Как строился детский городок «Сказка»?

Новости, Общество

  10 Янв , 2014

О том, как на месте мясного павильона обычного николаевского рынка появился амфитеатр, как вместо парусника чуть не установили космический корабль, для чего перед строительством городка еге творцу пришлось летать на Соловецкие острова, и что подарили маленьким горожанам гости из Баку, рассказал главный архитектор «Сказки» Вадим Павлович Попов.

Вместо рынка – городок

На месте сегодняшнего детского городка «Сказка» 31 год назад находился обычный николаевский рынок – стояли ларьки, киоски, павильоны, самым большим из которых был мясной павильон, с просторными подвалами и стенами толщиной в полтора метра.

Когда стал обосновываться Центральный рынок, необходимость в рынке на ул. Советской исчезла, и оказалось, что лучшего места для «Сказки» не сыскать. Правда, изначально ее хотели разместить в Лесках, в районе Соленого озера, там даже наметили строительную площадку. Но вмешалась супруга Вадима Павловича Ольга Петровна Попова, которая и убедила городскую власть в том, что лучше создать «Сказку» в центре Николаева: так и внимания к ней будет больше, и посетителям удобнее.

Вадим Попов.
 

Началось выполнение проектных работ николаевским отделением «Гипрограда». Поскольку проект этот был уникальным (ранее в СССР понятия «детский городок» не существовало), то поначалу не знали, как оценить его выполнение. В смете его обозначили как… «кладбище на 3 га». За месяц выделенные средства освоили, и В. Попову пришлось самостоятельно выполнять чертежи главных объектов «Сказки».

Не все шло гладко: когда архитектор передал чертежи в художественный фонд, специалисты высказались против идеи сделать центральной композицией городка копию парусника «Святой Николай», первого судна Ингульской верфи. Аргументировали тем, что парусники остались далеко в прошлом, а молодое поколение нужно нацеливать на будущее, то есть на космические корабли. Создав конкурс рабочих макетов, потеряли полгода, но проект В. Попова победил.

19 мая 1982 года, в день 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени В. Ленина, городок распахнул свои двери и вмиг наполнился маленькими посетителями.

Почему центральные фигуры – центральные?

Прежде чем приступить к проектированию «Сказки», Вадим Попов с супругой съездили на Соловецкие острова и остров Кижи вблизи Петрозаводска. Музей русской деревянной архитектуры под открытым небом впечатлил николаевцев и, вернувшись, они тоже захотели создать что-то сказочное у себя на Родине. Так появилась деревянная крепость в стиле славянских хаток с частоколом.

А что же Каменный замок? Редкая сказка обойдется без таинственного замка. У входа в нашу средневековую крепость стоит рыцарь, а на крыше, кстати, раньше сидел Карлсон. Позже он разрушился, но появлению «мужчины в полном расцвете сил», как и скульптуре Конька-горбунка, мы обязаны тогда еще маленькому сыну Вадима Попова. 5-летний Саша, ныне успешный киевский архитектор, в то время был главным консультантом у своих родителей. Он ходил по «Сказке» и спрашивал: а почему нет Карлсона, который живет на крыше? А где Конек-горбунок?

Амфитеатр возник из сугубо практических целей: нужно было что-то делать с подвалами бывшего мясного павильона. Их хотели снести, но Ольга Петровна выступила с идеей разместить в них игровые автоматы, а вокруг создать чашу для амфитеатра.

Центральной композицией Вадим Попов решил сделать парусный корабль, как символ кораблестроения Николаева. Его построили на Черноморском судостроительном заводе, а пришвартовали в бухте с маяками. Корабль не раз менял название: «Святой Николай», «Алые паруса», «Грин», «Буян», а теперь просто «Счастье».

Чуть позже появилась карусель с ученым Котом и Русалкой из сказки Александра Пушкина, автодром, солнечные часы, сказочный персонаж Иванушка-дурачок, поймавший Жар-птицу (скульптура Макушиных), а также каскадный бассейн с фонтанами и подарок Николаевской железной дороги – паровоз-кукушка.

В советское время установка памятников-самолетов, танков, поездов была широко распространена по всему Союзу. Как один из таких экспонатов, паровоз хотели установить на Привокзальной площади у старого железнодорожного вокзала. Но поскольку там не было охраны, а район в вечернее время пустынный, опасались, что локомотив сломают.

Тогда Ольга Попова убедила городскую власть установить паровоз в «Сказке». Чтобы его вкатить, пришлось разобрать забор, но дело того стоило – малышня и сейчас с деловым видом залезает в кабину, чтобы почувствовать себя машинистами.

Пожалуй, последним существенным пополнением «Сказки» стали два шатра, расположенные слева от главного входа. Ко времени их появления информация о николаевском детском городке облетела все центральные газеты и журналы Советского Союза, и в наш город из многих республик стали приезжать гости, желающие увидеть городок своими глазами и, возможно, создать такой же у себя.

Некоторые приезжали не с пустыми руками. К примеру, азербайджанцы в подарок Николаеву привезли несколько шатров из Баку: два установили в Лесках (сейчас в них размещен бар), один – в «Сказке». Привезли их в разобранном виде – лишь гора «лепестков» и болтов. Сооружали шатер николаевские мастера.

Что не удалось?

Однажды во время встречи со школьниками у Вадима Павловича спросили: «А что Вам не удалось при строительстве «Сказки»?». Архитектор ответил, что мечтал о воздушном шаре с корзиной, расположенном на круглой площадке, где сейчас дети катаются на электрических машинках. Еще мечтал о новогодней иллюминации, украсившей огнями все деревья городка, и о сказочной подсветке деревянной крепости, Каменного замка.

Кстати, в замке, по проекту, должны были находиться помещения для персонала и хозяйственные помещения. Но в них разместили кривые зеркала, привезенные из Херсона.

По словам Вадима Павловича, не всегда удается то, что запроектировано:

– Я предполагал сделать замок из гранитного бута, но строители сказали, что на это нет денег, и предложили привезти кирпич из Прибалтики. Они меня обманули – применили худший кирпич. Теперь из него выступает соль, он крошится. К тому же, сделали фундамент не на ту глубину, что я указывал, сократили его вдвое. Некачественно выполнили и перекрытия, из-за чего течет крыша.

Иначе хотел разместить создатель «Сказки» и ее дирекцию: не в подвале амфитеатра, где она находится сейчас, а на месте нынешнего автодрома: на первом этаже работали бы разные кружки, а на втором – администрация.

Еще Вадим Павлович мечтал установить вблизи паровоза бронетранспортер, чтобы подготавливать детей к воинской службе.

– Он был бы яркий, раскрашенный, как игрушка. Позже такие установили на Аллее славы афганцев, так детишки их «облепливают», как мухи. Но тогда меня не поддержали. Возмутились: мол, мы люди мирные, а вы предлагаете танк в детский городок ставить!

Хотел бы В. Попов сделать и мини-планетарий в шатре из Баку. А еще его расстраивает то, что запроектированный подземный туалет сломался, и вот уже много лет стоит закрытым.

– Лучше бы объект для «Сказки» сделали, – говорит он.

Но главное, о чем мечтает архитектор, – установить в водоеме парусника макет казацкой чайки и авианосца, на которые в советское время не хватило средств.

Самая большая награда за «Сказку» – цветы

Во времена типового проектирования в СССР детский городок «Сказка» был отдушиной как для жителей города, так и для его архитектора. Уникальный проект, за который не грозило наказание в случае отклонения от утвержденного плана строительства, радовал Вадима Попова, хоть он и получал за него зарплату в 120 рублей. При этом немало чертежей выполнив бесплатно, слетав за свой счет в соседние страны, чтобы взять оттуда лучшее и воплотить его здесь.

Позже по чертежам николаевца построили такой же городок в Сумах, а за ним, с разными дополнениями и изменениями, в десятках других городов Союза.

 – Самое главное, чтобы народу нравилось. Когда я был главным архитектором ГСПИ «Гипросудмаш», при открытии городка сметчики подарили мне букет цветов. Это была самая большая награда за «Сказку». Премий за нее я не получал, наград тоже, – отмечает В. Попов.

Свой успех он сравнивает с победой, у которой всегда есть и обратная сторона. К примеру, после николаевского детского городка ему не предлагали строить другие. А Вадиму Павловичу очень этого хотелось.

Но он успел оставить немало важных объектов. Занимался проектированием микрорайонов по проспектам Мира и Ленина. В его творческом активе – мемориальный комплекс 68-ми героям-десантникам на ул. Адмиральской, здание «Укрпочты», профилакторий «Парус», что вблизи яхт-клуба, Армянская церковь в Николаеве. Он проектировал предприятия судостроения по всему бывшему СССР, базы отдыха в Карпатах и на Кавказе, а еще – все рыбные магазины и рестораны в Николаеве, в том числе и ресторан «Колючка» в Корабельном районе, который одно время считался своеобразным символом нашего города.

Сегодня, в 73 года, Вадим Павлович не сидит без дела – он неустанно, отстаивает, интересы своих объектов. Говорит, такова судьба архитектора: вначале нужно разработать, потом построить, а дальше, на протяжении всей своей жизни, сохранять и защищать проект от множества желающих его «модернизировать».

Екатерина СТРИЛЬ
Фото автора

Сообщение:

*

НОВОСТИ