Украина – морская держава!

5 апреля исполнилось 23 года с момента подписания исторического Указа «О неотложных мерах по формированию Вооружённых Сил» (5 апреля 1992 г.) первым Президентом Украины Л. Кравчуком. Этим указом было начато и возрождение отечественного флота. Может показаться, что Военно-Морские Силы Украины возникли неоткуда, однако это не так.

Украина – морская держава. Так было всегда. Ещё 1000 лет назад, во времена Киевской Руси, наши предки освоили водный путь «из варяг в греки» (по Днепру к Чёрному морю) и ходили с торговыми и боевыми походами на Константинополь-Царьград (ныне Стамбул).

«Эстафету» боевых морских походов от русичей переняли запорожские казаки, начавшие с XVI ст. походы на Крым и Турцию. Кстати, в 2015 году исполняется ровно 400 лет с момента знаменитого похода казацкой флотилии под предводительством гетмана Сагайдачного на Стамбул, когда 4 тысячи казаков на 80-ти чайках вошли в Стамбульскую гавань, уничтожив порт и предместье столицы Османской империи на глазах у султана. И это не единственный удачный поход казаков: они брали такие города, как Ачи-Кале (Очаков), Кафа (Евпатория), Ахтиар (Севастополь) и многие другие крымские крепости ещё задолго до прихода туда российской армии и задолго до появления самого Российского государства.

Во времена вхождения Украины в состав Российской империи тысячи украинских матросов и офицеров плечом к плечу с россиянами и представителями других народов империи добывали общие славные победы в боях. Во время Крымской войны (1853-1856) матросский состав Черноморского флота на 75% состоял из украинцев. Героями той войны стали всенародные любимцы – украинские матросы Пётр Кошка и Гнат Шевченко.

Формирование более современного флота Украины, с самыми мощными на тот период кораблями, началось в период Гражданской войны. И уже тогда украинская власть в лице Центральной Рады, Украинской Державы гетмана Скоропадского и Директории УНР столкнулась с тяжелейшими испытаниями: Первая мировая война, немецкая оккупация и хаос Гражданской войны. Хотя многие корабли бывшего царского Черноморского Флота подняли флаги Украины, а экипажи приняли присягу на верность народу Украины.

Отдельное внимание уделялось формированию наземных подразделений ВМС: в 1918 году, при гетмане Скоропадском, была сформирована бригада Морской пехоты Украины в составе 3-х полков. Управление и штабы находились в Одессе, а основное боевое ядро – в Николаеве (1200 морпехов при 8-ми орудиях) и Очакове (800 морпехов при 12-ти орудиях).

Возможно, гетман рассматривал Николаев как плацдарм для похода на Крым, которым Киев тогда не владел, но претендовал. Как видим, Крым всегда был проблемой в отношениях многих держав. Именно в Крыму в 1918 году молодая Украинская республика столкнулась с основной проблемой при формировании национального флота – нежеланием отдельных матросов (как правило, россиян) присягать Украине, а также давлением со стороны Москвы в лице советского правительства на командование и личный состав флота, дабы оставить бывший царский флот под своим командованием.

Это может показаться удивительным, но 75 лет спустя независимая, демократическая Украина столкнулась с точно такой же проблемой…

После развала СССР и обретения Украиной независимости в 1991 году судьба ЧФ оставалась некоторое время неопределённой. Командовал флотом в тот момент адмирал Касатонов, давший в конце 1991-го задание полит- и культработникам флота изучить вопрос отношения мичманов и офицеров флота к независимости Украины. Опрос дал ошеломляющий результат: в разных воинских частях, но в целом по флоту готовность продолжить свою службу в Военно-Морских Силах Украины выразили от 70% до 95% опрашиваемых.

Адмирал Касатонов был готов остаться командующим ЧФ Украины, однако из штаба Объединённых Вооружённых Сил СНГ и из Москвы пришли указания о дальнейшем базировании флота в Крыму и необходимости его раздела.

Тем временем процесс формирования украинских ВМС уже шёл полным ходом. На Черноморском флоте первыми, кто присягнул на верность народу Украины, были военные из школы подготовки водолазов. Руководство школы было категорически против этого. Однако, когда 18 января 1992 года командир 3-й роты школы водолазов А. Клюев присягнул на верность народу Украины, его примеру последовал почти весь личный состав школы.

Угрозы и запугивания не стали преградой и для экипажа крейсера «Михаил Кутузов» (построен в Николаеве на ЧСЗ), который почти в полном составе 8 марта 1992 года присягнул Украине. Уже на следующий день командование ЧФ отстранило от должностей всех офицеров крейсера, а матросы и старшины были отправлены в стройбаты.

5 апреля 1992 года был подписан вышеупомянутый Указ Президента «О формировании Вооружённых и Военно-Морских Сил», в тот же день был назначен и первый командующий ВМС – контр-адмирал Борис Кожин.

Свою лепту в формирование ВМС внёс Николаев и его уроженцы. В состав флота была зачислена Николаевская школа связи. А 21 июля 1992 года ВМС официально пополнились первым кораблём СКР-112 (ныне пограничный сторожевой корабль «Николаев») под командованием нашего земляка капитан-лейтенанта Сергея Настенко. То, что произошло с этим кораблем, историки называют апофеозом неадекватности российского командования ЧФ. 21 июля на корабле был поднят флаг Украины, после чего экипаж принял решение о переходе из Севастополя в Одессу. На протяжении всего восьмичасового перехода СКР-112 преследовали корабли, отправленные на перехват командным пунктом ЧФ. СКР-112 тогда подвергся даже обстрелу, однако благополучно дошёл до Одессы.

Спустя неделю после инцидента с СКР-112, 28 июля флаг Украины гордо реял на флагштоке второго корабля ВМС – на корабле управления «Славутич», построенном на николаевском ЧСЗ специально для ВМС Украины. В следующем 1993 году ВМС Украины пополнились фрегатом «Гетьман Сагайдачний», который стал флагманом (главным кораблём) отечественного флота. В том же 1993-м, наконец, была сформирована и бригада Морской пехоты Украины.

К этому времени московские политики поняли, что оставить ЧФ полностью под своим контролем не удастся. К 1993 году уже полным ходом шло обсуждение вопроса о разделе флота между Киевом и Москвой. Первая встреча президентов двух стран на высшем уровне, посвящённая данной проблеме, состоялась 3 августа 1992 года в Ялте. Тогда, согласно 14-ти пунктам подписанного соглашения, было решено, что флот выходит из-под управления Вооружённых Сил СНГ и переподчиняется президентам Украины и России. Однако окончательное решение о разделе флота перенесли на 3 года, до 1995-го. В последующие годы прошло ещё несколько встреч и сложных переговоров двух гарантов.

В 1993-м в состав ЧФ входили: 50 надводных, 30 подводных и 300 малых кораблей и судов, а материальная база оценивалась в более чем 80 млрд. долларов. Вначале планировалось, что флот будет поделен по принципу 50 на 50. Также обговаривался особый статус Севастополя, так как Москва не желала терять свои позиции в Крыму. Окончательный раздел флота произошел в 1997 году, когда было подписано соглашение между Украиной и Россией «О дружбе, сотрудничестве и партнёрстве». В итоге Украине досталось 67 кораблей (18%).

Согласно подписанному договору также предусматривалось базирование ЧФ России в Крыму до 2017 года, после чего флот, по всей вероятности, должен был быть отведён в Новороссийск. Однако, как оказалось, российский флот не планировал уходить из Крыма, а Украина не укрепляла свои Военно-Морские Силы, надеясь на выполнение Россией договора «О дружбе…».

В последующие годы ВМС Украины пополнились только одним новым кораблём – корвет «Тернополь» вступил в строй в 2006 году.

Российская агрессия в Крыму началась 20 февраля 2014 года, когда стартовала активная фаза операции по захвату полуострова. Оправданий действиям армии РФ в Крыму нет, так как российской стороной были нарушены все возможные межгосударственные и международные договора.

Первыми из военных, кто хорошо сориентировался, не дожидаясь приказа из Киева, были корабли пограничного флота Украины. 27 февраля морские пограничники вывели из Севастополя в Одессу 10 катеров морской охраны и два сторожевых корабля: «Григорий Куропятников» и «Николаев», корабли благополучно добрались до Одессы, где несут свою службу и поныне.

Менее «повезло» катерам морской охраны из Керчи, которые выходили одновременно с севастопольскими, в количестве 11 плавсредств, однако курс держали на Мариуполь. Мало того, что по пути следования они попали в шторм в Азовском море и несколько катеров были повреждены льдинами, так со временем, добравшись до Мариуполя, они вынуждены были покинуть и этот город, после того как в нём, летом 2014 года, стала ухудшаться политическая обстановка. После этого корабли перебазировались в Бердянск. Но, к сожалению, самое худшее ждало катера впереди, в АТО…

В недавно вышедшем в России фильме «Крым. Путь на Родину» президент РФ Путин уверяет, что не вынашивал планов по захвату Крыма и сетует, что российским военным приходилось действовать с ходу, так сказать, «с листа». Однако свидетельства наших военных говорят об обратном: военные РФ действовали слаженно, захватывая стратегические объекты, коммуникации, инфраструктуру. Но с ходу овладеть украинскими воинскими частями и военными кораблями им не удалось.

За несколько дней до этого, тогдашний новый командующий ВМС контр-адмирал Березовский дал экипажам кораблей «фантастический» приказ: переходить на сторону России и не чинить сопротивления. Снятый с должности командованием из Киева, он позже разъезжал с офицерами армии РФ по украинским воинскими частями и агитировал переходить на сторону России. По слухам, бытующим среди офицеров ВМС, предателю Березовскому предложили полмиллиона долларов, звание вице-адмирала и должность заместителя командующего ЧФ РФ. На изменника Родины в Украине заведено уголовное дело по статье «государственная измена».

Но ни уговоры, ни обещания, ни угрозы не повлияли на выбор наших военных, которые в подавляющем большинстве проявили невероятную стойкость и выдержку. Так, отрезанные от материка морпехи продержались в блокаде почти месяц, а лётчикам под командованием прославленного командира Юлия Мамчура удалось даже вернуть под свой контроль взлётно-посадочную полосу на аэродроме Бельбек.

К апрелю многие воинские части и подразделения ВМС из Крыма были передислоцированы в Николаев: 1-й и 501-й батальоны морской пехоты, морская авиация, 36-я бригада береговой обороны и др. Таким образом, военный гарнизон нашего города существенно пополнился. Говоря о значимости для Украины «крымских событий», стоит упомянуть, что своей стойкостью эти люди, принявшие на себя первый удар агрессора и сдержавшие его, дали возможность всей стране собраться с силами. В этот момент родилась единая, монолитная украинская нация и, как говорят сами военные, они прошли хорошую чистку по принципу «свой-чужой», оставив всё ненужное в Крыму.

С апреля 2014 года начался возврат Россией Украине кораблей, захваченных в Крыму. Кстати, флагман украинских ВМС фрегат «Гетьман Сагайдачний» избежал печальной участи захвата благодаря… сомалийским пиратам! На момент «крымских событий» фрегат находился у берегов Сомали, в водах Аденского пролива, участвуя в миротворческой операции ООН по противодействию пиратам. Ныне «Гетьман Сагайдачний» базируется в Одессе, где находятся и другие, выведенные из Крыма корабли ВМС.

Российская сторона возвратила Украине преимущественно вспомогательные плавсредства: баржи, сухогрузы, катера. А с июня 2014 года передача кораблей и вовсе прекратилась, российская сторона мотивировала отказ передачи кораблей начавшейся в Украине активной фазой антитеррористической операции.

31 августа 2014 г. два сторожевых катера Морской охраны Государственной пограничной службы на Азовском море (те самые, которые в начале российской агрессии в Крыму вышли из Керчи в Мариуполь) «Гриф» и «Калкан» были обстреляны с берега боевиками незаконных вооруженных формирований. Обстрел велся со стороны населенного пункта Безыменное (Новоазовский район Донецкой обл.), в 3-х милях от берега. Несколько снарядов попали в «Гриф», катер затонул, погибли командир старший лейтенант Денис Петухов и матрос Богдан Тищенко. Остальных членов экипажа спасли подошедшие рыбаки.

В той же зоне АТО, секторе М (южный участок фронта), с 16 сентября принимает участие в боях ротно-тактическая группа ВМС, костяк которой состоит из николаевских морпехов. В составе группы также служат бойцы 36-й бригады береговой обороны и члены экипажей кораблей ВМС.

В уже упомянутом российском пропагандистском фильме «Крым. Путь домой» говорится и о наших морпехах. «Путинские подпевалы» рассказывают о морпехах, якобы воевавших летом 2014 г. под Горловкой и принимавших участие в каких-то карательных акциях против местного населения. Подобные заявления российской стороны, не выдерживающие никакой критики, вызывают лишь улыбки на лицах морских пехотинцев. Ведь они никогда не служили под Горловкой и вообще прибыли в зону АТО лишь в сентябре, удерживая оборону близ населенных пунктов Гранитное, Талаковка (под Мариуполем) и Широкино (где и поныне держит огневой рубеж ротно-тактическая группа ВМС).

Ныне Морская пехота Украины, базирующаяся в Николаеве на полуострове Аляуды, почти в полном составе пребывает на месте постоянной дислокации. Весной этого года морпехи получили большое пополнение новобранцев – добровольцы со всех уголков Украины изъявляют желание служить Родине в элите армии, в морской пехоте.

Конечно, российская агрессия нанесла урон боеспособности украинским ВМС, однако не сломила боевого духа украинских моряков. И, несмотря ни на что, ВМС Украины уже начинают возрождаться: по заключенному заранее договору США должны поставить в Украину 5 новейших противодиверсионных катеров «Виллард», случится это уже в этом году. А на Киевском заводе «Ленинская кузня» строят бронированные артиллерийские катера «Гюрза-М», спроектированные Николаевским опытно-проектным центром кораблестроения. В самом же Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе, застыл на стапеле строящийся фрегат «Владимир Великий». К сожалению, в конце 2014 г. правительство заморозило финансирование этого проекта.

По такому случаю можно вспомнить поговорку, которая бытует у англичан: «У нас был флот и поэтому многое у нас не случилось». Хочется верить, что слова мудрой поговорки дойдут до военно-политического руководства Украины. Отечественные Военно-Морские Силы возродятся, доказав всему миру, что Украина – морская держава, и что подписанный 23 года назад Указ первого Президента Украины не останется просто бумагой…

Николай СКАРЛАТ,
научный сотрудник Николаевского музея судостроения и флота

Комментарии:

  1. Ева:

    Очень полезная информация для не просвещенных. Грамотно написано, а главное патриотично.

  2. Ева:

    Как грамотно написано, легко читается. Полезная информация для непросвещенных. все становиться на свои места)))

  3. сеня:

    Да, Ева, для непросвещенных просто мед, а не статья. Но для просвещенных-это нечто…Большего бреда и вранья наплести в одной статейке-тяжело представить. Сплошной бред и сплошное вранье. Эту статейку однозначно отнести к разряду, что укры-самая великая и древняя нация, Иисус и Будда имеют укропские корни, Черное море вырыли хохлы и т. д. и т. п.
    Вас лечить надо. Идиоты.

  4. Ева:

    Сеня, ты зачем увы сбрил?)) В статье все по факту написано. Эту информацию легко проверить, а так как я великая укро-просвещенная и осознаю происходящее,знаю и ручаюсь что все правда. Знаток укро-флота, блин….Сеня

  5. Евгений:

    интересные факты, кое-какие действительно проверил.

  6. сеня:

    Ева, статейка как раз и расчитана на таких как ты-“великих” укров, а по простому-на лохов. Великая морская держава – ха-ха-ха. А где ваше самое большое в СССР Черноморское пароходство? нет его, о не м даже уже и забыли. Где Ждановское (Азовское) пароходство? Нет. Где рыболовные океанические обьединения “Антарктика” ( г. Одесса”),”Атлантика”( г. Севастополь), “Керчьрыбпром” “Югрыбразведка” (правда они как бы уже не ваши, но уничтожены были при “великих” украх). Нет их. Что же у вас осталось? На 2010 г. 16 (!!!) боевых кораблей всех рангов, но ни одного корабля 1-го ранга, что по меркам ВМФ СССР тянет лишь на бригаду (у вас же это называется ВМС). На настоящий момент их осталось еще меньше, содержать их как всегда-“нету коштив”. Флагман “ВМС украины” “Сагайдачный”-старьё, проект разрабатывался еще в конце 70-х годов прошлого века и разрабатывался и первые 7 кораблей этого проекта строились, за исключением “Кирова” (ваши “флотоводцы” переименовали его в “Сагайдачный”, для морских частей погранвойск, но никак ни для ВМФ. Но для вас сойдет, другого все равно нет. Про адмирала Касатонова Игоря Владимировича-это вообще сплошное вранье. Этот адмирал-патриот России до мозга костей, и чтобы он хотел служить “великой” укре-никогда в это не поверю. Знаю этого человека лично. Много еще можно написать про этот бред-украина-морская держава. Но, вы “великие” укры за последний год, вообще, мозги потеряли, на майдане остатки оставили. Поэтому прекращаю стебаться над “морской” державой…

  7. Ева:

    Семе Семеныч, ты вообще видишь о чем статья? Что ты вообще блеешь?))) Для флота укры вырили Черное море и мы тут хозяева, а ты, фанатик путлерский, утопись в Бонузлаве ;)

  8. сеня:

    Ева, статья, если ее вообще так назвать можно, о вЫлЫкой “морской” “державе” щеневмерле. Я тебе, представителю этого сухопутного стада салоедов-скакунов написал, что когда то, четверть века назад, вы были Морской республикой Союза ССР. Но вот теперь, самостийна и незалежна превратилась в жалкое подобие, от морского не осталось почти ничего, а вам все мозги промывают, а скакуны этот бред хавают, о “величии” страны 404. Ну-ну…Скачите дальше. Вы за 24 года превратились в посмешище, вечно скулящее, ноющее, просящее помощи по всему миру… Слушай и дальше о своей избранности и величии. За 24 года просрали почти все, что досталось от СССР, оставшееся это “почти” просрете очень быстро. Вот и приехали, доскакались. А Черное море зря вы рыли(это же надо такую ахинею придумать) флота у вас нет и не будет. Топиться или нет-решать мне, в твоих советах не нуждаюсь. Хотя теперь можно и в Донузлаве, можно в Севастопольской бухте, можно и в Керченском проливе искупаться. Крым то наш, российский. Его вы, как впрочем и все остальное, ПРОСРАЛИ. Не болей, береги себя, Ева. Ты нужна территории 404 для “великих” свершений.

  9. Ева:

    Сенька, ты, как я вижу, кроме заглавия ничего не прочитал. Украина великая!! А ты хоть укакайся, шкрябай тут что хочешь, зарабатывай денежку на 3 корочки хлеба для закусона. Пойми же, троли, уже давно никого не задевают))

  10. сеня:

    каклушка, в одном ты права-эту бредятину я не читал, смог осилить лишь некоторые строчки. Тебя не только троли не задевают, тебя и таких “великих” уже ничего не задевает-жизнь проходит мимо, дальше будет еще хуже. Ну если хочешь пусть хохлостан будет великим и ты великая и хероям слава…))) Вот уж клоуны свидомые. Прощай, каклушка.

  11. Ева:

    и тебе не хворать

  12. Александр:

    Знак основания Севастополя гласит “Здесь 3(14) июня 1783 года заложен город Севастополь морская крепость юга России” и “Город достойный поклонения”, а на памятной доске к 220-летию основания Севастополя – выдержка из указа Екатерины и карта его расположения в Крыму!
    Кто не помнит свою историю у того нет будущего.

Сообщение:

*

НОВОСТИ