Как морпорт стал «николаевским чудом»

Узнать о том, как преобразился Николаевский морской торговый порт, 29 июля журналистов пригласил его Почетный президент Василий Капацина. Пресс-тур, посвященный Дню строителя, прошел по территории морского кластера – сооружения, уникального по многим показателям, и к тому же являющего собой пример успешного привлечения миллионных иностранных инвестиций, поступивших в наш город в разгар экономического кризиса.

Новое время

Территория Николаевского порта уже давно стала довольно закрытой для представителей прессы. Почетный президент Николаевского морского торгового порта Василий Капацина не считает нужным рассказывать о каждом своем производственном успехе: «Бизнес, как и деньги, любит тишину», – часто повторет он. Однако накануе замечательного профессионального праздника – Дня строителя – ворота порта были открыты для кортежа, собравшего представителей практически всех николаевских СМИ. Экскурсия получилась увлекательной и поражающей воображение. Почему визит назначен в День строителя, для гостей оставалось интригой практически до окончания путешествия.

Гости осмотрели главные объекты обновленного морского порта.

Николаевский морской торговый порт считается одним из самых мощных из 13 украинских портов. Его позиции упрочились еще больше после появления в порту уникального, первого в нашей стране, морского кластера – комплекса перегрузочных и производственных сооружений, расположенных на одной территории  и связанных единым технологическим циклом.

А начиналось все еще при мэре Владимире Чайке, который поддержал инициативу тогдашнего начальника НМТП Василия Капацины.

– В 2007 году я и моя команда начали реформирование порта, – рассказывает Василий Капацина. – 30 декабря 2008 года из государственного порта уволился последний докер. Все они перешли в частные стивидорные компании. Коммерциализация порта, реформа, проходившая на базе государственно-приватного сотрудничества, стала основой для прихода в порт иностранного инвестора. Порту нужен был особый климат, при котором бы уважали капитал и создавали условия для его развития и бесперебойной эффективной работы. Вот почему наши инвесторы – крупнейшие транснациональные компании «BUNGE», «Noble Agri», «Arcelor Mittal» пришли в Николаев. Наряду с ними появился и николаевский инвестор – компания «Everi», входящая в группу «Орэксим».

Порт – огромная стройка.

На сегодня иностранные инвестиции в Николаевский порт достигли 450 миллионов долларов, и эта сумма позволяет говорить о настоящем «николаевском чуде», появившемся на берегу морского лимана.

После реформирования Николаевский порт начал наращивать грузопереработку. Если в 2004-2005 годах показатели не превышали 4 млн. грн., то в 2014 году было переработано 12 млн. тонн грузов. Это и стало свидетельством успеха начатых реформ.

Закипела стройка

Сейчас порт представляет собой единую строительную площадку. В 2010 году компания «BUNGE» на 14-м причале начала возведение терминала для хранения зерновых и масличных культур вместимостью 120 тыс. тонн единовременного хранения. Оборудование и сейчас представляет собой последнее слово перегрузочно-портовой техники. Комплекс полностью механизирован и компьютеризирован.

«На каждом подшипнике электродвигателя редуктора стоит датчик с выходом информации на центральный пульт управления в режиме он-лайн Николаев – Женева – Нью-Йорк», – поясняет Василий Капацина.

Сегодня терминал успешно работает, и вскоре его проектная мощность будет доведена до 3 млн.тонн.

Вторым этапом «BUNGE» приступила к строительству маслоэкстракционного завода, да не простого, а обещающего стать крупнейшим в Украине, мощностью до 2400 тонн перерабатываемых семян подсолнечника и сои в сутки! В целом комплекс представляет собой завод, включающий также цеха по производству масла и шрота, наливной и накопительный терминал, где будет находиться технологический запас семечки до 50-60 тыс. тонн. Это уникальный проект, соответствующий всем нормам современных технологий. Здесь создадут несколько сот рабочих мест, впрочем, предпочтение будет отдаваться, конечно же, николаевским портовикам.

Следует сказать, что стройка представляет собой удивительное зрелище: сотни, тысячи ажурных металлических конструкций рядом со складами и технологическими зданиями располагаются на разных уровнях и видны как на ладони.

«Своеобразие комплекса состоит в том, что он расположен на очень компактной территории, – поясняет Андрей Дмитренко, начальник по строительству ООО компании-подрядчика «Український будівельник». – Вместо 11 гектаров, необходимых для размещения подобного производства, мы расположились всего на шести. Система подпорных стенок каскада позволила создать определенное террасирование и на стенах возвести затем объекты архитектуры. Необычно, что и находится комплекс всего в 100 метрах от причала, нигде больше в Украине нет таких удобных услових для последующей погрузки продукции на суда».

Впрочем, компактность хороша для эксплуатации, а вот при постройке создает определенные сложности, признаются строители. Между тем, инвестор предусмотрел, чтобы в таких условиях огромные средства вкладывались в систему экологической и пожарной безопасности.

По высочайшим стандартам

Еще один перегрузочный комплекс зерновых и масляничных культур возводит в порту крупная китайская компания «Noble Agri», где будет храниться до 140 тыс. тонн зерн. На нем общий объем годовой перегрузки достигнет 3 млн. тонн. Доставка груза на терминалы осуществляется как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

Почётный президент Николаевского морского торгового порта Василий Капацина.
 

– Все, что мы строим, добавляется к той грузовой базе, которая есть в порту, – продолжает Василий Капацина. – Порт сохраняет свою специализацию – генеральные грузы, металлопрокт. А рядом располагаются трубопроводы, по которым будет подаваться масло, это экологически чистый груз. Важно, что здесь все сочетается.

Для Николаевского порта и его особенных условий проект разрабатывался специально. Строительство осложняется тем, что на треть оно находится ниже уровня лимана. Производство здесь планируется непрерывным, его остановка будет разрешена лишь на один месяц в году – для профилактики. Поэтому, акцентирует Капацина, все должно работать бесперебойно. Стандарты выполнения строительных и монтажных работ соблюдаются на высочайшем уровне и жестко контролируются индустриальным сектором компании «BUNGE», а осуществляет надзор компания «Український будівельник».

Василий Капацина обратил особое внимание журналистов на склад так называемой «голубой» арматуры (то есть высококачественной, требующей лишь закрытого хранения), построенный на средства компании ««Arcelor Mittal». Здание располагается на земельном участке, арендованном у государства.

– Эта площадка, которую Фонд госимущества передал в аренду компании «Никтерминал», – говорит Капацина. – Реконструируя ее, инвестор построил этот склад. По украинскому законодательству земля остается государственной собственностью Украины. Иностранный инвестор фактически вкладывает деньги в развитие государственной собственности.

По словам Капацины, именно этой инвестицией его команда совершила стратегический прорыв. Крупнейшего в мире металлургического производителя «удалось надолго привязать к четырем причалам Николаевского порта», а это означает, в свою очередь, что николаевский докер, портовик, работник «Никтерминала» всегда будут с работой, зарплатой, премией и социальным пакетом.

Склад для хранения зерновых культур и сои.

– Но инвестор – не альтруист, – продолжает Капацина. – Он все тщательно просчитывает. И гарантией сохранения его имущества является первоочередное право выкупа земли в случае объявления приватизации. Причем инвестор заплатит в бюджет по экспертной цене. Наше законодательство в этом плане достаточно совершенное и либеральное.

Поздравления строителям

В зале для проведения прессконференции, которая состоялась в завершение пресс-тура, журналистов ожидали действительные «виновники торжества». Василий Капацина не раз подчеркивал, что в порт пришли иностранные инвестиции, устанавливается современнейшее импортное оборудование, однако все работы выполняют николаевские и украинские строители, поздравить которых с профессиональным праздником как раз и появился удачный повод.

Представитель компании «Український будівельник» Андрей Дмитренко отметил, что все они – не просто строители, а настоящие патриоты Николаева.

– В таких сложных проектах в нашей компании проводится внутренний аудит, затрагивающий как технические, так и финансовые вопросы, – сказал Дмитренко. – Испытания прошли далеко не все компании, с которыми мы пытались сотрудничать. Зато николаевские строители показали себя с лучшей стороны и работают, вкладывая свою душу, знания и колоссальные усилия. Мы подсчитали, что уже установленные на стройплощадке порта сваи Николаевского завода железобетонных конструкций, пользующиеся отличной репутацией по всей Украине, выстроенные в ряд, растянутся примерно на 150 километров, что равняется расстоянию от Николаева до Одессы. Вот такой объем работ уже проделан!

Василий Капацина и Андрей Дмитренко представили своих надежных партнеров – руководителей строительных предприятий: директора Николаевского завода железобетонных конструкций Виктора Григорьевича Кисличенко, Юрия Андреевича Егорова, возглавляющего ЧП «Высотник», Виктора Васильевича Погорелова, который руководит предприятием «Серебряный Док», выпускающим лучшие в Украине железобетонные конструкции. Антикоррозийную защиту металлоконструкций обеспечивает предприятие «Титан-Хим» под руководством Александра Ивановича Коновалова. Компания «Стройград», руководимая Вадимом Аркадьевичем Шалыгиным, выполняет отделочные работы, или так называемую «косметику» любого сооружения. Фирма «Николаевстроймеханизация», которую возглавляет Анатолий Иванович Фомич, поставляет технику и землеройные механизмы. Сотрудничество с «Перспективой Николаева», руководимой Василием Ильичом Слабюком, позволяет четко проводить все монтажные работы. Невозможно обойтись без творческого кропотливого труда проектировщиков, архитекторов Виктора Анатольевича Москаленко и Раисы Николаевны Белой. Внешние инженерные коммуникации создает организация «ВіК», которой управляет Анатолий Павлович Верещагин.

– От нашего завода всем присутствующим и лично Василию Николаевичу Капацине хочу выразить благодарность за поддержку, за то, что основная масса работ делается николаевскими строителями, – сказал в своем выступлении Виктор Григорьевич Кисличенко. – Считаю, что мы вместе делаем хорошее, благородное дело в нашем городе. Прославляем Украину, даем людям работу, платим налоги.

Объекты в Николаевском морском торговом порту возводят также строители со всей Украины: из Днепропетровска, Одессы, Киева, Червонограда, Кременчуга, а до событий на востоке – из Макеевки и Донецка. Но основу дружной команды строителей составляют николаевцы. Об их работе иностранные специалисты всегда отзываются с восхищением, отмечая высокое качество произведенных работ, способность людей работать «по 25 часов в сутки» и высочайшую ответственность за сделанное.

Впереди – новые задачи

Отвечая на вопрос, каким образом в такое трудное время в Николаевский порт удается привлекать крупных и эффективных инвесторов, Василий Капацина сказал: «Договор с компанией «Noble Agri» был подписан в разгар самых жестоких боев на востоке нашей страны 14 месяцев назад. Это был непростой путь. Мой сын Николай 8 месяцев вел переговоры. Если правильно подготовлена так называемая инвестиционная площадка, закрыты все вопросы – земельные, правовые, выполнены все инженерные коммуникации, то инвестор придет при всех украинских «негараздах», безобразиях и бесчинствах украинских чиновников. Даже при процветающей коррупции он имеет мужество зайти в нашу страну, которая действительно очень богата. Нам всегда нужно говорить, что мы очень богатая страна. В такую страну инвестор придет».

Василий Капацина отметил, что в Николаевском морском торговом порту самый значительный вклад осуществляют в настоящее время американская компания «BUNGE» и китайская «Noble Agri», чьи инвестиции являются крупнейшими в Украине.

«Хочу обратить внимание: две крупнейшие экономики ведущих государств мира инвестируют в Николаевский порт. Об этом должны знать николаевцы, – сказал Почетный президент Николаевского морского торгового порта Василий Капацина. – Мы являемся очень привлекательным портом, у которого большое будущее. Нашей команде вместе с партнерами удалось создать первый в Украине промышленный кластер.

Огромный объем строительных работ выполняется нашими уважаемыми строителями. Более сотни подрядных организаций задействованы в реализации строек. Это профессиональные работники со всех уголков нашей страны, но подавляющее большинство из них – это наши земляки, николаевцы, которые каждый день выполняют сверхсложные работы. В жару и в мороз, даже ночью эти героические люди вкладывают свои силы, знания в развитие нашего родного города. Для меня всегда было приоритетным привлечение местных подрядчиков, чтобы средства инвесторов оставались в Николаеве. Трудно даже представить тот объем работ, который выполняется. Каждый день на площадки выходит до 600 работников, задействуется около 70 механизмов. При этом обеспечивается непрерывный перегрузочный процесс. Уверен, сегодня Николаевский морской порт – крупнейшая строительная площадка области, это – наибольшие в области инвестиции, самые современные в транспортной и пищеперерабатывающей отраслях объекты.Приветствую всех работников строительной индустрии с профессиональным праздником! Желаю вашим коллективам огромного желания трудиться, здоровья – семьям, безопасности на производстве, мира и благополучия!

У нашей команды есть еще несколько инвестиционных проектов как непосредственно на территории порта, так и в городе. Нам предстоит еще много строить. Вместе мы справимся!»

Татьяна ФИЛИППОВА
Фото Владимира АНДРИЕВСКОГО

Комментарии:

  1. Александр:

    Как хорошо, что в нашу страну, всё-таки приходят инвесторы. А особенно приятно, что и инвесторы украины .

    Какое дольшое дело они сделали для нашего Николаевского порта, за что им огромное спасибо.

    Обеспечив людей рабочими местами, они улучшили мотериальное положение многих семей, дали возможность

    полноценно воспитывать и обучать своих детей. Вот так недавно читал о ещё одном добром начинании инвесторов http://news.ub.ua/ru/66495-ukrainskiy-startap-preply-stal-uchastnikom-techstars-berlin.html 

     

Сообщение:

*

НОВОСТИ