«Нашествие» промышленности на Корабельный район Николаева

Самому южному району нашего города «повезло» с индустриальными предприятиями: Николаевский глиноземный завод пылит красным шламом, спецпорт «Ника-Тера» перегружает уголь (и не только), неприятный запах распространяется от очистных сооружений водоканала. Но на днях заговорили еще об одной угрозе экологии и здоровью местных жителей – появлении в черте города нового порта. Что это за предприятие и насколько оно будет опасным для николаевцев, выяснял корреспондент «РП».

Район под угрозой экологической катастрофы?

Такое заявление, только в утвердительной форме, сделал депутат Николаевского горсовета Александр Курченко во время общественного собрания, которое проходило 12 февраля в библиотеке № 18 Корабельного района.

В тот вечер представителей общественных организаций, депутатов горсовета и просто активных горожан заставило собраться тревожное известие о намерении фирмы «Нерейинтертранс» строить здесь перегрузочный терминал. Располагаться он будет не просто вплотную к местному яхт-клубу, лодочной станции и единственному в микрорайоне пляжу – хуже всего то, что расстояние от ближайших многоэтажек до нового объекта составит всего 700 метров.

– Я считаю, что целый район под угрозой экологической катастрофы. Уверен, что нам удастся помешать строительству этого порта. Те ребята, которые хотят его построить, намерены строить не возле своего дома, а вблизи наших домов, – сказал Александр Тимофеевич и призвал бороться за свой микрорайон.

Между тем, общественник Александр Янцен посвятил присутствующих в историю вопроса. Как выяснилось, еще в 2007 г. «Нерейинтертранс» решением сессии получил разрешение на изменение целевого назначения земельного участка площадью 82084 кв. м на пр. Корабелов, 2б с маслоэкстракционного завода и зернового терминала на терминал сыпучих грузов. Планировалось, что вскоре у несостоявшегося завода должен был появиться причал, подходной канал и операционная акватория. А пока этого не произошло, в течение нескольких лет компания расширяла свои владения, приобретая дополнительные земельные участки и имущественные комплексы.

В итоге к 2013 г. «Нерейинтертранс» расположился на весьма солидной территории, часть из которой купил, как говорится, по «бросовой цене»: в 2012-м участок площадью 112965 кв. м депутаты продали компании по 28,75 грн. за квадратный метр.

Вернуться к этой теме общественников заставило вынесение на комиссию горсовета в конце января нынешнего года очередного вопроса о фирме «Нерейинтертранс».

– Насторожила огромная территория – 127 га. И целевое назначение – для строительства, обслуживания и ремонта объектов инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры, для строительства, эксплуатации и ремонта комплекса специализированных и универсальных портовых перегрузочных терминалов, сыпучих, генеральных, строительных и других грузов, подходного канала и операционной акватории, а также гидротехнических сооружений, туннелей, каналов, водозаборов. То есть понятно, что будет строиться порт и будут переваливать грузы. Но какие? – задался вопросом Александр Курченко.

Александр Янцен продолжил тему, высказав опасения, что какими бы ни были намерения владельцев компании относительно характера переваливаемых грузов, впоследствии они могут их изменить, и тогда в центре Октябрьского появится «бомба замедленного действия».

– Мы уже имеем грустный пример строительства перегрузочных комплексов – это морской специализированный порт «Ника-Тера». Вначале он появился как маленький терминал закрытого типа по перегрузке калийных удобрений. Но вскоре превратился в экологического монстра, перегружающего на открытом воздухе множество опасных химических веществ. С новым портом мы получим вторую «Ника-Теру», только в несколько раз мощнее и в непосредственной близости от жилой зоны. Это предприятие будет диктовать нам условия: уезжайте, здесь жить невозможно! – предупредил активист.

Другую опасность увидел президент Федерации парусного спорта Сергей Исаков:

– Стенка порта будет находиться в 50-ти метрах от существующего яхт-клуба. И когда там возникнет насыщенное судоходство, я не знаю, как дальше можно будет ходить на яхтах. Кроме того, стенка, которую построят, приведет к тому, что в северной части этой зоны появится отмель, и фактически яхт-клуб Корабельного района перестанет существовать, потому что глубины будут недостаточны для того, чтобы ходили яхты.

Собравшиеся заранее обсудили возможные аргументы оппонентов – создание новых рабочих мест. На что было замечено, что «Ника-Тера» создает 1000 рабочих мест, а отравляет вредными веществами 80000 населения. Неудивительно, подчеркнули общественники, что в Корабельном районе самые высокие показатели смертности – на 4% выше общегородских.

Учитывая все вышесказанное, участники собрания составили план дальнейших действий: запросить в горисполкоме документы, касающиеся землеотвода для строительства порта, собрать подписи местных жителей и, главное, добиться проведения общественных слушаний. Тем более, что, как утверждает депутат горсовета Татьяна Суслова, согласно постановлению Кабинета Министров от 22 августа 2013 г., вновь создаваемый объект находится в обновленном перечне объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. А значит, общественные слушания просто обязаны провести, чего до сих пор сделано не было.

Также, отметила Татьяна Михайловна, должна быть разработана оценка воздействия на окружающую среду, опубликовано заявление об экологических последствиях – тогда можно обсуждать вопрос о том, как строительство нового объекта отразится на населении.

– Об этом уже сегодня нужно задуматься и экологам, и общественности. Работать нужно на упреждение, – считает депутат.

Что будет – тайна за семью печатями

Чтобы узнать, с какими конкретно грузами намерено работать предприятие, будут ли они представлять опасность для жизни и здоровья проживающих в близлежащих домах николаевцев, мы связались с руководством компании «Нерейинтертранс», расположенной в Николаеве. Секретарь сообщила, что генеральный директор Александр Игоревич Скачков находится в командировке в Киеве. Там расположена и их управляющая компания, куда нам следует обратиться по всем интересующим вопросам.

Мы так и сделали – позвонили пресс-секретарю Галине Васильевне Крупе, она переадресовала нас пиар-директору Тагиру Ростемовичу Имангулову, сказав, что такую информацию дает только он. К сожалению, не помог и пиар-директор. На вопрос: «Чем конкретно будет заниматься «Нерейинтертранс» в Николаеве?», Тагир Ростемович сказал, что вопрос этот сложный, и ответит он письменно, по электронному адресу. Мы отправили свой адрес, но ответа так и не получили. Не отвечал больше пиар-директор и на наши телефонные звонки.

Кое-что узнать удалось из прессы. Газета «Дело» в ноябре 2013 г. писала, что компания «Нерейинтертранс», базирующаяся в Николаеве и входящая в группу «Diamond Sphere», владельцем которой является Игорь Янковский (сын бывшего депутата Верховной Рады Николая Янковского, бывший владелец концерна «Стирол». – Авт.), намерена построить комплекс перегрузочных терминалов в акватории Днепро-Бугского лимана.

Ожидается, что руководство компании намерено завершить все проектные работы по строительству комплекса к середине 2014 г. Полная реализация проекта предусматривает развитие комплекса перегрузочных терминалов, строительство новых причалов и углубление акватории.«Проект предполагает, что комплекс терминалов сможет обеспечить годовой объем перевалки свыше 13 млн. тонн грузов, в том числе более 4 млн. тонн зерновых, более 1 млн. тонн генеральных грузов (металл, арматура и пр.), около 2,5 млн. тонн минеральных и строительных материалов и т.д.», – пишет газета.

В комментариях одному из николаевских интернет-изданий начальник управления земельных ресурсов Николаевского горсовета Александр Мороз отметил, что при строительстве перегрузочного терминала на пр. Корабелов 2б ни акватория спортивной школы, находящейся на территории яхт-клуба Корабельного района, ни сам яхт-клуб задействованы не будут – речь идет только о дноуглубительных работах.

Также чиновник подчеркнул, что решения об отводе земель водного фонда сопровождаются положительным выводом экспертизы Государственного агентства земельных ресурсов Украины. В данном случае экспертиза была получена в ноябре 2013 г., после чего проект доработали и одобрили в январе 2014-го.

Юрий Гранатуров: «Все будет в интересах людей»

Пролить свет на ситуацию мы попросили исполняющего обязанности городского головы Николаева Юрия Гранатурова. Но оказалось, что Юрий Исаевич и сам «не в теме».

– Они только заявили о намерениях, потому пока нечего комментировать. Этот вопрос с 2007 года, он без меня развивался. Все будет определено с учетом законодательства и в интересах людей. Мы не будем ничего против них делать. Будут ли проведены общественные слушания? Не могу сказать. Только два дня назад я узнал, о чем там речь. Валентину Гайдаржи (заместитель городского головы. – Авт.) поручено разобраться, я еще документов никаких не видел, это на дальних подступах. У них уже есть земля, и собственность, она давно отведена. Сейчас речь идет о водной акватории, и надоразобраться, есть ли все необходимые согласования: экологическая служба, все разрешительные системы – 17 гербовых печатей надо получить! А потом надо выяснитьтонкости этого процесса. Вопросы первоначально к специалистам профильных направлений – экологии, СЭС, архитектуры и т.д. Может, там вообще нет предмета для разговора, – сказал руководитель города.

Хорошо, если предмета действительно нет. Но земля уже выделена, теперь речь идет о водном фонде. Стоит подумать и о нем. Как справедливо отмечает Татьяна Суслова, на берегу Днепро-Бугского лимана уже сейчас расположен НГЗ, «Ника-Тера», Николаевский морской торговый порт. Все эти предприятия регулярно заявляют о намерении увеличивать свои мощности. Вместе с тем, в планах строительство еще одного терминала.

– Не получится ли так, что Днепро-Бугский лиман превратится в грязную лужу? – задается вопросом депутат. Она также отмечает, что угольная пыль, которая возникает при перевалке грузов, проникает и в квартиры горожан, и в организмы людей, проживающих в округе. Все это сокращает и без того недолгую жизнь николаевцев.

Что на самом деле будет построено, и окажется ли этот объект экологически опасным, покажет время. Естественно, намерения предприятия о строительстве рассмотрят на заседаниях постоянных депутатских комиссий, а также на сессии горсовета, поэтому, учитывая то, что тема получила широкий резонанс, будем надеяться, что депутатам, которым небезразлична судьба нашего города, таки удастся отстоять этот вопрос, что мнение общественности будет учтено и в городе не построят еще один опасный для населения объект.

Екатерина СТРИЛЬ

Комментарии:

  1. Лидия Николаевна:

    У экc-миниcтpa Cтaвицкoгo изъяли 42 килoгpaммa зoлoтa и 4,8 миллиoнa дoллapoв….почему нашим властям не задуматься над тем чтобы город Николаев был экологически чистым городом и данные финансовые средства могут быть направлены по решению властей для решения экологического вопроса в нашем городе.Надеюсь что народ нашего города поддержит такое предложение. Нашим городским властям нужно обратится в Кабинет Министров по вопросу выделения финансовых средств для устранения проблем по данному вопросу нашего города.

Сообщение:

*

НОВОСТИ