Ярослав Филатов: «В наших силах сделать Николаевскую область экономически и инвестиционно привлекательной»

Новости

  1 Янв , 2015

На вопросы нашего издания отвечает советник председателя Николаевской облгосадминистрации Я.А. Филатов.

– Ярослав Александрович, расскажите о Вашем опыте управленца. Насколько нам известно, Вы три года управляли коммунальным предприятием «Киевводоканал». Что удалось сделать за этот период?

– Вы знаете, многие контрагенты и подрядчики, которые работали в Киеве, говорят, что время моего управления КП «Киевводоканал» – лучший период развития предприятия. Мне удалось поломать бесхозяйственность и безразличие на предприятии. Я уверен, что нужно отстраивать процессы, тогда схемы, которые в них кроются, просто отпадают сами собой. На любом предприятии каждый операционный процесс должен выглядеть четко, прозрачно и понятно.

Я, наверное, – единственный руководитель, которому удалось обновить технику и развивать социальную сферу. Мы внедрили программу ТОРО, которая не позволяла делать ненужную работу и покупать некачественные комплектующие.  На предприятии трудилось более 8 тысяч работников. На то время нам удалось поднять заработную плату на 15-20%. Конечно же, хотелось бы  и больше, но тариф не соответствовал реалиям. К сожалению, от органов местного самоуправления не производились оплаты по компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом и фактическим. Но при этом удавалось выделять небольшие средства для ремонта базы отдыха, которая принадлежала предприятию, что дало возможность оздоровиться всем работникам и их семьям. Люди отдыхали в комфортабельных условиях, за достаточно небольшие деньги. Но после моего ухода  все эти базы  сразу были проданы под кредиты или просто украдены.

– Что Вас вынудило уйти? Или кто?

– В период «расцвета» власти Януковича на меня завели уголовные дела, начались репрессии и преследования. Ведь я не согласился выполнять их задачи. Методы работы людей, которые тогда пришли к власти, были для меня абсолютно не приемлемыми. Да, я решил уйти, поэтому и был подвергнут серьезному давлению и репрессиям. Почти 2 го-
да вместе с адвокатами я бо-
ролся с бюрократической судебной машиной. Решение суда по закрытию этого дела есть, понятие того, что дело было сфальсифицировано – тоже есть. Уверен, что если у человека есть своя позиция, он не может быть всем угодным. Подстраиваться под чью-то указку «будь тише и тебе будет лучше» я никогда не буду. Для меня всегда были, есть и будут главными принципами – прозрачность и профессионализм.

– Почему Вы приехали в Николаев?

– Меня пригласил председатель Николаевской облгосадминистрации Вадим Мериков.

– Как Вы познакомились с Вадимом Ивановичем?

– В парламенте, когда Вадим Иванович был народным депутатом, я консультировал несколько серьезных предприятий, в том числе и в сфере энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Я неоднократно писал обращения, поднимал важные вопросы перед депутатами. Тогда мы нашли понимание в решении тех или иных проблем. Когда Вадим Иванович стал председателем Николаевской облгосадминистрации, он пригласил меня изучить эти вопросы именно здесь. Главная цель – разобраться и наладить качественный процесс на каждом из коммунальных предприятий. И если председатель облгосадминистрации решит, что  моя миссия будет выполнена, – я уйду.

– Многих журналистов интересует вопрос Вашей невысокой зарплаты и лейтмотив работать именно в Николаевской области?

– Дело совсем не в зарплате, не в деньгах. Когда страну откусывают снаружи, я не хочу, чтобы ее разрывали изнутри. На сегодняшний день Николаевская область имеет большой потенциал, но, к сожалению, много отраслей находится в плачевном состоянии. Моя жизненная позиция: внести свой вклад в развитие страны. Взявшись за проект, один или несколько, я хочу изменить систему, сделать полностью прозрачными процессы, без перекручивания фактов, без подмены понятий, без замены цифр.

– В Николаевской области по инициативе Вадима Мерикова и депутатов областного совета созданы комиссии для изучения состояния дел на коммунальных предприятиях. Есть ли уже первые результаты? 

– Прежде всего, следует отметить, что руководители коммунальных предприятий никогда не отчитывались перед громадой и депутатами областного совета. Ведь, по мнению директоров предприятий, стоит приветствовать тот факт, что коммунальные предприятия просто работают и люди вообще ходят на работу. Для меня это нонсенс. Сознание вывернуто наизнанку. Но, к сожалению, позиция директоров такова. Судя по отчетам управления коммунальной собственности облгосадминистрации, хорошо, если предприятие в «нуле», но в основном они убыточны и ни у кого это не вызывает никаких возмущений, или хотя бы желания что-то исправить. Не буду голословным и приведу несколько вопиющих фактов.

Так, на ОКП «Николаевоблтеп-
лоэнерго»дебиторская задолженность потребителей составляет 56 миллионов гривен. О чем это говорит? Ни руководство предприятия, ни даже отдельные структурные подразделения предприятия «Тепловая инспекция» и юридический отдел не ведут работу по взысканию  долгов. Уверен, что 56 миллионов гривен могли быть направлены на модернизацию и реконструкцию аварийных участков тепловых сетей предприятия, а также для развития социальной сферы. 

Мало того, что руководство не взыскивает просроченную дебиторскую задолженность, деньги просто списывают в обход действующего законодательства. Об этом свидетельствуют выводы в акте госфининспекции в Николаевской области, который был составлен в сентябре этого года.

Так, из долга в 453 тысячи гривен 145 тысяч были списаны как «безнадежные» в связи с бездействием руководства предприятия по его взысканию. Предприятие, которое принадлежит громаде, из-за халатности или личной корысти руководства понесло убыток на 145 тысяч гривен.

Отмечу, что после проверок комиссии на предприятии была проведена работа по погашению просроченной дебиторской задолженности, а именно – КП «Николаевводоканал» погасило
9 миллионов гривен. Кроме этого, николаевские санатории погасили более 200 тысяч гривен.

Что касается состояния дел на коммунальном предприятии «Николаевская областная типография», то оно имеет очень низкую рентабельность, как я уже говорил, работают «в ноль». План развития был разработан еще в 80-х годах прошлого века, изменения в него так и не вносились. И это понятно, ведь в облтипографии нет специалистов в сфере маркетинга, изучения конъюнктуры рынков, внедрения современных форм и методов продаж.

И руководство, и весь трудовой коллектив устраивает такой порядок вещей. Основной объем работы приходится на время предвыборных кампаний. При этом  мы столкнулись с тем фактом, что николаевские рекламные газеты печатают в Виннице, Херсоне. А могли их печатать именно в Николаеве, технологический потенциал предприятия позволяет это делать.

КП «Фармация» охарактеризовал бы так: «конторка, которая торгует лекарствами из-под полы». Из самых вопиющих фактов, которые запомнились при изучении документации на этом предприятии, – это незаконный захват помещения. Некая гражданка Диденко, в прошлом директор Березнеговатского районного филиала «Фармации», оформила на себя аренду всего торгового помещения, самостоятельно завезла препараты и занимается там предпринимательской деятельностью. А районный филиал ПКВО «Фармация» вынужден был съехать из помещения и прекратить торговлю. Вся прибыль предприятия нарисована, ведь приобрести какие-либо препараты они не могут. При обороте более
79,4 миллиона гривен, прибыль – 609 тысяч гривен, это даже не 1%.
И есть много таких коммунальных предприятий, где прибыль составляет 0,05%. Это нонсенс, потому что не может предприятие функционировать с постоянным убытком или с 0,03% рентабельности.

Вот еще один пример: директор коммунального предприятия «Профилактическая дезинфекция» уже 20 лет у руля. За это время он  успел открыть две свои дочерние фирмы, которые получают немаленькую прибыль. Как только комиссия взялась за изучение производственного процесса, руководитель сразу же пригрозил, что уволится и остановит работу предприятия, прихватив с собой базу данных клиентов.

И это только вершина айсберга.

– Как реагируют директора коммунальных предприятий на деятельность комиссий?

– Многие обижаются. Ну, это  понятно, ведь никто никогда у них не спрашивал, куда уходит прибыль. Люди превратили предприятия в свою собственность, предприятия стали семейно-клановым подрядом. Мы понимаем, что определенной «группе товарищей просто наступили  на хвост». Следовательно, появился ряд пуб-
ликаций в интернет-изданиях и «громкие разоблачения».

– Удастся ли изменить порядок вещей на коммунальных предприятиях? Ведь искоренить давно налаженную систему всегда сложно.

– Уверен, что все получится. Конечно, это работа не одного дня и месяца. В то же время нужно четко осознавать, что комиссия – не панацея, комиссия – лишь инструмент для того, что-
бы показать пусть и не радужное, но реальное состояние каждого предприятия. После чего предоставить депутатскому корпусу и громаде аналитическую справку и перспективы развития коммунальных предприятий. Ведь не владея ситуацией на коммунальных предприятиях, сложно прогнозировать какие-либо процессы.

– Успехов Вам в Ваших начинаниях. Благодарим за интервью.

Сообщение:

*

НОВОСТИ