О бюджете – компетентно и из первых уст

Окончание 2015 года в Украине прошло не только под знаком подготовки к любимым зимним праздником, но и под аккомпанемент нешуточных страстей в главном политическом храме страны. «Быть или не быть?» – вот в чем вопрос. После длительных, а порой жарких дискуссий и споров, сломанных «копьев» депутаты таки решили: госбюджету-2016 быть!

Такое решение далось нелегко. Но уже бой курантов правительство, да и вся страна встретила с явным облегчением: принятие главного финансового документа года дало возможность государству избежать катаклизма в виде неизбежного дефолта и последующей международной изоляции с непременным катастрофическим снижением уровня жизни населения.

Конечно же, государственный бюджет 2016 года – документ не совершенный, вызывает массу недовольства и нареканий  как со стороны экспертов, так и обычных украинцев. Однако, с другой стороны, финансовый план действий дал возможность перевести стране дух и с осторожным оптимизмом смотреть в будущее.

Среди тех, кто поддержал проект государственного бюджета, – и народный депутат от Николаевщины (мажоритарный округ № 131) Александр ЛИВИК.

– Как же так, Александр Петрович, на декабрьской пресс-конференции Вы заявили, что за проект бюджета ни в коем случае голосовать не будете?

– Это действительно так. Но тут уместно будет напомнить, КАКОЙ именно вариант бюджета я не готов был поддержать ни при каких обстоятельствах. И для этого достаточно лишь внимательно посмотреть запись упомянутой пресс-конференции. Первое, с чем я был решительно не согласен, – это «перетягивание» финансовых средств из регионов в пользу центра. Ведь этот принцип прямо бы противоречил курсу на децентрализацию, который взят в нашей стране!

Второе. Я категорически не был согласен с полной отменой всех специальных режимов налогообложения наших аграриев. Известно, что сельское хозяйство остается одной из немногих конкурентоспособных отраслей украинской экономики. А это и рабочие места, и многомиллиардные поступления валюты в страну. Так стоило ли рубить сук, на котором сидишь?

И, конечно же, никак не могли вызвать моего одобрения намерения правительства ограничить и без того скудные социальные стандарты и объемы финансирования образования, медицины, других важных отраслей.

В результате, не побоюсь этого слова, титанических совместных усилий и депутатов, и членов правительства удалось достичь необходимого в таких случаях компромисса. В итоге принят бюджет, который и строгих кредиторов из Международного валютного фонда  удовлетворил  (а это значит, что украинская экономика получит необходимые транши для поддержания своей жизнестойкости), и позволил учесть многие пожелания народных депутатов, в частности, и мои предложения.

– Какие именно?

– Если первоначальным проектом бюджета предлагалось заморозить рост всех социальных стандартов, то в принятом Верховной Радой законе предусмотрено повышение в течение 2016 года прожиточного минимума до 1496 гривен и минимальной зарплаты – до 1550 гривен, что автоматически вызовет рост и других социальных выплат.

Совместными усилиями нам удалось отстоять и права подавляющего большинства украинских пенсионеров. У депутатов не нашло понимания и поддержки предложение правительства обложить налогами все без исключения пенсии. Согласно компромиссному варианту, налогообложению подлежат лишь высокие пенсии – свыше 4134 гривен. Кроме того, максимальный размер пенсионного обеспечения не будет превышать 10700 гривен. Но, опять-таки хочу подчеркнуть, данные ограничения коснутся лишь незначительной части украинских пенсионеров.

«Отбиты» и намерения уменьшить расчет показателя средней заработной платы, которая учитывается при назначении пенсий. Таким образом, размер назначаемых пенсий не уменьшится.

В нелегких дискуссиях нам удалось добиться существенного снижения нагрузки на фонд оплаты труда. Так, единый социальный взнос (ЕСВ) уменьшается с 36-40 процентов до 22% и отменяется уплата ЕСВ с зарплат работающих. Это даст возможность увеличить уровень заработных плат работников и будет способствовать детенизации теневого сектора экономики.

Благодаря сохранению единой системы налогообложения, удержатся на плаву малый и средний бизнес, а это, прежде всего, рабочие места для многих украинцев.

– Резкое неприятие в обществе на протяжении всего бюджетного процесса вызывали намерения правительства фактически ликвидировать для аграриев спецрежим по НДС…

– Действительно, эти планы вызвали многочисленные акции протеста со стороны украинских сельхозпроизводителей. И в конечном итоге консенсус был найден. Теперь, согласно принятому бюджету, большая часть НДС будет оставаться аграриям, а не государству.

– Известно, что в намерении сократить бюджетные расходы и оптимизировать бюджет риску сокращения финансирования подвергалась и гуманитарная сфера – образование, медицина, культура. Что ждать в новом году?

– Среди важных рубежей, которые удалось удержать депутатам, – сохранение государственного финансирования отрасли здравоохранения и профтехобразования.

В бюджете предусмотрено финансирование за счет госбюджета получения образования в высших учебных заведениях І-ІІ уровней аккредитации. Обеспечено бесплатное питание детей с особыми потребностями в специальных классах. Удалось нам отстоять и малокомплектные начальные школы. Первоначально предлагалось с 1 января 2016 года ликвидировать такие учреждения с численностью обучающихся менее 25 детей. Но теперь сельские школы для самых маленьких учеников продолжат свою работу – будь в них пять или 10 учащихся.

– Александр Петрович, а что в смысле принятия государственного бюджета ожидает местные бюджеты, не сократятся ли трансферты на обеспечение жизненно необходимых функций регионов?

– Буквально на днях на сессии был принят бюджет Вознесенского района на 2016 год. И с удовлетворением могу отметить такой факт: благодаря «отвоеванным» у правительства позициям субвенции из государственного бюджета районному бюджету будут увеличены: отрасль образования – на 12 миллионов гривен, а отрасль здравоохранения дополнительно получит около 2 млн. грн. За этими скупыми цифрами стоят дополнительные возможности по улучшению материально-технической базы важных отраслей, в частности, проведение текущих ремонтов и закупка нового оборудования, стимулирование лучших представителей профессии.

Но больше всего меня радует то, что благодаря увеличению государственных ассигнований мы сможем обеспечивать питанием не только учеников льготной категории, но и всех учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ Вознесенского района. Несмотря на все кризисы и дефициты, забота о подрастающем поколении всегда должна находиться во главе угла представителей власти. И, насколько я знаю, узнав о таком решении депутатов райсовета, аналогичное решение приняли и их коллеги из Вознесенского горсовета.

Что касается медицины, то при первоначальном проекте госбюджета на первичную медицину Вознесенского района перепали бы сущие крохи. Теперь же, благодаря существенному увеличению государственной субсидии, есть возможность если не шиковать, то хотя бы поддерживать ФАПы и амбулатории при минимально необходимом уровне для оказания качественных медицинских услуг.

– Александр Петрович, а были ли учтены Вами при рассмотрении государственного бюджета-2016 пожелания земляков?

– От целого ряда местных органов власти перед принятием бюджета поступили дельные и конструктивные предложения и пожелания по поводу бюджетного процесса. В то же время, соответствующее обращение от исполнительного комитета Вознесенского горисполкома пришло ко мне по почте лишь… 28 декабря, то есть через несколько дней после принятия главного финансового документа страны. Вот и что мне делать – плакать, смеяться или недоумевать такой анекдотической ситуации?

– Спасибо за интервью. Удачи Вам, Александр Петрович, в этом парламентском году!

Андрей ТЮРИН

Комментарии:

  1. Валера:

    після 16годин на радіо експерт після години розмови зробив парадоксальний висновок що в нас переізбиток продуктів харчування.аналогічно говорив Шуфрич 1.5року тому,що в Януковича всі були наїдені і що українець вживав 350грам молочки щодня,стільки то мяса і тд.але ні тоді ні Шуфрич ні зараз експерт не зрівняли з нормою медичною науковою скільки треба вживати мяса і молочки щоб забезпечити потреби організму дорослої людини.що українець вживає 56кг мяса а американець 90кг мяса,тобто санітарну норму(що ми 15кг риби морської а японець 70кг).що норма наукова медична Академії наук в любій країні молочки 1літра в день ,тобто 360кг на рік,це якщо рахувати що на вироблення сиру треба 22літри молока,на 1кг масла 20літрів і тд.адже людина рідко пє чисте молоко,може вживати тільки сири чи масло.пальмове масло звязує кальцій в молоці і не дає всмоктуватись і не містить вітаміна Д який впихає кальцій в кості.тому третина підлітків має викривлення позвонка,плоскоступість і не переносять їзди в танках,болять позвонки .і тд.Що Франція має 20млн корів а ми 3млн корів(в 80-і роки мали 30млн корів).У нас вуглеводиста їжа,з дефіцитом білка.тому люди і повні,бо ситість дає білок а не вуглевод(хліб картопля макарони крупи).відсутній імунітет який дає тільки білок,і маємо 1місце в Європі по туберкульозу і грипу.тим більше гречка жарена по 31 а нежарена 34грн в магазинах області.

Сообщение:

*

НОВОСТИ