В выигрыше – все, кроме… пассажиров и бюджета

Деятельность николаевских работников сферы пассажирских автоперевозок – настоящая кладезь для местных журналистов. Едва ли не каждый день в средствах массовой информации появляются критические заметки и проблемные статьи, рассказывающие про недостатки и откровенный произвол в работе николаевских работников «баранки». Вот лишь некоторые заголовки из местных медиа: «Жительница Николаева возмутилась хамством «маршрутчика», «Я сейчас тебе ноги и руки переломаю, проститутка», «В Николаеве водитель «маршрутки» заставлял старушку ехать стоя в пустом салоне, так как она льготница», «Жительница Николаева пожаловалась на водителя скандальной фирмы, из-за которого пассажиры опоздали по своим делам», «Еще раз о «клонах» и конкуренции…» и т.д. Также в газетах и на сайтах нередко можно прочитать публикации о том, как водители маршруток не соблюдают графики движения и нередко создают аварийные ситуации для других участников дорожного движения. А Вас, уважаемый читатель, давно ли «обилечивали» в маршрутных микроавтобусах?

Почему же власть и контролирующие, как их принято называть, органы не «приструнят» зарвавшихся водителей и не наведут порядок на городских улицах? Этот вопрос задают многие наши земляки, но внятного ответа от власть имущих мы пока так и не услышали…

Конечно же, кто-то мне может возразить: мол, николаевский градоначальник или отдельные транспортные начальники периодически грозно машут пальчиком в сторону нерадивых водителей и руководителей фирм-перевозчиков. Так-то оно так, да только эффект от таких «показательных», на публику, пОрок, – не больший, чем от размахивания овцами декларацией о ненападении перед оскаленными мордами голодных волков.

Юлия Житинская, председатель общественной организации «Ассоциация работников транспортной отрасли и инфраструктуры», уверена: водители ведут себя так, как им позволяют их работодатели. А руководство фирм-перевозчиков, в свою очередь, никак не реагирует на факты грубого нарушения прав пассажиров лишь потому, что им за это ничего не будет.

– В результате, – отмечает Юлия Анатольевна, – работу автотранспортной отрасли регулирует не исполнительная власть, а… сами перевозчики. Но где вы видели, чтобы правая рука контролировала левую? В итоге и имеем тот беспредел, что творится на николаевских маршрутах. Директора автотранспортных предприятий фактически определяют и количество машин на маршруте, и удобный для них – но не для пассажира – график движения, и даже – стоимость проезда!

Впрочем, по словам руководителя Ассоциации работников транспортной отрасли и инфраструктуры, все эти нарушения – еще «цветочки» по сравнению с проблемой финансовых нарушений в работе отрасли. «В то время, когда в нашей стране бушует экономический кризис и правительство вынуждено снимать многие льготы, в том числе с социально незащищенных слоев населения, в сфере пассажирских автоперевозок процветают черные и серые схемы ухода от налогообложения. В результате чего бюджеты разных уровней каждый год недополучают десятки миллионов гривен, которые могли пойти как на улучшение жизни наших людей, так и на развитие транспортной и автодорожной инфраструктуры», – отмечает Юлия Житинская.

Но при этом, похоже, ответственные чиновники заняли позу страуса, засунувшего голову глубоко в песок. Очередным подтверждением этому послужило громкое разбирательство с печально известным ЧП «ПиК», когда Укртрансинспекция решила проверить его работу, а в итоге все закончилось… пшиком.

Ситуация и вправду сложилась анекдотическая. 29 мая этого года, как выяснили журналисты Центра журналистских расследований, вступило в силу решение лицензионной комиссии Укртрансинспекции про аннулирование лицензии на право осуществления пассажирских перевозок частным предприятием «ПиК». Казалось, наконец-то чиновники услышали голос общественности, возмущенной многочисленными нарушениями прав пассажиров водителями этого предприятия.

Да не тут-то было! В тот же день ЧП «ПиК» получает новую лицензию, цитирую, «на надання послуг з перевезення пасажирів, небезпечних вантажів, багажу автомобільним транспортом». Такую «коллизию» начальник управления Укртрансинспекции в Николаевской области Леонид Костенко пояснил «несовершенным законодательством». Однако, как бы там ни было… маршрутки скандально известного автопредприятия и дальше продолжают возить николаевцев, вызывая массу нареканий со стороны пассажиров. Называется, приехали…

Стоит также отметить, что в 2013 году Укртрансинспекция уже отбирала лицензию все у того же «ПиКа» – основанием такого решения стали пьяные водители, срыв графика движения на маршруте, выпуск на линию технически небезопасных транспортных средств. Можно ли догадываться, чем обусловлена подобная благосклонность ответственных лиц Укртрансинспекции к предприятию, которое имеет весьма печальную репутацию.

– В то же время, – отмечает председатель Ассоциации работников транспортной отрасли и инфраструктуры Юлия Житинская, – на двух последних конкурсах, на которые были выставлены некоторые городские маршруты, не было выявлено ни одного победителя. А все потому, что город формирует такие пакеты и условия, при которых «маленький» перевозчик даже не допускается к участию в конкурсе, не говоря уже о возможности выигрыша им какого-либо из маршрутов. В итоге конкурс никто не выигрывает, а ответственные чиновники подписывают временные договоры, сроком на три месяца, на обслуживание маршрутов с теми, кто полностью дискредитировал себя на рынке пассажирских автоперевозок. Понятно, что эта схема коррупционна, и она выгодна всем участникам этого «маскарада», кроме, конечно же, пассажира.

Кто же, наконец, разорвет замкнутый круг проблем, которые накапливались годами?..

Андрей ТЮРИН

Сообщение:

*

НОВОСТИ