По ту сторону шлагбаума

В редакцию «РП» обратились сразу несколько жителей Корабельного района г. Николаева. Люди возмущены тем, что железнодорожный переезд, «пересекающий» проспект Октябрьский, закрывают слишком часто. Это создаёт большие неудобства для владельцев транспортных средств, пассажиров маршруток, водителей карет «скорой помощи». Кроме того, по обе стороны красно-белого шлагбаума каждый час-полтора образуются дорожные заторы.

Недоступный переезд

«Каждое утро я стараюсь выезжать на работу пораньше. Хорошо, если удаётся «проскочить» через железнодорожный переезд, пока его не закрыли. В противном случае приходится стоять в пробке, пропуская поезд и дожидаясь, когда транспорт снова начнёт движение», – рассказывает Игорь, местный житель. Закрытый переезд доставляет неудобства и Владимиру Васильевичу (имя изменено), работающему водителем на маршруте № 1. За день он по 4-5 раз вынужден стоять у шлагбаума. «Многие пассажиры жалуются, нервничают, ведь все хотят прибыть к месту назначения вовремя, и я их понимаю, однако ничего поделать не могу. Особенно тяжко приходится в «часы пик»: утром и вечером», – говорит водитель маршрутного такси. Валентина Сергеевна, которая работает в продуктовом магазине, расположенном на рынке «Коралл», ежедневно наблюдает за этим транспортным коллапсом. И хотя женщине не нужно пересекать переезд, чтобы попасть на работу, машины, доставляющие продукты в ее магазин, нередко попадают в автомобильный «плен».

Довольно часто в дорожном заторе застревают и кареты «скорой помощи», которые едут на вызов или возвращаются обратно. Наш корреспондент собственными глазами видел, как перед опущенным шлагбаумом, наряду с общественным и частным легковым транспортом, оказались сразу две «скорые». Подтвердила это и заведующая отделением скорой медицинской помощи (сейчас – пункт постоянного базирования) Жовтневой ЦРБ Ирина Сашина. По ее словам, проблема, связанная с закрытым переездом, существует уже давно. «Бригада «скорой помощи» обязана придерживаться определенных нормативов. В частности, на вызов в пределах города врачи должны приехать в течение 10 минут. Если же им приходится стоять на переезде, пропуская поезд, не всегда удаётся вложиться в отведённое время. К примеру, в минувшую субботу за один день дежурства мы пять раз попали в автомобильную пробку. Иногда ждать приходится недолго, но в среднем шлагбаум закрывают на 5-10 минут. А ведь в нашей работе каждая секунда – на счету. К тому же наше отделение обслуживает сразу два района – Корабельный и Жовтневый», – говорит Ирина Анатольевна.

Железнодорожный переезд снова закрыт…
 

И хотя в Корабельном районе есть еще одна объездная дорога с нерегулируемым железнодорожным переездом, пересекать его в момент движения поезда опасно и противозаконно. Не имея другого варианта, врачи «скорой помощи» вынуждены дожидаться, пока поднимут шлагбаум. «Раньше здесь ходил поезд, который развозил рабочих, сейчас же по этой железнодорожной ветке курсируют только товарные составы, которые перевозят грузы для близлежащих промышленных предприятий», – уточняет Ирина Сашина.

В то же время поездной диспетчер, которая контролирует этот участок железной дороги, сообщила, что в течение дня она перекрывает переезд около 16-18 раз, заверив нас, что это не так уж часто – раньше движение поездов здесь было более интенсивным.

Новая дорога крайне необходима

В настоящее время железнодорожное сообщение со станцией «Жовтневая» осуществляется по однопутной магистрали от станции «Прибугская». Пути проходят через жилой массив Корабельного района и пересекают Октябрьский проспект рядом с объектами социальной значимости: рынком, районной больницей, парком отдыха.

Задолго до написания этой статьи, в ноябре 2012 года, в облгосадминистрации состоялось совещание по развитию транспортной сети Корабельного района, в котором приняли участие представители городской и областной власти, а также «Морского специализированного порта Ника-Тера».

Тогда предприятие обратилось в облгосадминистрацию по поводу строительства объездной автомобильной дороги из Корабельного района в Жовтневый и отдельной железнодорожной линии. Необходимость реализации данного проекта вызвана тем, что к 2018 году будет значительно увеличена перевалка груза через порт «Ника-Тера». Поэтому было предложено от станции «Котлярово» до «Жовтневой», параллельно существующим железнодорожным путям, построить еще одну ветку.

Областные чиновники заинтересовались этой идеей, отметив, что увеличение перевалки груза портом «Ника-Тера» приведет к тому, что вся транспортная сеть Корабельного района будет полностью парализована, а это негативно отразится на условиях жизни горожан.

 

Карта строительства объездных дорог.
 

Через полгода на предприятии «Ника-Тера» состоялось заседание «круглого стола», посвященное перспективам развития порта. На сайте местного новостного портала опубликован доклад начальника отдела капитального строительства предприятия Игоря Солоненко. В нём сказано, что к 2015 году «Ника-Тера» технически и организационно будет готова покорить рубеж в 15 миллионов тонн грузооборота в год,причем 13 млн. т будет доставляться железнодорожным транспортом. «Но станция «Жовтневая», которая была запроектирована на грузопоток 5 миллионов тонн в год, сегодня, помимо порта «Ника-Тера», обслуживает Николаевский глинозёмный завод и спецпорт «Октябрьск». Становится очевидной невозможность переработки нашего грузопотока даже за счет модернизации этой станции», – отметил Игорь Солоненко.

Не отрицали сотрудники предприятия и того, что в Корабельном районе существует необходимость строительства объездной автодороги, которая бы смогла принять на себя всю нагрузку от грузового автотранспорта, движущегося в сторону промышленной зоны. Ими были выполнены технико-экономический расчет, предпроектная проработка автомобильной дороги длиной 16 километров, которая условно начинается на пересечении улиц Уборевича и Айвазовского, проходит вдоль улицы Ленинградской и тянется к автомагистрали Одесса – Новоазовск восточнее села Шевченково. «Строительство объездной автодороги позволит сократить выбросы вредных веществ в атмосферу Николаева, повысит безопасность автодорог города и освободит их от крупногабаритного грузового автотранспорта», – констатировал тогда начальник отдела капитального строительства.

Но на деле все оказалось не так просто, как на словах. Для строительства объездных автомобильной и железной дорог необходимо выделить несколько земельных участков, которые находятся у разных собственников. «Согласно действующему законодательству инициатива относительно выкупа земельных участков для общественных нужд может принадлежать только органам исполнительной власти или органам местного самоуправления. Поэтому для дальнейшей работы нужно соответствующее решение Николаевского областного совета. Вместе с тем решение о строительстве и отчуждении земель должно приниматься на уровне Кабинета Министров Украины», – заявили сотрудники «Ника-Теры» в ответ на наш информационный запрос.

Также они заверили, что морской специализированный порт делает все от него зависящее для решения этого актуального вопроса и готов принять долевое участие в проектировании, строительстве автомобильной, железной дорог на условиях концессионного договора.

Проблема только в деньгах?

Поскольку данный проект невозможно реализовать без участия областной власти, мы обратились за комментариями в Николаевскую облгосадминистрацию. Как сообщил первый заместитель председателя ОГА Николай Романчук, ранее «Морской специализированный порт Ника-Тера» подал в областной совет заявку на выделение земельных участков под строительство объездной дороги. Этот вопрос был рассмотрен на постоянных комиссиях и одобрен депутатами.

– Данный проект является инвестиционным, поскольку требует больших финансовых вложений. Но в перспективе он будет работать не только на Николаев, но и на область в целом, – отметил Николай Павлович. – Если предприятие «Ника-Тера» имеет возможность вложить свои средства в строительство дороги, то, я думаю, что этот вопрос будет вынесен на следующую сессию областного совета. Но есть ли у них деньги?

По словам Николая Романчука, выделить землю – не проблема и областная власть заинтересована в этом, главное, чтобы предприятие смогло финансировать строительство дороги.

– Помнится, в 2013 году «Ника-Тера» активно взялась за реализацию данного проекта, но уже в следующем году морской специализированный порт не вложил никаких инвестиций. Мы не собираемся строить дорогу в Корабельном районе за счёт государственных средств – потому что таких денег нет, и не было никогда, здесь речь идёт о сотнях миллионов гривен, – заявил первый заместитель председателя ОГА.

Это уже не первый случай, когда успешно развивающееся предприятие, которое своей деятельностью наносит вред окружающей среде и создает неудобства местным жителям, не торопится выполнить возложенные на него обязательства. Найдутся ли у него деньги (судя по всему, немалые) на строительство объездной дороги в Корабельном районе, покажет время, а пока что местные жители вынуждены стоять в заторах, то и дело пропуская поезда, которые доставляют кому-то дорогостоящие грузы.

Анна НИКУЛИНА
Фото автора

Сообщение:

*

НОВОСТИ