Обман из телевизора

Насколько в наше время нельзя доверять рекламе, в очередной раз доказывает история жительницы Николаева Анны Михайловны Бодровой (все имена изменены из этических соображений). Она и ее 90-летний отец попались «на удочку» мошенников, которые о своих товарах сомнительного производства во всеуслышание вещают с экрана телевизора, причем на авторитетном Первом национальном.

Услышав по телевизору о чудодейственном приборе «Bio Energi», Анна Михайловна и ее отец решили его купить. Менеджеры, которые ответили им по телефону, указанном на экране телевизора, убедительно рассказали о том, что этот прибор является «панацеей от всех болезней, а, прежде всего, он единственный в мире лечит онкологические заболевания».

По словам «специалистов», «прибор очень дефицитный, потому что действенный», а аналоги его стоят ни много ни мало сотни долларов (хотя, если он – единственный, какие могут быть аналоги?).

Анна Михайловна – человек занятой, ходить по больницам и в тренажерный зал, чтобы лечить спину, ей некогда. К тому же ей приходится ухаживать за престарелым отцом, который с трудом передвигается по квартире. Как сказали менеджеры, устройство обязательно поможет и в лечении позвоночника, и других недомоганий, которых хватает у любого человека в преклонном возрасте. На покупку решились после того, как посоветовались между собой и, воспользовавшись скидкой для пенсионеров (заказ оформили на Михаила Прокофьевича), заплатили за прибор все же немалую сумму – 3 тыс. 800 грн.

Надо сказать, приобретение для Бодровых оказалось полезным: Анна Михайловна справилась с болями в спине, а у Михаила Прокофьевича улучшилось кровообращение в ногах, они перестали мерзнуть. Возможно, поэтому они ответили на повторный звонок из неизвестной фирмыпримерно через месяц, в августе нынешнего года. Позвонила некая Е.К. Красникова, попросила к телефону именно Михаила Прокофьевича (поскольку его имя значилось в клиентской базе) и сообщила, что ее организация работает в тесном сотрудничестве с Институтом нейрохирургии им. академика Ромоданова в Киеве и даже занимает там один из кабинетов. По ее словам, прибор «Bio Energi» якобы использовался в институте и успешно прошел клинические испытания. Также Красникова рассказала о жительнице г. Очакова, которая «серьезно больна» и «не может обойтись» без этого прибора.

Михаила Прокофьевича попросили внести 8 тыс. грн. в качестве залога за прибор, подобный тому, которым пользовался он. Красникова обещала, что если за прибором не приедет сама женщина, то деньги заплатит благотворительный фонд, который финансирует онкобольных пациентов. На все нестыковки описанной «истории» у Красниковой были свои пояснения: мол, пока больная женщина не имеет возможности выехать из Очакова, а фонд не может перечислить деньги по причине задержки расчетов Нацбанком Украины.

Михаил Прокофьевич родился в советское время и привык жить по меркам добропорядочности, доверия и взаимопомощи. Услышав историю о больной женщине, первым его порывом было: «Как же можно не помочь? Я согласен заплатить!». Однако у Анны Михайловны сразу же появились сомнения, хотя она и доверилась мнению отца.

Курьер позвонил в квартиру Бодровых в неподходящий момент: на улице стояла жара, Анна Михайловна возилась с внуком, ей было не до посетителя. В разговоре с курьером она пробовала отказаться от покупки, мотивируя тем, что на прибор нет никаких документов. Но обещание, данное отцом, и настойчивость представителя неизвестной фирмы («Женщине так нужен прибор!») оказались сильнее: Бодровы заплатили 8 тыс. грн. и стали ожидать, когда от жительницы Очакова приедет связной. «На память» об уплате кругленькой суммы у Бодровых осталась квитанция за подписью некоего предпринимателя С.С. Бирюлева.

Мошенничество раскрылось быстро

За прибором, как и следовало ожидать, никто не обратился ни на следующий день, ни через неделю, ни через месяц. А вот все телефоны, которые дали на фирме, вдруг перестали отвечать. Догадавшись, наконец, об обмане, Анна Михайловна понесла заявление в милицию. А еще пришла в редакцию и попросила написать о том, что случилось с ней и ее отцом, чтобы «предупредить всех о страшном мошенничестве». Она искренне удивлялась тому, что ее, человека образованного, неглупого, так ловко обвели вокруг пальца, заставив отдать все сбережения, какие были в их небогатой семье. Сейчас она считает, что на выманивание денег таким образом работает целая группа мошенников, среди которых явно есть гипнотизеры или психологи. Иначе как объяснить то, что ее смогли убедить приобрести вторую, ненужную ей вещь?

Позже Михаил Прокофьевич позвонил в Институт Ромоданова и выяснил, что никакая коммерческая фирма там не работает. Из Киева ему сообщили о фактах такого же мошенничества по отношению к множеству других людей, которые также обращались в институт. К тому же выяснилось, что прибор «Bio Energi» – это самый обычный массажер китайского производства, рыночная цена которого от 1 тыс. до 1,5 тыс. грн., и уж никак не уникальная дорогостоящая американская разработка.

«Меня путем введения в заблуждение фактически вынудили выкупить прибор, который никому не нужен, – написал Михаил Прокофьевич в заявлении в милицию. – Не существует больных, которым необходимо такое лечение, а также не существует благотворительный фонд, финансирующий лечение с помощью «Bio Energi».

Кроме материальных затрат, Бодровы пережили настоящий шок и разочарование после общения с так называемой «фирмой».

«Во мне убили все милосердие, – рассказала Анна Михайловна. – До этого я направляла определенные суммы для воинов из зоны АТО. А теперь я не знаю, можно ли кому-то верить вообще? Меня жестоко проучили, дали понять, что нельзя никому сочувствовать. Раньше мы с папой всегда отзывались на призыв о помощи, а теперь я этого делать не смогу».

Бизнес на доверчивости

Заместитель начальника Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Николаевской области Виталий Кирьянков с первых же слов своего комментария разуверил журналиста в том, что в данном случае можно каким-то образом восстановить справедливость, а тем более вернуть пожилым людям потраченные деньги.

«Это сетевой маркетинг, потенциальных покупателей одурманивают, приукрашивая полезные свойства товара, – сказал Виталий Кирьянков. – Психика у всех разная, есть люди восприимчивые. На то и расчет мошенников. А принуждения как такового здесь нет».

В Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Николаевской области, в отличие от коллег в других областях страны, хотя бы принимают такие заявления от пострадавших граждан – ведь они, как правило, не могут предъявить никакого договора, где бы значилось название фирмы, ее адрес, реквизиты, по которым можно предъявить претензии. Доказать факт мошенничества в таких случаях очень трудно. Ходить по квартирам и предлагать товар законом не запрещено. Налоговая инспекция каждого за руку не поймает. А отсутствие договора превращает сделку в обычные гражданско-правовые отношения: чуть ли не сосед соседу что-то предложил купить. Поэтому практически все подобные жалобы в инспекцию по защите прав потребителей ничем не закончились.

Завлекательные предложения приобрести различные «нужные» товары и воспользоваться услугами льются на доверчивых граждан не только с экранов телевизоров и со страниц газет, но и ожидают прямо за порогом собственной квартиры. Часто жильцы многоквартирных домов находят так называемые визитки – приглашения, которые в большом количестве разбрасывают распространители. Однако защитники прав потребителей не раз убеждались в том, что фирмы, занимающиеся установкой окон, дверей, продажей бытовой техники, сначала зарекомендовывают себя на рынке, а потом, набрав клиентскую базу и даже несколько крупных заказов, …вдруг исчезают.

«По нашим подозрениям, работают целыми преступными группами, – рассказал В. Кирьянков. – После обращения клиентов в милицию субъект предпринимательской деятельности пишет объяснение и оправдывает невыполнение обязательств «сложными обстоятельствами, войной, финансовым кризисом». Однако деньги под любыми предлогами не отдает. Правоохранительные органы относятся к этому чересчур лояльно и спокойно: не находят состава преступления. А иногда и нас упрекают в том, что мы «душим предпринимательскую деятельность».

Ходят разговоры о том, что «субъектов хозяйствования» милиция крышует. Называют даже имя сотрудника, который отвечает «за распределение» сфер влияния таких предпринимателей. И все это давно превратилось в четко налаженную систему и своеобразный преступный бизнес, о котором не подозревают рядовые граждане.

Воспитать нового потребителя

«Сделать ничего реально нельзя. Здесь тонкая грань между невыполнением договорных обязательств и мошенничеством, – подытоживает В. Кирьянков. – И попасться на подобных мини-аферах может абсолютно каждый. А тем более в период, когда в стране неразбериха. Нестабильной ситуцией в стране и на рынке пользуются те, кто хочет быстро заработать».

Когда есть договор, потребитель может обменять товар или расторгнуть его и вернуть вещь обратно. Статья 9 Закона Украины «О защите прав потребителя» указывает, что в случае, когда из ассортимента интернет-магазина или телемагазина ничего больше не подходит, договор можно расторгнуть в течение 14 дней, если этим товаром не пользовались, сохранены все ярлыки, пломбы, упаковка, и он не был в эксплуатации.

Конечно, история, произошедшая с Бодровыми, совсем не означает, что услугами интернет-магазинов и телемагазинов пользоваться нельзя. Такая форма торговли современна, удобна, экономна для покупателя. Однако лучше пользоваться теми магазинами, которые имеют стационарные пункты в вашем городе или населенном пункте, куда можно прийти, поговорить напрямую с сотрудником и предъявить претензии.

«При удаленной торговле риски для покупателя гораздо выше, чем при стационарной. Потребитель должен понимать, что покупая «дешевую рыбку, может получить совсем невкусную юшку», – подчеркивает В. Кирьянков. – Следует учитывать то, что сейчас мы никого не можем проверить. А при отсутствии контроля нередко и в стационарных магазинах стараются объегорить покупателя. Не говоря уже о тех, кто находится неизвестно где».

С 4 августа нынешнего года инспекция по вопросам защиты прав потребителей уж не является контролирующим органом, а может только собирать информацию, консультировать потребителей и помогать им защищаться в суде. Выйти на внеплановую проверку по жалобе потребителя теперь можно только с разрешения Кабинета Министров, а с августа ни одного такого разрешения инспекторам в правительстве не дали. И вроде бы правильно, что в Кабмине разработали и поддерживают программу по снижению прессинга на предпринимателей. Но ведь потребитель остается совершенно беззащитным перед недобросовестным бизнесменом.

«Потребителя нужно готовить к тому, что если программа политических сил, которые у нас будут руководить страной, будет утверждена, то мораторий на проверки субъектов хозяйствования продлится еще на два года, – предупреждает В. Кирьянков. – С одной стороны, это даст толчок развитию предпринимательства. Но и нарушений, и обмана потребителей будет много».

Выход здесь один – украинские потребители должны равняться на европейцев и всесторонне самообразовываться, чтобы быть готовыми разобраться в качестве любого товара или услуги, а также уметь защитить при этом свои права.

«Если все мы будем внимательными и требовательными, нас не обманешь, и не нужны будут никакие контролирующие органы», – убежден В. Кирьянков.

А тем временем подрастает новое поколение украинских потребителей, которое будет намного грамотнее своих родителей. В 56-ти школах Николаевской области уже несколько лет читается курс по правам потребителя. Со школьной скамьи детям объясняют, как покупать правильно, что при этом требовать и какие свои права соблюдать. Обмануть таких потребителей ушлым дельцам будет гораздо сложнее.

Татьяна ФИЛИППОВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ