Олег СЫВАК: «Каждый потребитель должен знать – мы к нему относимся с уважением и пониманием»

В феврале этого года в ПАО «Николаевоблэнерго» произошла смена руководства предприятия. Наблюдательный совет, который является высшим органом ПАО «Николаевоблэнерго», принял решение об увольнении генерального директора Юрия Антощенко и  назначении новым руководителем предприятия 45-летнего николаевца Олега Сывака.

Прошло 100 дней работы новой команды. Чем сегодня живет ПАО «Николаевоблэнерго» и какие результаты его деятельности? – об этом в интервью журналиста «РП» с генеральным директором предприятия Олегом СЫВАКОМ.

– Олег Петрович, учитывая, что в энергетической отрасли Николаевской области Вы человек новый, вернее, не знакомый простому обывателю, расскажите немного о себе.

– Закончил я Киевский политехнический институт. По образованию – инженер-электрик. После учебы свою трудовую деятельность начал в 1994 году на Николаевском предприятии «Эра» (цех № 4, территориально расположенный на судостроительном заводе «Океан») инженером по наладке и испытаниям. В 2001 году, когда завод с приходом иностранного инвестора фактически получил второе рождение, возглавил предприятие «Алевайнсе-Украина», которое занималось электромонтажными работами на строящихся судах. На нем я проработал почти 13 лет. Закрылось оно в связи с тем, что иностранный инвестор ушел с украинского рынка. Затем я работал инженером по наладке и испытаниям, а чуть позже –начальником участка по обслуживанию электросетей и подстанций в ООО «МСП «Ника-Тера».

В начале этого года мне было предложено возглавить ПАО «Николаевоблэнерго». Я согласился. В феврале состоялось заседание наблюдательного совета предприятия, решением которого я был назначен генеральным директором.

– Вы уже преодолели начальный период работы – первые 100 дней. Это тоже своеобразный рубеж, можно сказать, стартовый. По логике вещей начальный период следует завершать каким-то значимым для масштабов возглавляемой структуры успехом. Что удалось сделать на вверенном Вам предприятии за это короткое время? Как Вы оцениваете его экономическое состояние? Какие планы на оздоровление ситуации, если она плачевная?

– Познакомившись с предприятием, я считаю, что нет необходимости что-то глобально изменять в стратегии его развития. Надо отдать должное трудовому коллективу: прекрасный персонал, производство достаточно хорошо структурировано. Самым весомым достижением нашей команды за эти 100 дней работы в структуре предприятия считаю то, что оно не сбавило темпов. Были определенные опасения, поскольку многие работники предприятия, учитывая сложившийся менталитет, связывали производственные успехи с бывшим руководством. Мы на это смотрим чуть иначе и рассматриваем трудовой коллектив как двигатель, который ведет предприятие к успеху. А задача руководителя – немного корректировать, но ни в коем случае кардинально не менять пути развития предприятия. И за эти три месяца работы новой команды люди увидели, что мы во главу угла ставим соблюдение интересов работника предприятия. Само собою разумеется, что цель любого предприятия это – прибыль. При этом, однако, должен соблюдаться баланс интересов между работниками и акционерами.

Хочу также отметить, что, несмотря на объективные обстоятельства, сложившиеся сегодня в нашем государстве, ПАО «Николаевоблэнерго» показывает хорошие результаты работы. Считаю, что их необходимо сохранить и приумножить.

По итогам деятельности за два месяца текущего года ПАО «Николаевоблэнерго» имеет одни из самых высоких показателей среди всех облэнерго Украины. И это показатели, по которым судят об успешности работы предприятия в плане энергетической безопасности нашего государства. Это расчеты с «Энергорынком», которые мы сегодня обеспечиваем на 100,1%. Немногие облэнерго могут похвастаться такими результатами. Заметьте, даже несмотря на то, что мы имеем колоссальные долги предыдущих лет перед «Энергорынком». Данные долги реструктуризированы, однако ежемесячно предприятие на их оплату тратит немалые средства, которые, по большому счету, могли быть направлены и на повышение зарплаты работникам, и на улучшение инфраструктуры, и на обеспечение реализации инвестиционной программы.

– Надо ли понимать, что Ваше предприятие обязано рассчитываться с «Энергорынком» независимо от того, оплатили ли за электроэнергию потребители-должники?

– Совершенно верно. Сегодня мы не только платим старые долги, но и несем бремя неуплаты потребителями, которые не в полном объеме рассчитываются за электроэнергию. Ситуация такова, что в своих отношениях с «Энергорынком» мы не имеем возможности в законодательном русле отсрочить текущие платежи. Мы должны проплачивать за электроэнергию день в день. Причем похвастаться сегодня 100-процентной оплатой потребителей за электроэнергию мы не можем.

Тем не менее, благодаря слаженной работе нашей службы сбыта и определенно высокой сознательности населения мы имеем один из самых высоких в Украине показателей по оплате за электроэнергию населением – 95,5%. Притом, что средний показатель на сегодня по Украине составляет 78,1%. Поэтому мы занимаем 2-е место по Украине после «Рівнообленерго», у них – 95,7%.

– Как Вы считаете, что способствует такому успеху?

– С одной стороны, и это главное, сознательность нашего населения. И второй немаловажный фактор – это постоянная систематическая работа наших служб, которая проводится ежедневно менеджерами по сбыту, контролерами. Последние ежемесячно снимают показания с приборов учета у наших абонентов, чтобы иметь полную объективную информацию об уровне потребления электроэнергии.

Конечно же, эти мероприятия влекут за собой содержание немалого штата контролеров, но мы убедились, что это оправдывает себя.

И каждый бытовой потребитель четко знает, что он обязан рассчитаться за электроэнергию до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Если же он и до 20-го числа не рассчитался, то мы обязаны его уведомить о задолженности и на 30-й день после получения уведомления мы имеем законное право такому потребителю отключить электроэнергию. Надо признать, что эта процедура работает безотказно. Как только человек остается без света, он сразу же начинает выяснять, по какой причине у него отключили электроэнергию. И все становится на свои места.

– Но ведь порой отключают потребителей и за незначительный долг. Ведь разные причины бывают у человека, например, невовремя получил зарплату. А его раз – и отрезали от энергоснабжения.

– Каждый потребитель должен знать – мы к нему относимся с уважением и пониманием. Но, к сожалению, у нас существует такая обывательская позиция – долг за электроэнергию небольшой, поэтому можно пока и не платить.

Давайте теперь посмотрим на эту проблему со стороны нашего предприятия. У нас по всей области насчитывается около 470 тысяч бытовых потребителей. И если каждый из них будет должен хотя бы 10 гривен, то создается задолженность по предприятию перед «Энергорынком» в размере 4,7 миллиона гривен. Согласитесь, в нынешней ситуации это сумма немалая. А ведь у нас есть еще проблемы с бюджетными организациями, которые тоже порой задерживают платежи.

– Много нареканий поступает от потребителей, в частности, юридических лиц, по поводу подачи электроэнергии через посредника. Возникают порой даже курьезные ситуации, когда собственник электросетей безосновательно выключает рубильник. Законно ли это?

– В законодательстве действительно предусмотрен такой вариант, когда мы являемся поставщиком электроэнергии и есть предприятие, у которого на соответствующей территории имеются собственные сети. В данном случае у потребителя есть два варианта. Первый – заключить с нами прямой договор и подключиться к нашим сетям. Однако, если их там нет, то это будет считаться нестандартным присоединением, и включить потребителя по такой схеме потребует больших финансовых затрат с его стороны. Поэтому потребитель идет, образно говоря, по пути наименьшего сопротивления, соглашаясь привлечь третью сторону, во владении которой находятся сети. В этом случае заключается трехсторонний договор между нами, собственником электросетей и потребителем. При этом данным договором предусматриваются определенные обязательства всех сторон. Согласно этому договору мы, к сожалению, никакого влияния на тот рубильник не имеем. Мы можем только требовать от собственника сетей выполнения их обязанностей, которые предусмотрены данным договором. Такое же право и у потребителя. Спорные вопросы решаются в суде, а мы выступаем там третьей стороной.

– Такая же ситуация сегодня сложилась и по заводу имени 61-го коммунара, через сети которого запитаны ряд предприятий, лечебное учреждение и ряд других. Как им быть?

– Завод имени 61 коммунара у нас на сегодня является одним из самых больших должников по Николаевской области. Долги накапливались длительное время, а в феврале завод полностью перестал рассчитываться за потребленную электроэнергию, мотивируя тем, что Министерство обороны Украины перестало их финансировать. Через их сети действительно запитаны ряд предприятий, которые исправно рассчитываются за потребленную электроэнергию. Мы пытались этот вопрос решить с заводом, нас не понимали, мы писали письма в НКРЕКП с просьбой разъяснить, как мы должны вести себя в данной ситуации. Ведь накопление долгов со скоростью 500 тысяч гривен в месяц угрожало стабильности нашего предприятия. И получили ответ, что мы имеем право отключать основного потребителя электроэнергии с предупреждением всех потребителей, которые запитаны от его сетей. Мотивация – неправомерные действия третьей стороны. И это признается как форс-мажорное обстоятельство.

Руководство завода имени 61-го коммунара не допустило нашу службу на свою подстанцию, чтобы отключить от энергоснабжения только их, как должника. Мы даже согласны были оставить им минимум – электропитание для обеспечения безопасности стоящего там крейсера и работы администрации. Руководство завода отвергло наши предложения, а заложником данной ситуации, к сожалению, оказалась группа работающих предприятий.

Я еще раз хочу напомнить нашим потребителям, чтобы они четко представляли и знали, что электроэнергия – это товар. Этот товар мы покупаем на оптовом энергорынке электрической энергии за деньги, транспортируем и поставляем населению и предприятиям. А основной целью ПАО «Николаевоблэнерго» является получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности, которая, в первую очередь, направляется на развитие сетей и приобретение новой техники, оборудования, для улучшения электроснабжения потребителей, а также на удовлетворение интересов акционеров и работников предприятия в соответствии с условиями, определенными законодательством Украины. Поэтому за этот товар потребитель обязан вовремя платить.

– Спасибо за откровенный разговор. Удачи Вам!

Беседовала Татьяна ФАБРИКОВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ