Аэропорт «Николаев»: звенящая тишина

Обычно аэропорт – это целый мир, наполненный множеством звуков: диспетчер объявляет о взлете и посадке, приземляются самолеты, спешат на рейс вечно опаздывающие пассажиры. Так происходит в других аэропортах, но не у нас. В воздушные ворота Николаевской области уже давно никто не заходит: здесь пусто и тихо. Отчего аэропорт напоминает мертвый город, попытались разобраться корреспонденты «РП».

Бедственное положение

Светлана Владимировна Валишева, которая работает начальником службы горюче-смазочных материалов в КП «Международный аэропорт «Николаев», а недавно стала председателем профсоюзной организации, обратилась в редакцию «РП» с тревожными сообщениями: работникам аэропорта четвертый месяц не выплачивается заработная плата, нарушаются их трудовые права, в беде находится и сам аэропорт.

Подумать только: предприятие, которое в 80-х годах в месяц обслуживало 12 тысяч пассажиров, а в день отправляло 33 самолета (из них 15 летало по Николаевской области), сегодня находится в бедственном положении. В январе текущего года рейсов здесь не было вообще, в декабре прошлого – 12 чартерных. Ежедневный «Николаев – Москва» остался лишь в памяти: с мая 2013-го компания «Ю-Таир» по техническим причинам закрыла это направление, а новый рейс руководство предприятия для аэропорта так и не добыло.

Между тем, всего один регулярный рейс давал возможность выплачивать зарплату сотрудникам предприятия. При двух регулярных и нескольких чартерных КП могло бы вкладывать средства в свое развитие, а так – «висим камнем на шее», как выразилась Светлана Валишева.

– Заложниками ситуации остаются 150 человек. Большинство из них являются специалистами высокого уровня. Есть молодые ребята, которым не исполнилось и 30-ти, они окончили Национальный авиационный университет. С аэропорта не уходят, потому что хотят работать по профессии, – говорит она.

По информации председателя профкома, на 1 января 2014 г. сумма задолженности по заработной плате на предприятии составляла 972 тыс. грн. Бесплатно люди работали часть сентября, весь октябрь, ноябрь и декабрь. В январе выплатить заработанное им также не обещают.

К тому же в целях экономии руководство аэропорта сократило рабочую неделю с пяти до двух дней. Но даже эти дни не полные – люди работают до 12.00. Коллектив предприятия считает такие действия грубым нарушением КЗоТ. Ведь по условиям трудового договора сокращенный рабочий режим в аэропорту может длиться не более трех месяцев. В реальности так происходит уже год.

– Есть сотрудники, которым за месяц начислено по 150 грн. – как прожить на эти деньги?! – удивляется Светлана Владимировна. Тем не менее, констатирует она, без работы люди не сидят. Водители и операторы в условиях кризиса вынуждены были освоить новые профессии – теперь они занимаются покраской резервуаров и ремонтом зданий.

Но самое главное, что беспокоит всех, кто небезразличен к судьбе нашего аэропорта, это окончание срока действия сертификата аэропорта, которое наступает 1 февраля 2014 г. Как отмечает Светлана Валишева, из десяти служб сертифицированы только две – служба авиационной безопасности и служба ГСМ. Документы на получение сертификата аэродрома, куда входит взлетная полоса, система посадки и оперативно-технического обслуживания, должны были быть отправлены в Киев исполняющим обязанности генерального директора аэропорта Владимиром Базаренко еще 1 декабря прошлого года. Но, утверждает она, это не сделано и доныне.

Впрочем, отсутствие активных действий по получению сертификата аэропорта – не единственное, в чем обвиняет коллектив своего руководителя. Людей возмущает, что новый директор не отчитывается о проделанной работе и не спешит привлекать новые рейсы, для чего, собственно, он и был назначен на должность.

Напомним, в феврале прошлого года областное руководство представило В. Базаренко как человека, ответственного за открытие новых рейсов. Работники предприятия обрадовались тому, что дела аэропорта наконец-то наладятся, но ошиблись, а вскоре пришли к выводу, что каждое новое руководство в КП «МАН» оказывается хуже предыдущего. За свои огорчения они прозвали нового директора «Мистер разочарование года».

– Просто трагедия с директорами: до этого год «сидел» Александр Луговой, теперь – Базаренко. Если раньше мы хоть зарплату получали, работал регулярный рейс, люди были при деле, то теперь «идем камнем ко дну» – ничто не делается для того, чтобы привлечь к сотрудничеству новые авиакомпании, – констатировала Светлана Владимировна и добавила: – Положение в аэропорту тяжелое: нас стараются закопать, задавить. Мы не знаем планов по дальнейшей судьбе предприятия. Почему так происходит? Ведь каждый из нас, кто проработал здесь многие годы, может предложить выход из сложившейся ситуации. Но нас никто не хочет слышать.

Аэропорт – кусок лакомый

В 2012 году «РП» проводило журналистское расследование по ситуации, сложившейся в николаевском аэропорту. Напомним, за время независимости Украины наш аэропорт пережил нескольких генеральных директоров, но, говоря по правде, ни с одним из них предприятию не повезло. Каждый руководитель, обживая начальственное кресло, преследовал только ему ведомые интересы. Не исключено, что меркантильные.

Андрей Кейян был назначен на должность генерального директора КП «МАН» в апреле 2007 года по пятилетнему контракту, заключенному с Николаевской облгосадминистрацией в лице заместителя главы ОГА Сергея Исакова. В своем первом интервью Андрей Ефимович сообщил, что занимал аналогичную должность в одесском аэропорту и пообещал: из николаевского аэропорта скоро можно будет летать не только в Киев, но и в Москву, и в Стамбул. Кейян был доволен тем, что в аэропорту остался костяк профессионалов. По мнению нового гендиректора, взлетная полоса николаевского аэропорта наряду с бориспольской и симферопольской входит в тройку лучших в Украине. Не использовать ее, по мнению Кейяна, было бы неправильно. Тогда кризисный менеджер пообещал приблизить николаевский аэропорт по уровню к одесскому «коллеге» – по количеству рейсов и инфраструктуре. Чтобы поднять предприятие, по мнению нового менеджмента, нужен, минимум, год. Николаевский аэропорт – собственность коммунальная. Поэтому свое веское слово должны сказать депутаты областного совета. От них Андрей Кейян для раскрутки аэропорта потребовал четыре миллиона гривен. Столько, по мнению Андрея Ефимовича, нужно, чтобы «выровнять» ситуацию.

Учитывая, что уровень безопасности авиаперевозок падает, и основная часть фондов аэропорта имеет почти 70 процентов изношенности, николаевские депутаты подошли к этому вопросу очень ответственно. Одесскому «кризис-менеджеру» выделили из бюджета даже больше средств, чем он просил. КП «МАН» была оказана финансовая помощь на общую сумму 4 миллиона168 тысяч гривен, из них 1 миллион 278 тысяч гривен на пополнение уставного фонда для улучшения авиационной деятельности и 2890 тысяч гривен на погашение задолженности по зарплате. Увы, эти средства никак не стабилизировали и не «выровняли» финансово-хозяйственную деятельность КП «МАН». Хотя прошел уже далеко не один год…

Как свидетельствуют документы, Андрей Ефимович «выравнивать» ситуацию в аэропорту и не собирался. Он просто терпеливо ждал часа «икс».

В апреле 2007 года сессия Николаевского облсовета приняла решение внести в перечень объектов, подлежащих приватизации через конкурс, КП «Международный аэропорт «Николаев». Претендентами на покупку аэропорта, прежде всего, называли авиаремонтное предприятие, дислоцирующееся в аэропорту, и одесское ООО «Таврия», осуществлявшее рейсы «Николаев – Киев». Сколько запрашивали за продажу аэропорта, Андрею Кейяну хорошо известно, но об этом история умалчивает. Специалисты же называли восьмизначные суммы, и не в гривнах.

Контрольно-ревизионная проверка за 2010 год и первое полугодие 2011-го, проведенная по распоряжению областной власти, вскрыла печальные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которым на тот момент руководил Андрей Кейян. Рост кредиторской задолженности в КП «МАН» стал систематическим. Руководство предприятия попросту игнорировало Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», не отображая реальных бухгалтерских цифр. Очевидно, что это было кому-то на руку. На одном из примеров работы КП «МАН» с ООО «МАН Хэндлинг» можно судить об «эффективности» совместного «сотрудничества» с другими предприятиями. По данным бухгалтерского учета аэропорта, задолженность КП «МАН» перед ООО «МАН Хэндлинг» насчитывается в сумме 1 миллион 134,2 тысячи гривен. По данным бухгалтерии «МАН Хэндлинг», аэропорт задолжал предприятию 2 миллиона 63,3 тысячи гривен. Нестыковка? Нестыковка! Причем рост задолженности происходит не за счет оказания услуг, а за счет исковых требований. Просто высший пилотаж!

Удивляет и настораживает тот факт, что коммерческая фирма ООО «МАН Хэндлинг» почему-то постоянно выигрывала суды у КП «МАН». За короткое время долги коммунального предприятия по исковым требованиям выросли в довольно приличную сумму – свыше 230 тысяч гривен. 

За что же наказывают КП «МАН»? За то, к примеру, что несколько суток отсутствовало водоснабжение, что на контрольно-пропускном пункте задерживался автотранспорт ООО «МАН Хэндлинг», за какой-то еще незначительный просчет… Заметьте, в суде от имени КП «МАН» выступал начальник юридического отдела предприятия некий Арбатский, подтверждающий (!?) обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях ООО «МАН Хэндлинг». Странный юрист, не правда ли? А знаете, почему он целиком и полностью соглашался со всеми исковыми требованиями? Да потому, что юрист КП «МАН» господин Арбатский с 16 июня 2011 года является соучредителем ООО «МАН Хэндлинг»! Он же выступает как представитель указанной коммерческой фирмы при проведении встречной проверки (!?). Поэтому и не удивительно, что Арбатский в судах защищал свою частную собственность, но при этом исправно получая зарплату в коммунальном предприятии «Международный аэропорт «Николаев». Заметьте, зарплату немаленькую. 

Разве столь вопиющие факты были неприятной неожиданностью для «кризис-менеджера» Андрея Ефимовича Кейяна? Думаем, что нет, ведь он по совместительству являлся еще и руководителем ООО «МАН Хэндлинг». Вот так работали одесситы, с жадностью «присосавшиеся» к николаевскому аэропорту!

Многое из этой позиции проясняется из скандального интервью в СМИ бывшего начальника эксплуатации аэродрома и наземных сооружений КП «МАН» Константина Николенко. Когда ничего не получилось с приватизацией аэропорта, поскольку был принят новый Воздушный кодекс, Кейян создал компанию «МАН Хэндлинг», которая взяла в аренду склад ГСМ аэропорта. Она же, по утверждению Николенко, арендовала у КП «МАН» самолеты, автомашины, автобусы, занималась ремонтом помещений, снимала деньги за растаможку, парковку автотранспорта и самолетов, перевозку рабочих и прочее. Словом, все, что должно было делать коммунальное предприятие, перетянула на себя фирма «МАН Хэндлинг», словно пылесосом высасывая денежки себе в карман. Выходит, что под вывеской коммунального предприятия, постоянно дотируемого из областного бюджета, активно процветала чья-то частная собственность.

Поэтому, как можно догадаться, не только юрист Арбатский умудрялся сидеть сразу на двух стульях.

Андрей Ефимович в благостных фантазиях добросовестно, в полном смысле этого слова, отсидел свой пятилетний контрактный срок и вынужден был уйти туда, откуда появился. Сидел бы он и дольше, но облгосадминистрация в лице губернатора Николая Круглова в подобном «кризисном менеджменте» больше не нуждалась.

Будучи уже уволенным, Андрей Ефимович не переставал планировать, заверив, что доведет до конца незавершенные им проекты – по открытию новых рейсов в Венецию, Мюнхен, Киев и Ереван. Хорошо, что многолетнее незавершенное планирование осуществляется уже не за счет приличной зарплаты из областного бюджета.

Уходя, Кейян оставил в своем руководящем кресле надежную опору – бывшего главного инженера Александра Лугового. Как утверждают сведущие люди, Андрей Ефимович работал не только директором ООО «МАН Хэндлинг», но и оплачиваемым официальным советником и.о. генерального директора аэропорта Лугового.

Работники КРУ «накопали» бы гараздо больше финансовых нарушений при встречных проверках присосавшихся к аэропорту фирм. Но их главные офисы, увы, находятся в Киеве и Одессе. И в предоставлении документов, которые требовали «крушники», было отказано с мотивировкой, что их здесь нет.

«Аэропорт не должен заниматься развитием рейсов!»

Это первое, о чем нам заявил сегодняшний главный менеджер Виктор Базаренко в ответ на вопрос: «Почему в аэропорту так тихо?».

– Самолет прилетел, мы обслужили пассажиров, он улетел. Аэропорт не должен заниматься развитием рейсов, это должны делать облгосадминистрация, туроператоры, авиакомпании. У меня нет таких финансовых возможностей. Я могу выйти с предложением. Но на сегодня ни Херсон, ни Николаев как аэропорты не интересны авиакомпаниям. Они закупили большие «Боинги» и им выгодней летать за границу, чем осуществлять внутренние рейсы по Украине, – сказал Виктор Базаренко, после чего слово буквально выхватила начальник юридического отдела Анна Тищенко.

По ее мнению, при нормальном финансировании со стороны областного руководства аэропорт может отправлять рейсы за рубеж.

– С 2007 г. аэропорт подводили к банкротству, выжимали последние средства, при этом не осуществили ни одного капиталовложения. Сегодня сформированы задолженности перед Пенсионным фондом, фондами социального страхования, облэнерго, – заметила Анна Валерьевна.

Однако, считает она, положение можно исправить: в ОГА рассматривались предложения сделать регулярным рейс «Николаев – Львов», обеспечить выезд николаевцев в Болгарию, Словению, Турцию. Правда, ничего конкретного так и не решили.

В целом разговор с первыми лицами аэропорта сводился к обвинениям прошлого руководства предпрития, надеждам на областную власть и оправданиям собственной бездеятельности. Как пояснил Виктор Иванович, виновата в сегодняшнем простое аэропорта еще и… промышленность. Да-да, это из-за ненадлежащего развития таких предприятий, как «Зоря»-«Машпроект», «ЧСЗ», «Океан» самолеты в аэропорту не наполняются пассажирами!

Об итогах своего 12-месячного руководства новый директор сказал так:

– Мы удержали аэропорт, удержали основной инженерно-технический состав, много времени ушло на судебные разбирательства, касающиеся прошлых лет.

Начальник юридического отдела добавила, что нынешнее руководство похвастаться блестящими финансовыми результатами не может, поскольку из госбюджета в прошлом году средства выделялись только на погашение задолженности по заработной плате.

Отметим, что на сегодня единственным доходом КП «МАН» остаются чартерные рейсы. Благодаря им в летний период предприятие получало по 150-200 тыс. грн. в месяц.

– Инвесторы аэропортом интересуются, он приносит реальную прибыль, – утверждает Анна Тищенко, но вместе с тем называет аэропорт «больным, который нуждается в реанимации».

На «выздоровление», по ее словам, необходимо 60 млн. грн. Средства в первую очередь необходимо вложить в ремонт взлетно-посадочной полосы, здания аэровокзала, восстановление средств навигации.

О последних детально рассказал начальник службы эксплуатации радиотехнического оборудования Вячеслав Величко. Как выяснилось, 7 декабря 2013 г. вышло из строя практически все аэронавигационное оборудование, установленное в 1986 г. В строю осталось 25% навигационных систем. Чтобы обеспечить безопасность полетов и их регулярность, необходимо заменить 4 маркерных маяка (цена каждого – 250 тыс. грн.). Также в ближайшие месяцы закончится срок эксплуатации приводной радиостанции (каждая стоит 400 тыс. грн., а нужно 4 шт.), системы посадки (800 тыс. евро), светосигнального оборудования (3,5 млн. грн.).

– Если аэродром ничем не будет оборудован, он станет лишь площадкой для применения в народном хозяйстве, – предупредил Вячеслав Петрович.

Мы поинтересовались состоянием взлетно-посадочной полосы, скандал вокруг которой разгорелся в ноябре 2012-го. Тогда руководитель службы эксплуатации «Международный аэропорт «Николаев» Константин Николенко отказался открывать взлетную полосу, пояснив, что она находится в аварийном состоянии и не может принимать самолеты. Он назвал ее разбитой проселочной дорогой, что тут же подхватили журналисты, в результате о нашей полосе узнал весь мир.

Не отреагировать контролирующие структуры не могли, поэтому снизили коэффициент PCN, и теперь николаевский аэропорт не может принимать все типы самолетов, которые мог принимать раньше.

Поднять коэффициент PCN, конечно, можно, утверждает технический директор Сергей Васьков. Но для этого потребуется проведение капитального ремонта взлетно-посадочной полосы. На это необходимо 70 млн. грн.

Вместе с тем, считают другие специалисты, состояние взлетной полосы даже в нынешнем виде, после текущего ремонта, нормальное – не хуже, чем в херсонском, и даже лучше, чем в одесском аэропортах. Конечно, полоса требует определенного ремонта, но капитальных вложений это не повлечет, так как основание у нее идеальное – сеткой мелких трещин покрылся только верхний слой асфальтобетона.

Что касается окончания срока действия сертификата аэродрома, то, отметил Виктор Базаренко, «мы подаем документы на продление сертификации, я их отвожу, мы все успеваем».

Не так оптимистичен Сергей Васьков. Он занимается подготовкой документов для сертификации и утверждает, что сертификат аэропорт может и не получить.

– Существуют определенные требования к международным аэропортам по сертификации. Наш аэропорт эти требования не выдерживает, поскольку вышли из строя все радиотехнические средства посадки, которые эксплуатируются более 30-ти лет. Кроме того, ежегодно они должны облетываться специальным самолетом. Уже три года не было ни одного облета. Поэтому сертификационное дело мы сделали, дальше Госавиаслужба примет решение – выдавать нам сертификат или не выдавать, – сказал Сергей Георгиевич.

По его словам, если сертификат аэропорт «Николаев» не получит, он лишится международного статуса. Самолеты внутренних рейсов мы по-прежнему сможем принимать, но на каждый из них нужно будет оформлять специальный пакет документов. А это и долго, и затратно, и невыгодно.

Над аэропортом – мировые трассы, а внутри – никого

Географическое расположение КП «МАН» очень удачное, поскольку аэропорт находится в центре воздушных трасс, соединяющих Западную Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком. Вот и Виктор Иванович сетует:

– Над аэропортом «Николаев» проходит семь мировых воздушных путей, но никто не хочет садиться.

Да, в отношении комфорта для пассажиров условия здесь не лучшие: в здании аэровокзала прохудилась крыша, из-за чего в дождливую погоду мраморный пол у бывших касс покрывается лужами. Отопления нет нигде, туалет в ужасном состоянии: плитка времен СССР давно отвалилась, стены обшарпаны, некоторые унитазы сняты. Зато везде – показательная чистота, которую старательно наводят сотрудники аэропорта. Между тем каких-то 30 лет назад в здании аэропорта работали парикмахерская, буфет, зубной кабинет – все было сделано для удобства путешественников.

Виктор Базаренко говорит, что от него мало что зависит, а потому он предпочитает ограничиваться просмотром новостной ленты интернет-изданий, с восхищением читая новости о том, что в международный аэропорт «Херсон» областной совет намерен вложить 66 млн. грн.

Послесловие

Конечно, без финансовой поддержки собственника или инвестора поднять на ноги николаевский аэропорт невозможно, но не менее важна и инициатива да настойчивость главного менеджера предприятия, коим является Виктор Базаренко. Мало пенять на областную власть в отношении поиска нового регулярного рейса – нужно, как это делали предыдущие директора, изучать информацию, договариваться о встречах с руководителями авиакомпаний, рассказывать о наших условиях и возможностях, а также рьяно отстаивать интересы аэропорта в государственных кабинетах. Конечно, если там планируют возрождать аэропорт «Николаев».

Николаевский международный аэропорт безотлагательно нуждается в реконструкции, это общественная необходимость и с этим никто спорить не станет. Цена вопроса неподъемна для областного бюджета – это также бесспорно. По закону реконструкция аэропортов, гражданских аэродромов может осуществляться в установленном порядке за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, собственных средств авиапредприятий, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством. 

В этом ключе Николаевская облгосадминистрация неоднократно обращалась в адрес Администрации Президента Украины, в Кабинет Министров, Министерство экономического развития и торговли Украины, Министерство инфраструктуры Украины за субвенцией на обновление производственных мощностей КП «МАН». 

Министерство инфраструктуры Украины в своем официальном ответе четко дало понять: вопросы обновления производственных мощностей КП «МАН» находятся в пределах компетенции облгосадминистрации. Кроме этого, министерство также четко дало понять: на сегодняшний день в удельном весе объемов общих пассажирских перевозок КП «МАН» занимает только десятую часть процента и 0,5 процента грузовых перевозок через аэропорты Украины – «Борисполь», «Гостомель» (Антонов), «Симферополь», «Одесса» и «Днепропетровск». Так вправе ли мы требовать от государства денег на его реконструкцию?

Программа экономического и социального развития Николаевской области на 2011 – 2014 годы«Николаевщина-2014», утвержденная областным советом, предусматривает существенную финансовую поддержку КП «МАН». Но областной бюджет –не прикроватная тумбочка, откуда можно вытянуть любую сумму денег для того, чтобы безответственно и бездумно их потратить.

Областная власть и депутаты, убедившись, что их обвели вокруг пальца ушлые одесские и киевские дельцы, сегодня уже под другим углом смотрят на развитие ситуации в аэропорту.

Как будут развиваться дальнейшие события, чтобы аэропорт работал на благо нашей области, покажет время. Поэтому пока ставим многоточие…

Татьяна ФАБРИКОВА
Екатерина СТРИЛЬ

Комментарии:

  1. Мертвый город: кто реанимирует Николаевский аэропорт? (ФОТО) | Николаевские новости:

    […] Обычно аэропорт – это целый мир, наполненный множеством звуков: диспетчер объявляет о взлете и посадке, приземляются самолеты, спешат на рейс вечно опаздывающие пассажиры. Так происходит в других аэропортах, но не у нас. В воздушные ворота Николаевской области уже давно никто не заходит: здесь пусто и тихо. Отчего аэропорт напоминает мертвый город, попытались разобраться корреспонденты Родного Прибужья. […]

  2. Мертвый город: кто реанимирует Николаевский аэропорт? (ФОТО) | Новости Украины:

    […] Обычно аэропорт – это целый мир, наполненный множеством звуков: диспетчер объявляет о взлете и посадке, приземляются самолеты, спешат на рейс вечно опаздывающие пассажиры. Так происходит в других аэропортах, но не у нас. В воздушные ворота Николаевской области уже давно никто не заходит: здесь пусто и тихо. Отчего аэропорт напоминает мертвый город, попытались разобраться корреспонденты Родного Прибужья. […]

  3. Ирина:

    Сейчас к Николаевской облгосадминистрации подходит 150 неизвестных людей! Настроены они радикально, идут с флагами Украины и хотят штурмовать здание. Место их сбора – памятник Ленина.

    Возле облгосадминистрации стоит 400 жителей г. Николаева и области, которые кричат: «Фашисты геть!». Там стоят люди, которые не хотят повторить судьбу города Киева и других городов, где были захвачены и разграблены административные здания!

    10 минут назад к людям вышли губернатор Геннадий Николенко и глава областного совета Игорь Дятлов. Они поблагодарили людей за их сознательный выбор – защитить здание от захвата. И сказали, что будут с жителями Николаева отстаивать облгосадминистрацию до конца! Потому что здание облгосадминистрации – символ спокойствия и стабильности г. Николаева!

    Граждане г.Николаева, вставайте! Мы должны защитить наш город от беззакония!

Сообщение:

*

НОВОСТИ