Автомойки Николаева: ГУБИТЕЛЬНАЯ ЧИСТОТА

По данным ГАИ, в Николаеве 115257 автомобилей. Если каждый из них хоть раз помыть на автомойке, потребуются десятки тысяч кубических метров воды. Куда стекается эта опасная мыльно-нефтяная масса, и что делают для сохранения окружающей природной среды экологическая инспекция, природоохранная прокуратура, «Николаевводоканал», выяснял корреспондент «РП».

Пена: чисто или опасно?

Как часто в летний период николаевцы видят знакомую картину: за распахнутыми дверьми автомойки сверкает свежевымытая машина, а прохожие осторожно переступают лужи по грязному пенящемуся тротуару. При этом мало кто из них задумается, почему вода из автомойки льется прямо на улицу? И уж совсем единицы заглянут в законодательные акты.

А там, кстати, написано, что по Закону Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 51) предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую среду, должны быть оборудованы сооружениями и устройствами для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, уменьшения влияния вредных факторов, а также приборами контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и за характеристиками вредных факторов.

Из этого следует, что на каждой автомойке должна быть установлена система очистки использованной воды. Но в Николаеве таких – единицы.

В большинстве своем предприниматели заключают договора с «Николаевводоканалом», который берет эту очистку на себя. Но почему-то не учитывается, что очистные сооружения самого коммунального предприятия находятся в «аховом» состоянии и вряд ли смогут справиться с поставленной задачей (материал в «РП» от 12 сентября 2013 г. «Очистные – не очищают?»).

Не секрет также и то, что часть бизнесменов самовольно используют канализацию для сброса своих стоков. Другие открывают автомойки в частном секторе, либо при гаражах, и не считают нужным тратиться на что-то большее, чем устройство выгребных ям. А значит, мутные потоки, опять же, устремляются в николаевские реки.

Мы побывали на ряде автомоек города и практически нигде не обнаружили качественных очистных сооружений. Так, арендатор автомойки на пр. Октябрьском, 410а о дальнейшей судьбе сточных вод до нашего прихода и не задумывался. Как бы припоминая, он с трудом насчитал три технических колодца, расположенных в округе, и сказал, что мойку арендует, а есть ли договор с водоканалом у хозяина, не знает.

О составе моющих средств, используемых на его автомойке, также отвечал уклончиво:

– Из средств используется химия. Ее привозят фирмы, которые торгуют. Насколько они вредны? Зависит от качества и цены…

«В штыки» наши вопросы о наличии либо отсутствии очистных сооружений восприняли на автомойке «Блеск», что на ул. Красных Маевщиков.

– А для чего вам? А кто вы? По какому поводу? Для какой цели? – засыпал вопросами вначале работник мойки, затем ее владелец. Последний после долгих колебаний все-таки выдавил: «Конечно, у нас все очищается!». Но чем и как именно, не сказал.

Примерно так же реагировали и на других автомойках. Правда, не на всех. Арендатор автомойки «Премиум», что у плавбассейна «Водолей», Константин Федорченко сразу провел нас к некоему устройству под названием «абсорбер».

– На каждой мойке должен быть такой автомат. Он чистит воду, отстаивает ее, потом вода сливается в канализацию. Насколько я знаю, абсорберы стоят на четырех мойках в Николаеве. Каждый стоит около 30 тыс. грн., – рассказал предприниматель, который в этом бизнесе уже 10 лет.

По его словам, николаевские владельцы и арендаторы автомоек стремятся к максимальной экономии, потому установку такого оборудования считают нерентабельной. Между тем современные системы очистки воды способны очистить сточные воды от существующих загрязнений на 90% и более. Это позволяет не только свободно сливать отфильтрованную воду в городскую канализацию, но и использовать полученную воду повторно, рециркулировать ее обратно в систему автомойки. У нас же вся смытая с капотов и багажников грязь попадает в канализацию, а оттуда – в реки.

– А ведь там вся таблица Менделеева, – говорит Константин и поясняет: – Существует несколько видов химии, которыми моют авто: органическая, щелочная и слабощелочная. Мы моем органикой, она щадящая, хоть и дорогая. Щелочная дешевле в 4-5 раз, но она разъедает руки, перчатки, хромовые детали, пластик, от нее слезятся глаза. К тому же, если мыть авто 20-40 раз на мойке, которая использует высокощелочную химию, толщина лака уменьшится. Был случай – рядом с нами открывалась автомойка – там помыли дорогую машину, в результате разъело все хромированные детали. Владелец мойки вынужден был заплатить почти 3 тысячи евро компенсации.

Константин Федорченко показал нам ту самую «органику», которую используют на его мойке. Это активная пена итальянского производства, состав ее следующий: вода подготовленная, гидросульфат натрия, поверхностно-активные вещества меньше 5%, соль, кислоты – меньше 5%, растворитель, краситель. Канистра такой пены стоит 1380 долларов США, хватает ее на то, чтобы привести в порядок 250 машин.

– Остальные пены, которые используют на автомойках города (а их около 80%), менее качественные – все составляющие превышаются в 50 раз. Часто используют «Керхер», но качественного мало – в основном подделка. Мы проводили эксперимент: наливали 5 литров воды и 2 литра «Керхера», опускали резиновую перчатку, и уже через 2 часа она была разъедена, – рассказывает арендатор мойки.

По его информации, в Николаеве около 70 машинных «Мойдодыров». Считается, что для нашего города этого не просто достаточно, а даже много.

Так считают и экологи. Они не раз обращали внимание на то, что Днепро-Бугский лиман превращается в технический резервуар, количество рыбы в нем неуклонно падает, ее разновидность снижается, а сама вода – цветет.

Как отмечал николаевским СМИ эколог Олег Деркач, цветение воды происходит из-за попадания в нее большого количества нечистот, в частности, органических веществ, которые создают идеальную среду для развития микроскопических водорослей.

По словам Олега Деркача, сейчас происходит полная стерилизация таких водоемов, как наш лиман. Если раньше он находился в десятке самых рыбных водоемов мира, то теперь в нем проблемы даже с бычком.

– В замкнутых водоемах, таких как Днепро-Бугский, Тилигульский, Березанский лиманы, ситуация с очищением воды и восстановлением рыбных ресурсов критическая, – констатировал эколог.

Начальник лаборатории наблюдения за загрязнениями природных ресурсов Николаевского Гидрометцентра Алина Николаевна Сотникова отмечает:

– Превышение предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам в акватории Николаева в основном 1-2, но бывает и 2-3 ПДК. Есть превышения ПДК по фенолам – это вторичное загрязнение, результат окисления и преобразования загрязняющих веществ, тех же нефтепродуктов. Летом для наших водоемов настоящей проблемой становится растворенный кислород на придонных территориях.

Что же делается для исправления ситуации? С этим вопросом мы обратились в контролирующие структуры.

«Почему я? – А почему я?»

Пререкания школьников напоминает отношение государственных структур, которые по роду своей деятельности должны защищать природную среду и горожан от вредного воздействия опасных веществ, к проблеме с автомойками в Николаеве.

Так, заместитель начальника управления экологии и природных ресурсов Николаевской облгосадминистрации И. Трофимова в ответе на наш информационный запрос сообщила, что проведение проверок субъектов хозяйствования с целью выявления ими нарушения требований природоохранного законодательства, привлечение нарушителей к административной ответственности, в том числе наложение штрафов и приостановление деятельности, относится к компетенции Государственной экологической инспекции в Николаевской области.

В свою очередь в Госэкоинспекции отметили, что в течение 2012-2013 гг. планировались меры по осуществлению государственного надзора на 26 субъектах хозяйствования, которые на территории Николаева предоставляли услуги по мойке автотранспорта и относительно которых инспекция имела соответствующие данные. Однако в процессе отработки информации было установлено, что 19 из них являются плательщиками единого налога и подпадают под действие Закона Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц-предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности», а 7 вообще не осуществляют хозяйственную деятельность.

Ничем не порадовал и николаевский межрайонный прокурор по контролю над выполнением законов в природоохранной сфере Константин Бандура. Он сослался на ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре», согласно которому проверки органами прокуратуры проводятся по письменным обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора. Очевидно, такой инициативы не поступало, поскольку в течение 2013-2014 гг. Николаевской межрайонной прокуратурой по контролю над соблюдением законов в природоохранной сфере проверки деятельности субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по мойке автотранспорта, не проводились.

Начальник Госэкоинспекции Виталий Бабенко направил корреспондента «РП» в водоканал, так как «вопрос качественного состава сточных вод, поступающих в канализационные сети города от любых предприятий и организаций, является исключительно компетенцией специально аккредитованных на выполнение лабораторных исследований подразделений ГКП «Николаевводоканал».

Туда мы и обратились.

«Николаевводоканал»: стоки с автомоек – капля в море…

Сотрудница предприятия, занимающаяся канализационными стоками, не пожелала указывать свою фамилию, но рассказала, что «Николаевводоканал» заключил договора со всеми николаевскими автомойками. На каждом предприятии имеются приборы учета воды, так что все законно, заверила женщина.

Что касается грязных вод, стекающих с автомоек в канализацию, то по сравнению с любым николаевским заводом, считает она, их очень мало. К тому же химия, которой пользуются на мойках, присутствует и в хозяйственно-бытовой воде, используемой населением. А население наше использует около 90% от всей воды.

– Покупательная способность у людей низкая, и они покупают дешевые порошки, моющие средства, в которых в больших количествах содержатся фосфаты. С ними у нас проблема. Но не только из-за автомоек. А вообще вся вода, которая образуется в городе, идет на очистные сооружения «Николаевводоканала». Они справляются в пределах проектных мощностей. То, что можно очистить, очищается, – отметила специалист.

Конечно, в загрязнении главных водных артерий Николаевщины виновны не только несознательные владельцы автомоек, однако и они вносят свою лепту в столь пагубный для всех нас процесс.

Если в условиях нынешних экономических и политических реалий уповать на скорейшую модернизацию очистных водоканала не приходится, некоторые предполагают, что природа самостоятельно справится с канализационными стоками, так как обладает большой самоочищающей способностью. Но и здесь неверно. Если раньше автомобиль был роскошью, то теперь это распространенное средство передвижения: в Николаеве легковых, грузовых автомобилей, а также автобусов зарегистрировано 115257, в Николаевской области – свыше 274 тысяч.

Так что остается надеяться на бдительность и сознательность природоохранной прокуратуры, Государственной экологической инспекции. Ведь руководители этих структур свои автомобили моют не руками во дворе, а едут на автомойку. Значит, о существующей проблеме им известно, но, несмотря на это, они все равно продолжают бездействовать. Почему? Вопрос остается открытым.

Екатерина СТРИЛЬ

Комментарии:

  1. Сергей:

    спасибо, что хоть одно издание у нас в городе об экологии думает

  2. Галина:

    Знаю точно на автомойке на Красных Майовщиков выносят мул из сточной ямы ведрами по ночам сами мойщики, благо речка рядом, есть куда сливать…………….

Сообщение:

*

НОВОСТИ