Плата за проезд: повышение отложено, но неизбежно?

Первоапрельское повышение стоимости проезда в городских маршрутках к августу уже перестало устраивать перевозчиков. Транспортники обратились к городским властям с просьбой поднять плату за проезд до трех гривен, мотивируя повышением стоимости бензина и запчастей. Однако мэр отложил на две недели принятие решения из-за упорного сопротивления общественников, требующих признать наличие коррупционных расчетов между транспортниками и вернуть эти средства в открытый оборот.

Пресловутые три гривны

Разговоры о поднятии цены на проезд в городских маршрутках до трех гривен начались в конце марта нынешнего года. Перевозчики неоднократно обращались к городским властям и просили повысить стоимость проезда сразу на всех маршрутах. Не дожидаясь разрешения, некоторые особо ретивые водители начали ездить с обновленными табличками.

Тогда городской голова Юрий Гранатуров заявил, что «пока нет планов повышать тарифы на проезд», и пообещал, что если это и произойдет, то после тщательного изучения обоснованности тарифа.

Однако первого апреля маршрутки встретили пассажиров «компромиссным вариантом»: цена на проезд поднялась с 2 грн. – 2 грн. 25 коп. до 2 грн. 50 коп.

«Высоту» удерживали недолго: в конце июля перевозчики снова вернулись к своим требованиям. 18 августа в горисполкоме представители 9 фирм-перевозчиков зачитали экономические расчеты нового тарифа. По словам транспортников, основной составляющей стоимости проезда является стоимость топлива. А в последнее время цена на бензин возрастает каждую неделю примерно на 1 гривню. Так, в апреле цена бензина марки А-92 составляла 12,70 грн. за литр, а стоимость дизельного топлива – 10,45 грн. за литр. По данным на 14 августа литр бензина А-92 стоил 16,70 грн., а ДТ – 16 грн. Таким образом, за короткое время разные виды топлива повысились в цене от 31% д 52%. Это, по словам перевозчиков, и стало главной причиной необходимости повысить плату за проезд.

«Действующие тарифы не покрывают в полном объеме наши затраты, – утверждают представители автопредприятий. – Повышение тарифов – не прихоть, а способ выживания».

Вторым обоснованием для поднятия цены маршруточники называют рост стоимости комплектующих деталей и необходимость частых ремонтов машин.

А общественники – против!

Вице-мэр Александр Женжеруха поддерживает перевозчиков и считает, что предоставленные ими расчеты вполне объективны и даже чуть ниже реальной стоимости проезда в городских маршрутных такси.

«Тариф обоснованно рассчитан на 4 грн., – сказал Женжеруха. – Однако учитывая доходы большинства жителей, мы обращаемся к перевозчикам и просим их учитывать повышение стоимости только самого необходимого – горючего, резины и аккумуляторов. Они идут навстречу и берут эти затраты на себя. Так мы снижаем цену до трех гривен. Но если говорить о реальном тарифе, он должен быть 4 грн. – 4 грн. с копейками. Это видно в расчетах каждого перевозчика. Все цифры будут проверять члены рабочей группы».

На заседании исполкома горсовета 22 августа рассматривался вопрос о поднятии тарифа до трех гривен, и в случае принятия решения очередное повышение начало бы действовать с понедельника, 25 августа. Однако городской голова Юрий Гранатуров предложил перенести окончательно решение вопроса на две недели. А пока создать рабочую группу, которая тщательно разберется в обоснованности нового тарифа и докажет или опровергнет его необходимость. «Чтобы не допустить шантажа со стороны перевозчиков», – поснил он.

В данном случае мэр пошел навстречу представителям общественных организаций, которые настаивают на том, что поднимать тариф нет необходимости. Сам Юрий Гранатуров признает, что повышение тарифов – мера непопулярная, но вынужденная. Ведь за каждым поднятием тарифа не следует улучшение качества обслуживания пассажиров, как это обещают перевозчики, получая на конкурсе право обслуживать городские маршруты. Он сказал, что ни одна из фирм не занимается серьезно улучшением качества подвижного состава, не стремится вкладывать средства в развитие своего бизнеса. А отсюда все мы наблюдаем то состояние маршруток в городе и качество пассажирских перевозок, которое никого устраивать не может.

Кто позаботится о пассажире?

В созданную рабочую группу вошли представители предприятий-перевозчиков, Госавтоинспекции, специалисты городских служб, а также общественники от Николаевской областной общественной организации «Центр антикоррупционных расследований», партии «Демократический Альянс», Союза предпринимателей Николаевской области. В их задачу входит проведение мониторинга пассажиропотока в маршрутках, сравнение затрат топлива и цены на него, изучение экономических выкладок и документов, регламентирующих разработку тарифа на проезд в транспорте. Первое заседание рабочей группы состоялось 26 августа.

Сразу после встречи в горисполкоме в редакцию пришли члены общественной организации «Центр антикоррупционных расследований», который возглавляет Денис Барашковский. Активисты изложили свою позицию в вопросе, важном для каждого жителя города. Они считают, что перевозчики постоянно требуют повышения цены, но при этом не откликаются на запросы общества, не учитывают элементарные потребности людей, не улучшают качество своих услуг.

«К примеру, в городе не найдется ни одной маршрутки, оборудованной для перевозок инвалидов, хотя это было одним из обещаний победителей конкурса на право городских транспортных перевозок, – сказал Денис Барашковский. – Нигде вы не увидите кондиционеров, без которых невозможно ездить в нынешнем жарком климате».

К тому же, аргументируют общественники, перевозчики приводят расчеты тарифа, основываясь на повышении цены бензина, в то время, как половина пассажирских маршруток оборудована газовыми приборами, а другая часть работает на дизтопливе.

Но главное: общественники уверены, что у перевозчиков есть нелегальные, нигде не учитываемые доходы, которые вполне могли бы компенсировать очередное повышение тарифа.

«У них есть резервы, которыми они могут покрыть разницу стоимости топлива. Они точно есть, и мы о них знаем. Надо это доказать», – сказал Денис Барашковский.

Полноводный денежный «ручеек»

Впрочем, стоит пояснить принцип действия той порочной коррупционной системы, которая сложилась в транспортной отрасли Николаева, а, возможно, и не только нашего города. Как выяснили журналисты Николаевского центра журналистских расследований, конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок, которые проводятся примерно раз в два года, как правило, выигрывает коммерческая фирма, приближенная к власти. Обычно такие фирмы не имеют своей крепкой материально-технической базы, у них нет собственного транспорта (или его немного, так сказать, для вида), нет полноценного укомплектованного штата водителей. Водителей руководители фирм предпочитают нанимать – то ли отдавая в аренду свои машины, то ли позволяя перевозчику работать на собственном авто. Понятно, и в том, и в другом случае делается это небезвозмездно.

За то, чтобы выйти на выгодный маршрут, перевозчик со своей машиной должен заплатить фирме не менее 1 тысячи долларов. И далее устанавливается «такса» – раз в месяц платить от 750 до 1500 грн. Если же водитель арендует маршрутку, то каждый день он обязан отдавать так называемый «план» – от 240 до 400 грн. в зависимости от доходности маршрута. В целом нелегальные платежи, по мнению активистов, составляют значительные суммы, которые «ручейком» распределяются затем исполкому, ГАИ, транспортной милиции и так далее. Скажем так, «нужным» людям.

Подобный расклад подтвердил и водитель Сергей, который работает на маршруте № 53 в Октябрьском. Машина у него своя.

«Мы относимся к частному предприятию «МИС», есть своя база и гараж, все своими руками делаем, – рассказал Сергей журналисту «Рідного Прибужжя». – У нас директор хороший, и потому ежемесячный платеж – 750 гривен – один из самых низких в городе. На других маршрутах, например, ЧП «ПИК», водители платят по 1000-1200 грн.

У нас главная фирма – «ТФТ». Деньги идут туда. Кому и как они там распределяются, я не знаю. Кроме этого, все остальные платежи лежат на нас: ежедневно разрешение врача и механика – по 15 грн., диспетчеру – 6 грн. Так, с самого утра, не начав работать, мы должны заплатить около 30 грн. Заправка машины обходится в 400-450 грн. Все ремонты и покупка запчастей – из нашего кармана. К тому же мы обязаны раскошеливаться на страховку машины и водителя, лицензию и техосмотр. Вот и выходит, чистыми в день зарабатываем по 300-350 грн. Кроме дней ремонтов, когда не получаешь вообще ничего. Работать можешь шесть дней в неделю. Седьмой должен быть выходным, иначе врач просто не выпустит на маршрут. Наш заработок – это так, «на хлебушек», даже скопить какие-то средства невозможно».

Сколько веревочку не вить…

Активисты защищают интересы рядовых горожан и предупреждают, что любое повышение цены сейчас поднимет градус напряжения в обществе. Уже не раз во время совместных встреч в горисполкоме общественники предлагали перевозчикам отказаться от требований повысить плату за проезд – в связи с напряженной военной ситуацией в стране, хотя бы до конца года. Взамен они обещают не расследовать коррупционную цепочку незаконных платежей, которые бесперебойно попадают в карман «хозяев» маршрутов.

«Мы им предложили: пока не будем доказывать это, но вы откажитесь от своих взяток, которые платят вам водители за работу на маршруте, – пояснил Денис Барашковский. – Они пока не будут требовать поднимать стоимость на перевозки, а мы забудем о коррупционной схеме. Основная наша цель – чтобы эти деньги остались у водителя. И за счет них получится резерв, который покроет повышение стоимости топлива».

Однако перевозчики на уступки не пошли и оставили свои требования в силе. Заместитель директора автопредприятия «Авто-Виола плюс» Игорь Терехин просто рассмеялся в лицо активистам. А это значит, что от своих нелегальных заработков перевозчики и не думают отказываться.

К слову, Игорь Терехин лет восемь тому назад руководил транспортным отделом горисполкома и наверняка прекрасно осведомлен обо всех схемах «работы» перевозчиков. В товремя тему транспортных перевозок поднимала газета «Николаевский бизнес». Журналисты не поленились перемерить протяженность некоторых городских маршрутов и доказали, что стоимость проезда на них завышена. Это очень не понравилось Терехину, который и сегодня не вышел «из обоймы» и занимает такое же хлебное место на автопредприятии. Наверняка и связи с власть предержащими у него сохранились прочные. Правда, с тех пор он настороженно относится к журналистам, так же, как и к общественникам, проявляющим «излишний» интерес к нюансам такого тонкого дела, как пассажирские перевозки.

Нынешние высокие городские чиновники неуклюже делают вид, что ничего не знают о «денежном транспортном потоке». Так, вице-мэр Александр Женжеруха, в прошлом курировавший в горисполкоме работу транспорта и досконально знающий о маршрутках все, призывает к тому, чтобы перевозчики, знающие ситуацию как никто другой,.. приходили в мэрию и рассказывали о фактах коррупции и взяточничества! Оказывается, повальные постыдные поборы с водителей нашим властям нужно доказывать документально!

Впрочем, представители общественности, вошедшие в рабочую группу по изучению обоснованности тарифа на проезд, приложат все усилия, чтобы на этот раз такие доказательства предоставить. А народная мудрость о том, что «все тайное рано или поздно становится явным» в очередной раз будет подтверждена.

Татьяна ФИЛИППОВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ