Есть ли будущее у железнодорожного транспорта Украины?

На днях оказавшись в Киеве, мы столкнулись с проблемой отсутствия билетов на поезд в направлении родного Николаева. В выходной день свободных мест не было не только в поезде Киев – Николаев,но и во всех транзитных поездах, проезжающих через наш город. Добраться с пересадками до соседнего Херсона или Кировограда тоже оказалось невозможным. Единственное, что предложила кассир, – это билет в вагон СВ за 400 грн.

Отказавшись от таких привилегий, направились на автовокзал, где как раз отправлялся автобус Минск – Коблево. 460 км, разделяющие столицу и наш город, преодолевали в течение 10-ти (!) часов. Старенький автобус не отапливался, в салоне гуляли сквозняки и люди кутались во все, что взяли… на пляж. Цена такого удовольствия – 182 грн. с человека.

Что же происходит с украинскими поездами? – думали мы, колеся по городам и весям. Почему еще семь лет назад, будучи студентами, так легко уезжали в столицу – как говорится, «день в день»? Теперь, чтобы прокатиться в Киев или Крым в выходной или праздничный день, нужно планировать поездку чуть ли не за месяц. Иначе придется пересаживаться на автобусы, где и цена в два раза выше, и комфортным путешествие не всегда назовешь. Поэтому первое, что решили сделать, вернувшись домой, – это встретиться с директором пассажирского железнодорожного вокзала «Николаев» Валерием Белым. Уж он-то расскажет, что с нашими поездами!

Поездов стало больше, а вагонов – нет

Если в осенне-зимний период, отмечает Валерий Николаевич, через наш вокзал проходило 18 поездов, то сейчас – 51. Только в Киев идет около 10-ти поездов.

 

Пассажиропоток немного упал, но незначительно – на 3,6% в июне нынешнего года по сравнению с июнем прошлого, и составил 96,4%. «Пик» перевозок планируется на август, в особенности с южного направления. Однако руководство железной дороги обещает сделать все, чтобы вовремя вывезти пассажиров с полуострова.

Юг Украины, в частности Симферополь, а также Киев в настоящее время являются самыми популярными направлениями. Хотя существует и поток пассажиров из Москвы, Санкт-Петербурга (из Северной столицы России на летний период пустили поезд в Херсон).

Заполняемость поездов на данный момент следующая: Николаев – Киев – 90-100%, Николаев – Москва – 80-90%, Херсон – Санкт-Петербург – 52-62%, Херсон – Киев – 20% (самый непопулярный, поскольку не всем удобен график его движения).

Серьезных проблем с отсутствием билетов на те или иные направления Валерий Белый не видит:

– Пока все люди уезжают. Бывает, в некоторые дни мест нет, поскольку идет неравномерное распределение пассажиропотока: в пятницу и воскресенье наблюдается «пик» перевозок, заполняемость в эти дни доходит до 100%.

Но если поездов стало больше, а «билетные» сложности украинцы все же испытывают, значит, вопрос в количестве вагонов. О том, что «Укрзалізниця» имеет большую проблему нехватки пассажирских вагонов, заявлял ранее и Премьер-министр Украины Николай Азаров. По его словам, большая часть вагонов эксплуатируется более 30-ти лет. В ближайшие годы, констатировал он, проблему придется решать системно – необходимо ежегодное обновление минимум 500 вагонов.

Об этом в конце прошлого года в интервью корреспонденту «РП» (№ 49 от 6 декабря 2012 г., «Поезд до Киева довезет?») говорила и начальник пресс-центра «Укрзалізниці» Елена Лизунова. По ее словам, на то время из 6 тысяч 887 пассажирских вагонов лишь 2 тысячи 985 (или 43%) не превышали срока эксплуатации. Остальное – отслуживший свой срок металлолом.

«Государство не финансирует железную дорогу, из-за чего нет возможности обновлять парк пассажирских вагонов. По этой причине объемы перевозок пассажиров в ближайшие пять лет могут сократиться более чем на треть (с 60,5 млн. до 40 млн. в год)», – предупредила Е. Лизунова.

Официальная справка «Укрза-лізниці» по состоянию на май 2013 г. следующая: износ пассажирского подвижного состава, который задействован в ночных перевозках, составляет 85,8%. Более 3,6 тысячи вагонов (51,7%) используются свыше 28 лет – установленного нормативного срока эксплуатации. Ежегодно из-за физического износа парк пассажирских вагонов уменьшается в среднем на 200 единиц. Но пополняется ли? Как оказалось, очень медленно.

Где он, 241 новый «голубой вагон»?

В комментариях «РП» пресс-служба «Укрзалізниці» сообщила, что новые вагоны все-таки закупаются, но если сравнивать с общими масш-табами старения, то это «капля в море».

– В соответствии со ст. 10 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» пассажирский подвижной состав должен обновляться за счет средств государственного бюджета. К сожалению, денег пока не выделили, так что новый состав практически не закупается, а старый продолжаем списывать, – сказали в пресс-службе предприятия.

И все же, заверили представители «Укрзалізниці», сокращение объемов пассажирских перевозок в ближайшее время не произойдет: железная дорога по-прежнему останется самым востребованным видом транспорта (за 6 месяцев текущего года в дальнем сообщении железнодорожники перевезли 60 млн. 720 тыс. пассажиров).

Отметим, что весной нынешнего года Президент Украины Виктор Янукович говорил о важности и социальной значимости обновления подвижного состава для пассажирских перевозок, назвав этот процесс безусловным государственным приоритетом. Тогда глава государства заявил, что согласно Национальному плану действий на 2013 год до ноября текущего года за счет средств из Государственного бюджета планируется закупить 200 купейных вагонов и 41 пассажирский. Пока что планы так и остаются планами.

Николаев в ожидании реконструкции вокзала

А между тем в Николаеве вновь заговорили о реконструкции пассажирского железнодорожного вокзала. Об этом, а также о предстоящей электрификации участка Долинская – Николаев 1 июля заявил первый заместитель председателя Николаевской облгосадминистрации Геннадий Николенко. По его убеждению, за последние годы это первый реальный шанс Николаева получить современный железнодорожный вокзал, к реализации которого местные власти и «Укрзалізниця» уже приступили.

Планируется, что на реализацию первой очереди реконструкции, которая включает капитальный ремонт крыши, ремонт потолка, облицовку фасада, замену окон на металлопластиковые, Министерство инфраструктуры выделит 40 млн. грн. Реконструкция должна начаться совсем скоро, в начале осени, однако прежде необходимо обновить проект реконструкции, разработанный в 2007 году, учитывая нынешнюю ценовую политику.

Стоит заметить, что николаевский железнодорожный вокзал капитально не ремонтировался с 1986 года.

За 6 месяцев текущего года убытки «Укрзалізниці» от пассажирских перево-зок составили 3,5 млрд. грн. За последние 5 лет (с 2008-го по 2013 гг.) – около 35 млрд. грн.
Среди причин убыточности – перевозка льготников, низкие тарифы и отсутствие государственных дотаций.
Чтобы на несколько процентов сократить убытки от пассажирских перевозок, «Укрзалізниця» пошла на повышение тарифов: с 1 октября 2013 года стоимость проезда в общих и плацкартных вагонах будет повышена на 10%. В купейных цены поднимут в два этапа по 10%: в июле и с 1 октября.


Что касается электрификации участка «Долинская – Николаев», на которую правительство в несколько этапов намерено выделить 900 млн. грн., то, по словам Валерия Белого, это позволит улучшить работу портов Николаева и Николаевской области.

– Быстрее пойдут поезда, больше будут перевозить грузов, как следствие – увеличатся поступления в бюджет. К тому же электровозы тише работают и не так загрязняют окружающую среду.

Но не пострадают ли от этого пассажиры?

– Программа разрабатывается так, чтобы пассажиры не пострадали. На Долинском участке сделали вставки в путях, раньше там грузовые поезда не ходили – только пассажирские. График движения разрабатывается так, чтобы не в ущерб пассажирским перевозкам. Им отдается приоритет.

Говоря о перспективе пассажирского железнодорожного транспорта, Валерий Николаевич отметил:

– Вагонов будет столько же, сколько и сейчас. Не будет очередей (можно купить билет по Интернету, либо здесь, на терминале). Если через наш вокзал пойдут скоростные поезда, мы тоже ничего не потеряем. Со временем, я думаю, цены на них будут приведены в соответствие.

Хорошо бы хоть эти надежды в ближайшем будущем сбылись. Но осуществлять пассажирские перевозки даже на существующем уровне крайне сложно, ведь подвижной состав имеет высокую энергозатратность и не отвечает современным требованиям качества и комфорта.

Понятно, что чем старше вагоны, тем больше они нуждаются в ремонте, а на это не всегда в полном объеме находятся средства. В результате страдают пассажиры: зимой они жалуются на щели в окнах, из которых дует холодный воздух, а летом – на отсутствие кондиционеров.

Последняя проблема в разгар лета как никогда актуальна: только 36,7% вагонов оборудованы системой кондиционирования воздуха, остальные – с так называемой «природной вентиляцией». Между тем санитарные нормы гласят: вагоны на железнодорожном транспорте должны начинать отапливать при температуре наружного воздуха +10 °C и ниже, температура зимой в вагонах должна быть +18 +22 °C, летом +22 + 26 °C. В реальности летом пассажиры изнемогают от жары. Больше всего страдают сердечники.

Так будут ли быстрыми, комфортными и по-прежнему недорогими путешествия украинцев по железным дорогам? – покажет время.

Вместо поездов – автобусы?

В народе бытует мнение, что раз украинские поезда стремительно устаревают, а обновлять их никто не спешит, значит вскоре пассажиры будут вынуждены пересаживаться на автобусы. Мы решили проверить эту версию, пообщавшись с двумя крупными автоперевозчиками Николаева.

Гаджиев Фазиль Султанович, занимается междугородними и международными пассажирскими автоперевозками с 1996 года:

– Я бы не сказал, что у нас происходит увеличение пассажиропотока. За последние пять лет, наоборот, снижается количество пассажиров. Почему? Неизвестно. Мы улучшаем качество перевозок, приобретаем новые автобусы, но все равно… Если сравнивать с летним сезоном прошлого года, то в нынешнем на 40% меньше людей. Конечно, железнодорожные перевозки удобны для пассажиров. Есть разница – лёжа ехать до Киева или сидя? Конечно же, лёжа.

Какое направление на сегодня самое стабильное? Это Донецк – Николаев. А вот в Коблево наблюдается спад. Возможно, люди выбрали другие места для отдыха: Крым или заграницу.

Савченко Григорий Иванович, 13 лет работает на рынке автоперевозок:

– Не скажу, что происходит перераспределение пассажиропотока. За последние пять лет пассажиропоток на автоперевозках уменьшился из-за демографического кризиса, который наблюдался в 1992 – 1994 гг. После распада Союза очень мало рождалось детей, и этот спад сейчас сказывается на всех перевозках. Плюс обеднение населения – здесь все в совокупности. К тому же в последнее время стало меньше работы, а значит – миграция населения падает, люди меньше ездят.

По моим наблюдениям, единственное место, куда николаевцы ездят всегда, – это Одесса, оптовый рынок (смеется).

Когда я только начинал, на Киев было 2-3 маршрута, сейчас в день из Николаева 15-17 отправлений. Поэтому перераспределение идет изначально, да еще и транзитные рейсы добавляются, но пассажиров стало меньше.

Есть ли у железнодорожного транспорта будущее? В нашей стране сложно что-то прогнозировать. Наверное, даже Ванга не взялась бы за это. Я не знаю, что завтра будет…

Екатерина СТРИЛЬ

Фото автора

Сообщение:

*

НОВОСТИ