Паспортная эпопея, или Как посетительницу из паспортного стола вывели «под белы ручки»

Своеволие наших чиновников и их неуважение к обычным людям, кажется, достигло предела. Восстанавливая украденный паспорт дочери, Елена Жураховская несколько дней вынуждена была ходить, отставляя все другие дела, в паспортный стол Ленинского района. В очередной свой приход она настаивала на приеме, но ее бесцеремонно выставили из кабинета… вызвав для этого наряд милиции.

Украли паспорт

По характеру женщина интеллигентная, спокойная и доброжелательная, Елена Анатольевна на этот раз не смогла сдержать эмоции. Она не хулиганила, не дебоширила, ни на кого не нападала, а лишь… повысила голос, заявляя о свих правах посетителя. Работники же паспортного стола приложили все усилия и возможности, чтобы «поставить на место» посетительницу и фактически унизить ее.

А дело было так. Не так давно у дочери Елены Анатольевны Екатерины в маршрутке украли сумочку со всем содержимым. Пришлось обратиться в паспортный стол Ленинского района за восстановлением основного документа. И тут для Екатерины, Елены Анатольевны и даже ее пожилого отца начались настоящие «хождения по мукам». Они, сменяя друг друга, стояли в очередях. К тому же Катя – учительница в одной из спецшкол города, каждый раз отпрашивалась с занятий у директора (каково это, может оценить только тот, кто работает в системе образования) и мчалась на такси через весь город на прием в паспортный стол. Так же приходилось уходить с работы Елене Анатольевне (она работает недалеко от паспортного стола), чтобы вовремя занять очередь.

«Я отпрашиваюсь с работы, занимаю очередь в паспортном столе, подменяя Катю. Прием документов всего два раза в неделю с 12.45 до 17 часов, – поясняет Елена Анатольевна. – Дочка отпрашивается у директора, заказывает такси, от ул. 8-го Марта до 12-й Продольной проезд стоит 45 грн. Как-то съездила совершенно напрасно – просто не попала на прием. Потом пришла, а ей говорят: нет справки о том, что паспорт у вас украли. Но ведь никто и не сказал сразу, что нужна такая справка. Четыре раза ходили в РОВД: милиция то в фамилии, то в инициалах ошибку делала. Ладно, получили справку. На это ушла примерно неделя».

«Прием окончен!»

В паспортном столе оформить документ без сучка и задоринки тоже почему-то не удавалось. Оказалось, Катя неправильно заполнила один из бланков, а чтобы получить его снова, нужно опять-таки становиться в многочасовую очередь. Причем бланк был совсем не гербовой бумагой со средствами защиты от подделок, а самой обычной распечаткой на ксероксе, попросту говоря, не особо ценной «бумажкой». Выручила Жураховских женщина, стоявшая рядом в очереди. Она дала Кате копию бланка, который девушка нечаянно испортила, и добавила при этом: «Меня заранее предупредили, что здесь творится. Поэтому я сразу сделала копии всех бланков, которые нужно заполнять, отксерила несколько экземпляров. Ведь бланк выдается всего один».

Чуть позже Елена Анатольевна заподозрила, что ошибка, которую Катя допустила на своем бланке, получилась не случайно.

«Форма висит в коридоре, – говорит Елена Жураховская. – Думаю, что там заведомо неправильно заполнена одна графа. Это я поняла уже тогда, когда мы прошли всю процедуру оформления. На двери одного из кабинетов я увидела надпись: «Кто хочет оформить за деньги, обращайтесь в такой-то кабинет». Поначалу не придала этому значения. А теперь понимаю, что, измотав посетителей всякими придирками и неточностями, необходимостью переделывать документы по многу раз, работники паспортного стола вынуждают людей делать это за взятки».

Вполне определенное впечатление у посетительниц сложилось и от стиля работы сотрудников паспортного стола Ленинского района. На один из приемов Катя и Елена Анатольевна успели лишь за 25 минут до его окончания – в 16.35. Тут из кабинета вышел сотрудник и… ушел куда-то на 10 минут. Возвратившись, он объявил всем, стоящим в очереди, что прием окончен, и нужно расходиться. Люди, не попавшие на прием, замешкались, но тут в коридоре погас свет, и они оказались в кромешной тьме.

«Вылетела начальница, выключила свет в коридоре, – вспоминает Елена Анатольевна. – И нам пришлось выходить из помещения буквально наощупь. Как же это так? Ведь это даже не по-человечески, неуважительно к людям!».

В другой раз пришедшие в приемный день в паспортный стол мама и дочь увидели лишь закрытые двери. Сотрудники соседнего Ленинского райотдела милиции сочувственно пояснили женщинам, что у паспортистов «какая-то проверка, и накануне они тоже не работали». В эти дни к паспортному столу приходило множество людей, которые так же уходили ни с чем, уткнувшись в закрытые двери. Многие из них специально отпрашивались с работы, ехали из разных районов города. Но ведь сотрудники паспортного стола должны были вывесить объявление и предупредить людей о проверке!

Допрос «с пристрастием»

Но самой возмутительное ожидало Жураховских впереди. Уже к завершению «паспортной эпопеи» Елена Анатольевна, как всегда, заняла очередь заранее и зашла в кабинет раньше, в то время как дочь еще ехала в такси. Но сотрудник паспортного стола потребовал личного присутствия Екатерины… для того, чтобы заплатить штраф и оформить квитанцию. Елене Анатольевне этого сделать не разрешили – «инструкции не позволяют» – и попросили покинуть кабинет. Напрасно Жураховская пыталась объяснить паспортисту, что дочь будет с минуты на минуту, а также то, с каким трудом она отпрашивается с работы и сколько раз они уже выстояли в очередях. Сотрудник был неумолим. Тогда Елена Антольевна заявила, что не выйдет из кабинета, пока ее документы не примут. После этих слов сотрудник пригласил своего начальника Елену Никитину, которая, не долго думая, вызвала наряд милиции, а Жураховскую вытолкали в коридор. Милиционер двухметрового роста, который, очевидно, и сам не очень понимал, в чем состоит правонарушение, начал ее «допрос» прямо в коридоре, рядом с людьми, покорно стоящими в очереди. Такого унижения и стыда Елена Анатольевна не испытывала никогда в жизни.

«Адреналин ударил мне в голову, – вспоминает она. – Я, оказывается, нарушила порядок приема граждан! Не знаю, в чем заключалось мое хулиганство, но я – после всех мытарств, потеряв массу времени – лишь настаивала, чтобы приняли документы. А в коридоре стояли люди, которые также по два месяца не могут оформить документы, но все почему-то молчали. У нас там настоящая коалиция получилась. Только вот милиционеру никто больше не рассказал, как тут принимают людей. А мне вызвали милицию!».

Елена Анатольевна призналась, что если бы ей отдали паспорт, даже после всех хождений, она бы наверняка промолчала. Вызов милиции по совершенно необоснованному поводу возмутил ее до глубины души. Совершенно ясно, что таким образом женщину решили попросту запугать.

«Я – человек тихий, скромный, никогда никого не трогаю, – говорит Елена Анатольевна. – Но бывает момент, когда чаша терпения переполняется. Меня не надо трогать! Когда мне сели на голову и свесили ноги, как говорят, у меня включилась какая-то животная реакция. Я никак не могу понять необходимость такой меры по отношению ко мне. Какая разница, кто оплатит штраф? И почему нужно было так обращаться со мной? Я – что, человек низшего сорта? У меня высшее образование. Я – достойная гражданка нашего общества. А те, кто там сидит, пытаются об меня вытереть ноги».

Посетитель: букашка или Человек?

В ответ на приветствие журналиста «РП» в телефонной трубке прокричали: «Говорите быстрее, у нас людей много, все кричат и ругаются». Начальник Ленинского райотдела в г. Николаеве Управления государственной миграционной службы Украины в Николаевской области Елена Владимировна Никитина уверена, что в описанной ситуации поступила правильно.

– Ее вины нет, но и нашей – тоже нет, поймите и нас правильно, – сказала Елена Никитина. – У нас некому работать. Шесть человек во главе со мной на 110 тыс. населения. Все идут по всем вопросам. Я не жалуюсь, а довожу до сведения.

Мой сотрудник Виталий Викторович доложил, что не может вести прием. Жураховская звонила, что дочь не может попасть, а в кабинете заявила, что оттуда не выйдет. Как это так: «Не сдвинусь с места?». Я вызвала наряд милиции. Люди не будут ждать, пока ее дочка приедет. Поймите нас правильно, мы же должны принимать дальше.

Честно говоря, при всем желании «понять» работников паспортного стола, все же трудно согласиться с методами их работы. Елена Никитина заверяла, что «понимает этих людей», потому что сама недавно выстояла «кошмарную очередь» в кассе. Однако наладить работу своего учреждения так, чтобы люди чувствовали уважение к себе и могли быстро, без проволочек, решить свои дела, очевидно, не считает нужным. Ведь оправдания всегда есть наготове:

– У нас масса вопросов: прописка, выписка, документирование, вклейка, утрата, обмен, гражданство, вид на жительство, ПМЖ, внесение изменений, приглашение, – Елена Никитина доказывает, каким «непосильным» является труд паспортистов. – А помимо этого есть и внутренняя работа, которую мы должны выполнять. Ваше дело – получить паспорт. А наше – получить, зарегистрировать, отсканировать, составить протокол, направить на Киев, прошить, подписать, принять и выписать.

В последнее время в нашей стране начинаются перемены. Их не может не быть после Майдана, Крыма, после войны на востоке страны. Конечно, изменения еще не такие заметные, яркие и ощутимые. И государственные служащие по инерции продолжают работать по-старому. Их стиль работы характеризуется волокитой, неуважением к посетителям, «заглядыванием» к ним в карман, а еще убеждением, что обычные люди никуда не денутся и все равно подчинятся любым требованиям чиновников. И зачем думать о том, что люди отпрашиваются в свое рабочее время, часами ожидают в очередях, по многу раз переписывают бумаги и справки? О том, что нужно ценить не только свое время, но и время и нервы сотен посетителей, которые проходят ежедневно? Зачем входить в их положение? К сожалению, работа многих государственных учреждений у нас до сих пор основана на игнорировании интересов посетителей и на так называемом чиновничьем хамстве, которого упорно не хотят признавать сами их работники. Они уверены, что «действуют в рамках своих полномочий». А посетителям при этом нельзя молчать, потому что именно с молчаливого согласия совершаются «самые мерзкие преступления в этом мире», как сказал классик. Хочется надеяться, что этот материал поможет сотрудникам паспортного стола Ленинского района, да и не только им, увидеть себя со стороны без розовых очков и излишней самоуверенности в своей правоте. И понять, что времена все же меняются. И, вполне возможно, с таким подходом на работе им долго не удержаться. Елена Жураховская считает, что на государственную службу, которая всегда была престижной и уважаемой, должны прийти молодые, образованные, порядочные люди, которые не будут волокитить свою работу и вымогать взятки. И только тогда наша жизнь изменится в лучшую сторону.

Татьяна ФИЛИППОВА

Комментарии:

  1. Елена:

    А вот я вижу эту ситуацию со стороны, я дочь работника паспортной службы. Я каждый день вижу маму, которая приходит домой с работы обессиленной и уставшей, очень часто задерживаясь после работы, потому как входя в положение других, ей приходится выполнять внутреннюю работу в не рабочее время. Нужно входить в положение граждан? А в их положение хоть кто-то входит? Они такие же люди, они не роботы. Моя мама не то что в какую-то инстанцию не может попасть, она в больницу выбраться не может. Но ведь это Елену Анатольевну не интересует, правда же. Есть инструкции и законы, дочь Елены Анатольевны должна была явится лично, в чем нарушение работников? О каких взятках в данной ситуации Вы говорите??? А бланки которые государство выделяет по одному экземпляру в руки, работники должны со своей зарплаты закупить для граждан? Побудьте там один день и посмотрите как они работают. Послушайте что им высказывают граждане, за то что они выполняют свою работу. А потом делайте выводы.
    Очень жаль что автор описывает только одну сторону медали, не приехав лично, и не разовравшись в ситуации.

  2. руслан:

    прочитал статью и скажу впечатление, мягко говоря не очень.
    создалось впечатление,что либо это написано знакомым журналистом жураховской,
    либо журналисты просто не разобрались а быстро склепали статью,чтобы было о чем писать.
    я человек абсолютно не заинтересованный,но хочется прокомментировать выше написанное.
    ну во -первых,что значит она заняла очередь для дочки и не захотела выходить с кабинета
    начальника пока не приедет дочь.по логике Жураховской вся очередь должна была ждать пока
    прибудет ее дочь?а на фото мы видим что очередь немаленькая.я считаю,что нужно было
    пропустить людей,которые за ней стояли а когда приедет дочь,зайти уже без очереди а так складывается
    впечатление что она вип персона и пусть весь мир подождет.пусть она в супермаркете
    на кассе скажет ,что не пропустит никого,пока дочь не приедет,а лучше на почте ,где бабки стоят
    так они ее там и разорвут.
    В статье сделан упор на то что дочь тратит
    немалые деньги на поездку в такси,так тем более могла бы и во время приехать.И если она
    может позволить себе такси,то опалатить какие то копейки за бланк думаю для нее сущий пустяк.
    по поводу того что бланки платные,а чему удивляться,что у нас есть сейчас бесплатно?И еще,
    думаю,что если висит объявление что услуга платная,то скорее всего она и есть платная
    и утверждена каким то приказом,это гос.учреждение и не думаю,что начальник рисковала бы
    репутацией и местом ,повесив просто от себя объявление , что услуга платная,если она б являлась бесплатной.
    теперь то,что еще меня насторожило в этой статье.Пишут что начальница вызвала наряд милиции,для того чтобы
    те усмирили Жураховскую.это же сколько нужно было давать сольный концерт у начальника в кабинете
    и задерживать очередь ,чтобы аж наряд вызвали а плюс, пока он прибудет..я представляю
    сколько она там устраивала сольный концерт а дочь так и не приехала…..а очередь должна была ждать..пани?
    я считаю что начальник правильно сделала ,что не давала ей задерживать очередь ,а стремилась обслужить,как
    можно быстрее людей.Теперь по поводу того,что якобы выбежала и выключила свет,даже если это было и так,
    то по логике вещей ,если прием окончен,то целесообразно выключить свет и закончить прием.
    свет виде ли выключили так вся страна сейчас живет в режиме экономии.Я думаю что очередь скорее всего потому,что массово
    сокращают штаты и естественно людей не хватает для обслуживания такого количества людей
    и это не прихоть начальника а приказ вышестоящего руководства.я вот честно не могу понять
    у нас ,что демократия достигла такого уровня ,что газет так быстро реагируют на жалобы граждан?
    а тот,кто писал эту статью,он хоть как то проверил факты?или пишем со слов.это получается,что любой может придти рассказать и
    завтра уже статья выйдет?..Если это так,то прошу редакцию написать статью и провести журналистское расследование,по поводу качества
    предоставляемых услуг нашего ЖКХ.за ,что мы платим квартплату,в то время,как текут крыши,в подъездах
    разбиты стекла,с подвалов воняет ,как буд то там сдохло сто собак.Я писал комментарий не с целью кого то защитить,а
    высказал свое мнение по выше
    написанному.в ближайших номерах ждем статью по поводу качества
    предоставляемых услуг нашего ЖКХ за что мы платим немалые деньги..?с Постоянный читатель Вашей газеты.

  3. Олег:

    Все правильно написано. Почему-то в Центральном паспортном и бланки выдают и помогают заполнять (по крайней мере так раньше было) а в Ленинском полный АД. Это я раньше был прописан в Центральном районе и особых проблем не было, а вот сейчас прописан в Ленинском, к тому же недавно родился ребенок, поэтому прописать его до сих пор не могу. Я тоже, как и герой статьи работаю, поэтому не могу выделить 3-4 часа рабочего времени для кормления архаизма совка (то тот, то этот кабинет, на поклон к начальнику). В субботу тоже забит паспортный и очередь продвигается со скоростью черепахи. По своему опыту знаю, что зарегистрировать предприятие быстрее чем ребенка, как такое может быть?
    Бланки и вправду не выдают в Ленинском паспортном, мотивируя отсутствием финансирования, зато направить в платный кабинет – это пожалуйста! Хотя тоже не понятно, почему частное предприятие (ЧП “Документ”) осуществляет деятельность в гос органе, который ему же и помогает. А не хочешь платить, иди за бланками на Южную, около прокуратуры, магазин в детской библиотеке.
    Короче, все претензии обоснованны.

  4. Аноним:

    Прочла статью. И первый комент тоже) Ка дочь защищает мать.. Уф!
    Попадая в паспортный стол… такое впечатление, что там люди, которые там работают- не из мера сего. Ни спросить, ни узнать…
    Но вот история обо мне. Вышла замуж, пошла менять паспорт. Сделали… смотрю, в фамилии ошибка… говорю- ошибка, это уже не моя фамилия… переделывайте, сотруддник на меня так посмотрела, мол ну тут же пропечатано, какая разница “E” ИЛИ “є” ну закруглите типа… и все будет окей. самое интересное, что серию и номер паспорта мне прописали в свид. о браке с задней стороны. я написала заявление на исправление их ошибок. сегодня забираю паспорт, ну уже серия и номер другие… и это ничего, что в свид. о браке поставлена другая серия и номер. но это еще не все, в домовой книге прописывая данные нового паспорта, ушиблись последней цифрой в номере паспорта и еще ошиблись строкой и написали непригоден к использованию) вообщем я теперь втретий раз должна тратить время и ехать разбираться. кто-то знает, есть ли управа, может написать жалобу заяву… потому как эти паспортные дебилоиды, ну не умеют они работать с документами.

  5. юлия:

    ТАКОЙ БАРДАК ТОЛЬКО В ЛЕНИНСКОМ!!!!! я уже 5 лет посещаю его стой или иной причины и это ужасс! с каждым годом всё хуже! Работники-балбесы! им срочно надо пройти переквалификацию и основы работы с людьми! а начальник этих бездельников еще и покрывает!

  6. оля:

    Согласна с автором статьи. Все написано верно. Я чтоб прописать дочку ходила к ним три раза, то принесите одну справку – принесла, оказалось еще не хватает другой справки. Чтоб получить бланки, нужно стоять в общей очереди. В итоге на третий раз они сказали, что обязательно нужен муж. А до этого за мужа и речь не шла даже! Полный бардак!!!!

Сообщение:

*

НОВОСТИ