Эх, дороги, ямы да горбы…

Сотни миллионов гривен ежегодно тратятся на ремонт и содержание дорог в Николаеве и Николаевской области. Между тем большинство магистралей буквально усеяны колдобинами различной глубины и ширины. Водители «лавируют» между ними, порой попадая в ДТП. Так куда же уходят бюджетные средства? – в этом пытался разобраться корреспондент «РП».

Водители фигуристы

К осени, по традиции, дороги областного центра хоть и грубо, со стыками, но подлатали, убрав самые «кричащие» ямы. Но и после ремонта водители вынуждены осваивать навыки фигурного вождения, поскольку даже при большом умении не многим удается добраться до дома или работы, не попав колесом в выбоину.

Опасные ловушки поджидают автолюбителей на Херсонском шоссе, проспекте Октябрьском, улицах Космонавтов, Остапа Вишни, Пушкинской, Чигрина, Скороходова, Новозаводской. Проще сказать, где их нет – относительно легко можно проехать по ул. Адмиральской, Никольской, Большой Морской, Садовой, проспекту Ленина.

Впрочем, по пр. Ленина ситуация спорная – на сайте Николаевского городского головы наш земляк не скрывал эмоций: «Не так давно на пр. Ленина, 75,на участке между ул. Советская и Московская, ремонтировалась гигантская выбоина асфальта. Но это не помогло – на «отремонтированном» участке асфальт продолжает разрушаться. После исправления недоделок поотбивайте руки тем, кто ремонтировал этот участок в прошлый раз, а если у них были некачественные материалы – поотбивайте головы тем, кто закупал их за бюджетные деньги».

Много проблемных мест и на дорогах области. К примеру, от с. Калиновка Жовтневого района (Березнеговатское направление) дорога в ужасном состоянии. Напоминает решето и участок полотна за с. Партизанским того же Жовтневого района.

Таких примеров в области – масса, а приводят они к непоправимому – дорожно-транспортным происшествиям, в которых страдают люди. Так, по информации Государственной автомобильной инспекции УМВД Украины в Николаевской области, в 2012 годуиз-за неудовлетворительного состояния покрытия проезжей части улиц и дорог зафиксировано 10 ДТП. В 2013-м по той же причине – 22 ДТП, из которых 3 – с пострадавшими (4 человека получили травмы).Отметим, что сразу два дорожно-транспортных происшествия на одном и том же месте произошли 30 и 31 июля текущего года. На пр. Ленина, в районе пересечения с ул. Маршала Василевского, выбоина, которую дорожники не успели ликвидировать после первого ДТП, уже на следующий день стала причиной второго.

Аналогичный случай имел место на ул. Белая, 82, где также по причине ненадлежащего содержания покрытия проезжей части произошли две аварии. Правда, на этот раз с периодичностью в год – 19 января 2012 годаи 13 февраля 2013-го. Очевидно, дорожные службы и не собирались ремонтировать опасный участок.

Между тем Государственный стандарт Украины 3587–97 «Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию» предусматривает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, наплывов или иных деформаций, затрудняющих движение транспортных средств. Состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должно проверяться организациями, которые их эксплуатируют, каждые 10 дней.

Согласно ГОСТу, повреждениями дорожного покрытия являются: яма – 0,5 кв. м (весной и осенью – 3 кв. м) на 100000 кв. м, глубина просадки или выбоины – от 6 см, высота наплыва – от 4 см, отклонение высотной отметки крышки люка относительно уровня покрытия проезжей части – 1 см, дождеприемного колодца – 2 см, отклонение верха головок рельсов трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия – 2 см. Срок устранения повреждения – 1-10 суток с момента обнаружения.

Яма на яме, а деньги – в трубу

В Николаеве протяженность дорог составляет 834,9 км, из них асфальтобетонное покрытие имеет 60,8% дорог, щебеночное – 15%, грунтовое – 22,8%. На сегодня в ремонте нуждается около 40% дорог нашего города.

В области ситуация не лучше, ведь основная опорная сеть дорог строилась в 60-80-х годах прошлого столетия, а потому давно пришла в негодность. Специалисты подсчитали, что дороги с качественным покрытием государственного значения в Николаевской области на сегодня составляют 13,6%, более 25% оснований утратили несущую способность.

Всего же дорожная сеть в области имеет протяженность 4900 км, из них 594,8 км – автомобильные дороги государственного значения.

То, что дороги наши далеки от идеала, начальник Службы автомобильных дорог в Николаевской области Валерий Блошенко поясняет изменением структуры транспортного парка и… погодой.

– На юге Украины часто наблюдается перепад температур через «ноль». В таких условиях даже самый прочный материал начинает крошиться. Происходит все так: в результате повышения температур между замерзшим грунтом и дорожным полотном подтаивает верх грунта. Вследствие движения большегрузного транспорта идет разрушение покрытия. Эти «замораживания-таяния» являются характерной особенностью климата нашего региона. К примеру, в Черниговской или Житомирской областях они происходят не чаще, чем 15-20 раз в год. У нас – около 100, – говорит главный дорожник области.

Но даже при постоянных изменениях «плюс-минус» делать ровные дороги в нашем крае возможно, уверен Валерий Блошенко. В качестве примера он привел участок дороги Ульяновка – Николаев. В свое время там произошел сдвиг, образовались многочисленные просадки – все это дорожники ликвидировали и, по методу «горячего ремикса», сделали опытный участок, который теперь называют аналогом европейского качества.

Не так оптимистично на состояние этой дороги смотрит Государственная финансовая инспекция в Николаевской области. Как известно, в конце 2012 года она провела ревизию в Службе автомобильных дорог в Николаевской области, в результате чего выявила нарушений на сумму более 19 млн. грн.

– Службой автомобильных дорог еще на стадии проектирования ремонта было незаконно завышено расстояние транспортировки асфальтобетона до места выполнения работы. Планировалось 200-255 км, а по государственным строительным нормам должно быть 80 км (если объект строительства находится за пределами городской зоны). Это и привело к основным нарушениям (более 16 млн. грн.). Остальные нарушения – 3 млн. грн., это когда подрядчики, которые выполняли ремонтные работы на других дорогах Николаевской области, не подтвердили документально затраты по транспортировке людей к месту выполнения работ, командировочные и прочее, – пояснила заместитель начальника отдела инспектирования в сфере услуг Елена Комарницкая. Она также сообщила, что торги, которые проводит служба автодорог, проходят с серьезными нарушениями, так как победители определяются заранее.

– Финансирование действительно недостаточное, но и то финансирование, которое получает Служба автомобильных дорог в Николаевской области, а она является единственным распорядителем бюджетных средств, используется крайне неэффективно и приводит к незаконным растратам бюджета, – резюмировала Е. Комарницкая.

В настоящее время, продолжил начальник Госфининспекции в Николаевской области Андрей Скибяк, за возвращение в бюджет 19 млн. грн. ведутся судебные разбирательства.

– В декабре 2012 года Госфининспекция «поймала» на счету службы определенную сумму денег. Мы ее заблокировали. Тогда и начались судебные процессы. Первый – о том, чтобы разблокировать счета, чтобы они могли «увести» деньги, что они успешно и сделали с помощью судов.

Вернуть деньги в бюджет Госфининспекция считает возможным, но…

– Есть ряд судейских решений – они по-своему смотрят на эти вопросы, – констатировал Андрей Юлианович.

С вопросами – в администрацию

Прокомментировать ситуацию с состоянием дорог в нашей области мы попросили начальника управления промышленности и развития инфраструктуры Николаевской облгосадминистрации Эдуарда Волошиновича. Вместо этого чиновник провел журналисту ликбез на тему: «Классификация дорог в Николаевской области и их протяженность».

Когда речь все же зашла о службе автомобильных дорог и исчезнувших 19-ти миллионах гривен, Эдуард Петрович ответил:

– Мне тяжело это комментировать. Идут судебные иски. Как я понимаю, Госфининспекция предъявляет Службе автодорог, что она не может документально подтвердить, что построила эту дорогу. Служба говорит: так вот же, дорога есть, пойдите, померяйте. Фининспекция считает, что если документов нет, значит, куда-то делась указанная сумма. Но дорога же есть, мы по ней ездим, она в хорошем, нормальном состоянии, – как-то неуверенно, опустив голову, сказал Эдуард Волошинович.

Странно получается: расходовать почти два десятка миллионов гривен бюджетных средств можно, так сказать, «на глаз», не предъявляя подтверждающих документов? Тогда возникает вопрос: почему государственные структуры так тщательно, и даже дотошно, подходят к проверке отчетов других организаций либо физических лиц, которые осмелились взять в казне хоть копейку?

А прокуратура что?

В прокуратуре Николаевской области также признали, что значительная часть автомобильных дорог нашего края находится в техническом состоянии, которое не соответствует условиям безопасности дорожного движения. «И это при том, – говорится в ответе ведомства на наш информационный запрос, – что Службой автомобильных дорог в Николаевской области на протяжении 2012-2013 годов осуществлено государственных закупок товаров, работ и услуг на сумму свыше 3 млрд. грн.».

Также в прокуратуре области проинформировали, что уделяют большое внимание соблюдению законодательства в сфере автодорожного комплекса. В частности, по результатам проверок в порядке надзора за соблюдением законов органами прокуратуры области начато 7 уголовных производств по фактам совершения уголовных правонарушений в сфере автодорожного комплекса при осуществлении государственных закупок, в которых размер нанесенного ущерба составляет более 18 млн. грн.

В настоящее время по двум уголовным процессам прокурор обратился в суд с обвинительными актами. В одном уголовном производстве должностным лицам Службы автомобильных дорог в Николаевской области сообщено о подозрении по ч. 2 ст. 364, ч. 1 ст. 366 УК Украины. Сумма убытков, вызванных данными уголовными преступлениями, составляет более 5 млн. грн.

«Золотой» битум

Николаевские автолюбители, жалуясь на дефекты дорожного полотна, зачастую грешат на простых работников дорожных служб – мол, это они кладут асфальт в недостаточном количестве и не той консистенции, потому он и разрушается так быстро.

На самом деле все не совсем так. Как удалось узнать у нашего источника, много лет проработавшего в дорожной службе, все дело в битуме, который подрядные организации закупают в России (в Украине ни одно из предприятий не выпускает дорожный битум). Это смолистое вещество порой закупается низкого качества, а цена указывается, как за высокое. Отсюда выгода одним, а проблемы – другим.

То, что ремонтные работы иногда проводят в дождливую погоду, наш источник объяснил нерегулярностью работы асфальтовых заводов в Украине. Они запускают производство только тогда, когда накопят достаточное количество заказов. А раз асфальт уже сделан, его нужно укладывать, иначе смесь придет в негодность.

Но дело не только в битуме – некачественным может быть и щебень. Как признал Валерий Блошенко, есть щебень, который идет под раздавливание 1200-1400 кг, а есть – и 800 кг.

По идее, чтобы дорога не разрушилась уже через несколько месяцев после ремонта, специалисты аккредитованной лаборатории при Службе автомобильных дорог в Николаевской области должны осуществлять отбор проб на всех стадиях работ подрядных организаций: определять состав дорожного покрытия, его качество, уплотнение, следить за подбором используемых материалов и пр.

На деле же, говорят в Государственной фининспекции Николаевской области, и в ходе ревизии, и в ходе последующих внеплановых проверок было выявлено, что Служба автодорог фактически не проверяет качество готового продукта.

– Подписываются акты выполненных работ. Что на дороге заложено, какого качества материал, соответствует ли он запроцентованному – это все не проверяется. Как показали результаты нашей последней внеплановой проверки, качество дороги Р-06 Ульяновка – Николаев, идущей через Вознесенск, ненадлежащее. Уже через полгода после проведения текущего ремонта этого объекта фиксируются факты образования сетки трещин, проседания дороги. Хотя подрядчик, по условиям договора, в течение двух лет обязан гарантировать использование этой дороги без проведения ремонта, – рассказала Елена Комарницкая.

Добавим, что ремонт дорог в Николаеве осуществляет ГП «Николаевоблавтодор», в Николаевской области – ЧП «Дорлидер», СП ООО «Битунова» и ГП «Николаевоблавтодор». С этими организациями заключены договора с указанными сроками гарантийного ремонта (срок гарантии капитального ремонта составляет 3 года, текущего – 1 год).

Почем квадратный метр «кафтана»?

Украинские дороги часто сравнивают со старым кафтаном, который «латай – не латай, а он все равно сыплется».

Между тем, латание это тоже «влетает в копеечку». Чтобы наши водители не ездили по колдобинам, ежегодно из бюджетов разных уровней выделяются солидные суммы. Как ответил на наш информационный запрос Валентин Гайдаржи, в то время директор департамента ЖКХ Николаевского горсовета, на ремонт дорог и внутриквартальных проездов в Николаеве в текущем году было предусмотрено 23 млн. 315 тыс. грн., из них на капитальный ремонт (когда площадь участка повреждена более чем на 40%) – 16,5 млн. грн., на текущий (повреждена менее чем на 40%) – 6,8 млн. грн.

В области суммы еще более существенны: на эксплуатацию дорог в 2013 году было выделено 80 млн. грн., на ремонт – 150 млн. грн.

Но даже эти средства являются «каплей в море» по сравнению с тем, что необходимо. По словам В. Гайдаржи, для ремонта дорог по городу нужно в шесть раз больше того, что сейчас выделяется. А именно – 132 млн. грн. Поскольку средств не хватает, то «обеспечить выполнение ремонтных работ на всех объектах нет возможности» – такой ответ от департамента ЖКХ обычно получают граждане, которые обращаются с просьбой отремонтировать тротуар либо ликвидировать ямы на дорогах.

Что касается идеальных дорог в области, то, уверен В. Блошенко, если в течение семи лет наш край будет получать по 2,4 млрд. грн. в год, то дороги действительно станут качественными.

На сегодня, чтобы только содержать сеть дорог в области, а это проведение ямочного ремонта, приведение в порядок знаков, остановок, нанесение разметки, установка скамеек, зимнее и весеннее содержание дорог, необходимо ежегодно 220 млн. грн.

В этой связи не лишним будет задуматься о том, сколько же стоит ремонт одного квадратного метра дорожного полотна? В городе это 150,5 грн. (капитальный ремонт) и 134,32 грн. (текущий). Для сравнения Валентин Гайдаржи привел Италию, где капитальный ремонт покрытия 1 кв. м дороги обходится в 200 евро.

В области ремонт одного квадратного метра по технологии холодного ресайклинга (с учетом стоимости установки знаков, нанесения дорожной разметки и прочего) стоит 1100 грн., или более 10 млн. грн. за километр дороги. Ремонт методом фрезерования (устройство щебеночного слоя) обойдется в 500 грн., или в 5 млн. грн. за 1 км.

Прекрасное далёко?

Украинское правительство планирует с 1 января 2014 года осуществить очередную реформу, оставив дороги государственного значения (в Николаевской области это 1,7 тыс. км) на балансе Службы автомобильных дорог, а дороги местного значения (3 тыс. км) – передать в облуживание управлениям облгосадминистрации.

По мнению главного дорожника области В. Блошенко, хуже от таких изменений наши дороги не станут (да куда уже хуже? – Авт.), напротив – грядет существенное улучшение:

– Если в этом году на коммунальные дороги нам выделили 52 млн. грн., то на следующий запланировано 166 млн. грн., на местные дороги – 161 млн. грн.

Выиграют ли жители Николаева и области от таких реорганизаций, увидим уже через год. Но почему-то все-таки кажется, что «прокатиться с ветерком» по районным и проселочным дорогам наши соотечественники смогут еще не скоро.

Екатерина СТРИЛЬ

Сообщение:

*

НОВОСТИ