Облтеплоэнерго и потребители: кто прав?

Отопительный сезон приближается к своему завершению. Однако его проблемы будут еще долго обсуждаться потребителями на кухнях, а должностными лицами – в высоких кабинетах.

В Николаеве нынешний сезон был отмечен «новшеством» коммунального предприятия «Николаевоблтеплоэнерго»: накануне зимы его сотрудники опломбировали счетчики тепла в десяти многоэтажных домах на Намыве и перекрыли доступ к вентилю операторам, в обязанности которых  входит снятие показаний и регулировка подачи тепла. Об этом шла речь в материале «Тепло требует учета», который был опубликован в «РП» № 52 от 24 декабря 2015 года. Какой была реакция на выступление газеты?

Тактика замалчивания

Откровенно говоря, адекватной реакции, которая бы урегулировала конфликт между потребителями и руководством ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» или, по крайней мере, внесла бы ясность в описанную ситуацию, от обоих наших адресатов – директора областного коммунального предприятия «Николаевоблтеплоэнерго» С. В. Пшеничного и заместителя городского головы В. В. Гайдаржи – мы так и не получили.

Сергей Васильевич Пшеничный откровенно игнорирует и газетную публикацию, и обращение редакции с просьбой прокомментировать проблему. До публикации он демонстративно не желал отвечать на вопросы журналиста, попросту не реагировал на телефонные обращения. А после того, как статья появилась на страницах газеты, он не удосужился ни единым словом ответить на письменное обращение редакции… в течение вот уже двух месяцев. Такие действия или, точнее сказать, бездействие – явное нарушение Законов Украины «Об информации» и «О доступе к публичной информации»! Кстати, в публикации говорилось сразу о двух фактах: перекрытии доступа к регулированию подачи тепла в 10-ти многоэтажных домах на Намыве, на ул. Красных Маевщиков, а также о не установке счетчика тепла в доме № 203а по ул. Торговой. Так что, помимо игнорировании областной газеты и ее читателей, директор областного коммунального предприятия также выражает откровенное неуважение к потребителям как в одном, так и в другом случаях.

Секретарь Сергея Пшеничного, даже не обещая связать журналиста с ним по телефону, при этом передала довольно странное пояснение от самого директора: «Мы готовим статью в газету, в которой директор ответит на все вопросы журналистов» (?). Почему же за два месяца такая статья так и не «родилась»?

Инструкциями запрещено!

Заместитель мэра В. В. Гайдаржи прислал в редакцию пояснение, которое приводим полностью: «На колективне звернення мешканців житлових будинків по вул. Ч. Майовщиків, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 45, 47 про заборону регулювання на системі опалення мешканцями будинку та запломбування арматури на вузлі обліку теплової енергії повідомляю наступне.

ОКП «Миколаївоблтеплоенерго» здійснює теплопостачання будинків згідно з типовим «Договором про надання населенню послуг з централізованого опалення та постачання гарячої води». Розділом 5 («Права та обов’язки споживача») Договору не передбачені будь-які дії Споживача із втручанням у роботу внутрішньобудинкової системи опалення і вузлу обліку (регулювання, прикриття/закриття засувок) або збільшення/зменшення теплоспоживання з метою зміни якості опалення (забезпечення якості опалення покладено на теплопостачальне підприємство п. 4.1.3 Договору). ОКП «Миколаївоблтеплоенерго» згідно з п. 4.2 Договору здійснює контроль за виконанням Споживачем умов Договору та вимог нормативних документів.

Також згідно з «Правилами користування тепловою енергією», затвердженими Постановою Кабінету Міністрів від 03.10.07 № 1198, п. 11, забороняється самовільне втручання у діючі системи теплопостачання і теплоспоживання, а згідно з ДБН В.2.5-39.2008 п. 12.11 забороняється регулювання подачі теплоносія запірною арматурою.

На підставі викладеного ОКП «Миколаївоблтеплоенерго» вимагає від балансоутримувачів будинків проводити усі роботи з регулювання, експлуатації внутрішньобудинкової системи опалення і вузлу обліку з суворим дотриманням вищезазначених нормативних документів та забезпечити невтручання сторонніх осіб в роботу будинкової системи та вузлу обліку.

Таким чином, дії ОКП «Миколаївоблтеплоенерго» про заборону регулювання на системі опалення мешканцями будинку та запломбування арматури на вузлі обліку теплової енергії відповідають вимогам діючого законодавства».

Дано, казалось бы, очень подробное пояснение, но оно все же вызывает множество вопросов и у журналиста, и у потребителей тепла.

Первым делом хотелось бы возразить В. В. Гайдаржи в том, что при регулировании подачи тепла в систему «вмешиваются посторонние личности». Как правило, работу с тепловыми счетчиками жильцы поручают специально обученным операторам, имеющим техническое образование, как Виктор Житников, или навыки обращения с подобными приборами. К тому же, ежемесячно все операторы предоставляют данные счетчиков и постоянно общаются с сотрудниками тепловой инспекции «Николаевоблтеплоэнерго». Выходит, что этих людей на предприятии хорошо знают, сотрудничают с ними, а значит, и доверяют им.

Во-вторых, сами сотрудники «Николаевоблтеплоэнерго» в случае необходимости также уменьшают и увеличивают подачу теплоносителя. Почему же это запрещено делать специально обученным людям?

К тому же, если бы подобное пояснение тепловики предоставили жильцам домов, которые только желают установить счетчики тепла, думаю, мало кто из них согласился бы тратиться на дорогостоящий прибор, нанимать ответственного за него, платить ему за работу, а в результате – не иметь возможности регулировать подачу тепла! Ведь в таком случае пропадает смысл установки прибора учета!

Как бы ни поясняли тепловики запрет регулировать подачу тепла соображениями безопасности, но не учитывать здесь интересы жильцов тоже нельзя. Кому тогда нужны были бы счетчики?

Мнение специалиста

В том, что регулировать подачу тепла нужно позволить жильцам, уверен Виталий Ганчо, ныне пенсионер, который в прошлом руководил работой котельной завода «Океан», глиноземного завода, других котельных, а также прекрасно знающий особенности тепловой сети всего Корабельного района в целом.

– Во всем виноваты администрации котельных, – считает Виталий Ганчо. – Именно они не выдерживают необходимую температуру теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. К примеру, на улице 3 градуса – они должны выдавать 50 градусов теплоносителя. При минус 20 – нужно 150 градусов. А они держат в пределах 45-50-60 градусов, то есть значительно ниже. Из-за нехватки тепла ЖЭКи увеличивают расход, рассверливая сопло, тем самым увеличивая поступление теплоносителя. Увеличенный расход в холодное время дает какой-то результат. Но когда тепло, идет сильный перетоп.

«Ни горводоканал, ни облэнерго не требуют какого-то конкретного потребления воды или света, – отмечает Ганчо, – а теплосеть почему-то хочет, чтобы потребитель использовал и оплачивал тепла намного больше, чем ему нужно».

Виталий Ганчо уверяет, что на собственном опыте убедился в существенной экономии оплаты за тепло в случае самостоятельной регулировки: на 30-50%! Он делает вывод: «Регулировать надо обязательно. Котельные не смогут выдерживать графика подачи тепла, поскольку газа не хватает. Самый правильный вариант – разрешить регулировать именно жильцам. Не ЖЭКам, как предлагает «Николаевоблтеплоэнерго», которые рассверливают сопло при первых жалобах на холод в квартирах, чем лишь усугубляют ситуацию».

Проверка на монополизм

Жалоб на действия «Николаевоблтеплоэнерго» в течение отопительного периода накопилось настолько много, что промолчать руководители «Николаевобтеплоэнерго» все же не могли. 19 февраля в облгосадминистрации состоялся брифинг, на котором главный инженер предприятия Виталий Бородин заявил: «Срабатывает автоматика, что может создать тепловой коллапс на котельной. Подчеркиваю, вмешательство в работу узла запрещено правилами технической эксплуатации».

Однако уже через несколько дней пресс-служба Николаевского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины сообщила, что началось рассмотрение дела в отношении ОКП «Николаевоблтеплоэнерго».

«В адрес Николаевского областного территориального отделения АМКУ в декабре 2015 года и январе 2016 поступали многочисленные обращения жителей многоквартирных домов города Николаева в отношении действий ОКП «Николаевоблтеплоэнерго», связанные с вмешательством во внутридомовые сети теплоснабжения путем открытия на полную мощность и опломбирования запорных вентилей (кранов, арматуры), что приводит к вынужденному чрезмерному потреблению услуг по централизованному отоплению и, как следствие, увеличению платы потребителей за такие услуги, – говорится в сообщении. – В связи с указанным распоряжением административной коллегии территориального отделения относительно ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» было начато рассмотрение дела в связи с наличием в его действиях признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного п. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», а именно: злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке в виде действий, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей, которые были бы невозможны при условиях существования значительной конкуренции на рынке».

Председатель территориального отделения АМКУ В. Харченко пояснил корреспонденту «РП»: «Сейчас предметом изучения является правомерность действий со стороны «Николаевоблтеплоэнерго», связанных с предоставлением профильной услуги теплоснабжения. Если облтепло что-либо делало неправомерно, то стоит вопрос о возможном перерасчете, что будет довольно серьезно для предприятия. Это будет приведение их действий в соответствие с законодательством. В то же время нужно смотреть и давать оценку действиям всех участников. Насколько правомерны требования, которые предъявляют люди, и правомерны ли те действия, которые совершило предприятие».

Таким образом, ясности в этом вопросе пока нет. А кто прав – покажет расследование специалистов Антимонопольного комитета.

 Татьяна ФИЛИППОВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ