Осторожно! Акция в супермаркете

Для увеличения объемов продаж, стимулирования спроса на товары супермаркеты порой идут на самые невероятные предложения. И если аукционными скидками уже никого не удивишь, то дополнительный сервис в виде страхования жизни или выполнения работ по диагностике, ремонту приобретаемой техники активизировался относительно недавно. На такую услугу и «купился» читатель «Рідного Прибужжя», который обратился с жалобой в редакцию.

Пенсионер Анатолий С. 30 июня 2010 г. приобрел в магазине «Фокстрот» холодильник за 3782 гривны. При этом он заинтересовался «Услугой дополнительного сервиса», которую в супермаркете предлагали по цене 380 грн. сроком на три года. За эти деньги подрядчик, ООО «Барвис» в лице директора Юрия Рущака, обязывался в случае необходимости организовать выполнение работ по специальному техническому обслуживанию (диагностика и профилактические работы), а также ремонту техники, приобретенной покупателем.

Окончательно утвердился в своем решении оплатить эту услугу Анатолий после того, как продавец якобы заверил его в том, что если до истечения срока гарантии он не воспользуется услугами сервиса, то на обозначенную сумму сможет получить другой товар в супермаркете.

Оплатив услугу, Анатолий, со свойственной ему педантичностью (по профессии – военный), записал дату истечения услуги «Экстрасервис» – 30 июня 2013 г. Каково же было его удивление, когда, выбрав товар на указанную сумму в указанный срок, продавец отказался его проводить через кассу, заявив, что участвовать в акции Анатолий не может.

Пенсионеру пришлось самостоятельно расплатиться за выбранный товар и… ему опять предложили «Карточку на услуги дополнительного сервиса».

Чтобы узнать, нарушаются ли права потребителей, мы отправились в магазин «Фокстрот», расположенный на пр. Ленина вблизи супермаркета «Южный Буг». Услугу «Экстрасервис» там предлагают и сейчас. К примеру, при покупке холодильника по цене 5,5 тыс. грн., его обслуживание в течение 3 лет обойдется в 449 грн., в течение 2 лет – 349 грн., одного года – 200 грн.

Как пояснила управляющая магазином Ирина Семенова, в акции принимают участие исключительно карточки на услуги дополнительного сервиса, приобретенные не раньше 16 августа 2010 г.

– Люди слышат то, что хотят слышать. Очевидно, человек, который обратился в редакцию, осуществлял у нас покупку в более поздний срок и имеет другой договор. Раза три у нас были такие случаи, – отметила И. Семенова.

По ее словам, все покупатели, которые приобрели карточку после 16 августа 2010 г. и не воспользовались ею, получили товар на указанную сумму.

– Есть масса довольных клиентов. По Украине это десятки тысяч человек, – заверила управляющая.

На официальном сайте «Фокстрот. Техника для дома» сказано, что акция «Экстрасервис»является маркетинговым мероприятием, направленным на стимулирование продаж и продвижение на рынке товаров, продаваемых в сети магазинов бытовой техники. Также подчеркивается, что услуга дополнительного сервиса не является обязательной и приобретается только по желанию клиента.

Этот навязчивый сервис…

Исполняющая обязанности начальника инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Николаевской области Ирина Цыган подтвердила, что крупные супермаркеты, занимающиеся реализацией бытовой техники, действительно навязывают потребителям услуги дополнительного сервиса. Николаевцы обращались в инспекцию с такими жалобами, некоторым возвращали деньги.
 

Ирина Цыган.
 

– Надо обращать внимание на то, с какого момента начинается дополнительный сервис. То есть, приобретая холодильник, у которого гарантийный сервис – один год, дополнительно покупателю предлагают бесплатное обслуживание сроком на три года. Вот здесь следует внимательно читать, что бесплатно: стоимость запчастей, работы, с какого момента начинается сервисное обслуживание. Бывает так, что оно начинается с момента покупки. Тогда становится непонятным, за что потребитель платит деньги, если на холодильник и без того есть гарантия, – отмечает Ирина Николаевна и советует: если вы решитесь оформлять такой договор, а это совсем не обязательно, требуйте поставить дату, начиная от срока истечения гарантийного срока обслуживания. Иначе получится, что дополнительные сроки не будут иметь никакого значения, поскольку в это время действует гарантия производителя, а не продавца.

Очень часто перечень услуг дополнительного сервиса распечатан на листе мелким шрифтом. За нечитаемые тексты один из супермаркетов инспекция по защите прав потребителей оштрафовала и потребовала, чтобы потребителю вернули деньги за сервис.

– Дополнительно в сервис завлекают еще тем, что если в течение трех лет потребитель не обращается за ремонтом, то по истечении срока бытового сервиса ему предлагают купить товар на указанную сумму. Супермаркетам это выгодно, поскольку не каждый потребитель спустя несколько лет обратится за товаром, – констатирует Ирина Цыган. – Обращаю внимание потребителей, приобретающих большое количество техники в кредит: нужно смотреть, что вы подписываете. Супермаркеты стараются навязать услугу дополнительного сервиса отдельно и, кроме этого, навязывают страхование жизни потребителя. К нам обращалось несколько человек. Банк заключает договор с человеком на оплату указанного товара и, параллельно, заключив договор со страховой компанией, страхует вашу жизнь. Суммы получаются приличные.

По утверждению специалистов, стоимость сервисного обслуживания в николаевских супермаркетах не утверждена никакими официальными документами: супермаркеты сами устанавливают цену – 10% от стоимости товара.

Отметим, что отказ в продаже товара без дополнительного сервиса незаконен. Это запрещено Законом Украины «О защите прав потребителей».

Акции, акции, акции!

Согласно украинскому законодательству, в супермаркетах и магазинах разрешено устраивать скидки и распродажи. А вот акции маркетологи придумали сами, чтобы стимулировать рост продаж. Здесь потребитель должен быть внимательным: если в супермаркете продают два товара по цене одного, следует обратить внимание на срок его реализации. Зачастую товар склеивается скотчем (например, два пакета сока), причем склеивают той стороной, где указаны сроки реализации. Потребитель не может их посмотреть, чем нарушаются его права.

Еще опасней действия мошенников за пределами супермаркетов. Ирина Цыган предупреждает, что многие субъекты хозяйствования пытаются любым способом заработать деньги, обманув потребителя.

– Бывает, что присылают по почте письмо, в котором говорится, что вы выиграли автомобиль и вам необходимо отправить несколько СМС. Естественно, они платные. Или другой пример: к нам приходил мужчина, которому сказали, что он выиграл миллион. После этого ему периодически направляли информацию о том, что он должен что-то купить. Каждый раз обещали, что осталось совсем немного, и он вот-вот выиграет деньги. В итоге пострадавший потратил 6 тыс. грн. на ненужный ему товар.

Часто навязывают массажеры, препараты для похудения и прочую продукцию. В инспекцию по защите прав потребителей обращалась женщина, которая приобрела массажный пояс для похудения, а к нему «в комплекте» шли витамины, прохождение медицинского обследования и т.д. – все по отдельной цене. В итоге если пояс стоил 1700 грн., то потратила она 8 тыс. грн. В процессе похудения пояс не помог. При этом мошенники постоянно держали нашу соотечественницу в психологическом напряжении: по телефону называли суммы, которые она должна оплатить, присылали счета.

Жалоб меньше не стало – они стали сложнее

По словам Ирины Цыган, за последние годы количество жалоб в инспекцию по вопросам защиты прав потребителей в Николаевской области не уменьшилось, но жалобы стали сложнее:

– Потребитель стал более грамотным, разбирается в законодательстве, знает свои права.

Вот только прав этих в отношении приобретения промышленных товаров существенно поубавилось: если до 2006 г. потребитель имел право на проведение гарантийного ремонта, замену товара на другой, возврат денег, то после изменений в Законе «О защите прав потребителей», приобретая товар, покупатель имеет право на проведение гарантийного ремонта, и все. Только в том случае, если выявятся существенные недостатки, произойдет замена товара на другой либовозврат денег.

Как рассказывает Ирина Николаевна, «бум» обращений в инспекцию приходится на первый квартал нового года – после того, как перед новогодними и рождественскими праздниками николаевцы массово приобретают технику по распродажам в супермаркетах.

Техника эта очень часто оказывается некачественной. При этом если раньше горожане в большинстве своем жаловались на холодильники, стиральные машины и кухонные комбайны, то теперь недовольны качеством мобильных телефонов, компьютеров, планшетов.

Екатерина СТРИЛЬ

Сообщение:

*

НОВОСТИ