Когда в сети – не 220

Украинское законодательство гарантирует потребителям электроэнергии уровень напряжения в сети в размере 210 – 231 вольт. В реальности люди зачастую недополучают электричество либо получают его в избытке. В результате техника «горит», а потребитель вынужден ремонтировать ее за собственные средства. 

Как защитить свое право на законные вольты и получить компенсацию от энергетиков, выяснял корреспондент «РП».

Нестабильное электричество: то искрит, то гаснет

Долгое время 30-летний Вячеслав Воловенко вместе с супругой и малолетним ребенком жил, как у новогодней ёлки: напряжение в их общежитии «Гуртожиток», что на проспекте Героев Сталинграда, «прыгало» от 180 В до 300 В.

– Однажды произошло межфазовое замыкание. В сети тогда было около 300 В. Наша кухонно-варочная поверхность на электрической плите сгорела, ремонт обошелся в 800 гривен. Деньги я заплатил сам, потому что надо было готовить еду для ребенка, а не ждать решений суда. Письменно возмещения ущерба от ЖЭКа также не требовал, но ругался с ними в устной форме, – рассказывает Вячеслав. 

Чтобы в дальнейшем исключить проблему скачков напряжения, мужчина установил сетевой фильтр. Отчасти помогло и руководство «Гуртожитка»: в общежитии заменили проводку. Но даже после этого, утверждают жители, на третьем этаже все равно произошел пожар.

– Для общежитий это проблема. Возникает, в основном, в зимний период, когда жильцы включают отопительные приборы и проводка, рассчитанная на меньшее напряжение, не выдерживает. Так у нас происходило каждый год: постоянно горела техника. К счастью, люди вовремя замечали это, ведь она начинала плавиться, распространяя едкий запах, – вспоминает Вячеслав. 

Теперь он живет в квартире, и с проблемой перепадов напряжения сталкивается реже. Зато не понаслышке с ней знакома Снежана Шмалько, жительница частного дома на ул. Фонтанной, что в Корабельном районе Николаева. По ее словам, в зимний период, утром и вечером, в их доме периодически происходят «скачки» напряжения, из-за чего самопроизвольно выключается компьютер, не заводится, а только гудит холодильник. 

– Год назад мы писали заявления в Жовтневую РЭС, среди ночи вызывали машину, чтобы приехали замеры сделать. Но нам сказали, что заявок практически нет, а чем больше заявок, тем больше вероятность того, что что-то изменится. В итоге посоветовали купить трансформатор. Полтора месяца назад опять пришлось вызывать «аварийку» – причем три раза подряд. Добились того, что нас «перебросили» на другую фазу, и теперь напряжение в сети нормальное – 180-190 В. Считаем это счастьем, потому что раньше было 140-150 В, экономные лампы перегорали, а обычные не могли засветиться, – жалуется женщина.

Мать двоих детей-школьников Снежана Шмалько к особенностям своего электричества приспособилась: по всему дому заменила обычные лампы энергосберегающими, приобрела трансформатор и прибор для измерения уровня напряжения. Так что теперь семья Шмалько – во всеоружии. Как и многие на этой улице. 

Наталья, которая не пожелала называть свою фамилию, сообщила, что также проживает на ул. Фонтанной, рассказала, что за последние три года у нее сгорело два трансформатора. Недавно женщина купила третий, и пока, говорит, сильных перепадов в напряжении не было. 

– Раньше свет гас и вдруг загорался. Электрики упрекали нас: мол, слишком много техники используете. А мы доказывали, что сейчас не ленинские времена, и люди имеют право пользоваться микроволновкой и электрическим чайником, – говорит женщина.

С проблемами от перепадов напряжения в электросети регулярно сталкиваются тысячи николаевцев. У одних «мигает» лампочка в подъезде, у других – в вечернее время не работает функция автоподжигания на газовой плите, у третьих – «летит» холодильник или радиоприемник. В большинствесвоем горожане смиряются с утратой нескольких сотен гривен и покорно ремонтируют технику за свой счет. Но порой доходит до криминала.

Так, в феврале 2012 г. в одном из общежитий на пр. Октябрьском произошла настоящая трагедия. Из-за очередного скачка напряжения в электросети у одного из жителей сгорел дорогостоящий плазменный телевизор. Узнав, что его ремонт обойдется в 10 тысяч гривен, а компенсировать затраты никто не собирается, мужчина решил разобраться с электриком, обслуживающим общежитие, самостоятельно. Он жестоко избил его, после чего травмированного работника ЖЭКа увезла «Скорая».

Прибегать к столь кардинальным мерам – не лучший выход, и в этом уверен наш эксперт-юрист, пожелавший остаться анонимным. Добиться компенсации от энергоснабжающей компании, утверждает он, можно и законным путем. Главное – знать свои права. 

– В моей практике не единожды случалось, что «Николаевоблэнерго» выплачивало компенсацию за испорченную технику, – рассказывает юрист. – Так произошло и с нашим  соотечественником (инвалидом), у которого по причине перепада напряжения сгорели холодильник и телевизор.Мы заказали экспертизу в «Рембыттехнике» на предмет того, почему сгорело одновременно два прибора. Они дали заключение, и человеку отремонтировали холодильник. До суда дело так и не дошло. Когда облэнерго чувствует, что проигрывает, то идет навстречу потребителю и решает вопрос в его пользу. Чтобы случившееся не стало достоянием общественности.

Законодательство гарантирует

Чтобы досконально изучить свои права, важно вначале определить, на основании чего ПАО «Николаевоблэнерго» обеспечивает население Николаевской  области электрической энергией. 

Как выяснилось, предприятие имеет лицензию, выданную Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины, а в своей деятельности руководствуется (или должно руководствоваться) такими нормативными документами, как: Закон Украины «Об электроэнергетике», Правила пользования электрической энергией для населения (ППЭЭН), Правила охраны электрических сетей, Закон Украины «Об охране труда», Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности», Правила устройства электроустановок, Правила безопасной эксплуатации электроустановок, Правила пожарной безопасности, а также действующими постановлениями НКРЕ об утверждении тарифов на электроэнергию для населения.

Важно знать, что в пункте 45 ППЭЭН говорится: «Энергопоставщик несет ответственность за вред, причиненный потребителю или его имуществу, в размере и порядке, определенном законодательством». Пункты 45 и 46 этих же Правил гласят: в случае отпуска потребителю электрической энергии, параметры качества которой находятся вне границ показателей, отмеченных в договоре, энергопоставщик несет ответственность и оплачивает 25% от стоимости такой энергии. В случае нарушения прав потребителей (отказ в реализации его прав, предоставления услуг, которые по качеству не соответствуют требованиям нормативно-технических документов, отказ в предоставлении необходимой и достоверной информации, уклонение от проверки качества электрической энергии и т.д.) энергопоставщик несет ответственность согласно законодательству и договору.

Отметим, что на основании п. 41 ППЭЭН потребитель имеет право на получение электрической энергии, качественные характеристики которой определены государственными стандартами Украины. Стандарты же гласят, что напряжение в сети должно составлять 220 В. Колебания электрического напряжения допускаются следующие: 210-230 В, то есть 5-10% от нормального значения напряжения электрической сети. 

«Николаевоблэнерго»: сколько убытков возместили – секрет

Мы обратились в «Николаевоблэнерго», чтобы узнать, сколько ежегодно поступает жалоб от потребителей на некачественную электроэнергию, сколько из них доходит до суда и какую сумму выплатило предприятие за испорченную технику в прошлом году? 

В официальном ответе, подписанном генеральным директором Юрием Антощенко, говорилось: «В течение 2013 года в ПАО «Николаевоблэнерго» поступило письменных обращений относительно перепадов напряжения – 31, в отношении низкого напряжения – 47, относительно высокого напряжения – 6. Что касается расчетов с потребителями за причиненный ущерб и суммы этих расчетов, то эти сведения относятся к конфиденциальной информации ПАО «Николаевоблэнерго».

Энергетики также добавили, что заключение о причинах выхода из строя бытовой техники может дать только сертифицированная организация. Среди наиболее распространенных факторов – неудовлетворительное состояние внутридомовой электропроводки, неудовлетворительное состояние внутриквартирной электропроводки, отсутствие контура заземления дома, эксплуатация бытовой техники, не сертифицированной для использования в Украине.

По мнению Юрия Антощенко, падение напряжения в вечернее время происходит исключительно по причине несанкционированного увеличения потребителями объемов потребляемой электроэнергии, превышающих мощность, которая определена договором на пользование электроэнергией.

Как защитить свои права?

Несмотря на то, что подержать в руках компенсацию от энергетиков или ЖЭКов смогли лишь единицы из тысяч николаевских «погорельцев», бороться за свое имущество все-таки нужно. Для этого, советует юрист Евгений Воробьев, необходимо провести экспертное исследование бытовой техники, установив причину ее неисправности в мастерской, «Рембыттехнике» или в других сервисно-гарантийных центрах, где могут предоставить официальный письменный ответ для подачи соответствующего иска в суд первой инстанции (то есть районный суд.). 

Важно также помнить, говорит Евгений Воробьев, что согласно ст. 11 Гражданского кодекса Украины все правоотношения между физическими лицами и субъектами хозяйственной деятельности происходят при наличии договора либо соглашения. А значит, если пострадавшая сторона имеет договор с облэнерго, в котором определена ответственность, которую несет предприятие за оказание некачественных услуг, то с помощью юриста можно составить исковое заявление в суд.  

Юрист также делает акцент на том, что при подаче коллективного искового заявления, то есть если от перепада напряжения в сети пострадала не одна семья, а несколько, степень вероятности возмещения ущерба значительно возрастает, поскольку в таком случае проще собрать доказательства вины энергоснабжающей компании.

– В случае возникновения подобных ситуаций я настоятельно рекомендую предпринимать активные действия по возмещению причиненного вам ущерба. Это заставит тех, кто обслуживает электросеть, контролировать напряжение, остерегаясь новых исковых производств и финансовых потерь, – уверен Евгений Воробьев.

Поддерживает его и заместитель начальника инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Николаевской области Ирина Цыган. Она отмечает, что в подобной ситуации может быть два ответчика: владелец внутридомовых сетей (то есть ЖЭК) и «Николаевоблэнерго».

– Если происходит снижение или завышение уровня напряжения электроэнергии, выходят из строя электроприборы, нужно звонить в облэнерго и вызывать аварийную бригаду. Она констатирует факт аварии, составит акт о том, кто виноват в случившемся. Далее будут вызваны специалисты из сервисного центра, которые дадут заключение о причине выхода из строя технического оборудования. Они же укажут цену ремонта, после чего можно подавать письменное заявление в облэнерго или ЖЭК с требованием возместить причиненный ущерб. В моей практике такие случаи были, и они решались в пользу потерпевших, – говорит Ирина Николаевна.

Как именно составить акт-претензию, нам пояснили непосредственно в «Николаевоблэнерго». Документ этот составляется в присутствии представителя энергоснабжающей компании, в нем указываются сроки, виды, отклонения показателей предоставления услуг и т.п. Акт-претензия составляется потребителем и представителем энергопоставщика и скрепляется их подписями. 

В случае неприбытия представителя энергоснабжающей компании в течение 3 дней со дня обращения в городах, или 7 дней – в сельской местности, потребитель имеет право составить акт-претензию в свободной форме. В случае отказа представителя энергопоставщика от подписания акта, он  считается действительным, если его подписали не менее трех потребителей, или потребитель и избранное лицо подомового, уличного, квартального или другого органа самоуправления.

Кроме того, добавляют в «Николаевоблэнерго», с 1 марта 2014 г. на предприятии начал работать современный Колл-центр,цель которого – обеспечивать потребителей бесплатными круглосуточными информационными услугами. Номер многоканального телефона Колл-центра следующий: 0-800-504-001. 

«При возникновении проблемных вопросов, в том числе и относительно надежности и качества электроэнергии, потребитель может в любой момент позвонить оператору Колл-центра и получить исчерпывающий ответ, а в случае необходимости – дальнейшее реагирование соответствующих служб и подразделений предприятия», – говорится в письменном ответе энергоснабжающей компании.

Если же не помогли в Колл-центре облэнерго, смело обращайтесь в инспекцию Госэнергонадзора в Николаевской области. И хотя, замечает исполняющий обязанности начальника инспекции С. Шедов, на протяжении 2013 г. в контролирующий орган обращений или жалоб от граждан по отпуску электрической энергии, параметры качества которой находятся вне границ показателей, указанных в договоре, в результате чего вышла из строя бытовая техника, не поступало, чиновник заверил: «В случае обращения физических и юридических лиц по поводу нарушения субъектом требований законодательства, Госэнергонадзор в Николаевской области, в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности» и на основании Закона Украины «Об обращениях граждан», проведет внеплановое мероприятие по осуществлению государственного контроля».

Можно обратиться и в Николаевское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины. Его председатель Виталлий Харченко отметил, что в случае выявления признаков нарушения конкурентного законодательства органы АМКУ, в соответствии со статьей 46 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», имеют полномочия давать обязательные для рассмотрения рекомендации органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам ведения хозяйства относительно прекращения действий, содержащих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции и устранения причин возникновения этих нарушений. 

То есть защищать нас есть кому. Было бы желание защищаться. А оно обязательно должно быть, поскольку даже в нашей стране, стране с несовершенным законодательством, после долгих походов, очередей и проверок, все-таки реально компенсировать ремонт вышедшего из строя прибора. 

Только от активности граждан зависит, насколько быстро и серьезно отреагирует на проблему предприятие-монополист, а также контролирующие его деятельность государственные структуры. Иначе, сколько бы вы ни чинили за свои деньги технику, причина ее поломки останется. И не факт, что она снова не сломается уже через несколько дней.

Екатерина СТРИЛЬ

Комментарии:

  1. Ревина Ольга Константиновна:

    Добрый день.Хочу обратиться по поводу отключения электроэнергии. Я, Ревина Ольга Константиновна, проживаю по ул.Медичная, 13, в с.Михайловка, Березанский район, Николаевская область. Во время незапланированного отключения света у меня работал кормоизмельчитель фирмы “Эликор”, который куплен месяц назад с гарантийным талоном за 1500 грн.Свет был отключен 01.12.2014 в 17:10, в это время работал ккормоизмельчитель, в 19:30 включили свет , но кормоизмельчитель уже не включился и до сих пор не работает.Из-за перебоя электричества гарантия не работает.Кто возьместит мне ущерб, который был нанесен из-за незапланированного отключнния света и нас не поставили в извнстность,чтобы мы могли вовремя отключить оборудование.

  2. Евгений:

    Чушь на масле. На деле же все упирается в АКТЫ! Приехала бригада по вызову. АГА. Смотрят на лампочки которые мигают, на сгоревший комп, говорят "а че вы нас вызвали? у вас нету перепадов напряжения". ВСЕ! Они смотрят на горелую технику и на ЧИРИКАНЬЯ лампочек-отрицая то, что видят их глаза. Акта не дают! что делать? в бубен бить? или пойти тем кто сваркой варит на провода кусок армматуры кинуть?

  3. Артём:

    Добрый день . Хочу обратится к вам за помощью по поводу низкого напряжения ! У нас по всей улице нету хорошего напряжения иногда опускаица ниже 110В при нужном напряжении в 220В . У нас много приборов ламаюца , стабилизаторы горят , и главная проблема в том что никто ни чего не делает . Как нам заставить обл-энерго сримонтировать линию электро передач ?

    Киевская обл. , село Триполье , улица Надднипрянская !

  4. Роман:

    Доброго дня. У мене та же аналогична проблема що и у артьома как заставить обленерго заменить линию и трансформатор тому що подоча свитла коливается от90 до 170 вольт. стовпы деревяни и дыряви даже чашки з них выпадают а трансформатор подпертый палками що неупав .я писав жалобу и прыходылы замирялы и сказалы що зроблять но прошло 2 рокы и ничого нероблять.що мени робыти щоб воны видремонтувалы линию???

  5. Анна:

    На ул.Маршевая г.Камянское скачки повышеного напряжения в течение часса может меняться 231~250 ! Не однократно жаловались в усном и писменнов виде,из за етого електро оборудование выходит со строя .Но на наши жалобы они только приезжают измеряют требуют подписовать пустой Акт и не каких ремонтных робот не производят! .

Сообщение:

*

НОВОСТИ