указал ей на то, что приборы нельзя использовать одновременно, а в абонентской книжке есть все отметки о проверках и инструктажах. А в действующем Договоре о предоставлении услуг по газоснабжению Алла Прохоровна не нашла ни единого слова о недопустимости одновременного установления газовой колонки и вытяжки. Больше того, в 2010 году А. Федосиу вызывала аварийную службу – чтобы починить конфорку на плите, и снова специалисты не обнаружили в ее квартире никаких нарушений.

Теперь недействующая вытяжка на кухне Аллы Прохоровны – просто предмет декора.
 

Требования Лисицина и Натальи, без преувеличения, прозвучали для хозяйки как гром среди ясного неба. Тем более непонятно было, почему вдруг срочно нужно отключать газовую колонку (как требовал Лисицын), ведь столько времени все было в порядке!

Теряясь в догадках, тем не менее, Алла Прохоровна пообещала демонтировать вытяжку до указанного Лисициным дня – 12 марта. Однако при этом попросила слесаря показать ей документ, в соответствии с которым она вдруг стала «грубой нарушительницей». Эти слова, похоже, очень не понравились Артему Андреевичу Лисицыну. Он вытащил удостоверение и, ткнув его в лицо пожилой женщине, объявил: «Инструкция – это я!». Затем последовала угроза отключить газ, если «до 12 марта вытяжка не будет демонтирована». Алла Прохоровна заметила, что отключить газ ей могут только после того, как нарушение будет зафиксировано в акте в двух экземплярах, а она не устранит его в отведенный срок. То есть женщина показала, что хорошо разбирается в законах и документах и не позволит поступать с собой неправомерно.

Несмотря на то, что до срока, отведенного им же самим для исправления ситуации, остается еще несколько дней, Лисицын, и не думая оформлять никаких актов, назвал Аллу Прохоровну «сильно умной», вышел за порог квартиры и… вызвал аварийную бригаду «Николаевгаза». Через 15 минут без всякого предупреждения в квартире Аллы Прохоровны и четырех ее соседей по стояку газовые приборы замерли. Причем самым неожиданным образом: на плите у Аллы Прохоровны остались недожаренными котлеты!

Таинственная «фирма»

Так что празднование 8 Марта для одинокой 73-летней женщины получилось, мягко говоря, подпорченным. В редакции она с искренней болью рассказала о том, что после этой истории до сих пор чувствует себя полностью растоптанной и униженной, потому и обратилась за помощью. Совершенно незаслуженные обвинения, явно неуважительное отношение со стороны слесаря, отключенный газ, – все это усугублялось для нее еще и чувством вины перед соседями. Ведь приближался праздник, а без горячей воды и возможности приготовить пищу оставались пять семей, в том числе и та, в которой есть грудной ребенок, а в других квартирах – две больные женщины! Можно только представить себе, как перенервничала в эти дни Алла Прохоровна! Но сотрудников газовой службы ничуть не трогали переживания «нарушительницы»: и впрямь, какая мелочь по сравнению с их «высочайшими» требованиями строго следовать предписанным инструкциям! Только вот что это было за неожиданное требование и действительно ли, в данном случае, была острая необходимость отключать газ сразу нескольким семьям?

Еще утром 7 марта Алла Федосиу, послушно демонтировав вытяжку, буквально умолила газовщиков подключить газ. Но женщину ожидал еще один «сюрприз». По рекомендации начальника ЖЭКа «Соборный-1» она пригласила домой печника частного предприятия – ФЛП Беляева Е.В. – Станислава Ивановича Беляева, чтобы оформить произведенное изменение. Правда, с первых же слов он сообщил ей, что его услуга платная: вызов – 30 грн. Еще 35 грн. потребителю нужно выложить за акт проверки дымовых и вентиляционных каналов. Причем, «купив» за столь непомерную цену этот листок бумаги, отпечатанный на ксероксе, потребитель должен сам (снова заплатив) сделать копию и тут же передать акты в ЖЭК и «Николаевгаз», а сам… остаться без этой «ценной бумаги». Вот такая услуга ценой в 35 грн.! При этом предприниматель положил деньги в карман, но никакой квитанции об уплате не предложил.

И еще Беляевы оказались не слишком щепетильными в достоверности этого «документа»: на вызов приходил Станислав Иванович, а на бланке за печника, исполнителя работ и директора подписалась почему-то лично Е.В. Беляева. В законодательстве подобное действие называется не чем иным, как подлогом.

На откуп частнику

С тем, что купленный за такую цену оригинал акта потребитель вынужден еще и отдавать, – полный абсурд, на удивление в беседе с журналистом согласилась сама Елена Васильевна Беляева. Но тут же ее муж Станислав Иванович взял телефонную трубку и привел расклад своих «производственных расходов» (стилистика пояснения сохранена).

– Что, вам калькуляцию показать? Вы что – проверяющий орган или как? Мы – частные предприниматели. Плотим налоги. Подоходный налог, в Пенсионный фонд. Оформляем лабораторию по бумагам, по квитанциям – она обошлась нам в 10 тыс. грн. Мы уже 20 лет работаем. Расходов очень много. Что – даром давать бабки или как? Стоимость самого акта: 5 грн. – хорошо будет, а если 35 грн. – нехорошо? У нас два сотрудника, зарплату платить надо, а прибыля – как, из чего делать? Бумага – она большие суммы стоит! – Вот такое пояснение пришлось выслушать журналисту от предпринимателя.

В абонентской книжке – ни слова о запрете одновременной установки колонки и вытяжки.
 

Как оказалось, частные предприниматели Беляевы, имеющие лицензию на работу с дымовентиляционными каналами, вполне официально (на конкурсе) заключили с ЖЭКом «Соборный-1» договор на обслуживание 260 многоэтажных домов. Жильцы, как правило, не вникают в особенности рынка обслуживания дымовентиляционных каналов и пользуются услугами тех, кто оказался ближе. Беляевы приходят к людям, к слову, нередко представляясь сотрудниками ПАО «Николаевгаз», для плановых проверок дымоходов и выдают акты на весь дом. А вот если, как Алле Федосиу, кому-то пришлось обратиться к ним, чтобы засвидетельствовать какие-то исправления, то это Беляевы уже считают «индивидуальным» вызовом и берут за свои услуги плату, которую устанавливают… исключительно на свое усмотрение, без всякого контроля со стороны. А если учесть, что печники работают на едином налоге и платят определенную, не такую уж и большую сумму в месяц, понятно, что при этом доходы будут немалыми. Вот почему их акты можно назвать «золотыми»! Сколько посчитали нужным, столько и взяли.

При этом Беляевы, конечно, не сообщают людям о том, что в городе есть другие предприятия, имеющие такую же лицензию, в том числе и «Централизованная лаборатория поверки дымовентиляционных каналов» в составе ПАО «Николаевгаз», и ее услуги, включая подобные акты поверки дымовентиляционных каналов, стоят более чем в два раза дешевле – чуть меньше 30 грн.!

Заведующий «Централизованной лабораторией» Максим Викторович Саяпин в сердцах назвал Беляевых «недобросовестными конкурентами». Он рассказал, что работники «Николаевгаза» однажды застали Беляевых на «горячем»: в одном дворе под копирку их работник выписывал акты и тут же собирал деньги. При этом даже не утруждая себя заходом в квартиры. Завидев работников «Николаевгаза», печник вдруг быстро исчез, не дожидаясь разбирательства.

Коммунально-семейный подряд

Таким образом, фактически коммунальщики и коммерсанты ставят жильцов в зависимость от себя, не информируя их о других предприятих и не оставляя выбора. Тем самым нарушаются права потребителей и основы антиконкурентного законодательства. Замечу, что согласно п. 14 типового действующего Договора о предоставлении услуг по газоснабжению, выданном А. Федосиу ЖЭКом, проверка дымовых и вентиляционных каналов осуществляется за счет исполнителя. То есть – «Николаевгаза». Это значит, что в штате ЖЭКа должен быть штатный печник и выполнять все работы бесплатно! Но в ЖЭКе «Соборный-1» пояснили, что такого специалиста у них давно нет, потому что лицензия его стоит слишком дорого. А вот оплата услуг частных предпринимателей за ту же работу ЖЭКу как раз по карману. И это уже повод задуматься соответствующим органам: нет ли здесь коррупции и заинтересованности отдельных лиц в ущерб интересам тысяч потребителей, преимущественно нищих пенсионеров? Почему услуга, которая по закону должна быть бесплатной, потихоньку стала коммерческой, да еще и с таким уровнем оплаты? Почему людей заставляют платить дважды за то, что уже входит в коммунальный платеж? И почему за этим никто не следит?

К слову, в прошлом году сразу четыре предприятия, обслуживающие дымовентиляционные каналы в Николаеве, были уличены в корпоративном сговоре, потому что договорились между собой и установили на свои услуги одинаковые цены, что строго запрещено законом. За это они были оштрафованы Николаевским областным территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины. Среди наказанных значилось и ООО «Трубочист Н», которое возглавлял тогда Станислав Иванович Беляев. Но с начала нынешнего года это предприятие было переименовано в ФЛП Беляева Е.В., которое возглавила, кто бы вы думали? Правильно, жена Беляева – Елена Васильевна! Вот такая произошла рокировка в семейном бизнесе.

Чего не сделаешь, чтобы сохранить репутацию и удержаться на привычном, освоенном рынке! Только ведь известно, что самым лучшим способом сохранить добрую репутацию является честная работа и разумные расценки за нее, но никак не хитрость в обход клиента и жадность.

Татьяна ФИЛИППОВА,
Центр журналистских расследований

(Продолжение темы – в следующем номере)

Комментарии:

  1. Виктор:

    Давно пора было за него взяться, в прошлом году летом приезжал к родителям в село погостить как раз в тот момент когда он на заборе акты выписывал (по другому назвать не могу), совести совсем нет, приехали на джипе стали в начале улицы один помоложе обстукивал ворота и указывал в сторону машины где нужно получить акт за 35 грн. Пытался пригласить во двор чтобы он хоть осмотрел у родителей дымоход, ответ удивил мол это за отдельную плату. Больше всего убило что они был без всякого оборудования в чистенькой рубашечке опрятного вида, хотя с детства печников я представлял совсем иначе. Надеюсь таким как он запретят работать…

  2. ЧИТАТЕЛЬ:

    ДЛЯ НАЧАЛА УТОЧНИМ. “газовая колонка в ее доме работает с 1961 года” НЕВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ДОМ № 2-А ПО УЛ. АДМИРАЛЬСКАЯ БЫЛ ГАЗИФИЦИРОВАН 1966 ГОДУ. В 1965 БЫЛ СОСТАВЛЕН ПРОЕКТ ГАЗИФИКАЦИИ ДОМА.
    ТОВ “СОБОРНЕ-1″ ОБСЛУЖИВАЕТ 637 ДОМА ИЗ НИЗ БОЛЕЕ 253 ДОМА НЕ ИМЕЮТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
    ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС. КАК МОЖНО ОБСЛУЖИВАТЬ ДОМА И ИНЖЕНЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ УКАЗАННЫХ ДОМОВ!!!
    ОТВЕТ ПРОСТ….
    ПО ВОПРОСУ ПЛАТЕЖЕЙ. ООО «Соборное-1» берет с каждой квартиры (дом № 2-а) в год на обслуживание вентканалов дома 23 грн. 33 коп. В дома 95 квартир так посчитайте 23.33 * 95 = 2 216.35 грн в год с одного дома. Если же учесть, что ООО «Соборное-1» обслуживает более 636 домов то получается очень прилная сумма. Попробуйте узнать, а что проводят официально на так званые ЧП и ООО скажым … 9906.00 грн.

Сообщение:

*

НОВОСТИ