«Клоны» и автовокзалы: на чьей стороне пассажир?

Конфликт, Новости

  1 Апр , 2016

Наша газета неоднократно писала про работу так называемых автовокзалов-«клонов». Работая рядом с легальными предприятиями в сфере перевозки пассажиров, эти псевдоавтостанции не только нарушают законы здоровой конкуренции, но и наносят существенный вред как бюджету, так и ущемляют права самих пассажиров. Но, похоже, воз и ныне там… Поэтому есть смысл еще раз обратиться к самим пассажирам.

Купив билет на автобусный маршрут в кассах Николаевского междугороднего автовокзала, пассажир может быть уверен: таким образом он не только защищает свои права как потребителя услуг по автоперевозкам, но и способствует наполнению местных бюджетов, то есть поступает как добропорядочный гражданин. В документе на проезд в междугородних автобусах указана исчерпывающая информация – номер и название рейса, номер платформы, время отправления и ориентировочное время прибытия в конечный путь, место в салоне транспортного средства, название перевозчика и даже госномер автобуса! Прибрести билет можно и заранее, за несколько дней до отправления нужного рейса.

Кроме того, в проездном документе указана страховая компания и ее месторасположение, контактные телефоны. Соответственно, в случае непредвиденного ЧП в время поездки пассажир имеет право обратиться за возмещением ущерба к страховикам, и основанием для такого обращения будет автобусный билет, выданный в кассе автовокзала.

Таким образом, сотрудниками автовокзалов выполняется указ Минтранса № 503 от 25.05.2006 «Об утверждении Типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа на маршрутах общего пользования», где четко прописано, что стоимость проезда, информация о перевозчике, страховой компании и о страховом сборе должна быть в обязательном порядке напечатана в билете.

Наконец, покупая билет в кассе легального автовокзала, пассажир может быть уверен: часть денег от внесенной в кассу суммы будет уплачена в качестве налоговых отчислений.

– Билет – это фискальный документ, который подтверждает, что пассажир, купив его, оплатил налог. После каждой операции на кассовом аппарате через специальный модем идет отчет в налоговую инспекцию, – отмечает начальник Николаевского междугороднего автовокзала Игорь Кисельман.

Однако часть пассажиров рассуждает иначе. Мол, какая разница – в чьи руки попадут мои деньги, главное – добраться в нужную точку. И часто попадают впросак. Ведь, как правило, четкого графика движения автобусов со станций-«клонов» не существует. Конечно, маршрутка может отправиться через пять минут, а может – и через полтора часа. Ведь пока не заполнятся все места, водитель с места не тронется.

Никто не будет спешить и обилечивать пассажиров. Те граждане, которые пользуются услугами автостанции «Южная» и других подобных «заведений», не дадут соврать: деньги за проезд они отдают либо самому водителю, либо невесть откуда зашедшему в маршрутку «кассиру», при этом взамен не получив ровным счетом НИЧЕГО. И лишь после настойчивой просьбы водитель, часто возмущаясь «вредностью» пассажира, все же выдает какой-то «квиток», заменяющий проездной документ. Да и, как правило, выдача «проездного» осуществляется по прибытии в пункт назначения.

Что же представляет собой «билет» от автостанций-«клонов»? Это – бумажка, на которой напечатана незаполненная форма. В «документе» не указаны ни номер рейса, ни время отправления, ни пункты отправления и прибытия, ни цена проезда… Правда, на обороте «билета» вроде как имеется штамп перевозчика, но вряд ли это приближает данный кусочек бумаги к государственным нормативам на проездные документы.

Вряд ли пассажир в случае непредвиденных обстоятельств сможет воспользоваться услугами страховой компании. А что уже говорить про финансовый отчет и уплату налогов! Поскольку основная масса пассажиров не обеспечивается даже такими псевдодокументами, абсолютно непонятно, как отчитываются фирмы-перевозчики о количестве пассажиров и финансовых поступлениях? Соответственно, не уплачиваются огромные суммы в местные бюджеты.

Стоит отметить, что возникновение автовокзалов-«клонов» дивным образом совпадает с тем временем, когда на должности начальника облавтоуправления находился небезызвестный Валерий Буркун, совмещавший государеву службу со своими частными интересами в качестве руководителя «Орион-Авто» – предприятия по осуществлению пассажирских перевозок. Да и, как писала наша газета, семья экс-чиновника и сейчас имеет самое непосредственное отношение к функционированию автовокзалов-«клонов».

В то же время удивляет беспомощность нынешней власти в вопросах наведения порядка на рынке пассажирских автоперевозок. Несмотря на активные действия общественников из «Ассоциации работников транспортной отрасли и инфраструктуры» и «Центра антикоррупционных расследований», рынок автоперевозок по-прежнему остается в «тени». Еще в 2014 году общественная организация «Центр антикоррупционных расследований» в своей публичной презентации рассказала про все схемы транспортной мафии, указав, что на тот момент бюджет города Николаева каждый год недополучал минимум 52 миллиона гривен (в ценах того времени).

Как известно, прошлой осенью муниципальная власть поменялась. Однако вместо реального наведения порядка в указанной сфере вице-мэр Юрий Степанец обиделся на общественников за то, что на слайде «Кто крышует коррупцию в общественном транспорте?» была выложена и его фотография.

– Он сказал, что больше с нами работать не будет, – отмечает активистка Евгения Матейчук. – Так и хочется сказать, что критиковать со стороны легче, однако это не критика, а текст, основанный на недополученных бюджетом миллионов гривен, украденных у николаевцев, обращениях людей, которых били и унижали. И если мэр и дальше будет держать в своем близком окружении таких подчиненных, то выводы будут другими.

Что ж, а пока чиновники не наведут порядок на рынке пассажирских автоперевозок, гражданам стоит позаботиться о своей безопасности и наполнении местных бюджетов. А там, глядишь, и «ответственные лица» подтянутся…

Андрей ТЮРИН

Комментарии:

  1. Пассажир:

    Не всегда на автовокзале билет можно купить заранее, говорят по прибытию автобуса, но когда прибегаешь к кассе билеты уже проданы, тем, кто едет дальше.

Сообщение:

*

НОВОСТИ