Автошкола: время нажимать на тормоза

Внутренний конфликт, разгоревшийся в Николаевской областной автошколе Всеукраинского союза автомобилистов (ВСА), что на улице Скульптора Измалкова, вышел за пределы учебного заведения. Трудовой коллектив разделился. Одни поддерживают директора Валерия Галько, а другие объявляют ему недоверие, пишут жалобы, вовлекают прессу и категорически требуют разорвать с ним контракт.

А пока автошколу сотрясают проверки, директору объявлен выговор за непринятие своевременных мер по урегулированию конфликта и он вынужден оправдываться, бунтовщики на коне и продолжают вести себя вызывающе, откровенно демонстрируя пренебрежение к руководству. Акценты в подобной ситуации расставлять сложно, но точку в конфликте требовалось поставить еще вчера.

«Вор, пьянь, хам и с людьми не здоровается»

Жалоба членов трудового коллектива, адресованная в Киев главе Центрального совета ВСА Василию Жуку, написана на удивление бойким и профессиональным слогом. Впечатление, что писала рука, давно привыкшая к жалобам. В этом горячем блюде от коллективного творчества улавливались только эмоции, хотя явно присутствовал дух основательного бухгалтерского подхода к владению цифрами и глубокому познанию финансово-хозяйственной ситуации в автошколе.

Начиналась жалоба, собственно, с того, ради чего и писалась – жесткого требования убрать с занимаемой должности руководителя автошколы В. А. Галько, которому коллектив больше не доверяет.

По утверждению авторов обращения, «за время руководства Валерия Галько при непосредственной помощи Василия Матюшенко (руководителя областного отделения Всеукраинского союза автомобилистов) изменения в школе, цитируем дословно, «становились вопиющими». На трех страницах детально излагались моменты, которые «существенно ухудшают материально-техническую базу автошколы и делают ее неконкурентоспособной».

Валерий Галько.
 

В частности, директора обвиняли в том, что в автошколе дефицит аттестованных специалистов – инструкторов и преподавателей, вследствие чего лицензионный потенциал учебного заведения не используется даже наполовину. Что из-за некомпетентности руководителя закрылся Варваровский филиал, а Новоодесский, Ольшанский и Березанский – на грани закрытия. Что шесть учебных единиц транспорта в неисправном состоянии, хотя на них списываются запчасти. Что три учебных автомобиля новых моделей руководство использует в личных целях, хотя транспорт задействован в учебном процессе. И еще в этом ряду много всяких «что»…

Авторы жалобы, как оказалось, «раскопали» даже такую тайну: автошкола якобы оказывает благотворительную помощь областному союзу автомобилистов, более того, Матюшенко получает наличными ежемесячно 5-6 тысяч гривен. Что касается морально-нравственной оценки, то руководитель автошколы Валерий Галько, оказывается, еще та штучка: в рабочее время распивает спиртные напитки, систематически подделывает документы строгой отчетности, по которым начисляется зарплата инструкторам (путевые листы), «не взаимодействует с ГАИ, МРЕО, Минобразования, мэрией и облгосадминистрацией», а неучтенные материальные ценности в темное время суток вывозит вместе с завгаром в неизвестном направлении.

«Руководство обворовывает и школу, и коллектив, ведя двойную документацию», безапелляционно гласит жалоба. «Зарплата коллектива за время руководства Валерия Галько не индексируется, тарифные ставки не меняются. Автошкола теряет свой авторитет, уходят ценные сотрудники, не найдя общего языка с действующим директором». Более того, директор в процессе конфликта уволил главного бухгалтера, а затем назначил аудиторскую проверку. По мнению подписавшихся под жалобой, это «наводит их на мысль», что финансовые документы таким вот примитивным образом были спрятаны от глаз проверяющих. Заключительным аккордом в довершение полного портрета руководителя автошколы стало утверждение, что он может нахамить, демонстративно не поздороваться, что общается он с людьми «на повышенных тонах с унизительными интонациями», проявляет пренебрежение к коллективу и результатам его работы.

Ну, как вам после такой жалобы? В эпоху Сталина руководителю-самодуру, олицетворяющему зло и беды трудового коллектива, точно светил бы расстрел, причем без суда и следствия. Это тем более удивительно, что Валерий Галько в городе и области имеет хорошую репутацию.

Ведь не случайно, когда трагически погиб в ДТП бывший руководитель автошколы Ю. В. Самсонов, именно Валерию Галько, который на тот момент занимал должность заместителя директора, трудовой коллектив доверил бразды правлении автошколой. И хотя должность эта не выборная, а назначаемая, Галько всех вполне устраивал до момента, пока не стал вводить новшества в совершенствование организационных процессов. Причин для конфликтов, как известно, всегда две – сопротивление любым новшествам в принципе, поскольку люди всегда негативно настроены на изменения (существует, правда, два исключения – повышение зарплаты и внеочередной оплачиваемый отпуск). Ну и когда новшества ущемляют интересы работников, как произошло в автошколе.

«Подписанты» оказались липовыми

Когда конфликт вышел за пределы автошколы и многочисленные жалобы стали достоянием гласности, по распоряжению вышестоящего органа – Центрального совета ВСА – 29 января сего года состоялась проверка финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения. В рабочий состав комиссии вошли опытные специалисты – начальник юридического управления аппарата ВСА, инспектор-методист и главный бухгалтер Херсонской областной автомобильной школы.

Было бы глупо утверждать, что в автошколе все на идеальном уровне. Недостатки в организации труда, пробелы в трудовой и производственной дисциплине, безусловно, имеются, как и в любой другой организации, но их куда целесообразнее было бы устранять конструктивно. Но вопиющих нарушений, которые были анонсированы в увесистой жалобе, комиссия не обнаружила. Не обнаружила и перерасходов средств на запчасти и горюче-смазочные материалы. Зарплата инструкторам и преподавателям начислялась по часовым тарифным ставкам согласно отработанному рабочему времени, указанному в табелях учета, служебные оклады ограничивались пределами разрядов, установленных Центральным советом ВСА.

Когда проверка была в самом разгаре, выяснилось, что подписи шестнадцати человек под жалобой были липовыми – за них расписался кто-то другой. Возмущенные столь вопиющей наглостью, люди обратились к директору с соответствующими заявлениями.

Мы попытались связаться по телефону с теми, чьи подписи под жалобой не были липовыми. Но никто из них ничего конкретно нам так и не сказал и никаких фактов не привел. В целом все сводилось к тому, что «нам кажется, что Галько – вор и коллектив требует провести в автошколе финансово-хозяйственную проверку». Коллективу, мол, виднее.

Напрашивается вопрос: нужен ли был этот конфликт столь уважаемой школе? Прибавил ли он ей положительного имиджа? Добавил ли курсантов, желающих учиться именно здесь при столь широком выборе?

Новые условия требуют новых подходов

Времена изменились, школам, которые раньше безбедно существовали за счет старых ресурсов, необходимо перестраиваться, и это надо учитывать. На сегодняшний момент в Николаевской области автошкол больше, чем пальцев на обеих руках. И каждая стремится заполучить как можно больше курсантов – они принесут деньги. На фоне конкурентной борьбы за выживаемость нелепый публичный скандал в областной автошколе особенно режет слух. Тем более, наполняемость ее желает быть лучшей не только «по вине» директора, как написано в жалобе, но и трудового коллектива в целом. От количества заработанных средств напрямую зависит и уровень оплаты труда.

Возможности областной автошколы огромны – одновременно здесь может учиться 1260 человек, а за год школа способна подготовить и переподготовить 6300 водителей. Она имеет пять сертифицированных филиалов, арендует площади пяти общеобразовательных учебных заведений города Николаева, где проводит подготовку водителей категории «В».

Для обучения начинающих водителей школа располагает собственной площадкой и 61 единицей собственных учебных транспортных средств. Кроме того, она арендует 27 единиц автотранспортных средств и площадку ПАО «Николаевстройтранс». За последние три года автошкола приобрела 10 транспортных средств, которые используются в процессе подготовки водителей. И хотя их количество позволяет автошколе и ее филиалам в полном объеме выполнять программу практического вождения, большинство учебных автомобилей парка – уже устаревших марок.

В числе преподавательского и инструкторского составов – высококвалифицированные аттестованные специалисты, искренне болеющие за свое дело. Это бесценный золотой фонд организации. В силу объективных и субъективных причин специалистов катастрофически не хватает.

– За период обучения одной группы преподаватель получает 1920 гривен (из расчета 16 гривен в час за 120 часов), а инструктор – 3920 гривен (из расчета 14 гривен в час за 280 часов), – объясняет директор автошколы Валерий Галько. – Нельзя сказать, что при столь высокой ответственности –это большие деньги для мужчин, кормящих семьи, особенно в нынешнее время. Тем более, специфика устройства на работу такова, что человек обязательно должен успешно пройти аттестацию в Центре безопасности дорожного движения и автоматизированных систем.

Сами по себе и сами себе хозяева

– Инициаторы скандала огульно обвиняют меня во всевозможных грехах, но фактов нет – одни эмоции, – подчеркнул Валерий Андреевич. – Чтобы расставить все точки над «і», вынужден был организовать аудиторскую проверку. Тем более, главный бухгалтер Сафонова, написавшая заявление на увольнение по собственному желанию, когда уже была фактически уволена приказом, написала новое заявление о восстановлении на работе. Несмотря на отказ, бывший главбух продолжала ходить на работу как ни в чем не бывало и отказывалась сдавать ключи от рабочего кабинета. В результате пришлось менять замки. Естественно, что в такой ситуации возникли опасения за бухгалтерские документы.

В разговоре оказалось, что директор автошколы знает, кто конкретно провоцирует конфликты и почему. «Я могу назвать несколько фамилий, но этого делать не буду. Думаю, умные люди сами уже во всем разобрались. Конечно, можно понять позицию тех, кто хочет зарабатывать больше, но в условиях жесткой конкуренции нужно вести себя по-другому и вместе работать на результат. Глупо рубить сук, на котором сидишь».

Валерий Галько признался: на 12 февраля на 15.30 он назначил общее собрание именно с целью откровенного разговора о ситуации, хотел коллективно обозначить самые проблемные и болевые точки в работе, услышать критику в свой адрес не в общем, а с учетом конкретных фактов.

– Но именно в этот день инициаторы конфликта с утра отменили занятия, в том числе практическое вождение, отпустили курсантов по домам и демонстративно набросали во дворе использованные шины. Демонстрируя свою независимость, они написали заявления о предоставлении им отпуска без сохранения зарплаты и покинули территорию школы, не пожелав принимать участие в собрании.

– Скажите, – обратился к нам директор, подводя итоги разговора, – нужны ли курсантам школы наши распри? На каком основании у них отнимают время, выпроваживают из школы, так и не оказав проплаченную услугу? К тому же украинское законодательство (ст. 84 КЗоТ Украины) гласит: уйти в отпуск без сохранения заработной платы можно только по соглашению с руководством. Поэтому за самовольный уход с рабочего места на законном основании они получили выговоры. Если кому-то очень хочется повоевать, для этого есть законные способы – пусть обращаются в прокуратуру, полицию, суд. Это право каждого гражданина, и я не имею возражений против этого способа. Более того, я сам и другие работники школы воспользовались таким правом. Ведь на мой телефон и телефоны других работников стали приходить СМС с угрозами, оскорблениями (одна из них на фото), требованиями уйти с работы, а поэтому мы обратились в полицию и по этому факту зарегистрировано уголовное производство. Надеюсь, что трусы, которые могут только угрожать анонимно и писать анонимные поклепы, будут установлены и наказаны.

Никто не имеет права огульно поливать людей грязью, науськивать друг на друга, отвлекать от работы, прогуливать рабочие часы, нарушать права курсантов, изъявивших желание учиться в нашей школе. Это недопустимо, и этого в нашей школе не будет.

Послесловие

В любой социальной структуре конфликты неизбежны, так как они – необходимое условие общественного развития. Критика – пусковой механизм каждого конфликта. Вся наша жизнь соткана из конфликтов и примирений, согласий и разногласий. Но при этом нужно четко понимать грань, за которую нельзя переходить, – за ней обрывается здравый смысл сопротивления и борьба становится определяющей в поведении человека и образе его жизни.

Безусловно, любой конфликт – это война, в которой каждая сторона считает себя правой, отстаивает свои интересы и стремится, чтобы виновные были наказаны. Вместо того, чтобы эффективно выполнять свои прямые функциональные обязанности, в ущерб производству и своему здоровью люди втягиваются в интриги. Теряется рабочее время, накапливается компромат, собираются сплетни, выясняются факты и детали, в общем, накапливается арсенал для нового витка боевых действий. Люди, ежедневно обсуждающие за рюмкой водки в соседнем питейном заведении деловые и человеческие качества своих коллег, смакующие в курилке отрицательные черты руководителей, согласитесь, априори не могут быть ценными кадрами и надежной опорой для любой эффективной организации. Это тоже надо понимать.

Хочется пожелать трудовому коллективу автошколы и его руководителю ни жезла, ни гвоздя на пути к урегулированию этого конфликта без лишних жертв и потрясений.

Татьяна ФАБРИКОВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ