В Октябрьском с маршрутками беда…

Около 12-ти автобусных маршрутов обслуживают микрорайон Октябрьское города Николаева. Казалось бы, для почти 80-тысячного населения это не так уж мало, но в действительности все не так: люди жалуются на качество маршруток, обижены их нехваткой, утверждают, что некоторые приходится ждать по 30 и более минут, а из отдельных районов – добираться с пересадками.

Когда в городских маршрутках николаевцы почувствуют себя людьми, смогут ездить с комфортом и удовольствием, пытался разобраться журналист «РП».

Сорок минут в позе «зю»

Ранним утром на остановке «ул. Артёма» – толпы пассажиров. Они атакуют подходящий транспорт, не особо интересуясь техническим состоянием машины, ее внешним видом, комфортом салона и вежливостью водителя. Перебирать автотранспортом жителю отдаленного микрорайона не приходится, для него главное – втиснуться в «банку», чтобы почувствовать себя одной из «селедок», и знать, что конечная цель – место работы, которое, как правило, находится в центре города, и до которого ехать 40 минут, не за горами. Правда, ехать придется в позе беременной креветки, в грязном салоне и с водителем, готовым по любому поводу «покрыть» пассажира, особенно льготника, отборной бранью. Такова она – ежедневная порция «транспортного адреналина», которую получают николаевцы, проживающие в отдаленном районе города.

Молодой человек Дмитрий Королёв испытывает все «прелести» езды в николаевских маршрутках каждый день, добираясь на работу в магазин «Эпицентр», что на Широкобалковском перегоне. Говорит, утром уехать из Октябрьского сложно. Непросто и вечером добраться домой.

– Не хватает места, чтобы просто втиснуться в маршрутку. Ни о каком удобстве не может быть и речи. Хорошо, если дверь за спиной закроется и не откроется во время езды. Некоторые машины проходят мимо, не останавливаясь. В час пик, с 16.30 до 18.00, набивается больше 30-ти человек. Если все-таки умудришься сесть, то может оказаться, что некуда ноги деть – маршрутчики ставят больше сидений, чем положено, потому пассажир высокого роста просто не вмещается. Печально все это, – вздыхает парень.

Недовольны транспортом и те, кто ежедневно пользуется маршрутом № 76 (Ж/д вокзал Николаев-грузовой – плавбассейн «Водолей»). Обслуживаемый предприятием «ПиК», маршрут остался единственным, с помощью которого жители района объездной дороги могут добраться до областного центра. Но, несмотря на это, водители завершают работу в рабочую перевозку, а днем маршрутку можно прождать полчаса.

Недовольны пассажиры и работой «единичек». Желтые автобусы маршрута № 1, курсирующие от завода «Океан» до микрорайона Северный, слишком тесные и не приспособлены для столь большого потока пассажиров, который каждое утро «захлестывает» несчастные маршрутки.

Но особая молва в Октябрьском ходит о качестве микроавтобусов на маршруте № 17 (ТЦ «Таврия-В» – ул. Ленинградская). Люди говорят, что старенькие «Газели», «Дельфины», «Мерседесы» и «Фиаты» готовы развалиться на ходу.

«Техническое состояние маршруток просто ужасное, – писал еще в сентябре 2013 года на сайте Николаевского городского головы 18-летний Дмитрий из Корабельного района. – В рабочую перевозку в них набивается по 40 человек. Дверь можно закрыть только снаружи, при этом половина пассажиров остаётся на остановках. Были случаи произвольного открывания дверей на ходу, только чудом никто не пострадал». Парень призвал городские власти как можно скорее заменить старый автотранспорт новым.

Впрочем, к ноябрю 2013-го ничего не изменилось, и его просьбу повторил другой житель Октябрьского, который с возмущением сообщил:

«Утром ехал в маршрутке № 17, которая была, как обычно, забита до отказа. При очередном повороте дверь открылась прямо на ходу. Люди, стоявшие у входа, в том числе и я, чуть не выпали – успели за что-то схватиться. Скорость была 40-50 километров в час, но водитель даже не притормозил. Разве для того, чтобы такие маршрутки не возили людей, нужно, чтобы кто-нибудь погиб? Это смертельно опасно – ездить в таком транспорте!».

Мы решили лично проверить, как люди на 17-м добираются домой сейчас. Ехали от остановки ТЦ «Таврия-В» до Балабановки вечером, в рабочую перевозку. Оказалось, что это настоящее испытание, требующее от пассажиров большой выдержки и закалки.

Маршрутка «Фиат» и вправду давно отработала свой срок. Сиденья засаленные, грязные, в салоне – полутьма. Людей в центре Октябрьского набирается немало. Они боком проскальзывают внутрь и первое, что делают, – как можно безопаснее устраивают детей: то чужому дяде на руки, то в уголок куда-нибудь. При этом с улыбкой поясняют: «Мы-то уж как-нибудь, а вот детей жалко, их при выходе зацепить могут».

В жуткой тесноте и давке едем минут 30. В запотевших окнах ничего не видно – так и хочется спросить соседа словами Самуила Маршака: «Это что за остановка – Бологое иль Поповка?».

У маршрутчиков своя правда. Водитель Анатолий говорит, что на 17-м работает 27 автомобилей. Этого даже больше, чем нужно, ведь количество людей не растет, чего не скажешь о цене солярки и автозапчастей.

– Раньше был один 12-й маршрут: ни 53-го, ни 52-го, ни 91-го. На 12-м было 20 машин, сейчас – 40. Поток людей в прежнее время был больше: с остановки «Универсам» я мог загрузиться полностью. Теперь же люди практически не работают. Что касается качества салона, то пассажиры не будут довольны никогда. Разве если бесплатно станут ездить», – поделился мыслями Анатолий.

Как выяснилось, даже в столь суровых условиях добраться до Балабановки местные считают за счастье. Маршрутки предприятия-перевозчика «ПиК», обслуживающего этот маршрут, ходят до 19.00. Позже жители оказываются изолированными от внешнего мира. По законодательству же,какпояснили нам в горисполкоме, все маршруты должны работать до 23.00 (последний рейс – около 22.00). Практически круглосуточно в Николаеве должны работать маршруты № 1, 31, 51.

Медленное обновление

Если людей много, а транспорта – мало, логичным было бы увеличить количество маршруток, либо, что еще лучше, заменить их комфортными автобусами. Почему этого не происходит, мы спросили у заместителя городского головы Романа Васюкова.

Он отметил, что в 2014 году руководство предприятий-перевозчиков планировало осуществить определенные мероприятия по обновлению подвижного состава (открытие кредитных линий в банках, составление инвест-проектов, прочее). Однако, ввиду сложной экономической ситуации в стране, воплощение указанных мероприятий решили отложить до лучших времен.

А вот в предыдущие годы, сообщили нам в управлении транспортного комплекса, связи и телекоммуникаций Николаевского горсовета, обновление маршруток все-таки проводилось. В 2011–2013 гг. предприятияперевозчики закупили и вывели на городские маршруты 154 автобуса (или 10,5% от всего подвижного состава). В основном это были «Руты-25» – они дешевле в ремонте и ездят на газе.

Увеличение количества транспорта, заметил начальник управления Вячеслав Кащенюк, произошло, в том числе, на 76-м и 17-м маршрутах. На 76-м в сентябре прошлого года появилось четыре дополнительных «Мерседеса», так что теперь плановое количество транспорта здесь составляет 15 автомобилей, на 17-м – 10.

– Плановое – значит «не меньше». Вообще, там больше. Сейчас предприятия-перевозчики стараются закупать новые автобусы, но происходит это не в таком количестве, как раньше. Из-за сложного экономического положения, – пояснил Вячеслав Леонидович.

Тем не менее, подчеркнул он, руководствуясь статьей 7 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», исполнительный комитет Николаевского горсовета, как заказчик перевозок в Николаеве на городских автобусных маршрутах общего пользования, поставил перевозчикам условие постепенного изъятия микроавтобусов вместимостью до 14 пассажирских мест и ввода автобусов, рассчитанных на 22 и более пассажиров. В результате за период 2012-2013 гг. с улиц нашего города исчезло 257 старых маршруток.

Впрочем, ушли в небытие и некоторые маршруты.

Объездную обидели

Если сейчас по объездной дороге в Октябрьском курсируют редкие 18-е, 76-е да «короткие» 17-е, то еще год назад здесь работал маршрут № 61 (ул. Новозаводская – ул. Айвазовского). Ходил и 69-й маршрут, соединяющий улицы Новозаводскую и Ленинградскую. «Какова их судьба?» – поинтересовались мы в горисполкоме.

Там ответили, что эти маршруты на 85% дублировали городские автобусные маршруты Корабельного района, поэтому предприятия-перевозчики испытывали экономические трудности по обеспечению перевозок. Вот они и исчезли.

– Их не убрали, но они дублируют основные маршруты. А Закон «Об автомобильном транспорте» гласит, что маршрут должен быть экономически обоснованным, – сказал Вячеслав Кащенюк.

Простых горожан, проживающих в районе объездной, не особо волнуют экономические расчеты перевозчиков – им главное вовремя и комфортно добраться на работу. А это стало невозможным после того, как убрали указанные маршруты. Среди тех, кто пострадал от нововведений, оказался Олег Титов с супругой. Они каждый день вынуждены добираться на работу с объездной дороги на улицу Авангардную с пересадкой: вначале садятся на маршрут № 17, после – на любой другой, идущий по ЮТЗ.

– Таких, как мы, много. Люди недовольны, поскольку ездить с пересадками неудобно и дорого, – отмечает Олег и признает: пока что горожане остаются неуслышанными властью.

Впрочем, последняя кивает на пассивность николаевцев. Якобы наши соотечественники не пишут жалобы и не особо активно отстаивают свои права.

Жалоб нет, а проблема имеется

В течение 2013 года в исполнительный комитет Николаевского горсовета поступило три жалобы по поводу ненадлежащей работы городских автобусных маршрутов в Корабельном районе (объездная дорога). Принятыми мерами руководством предприятий-перевозчиков были устранены выявленные нарушения и применены меры дисциплинарного воздействия к нарушителям.

С начала 2014 года по поводу работы маршруток на объездной дороге в Октябрьском не поступило ни одной жалобы.

А вот на работу других маршрутов горожане жалуются. Так, в 2013 г. управлением транспортного комплекса, связи и телекоммуникаций Николаевского горсовета было рассмотрено 175 обращений граждан. Вопросы затрагивались следующие: отказ в льготном проезде (39 обращений), грубое поведение водителей и кондукторов (9 обращений), вопросы, связанные непосредственно с работой городского транспорта (46 обращений).

Также сотрудники управления транспорта проводили работу по выявлению водителей, нарушающих закон о перевозке льготников. В результате было уволено 27 водителей и 13 кассиров, вынесены выговоры 34 водителям и 7 кассирам.

Удовлетворительность, которая не удовлетворяет

Мы попросили Романа Васюкова оценить качество маршрутных перевозок в Николаеве.

– В целом уровень обеспечения населения пассажирскими перевозками по основным показателям является удовлетворительным, – сказал он. Но кого же, если не пассажиров, удовлетворяет такой «уровень»?! Очевидно, что повышать его и не собираются, поскольку, по словам чиновника, «на сегодняшний день первоочередным вопросом для исполкома Николаевского горсовета является вопрос приобретения необходимого количества подвижного состава электротранспорта для проведения оптимизации».

Также в горисполкоме отрапортовали: «С целью решения вопроса обеспечения качественных пассажирских перевозок исполком Николаевского горсовета предоставил предприятиям-перевозчикам, обслуживающим городские автобусные маршруты в Корабельном районе (объездная дорога), предписания о срочном обеспечении необходимым количеством автобусов (особенно в утренние и вечерние часы), соблюдении графика движения согласно договорным условиям, а также о размещении на конечных остановках графиков движения. В предписаниях перевозчиков предупредили, что в случае несоблюдения ими своих обязательств договоры на обслуживание вышеупомянутых городских автобусных маршрутов будут расторгнуты, а маршруты – вынесены на новый конкурс для определения достойного предприятия-перевозчика». Столь кардинальные меры, по нашей информации, в последнее время не применялись.

Эта далекая оптимизация…

О совершенствовании и оптимизации маршрутной сети Николаева, то есть разгрузке центра города, предотвращении «наложения» нескольких маршрутов и соединении транспортным сообщением окрестностей и центра говорят не один год. Власть планирует вывести автобусные маршруты, на которых автобусы работают в режиме «маршрутного такси», с основных магистралей города, привлечь к организации регулярного транспортного сообщения второстепенные улицы, разработать и внедрить схему организации дорожного движения, построенную на рациональной и равномерной транспортной нагрузке на улицы центральной части города.

Все эти мероприятия будут воплощены при внедрении проекта, разработанного исполкомом Николаевского горсовета и Харьковской национальной академией городского хозяйства. Правда, когда это произойдет, неизвестно, поскольку, ответили нам в управлении транспорта, «в настоящее время сдерживающим фактором для оптимизации существующей сети городских автобусных маршрутов является отсутствие надлежащего финансирования программ развития городского электротранспорта и автомобильного транспорта общего пользования».

А внедрение оптимизированной маршрутной системы невозможно без увеличения подвижного состава троллейбусного парка, поскольку в этом случае приоритет отдается электротранспорту – он экологически чистый и социально значимый.

– На центральных улицах мы планируем обеспечить население электротранспортом с интервалом в 2-3 минуты. Для этого на проспекте Ленина, на два маршрута, нужно 14-17 троллейбусов, сейчас есть 9. Маршрутки мы уберем на второстепенные улицы – Чкалова, Чигрина, Скороходова, – поделился далекоидущими планами Вячеслав Кащенюк.

О том, насколько эти «второстепенные» улицы готовы к приему сотен маршруток, он не сказал, пояснив, что ремонт дорог – не его прерогатива. Но то, что планы по оптимизации маршрутной сети в ближайшее время останутся лишь на бумаге, не скрывал. Опять же, всему виной – сложная экономическая, а теперь еще и политическая ситуация в стране.

По следам мечты Владимира Чайки

Мы спросили у исполняющего обязанности городского головы Николаева Юрия Гранатурова, не планирует ли он в ближайшее время, как год назад мэр Луганска Сергей Кравченко, лично проверить качество пассажирских перевозок, проехав в одной из маршруток города? Отметим, что руководитель Луганска во время своего эксперимента буквально висел на подножке автобуса, при этом на полном ходу распахнулась дверь, и он едва удержался.

Оказалось, что Юрий Исаевич ездил в маршрутке всего несколько дней назад – от ДК «Строителей» до ул. Дзержинского, вместе с двумя своими сотрудниками. С транспортом ему повезло больше, чем Сергею Кравченко:

– Нам попался хороший автобус. Хотя рядом стоял, мягко говоря, нехороший (смеется).

На следующей неделе руководитель Николаева поедет на маршрутке в Матвеевку, чтобы лично увидеть, как налажено транспортное сообщение с одним из наиболее проблемных микрорайонов города.

– Что касается отдаленных микрорайонов, то в ближайшие годы решить вопрос будет невозможно, но перспектива есть: либо троллейбусы, либо хорошие низкопольные большие автобусы. Это была мечта Владимира Дмитриевича Чайки, и ее надо постараться воплотить в жизнь. Транспорт не обязательно должен быть муниципальным – мы будем рады тому инвестору, который придет к нам с такими автобусами, – резюмировал Юрий Гранатуров, добавив, что качество пассажирских перевозок в Николаеве, безусловно, нуждается в улучшении.

С этим сложно поспорить, вот только «улучшение» это наступит не завтра, и не послезавтра, а о росте цен за проезд говорят уже сейчас. В конце марта николаевские перевозчики устроили пикет у здания горсовета, требуя повысить тарифы за проезд. Специалисты говорят, что требование вполне обоснованно, так как по законодательству увеличение цены за проезд в общественном транспорте разрешается при росте топлива на 10%. У нас же за последние два месяца цена литра солярки выросла чуть ли не на треть – с 9 грн. до 12 грн. А значит, скоро будем ездить за большие деньги, но с прежним «качеством».

Екатерина СТРИЛЬ

Комментарии:

  1. Нико:

    Беда у нас с не с маршрутками, а с руководством города

  2. Дмитрий:

    Пустите дизель-поезд с Сортировки до Галициново хотя бы три-четыре раза в день и проблема на 50 % будет решена!

Сообщение:

*

НОВОСТИ