Автовокзалы-клоны: от истории – к горькой современности

Так называемые автовокзалы-клоны стали, к сожалению, неотъемлемой визитной карточкой Николаева. Каждый гость областного центра, прибывая автобусом или маршруткой в полумиллионный южный город, первым делом встречает верзилу-зазывалу, который луженым голосом предлагает прохожим отправиться в Одессу и другие города.

Естественно, ни о каком комфорте, присущем автовокзалам, в данном случае и речи быть не может, – тут нет ни зала ожидания, ни туалета, ни камер хранения, ни тем более касс. А зачем? Пассажир прямо в остановочном «кармане» городских маршруток с ходу садится в микроавтобус на Одессу. Через некоторое время с него взимают плату (естественно, без выдачи проездного документа), и по наполнению маршрутка с ветерком мчится в соседний областной центр. Сервис по-николаевски…

Многие жители и гости города наверняка подзабыли, что так было не всегда, а междугородние и пригородные пассажирские автобусы отправлялись в путь исключительно с автовокзалов. Впрочем, напомнил про не такую уж и далекую историю Андрей Новиков, обратившийся в СМИ. Андрей Геннадьевич, возглавивший Николаевский междугородний автовокзал в 1989 году, был свидетелем «становления» автовокзалов-клонов.

– Еще в 1996 году, – вспоминает А. Г. Новиков, – на остановке 12-го маршрута, в районе проспекта Октябрьского и улицы Чигрина, владельцы микроавтобусов под «крышей бандитов» начали перехватывать пассажиров, идущих с остановок общественного транспорта, предлагая им свои услуги для перевозки в Одессу. Администрация автовокзала, как могла, боролась с этим злом. Хотя самим пассажирам было по барабану, с кем ехать, как ехать, только ехать – и все. А на то, что подвергаешь свою жизнь конкретному риску, внимания не обращали.

Далее, по словам Андрея Новикова, к нему явился господин Локошко, руководитель компании «Николаев-Авто», и предложил совместно с ЧП «ПиК» перевозить пассажиров с остановки перед автовокзалом, причем отправлять маршрутки не по расписанию, а по наполнению. Но начальник автовокзала ответил отказом, поскольку все перевозчики должны находиться в равных условиях.

Однако…

– В один прекрасный день, – продолжает свой рассказ А. Новиков, – дежурная по автовокзалу докладывает мне, что по пр. Октябрьскому, с фасада автовокзала, ведется посадка пассажиров в микроавтобусы. Когда я вышел к этим перевозчикам, то увидел Локошко. Спрашиваю: в чем дело, что за беспредел? На что он показывает мне расписание движения автобусов на Херсон, утвержденное в законном порядке. Причем было указано, что автобусы отправляются не с платформ автовокзала, а от автовокзала. Конечно, мною тут же был поставлен в известность начальник Николаевского автоуправления господин В. В. Буркун, который на тот момент также возглавлял ООО «Орион-Авто».

Руководством междугороднего автовокзала совместно с легальными перевозчиками было отправлено немало писем во властные структуры с целью упорядочить ситуацию вокруг автовокзала. Однако, по мнению А. Новикова, довести дело до конца помешала последовавшая вскоре приватизация предприятия. И, к тому же, «левые» автостанции осуществляли «забор» пассажиров не с территории автовокзала, а от городской остановки.

Впрочем, господин Новиков, став у руля приватизированного НОПАС, продолжил борьбу с недобросовестными конкурентами законопослушных перевозчиков. В частности, земля, примыкающая к междугороднему автовокзалу со стороны пр. Октябрьского, была оформлена за НОПАСом. Соответственно, с «теплого местечка» были убраны и нелегалы-зазывалы на микроавтобусы, отправляющиеся в соседний Херсон.

А в один из прекрасных дней силами ОМОНа была очищена от «леваков» и остановка на ул. Чигрина, откуда отправлялись маршрутки на Одессу. «Но буквально уже на следующее утро, – говорит А. Новиков, – начальник автовокзала мне доложил, что «ПиК» и «Николаев-Авто» заняли место «левых перевозчиков», поставили своих зазывал и грузят пассажиров в свои микроавтобусы. Так же на территории зеленой зоны работает техника – убирают бордюры, делают «карманы». Я обратился в милицию, так как работа охранялась «мальчиками» спортивного типа, с оружием. Однако мне ответили, что все вопросы надо адресовать в «горисполком, к Женжерухе». Позже мы узнали, что земля на зеленой зоне и часть Внутриквартального проезда были сданы в аренду «Николаев-Авто» якобы для строительства автовокзала «Николаев-Южный».

Но все обращения в различные городские и государственные инстанции не дали эффекта, разбиваясь о «крышу» в лице зама городского головы, начальника автоуправления и Минтранса. А вскоре А. Новиков ушел на другую работу.

… Прошло почти два десятилетия после описанных событий, а воз и ныне там. Правда, активную борьбу с недобросовестными перевозчиками ведут как руководство междугороднего автовокзала, так и общественники, в частности, общественные организации «Ассоциация работников транспортной отрасли и инфраструктуры» и «Центр антикоррупционных расследований».

– Когда маршрутки на Одессу заполняют «карман», то городские маршрутки не могут остановиться в этом безопасном месте и высадить пассажиров. Они выгружают их прямо по дороге: причем у нас есть куча фотографий, где они останавливаются и на второй линии. Одна маршрутка остановилась на первой линии, вторая остановилась по трассе: выходите, выбегайте, это уже ваши проблемы, – с возмущением говорит Денис Барашковский, активист «Центра антикоррупционных расследований».

Однако во время совместного рейда общественников и представителей горисполкома на «автовокзале» не оказалось ни одной маршрутки «на Одессу», что наталкивает на мысль о возможном «крышевании» бизнеса автоперевозок со стороны городских чиновников.

– Примечательно, что незаконный автовокзал функционирует на базе… остановочного навеса. Они посчитали, что этого достаточно, чтобы сделать междугородний, межобластной автовокзал в городе Николаеве, – отметил Д. Барашковский.

Однако, по словам активиста, с избранием мэром Александра Сенкевича есть надежда на изменение ситуации, в частности, создана рабочая группа по изучению проблемного вопроса. В интервью одному из интернет-изданий вице-мэр Юрий Степанец заявил, что депутаты могут отказать ЧП «ПиК» в аренде остановочного павильона, но с автовокзалом-клоном должна бороться «Укртрансбезопасность».

– Все, что от городской власти зависело, мы сделали, – считает Ю. Степанец. – Мы поставили там знак «общественная остановка». На общественной остановке ближе 30 метров не имеет право останавливаться никакой транспорт. Мы предложили общественникам: если они считают, что депутаты незаконно передали землю для обслуживания навеса, такая была формулировка договора аренды для частного предприятия «ПиК», им предложили обращаться в депутатскую земельную комиссию. Рассказать, что земля используется не по назначению, что на этой земле останавливаются маршрутки Одесса – Николаев, Николаев – Херсон и мешают общественному транспорту и обычным маршруткам», – рассказал Степанец.

Странно, неужели о данных нарушениях ничего не известно городским чиновникам и депутатам? Ведь о них неоднократно сообщала в своих публикациях как наша газета, так и другие средства массовой информации. Да и для того, чтобы увидеть эти «негаразды», достаточно лишь выйти из чиновничьего кабинета и обойти территорию вокруг автовокзала.

Поэтому посмотрим, на самом ли деле городская власть хочет навести порядок в сфере автоперевозок, или просто имитирует борьбу с этим социально-экономическим злом?

Андрей ТЮРИН

Комментарии:

  1. Автовокзалы-клоны: от истории к горькой современностиТРАНСИНФОРМ:

    […] Рідне Прибужжя […]

  2. ершик:

    Конкуренция она и в Африке конкуренция. Один перевозчик хочет вытеснить другого, используя властные структуры. Пассажир голосует деньгами. Где ему комфортнее, там он и садится в транспортное средство. Автовокзал не справился в свое время с изменившейся ситуацией. Работал по старинке, по- советски, используя монопольное положение, без каких- либо изменений прнинципа работы. Появились люди, которые ввели другую систему перевозки. Территория автовокзала используется крайне не эффективно. Может есть смысл вообще изменить его местоположение. Пассажиру автовокзал не нужен. Ему нужно место для посадки в транспортное средство и быстрейшее достижение конечной цели. Точка.

  3. Кирилл:

    Интересно

Сообщение:

*

НОВОСТИ