На повестке дня – природный газ

Проблемные вопросы по потреблению газа и оплате за него волнуют многих наших читателей. Именно по их просьбе на самые популярные вопросы сегодня отвечает председатель правления ПАО «Николаевгаз» Богдан Станиславович Стегний.

– Сколько договоров нужно заключить потребителям газа, чтоб продолжать пользоваться услугой газоснабжения?

– Потребителям необходимо заключить два договора – один с ПАО «Николаевгаз» на распределение газа и второй с ООО «Николаевгаз сбыт» на его поставку.

Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (далее – НКРЭКУ) от 30.09.2015 № 2494, утвержден Кодекс газораспределительных систем, согласно которому доступ потребителей к газораспределительным сетям для потребления (поставки) природного газа предоставляется при условии и на основании заключенного между потребителем и оператором ГРМ (ПАО «Николаевгаз») договора распределения природного газа. Сам договор утвержден Постановлением НКРЭКУ от 30 сентября 2015 г. № 2498.

Также Постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 № 2496 утверждены Правила поставки природного газа. Эти Правила регулируют отношения, возникающие между поставщиками и потребителями природного газа. Согласно этим Правилам поставка природного газа потребителям осуществляется на основании договора поставки природного газа между поставщиком и потребителем. Этот договор утвержден Постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 № 2500.

Осуществление отбора (потребления) природного газа потребителем при отсутствии заключенных договоров распределения и поставки природного газа не допускается.

Однако не стоит волноваться, оба договора являются публичными, и для их заключения достаточно подписания заявлений-присоединений потребителя к условиям договоров распределения и поставки природного газа. Эти заявления на поставку газа были разосланы всем потребителям в первых числах февраля, а заявления-присоединения на распределение газа – в первых числах марта. Своей подписью потребитель подтверждает правильность своих данных, указанных в заявлении, и дает согласие на дальнейшее потребление газа через поставщика в лице ООО «Николаевгаз сбыт» и газораспределительной компании в лице ПАО «Николаевгаз».

– В февральских квитанциях люди увидели доначисления, из-за которых у них образовались долги. В связи с чем это произошло и что теперь им делать?

– Такие платежки получили потребители газа, чьи дома пока не оснащены счетчиками газа. 28 января 2016 года Высший административный суд Украины (ВАСУ) признал незаконным Постановление Кабмина № 237 от 29 апреля 2015 года, которым правительство вдвое снизило предыдущие нормы потребления природного газа на одного человека в жилищах, не оборудованных счетчиками (для помещений с газовой плитой и централизованным горячим водоснабжением – 3 куб. м на человека в месяц; с газовой плитой без централизованного горячего водоснабжения – 4,5 куб. м; с газовой плитой и газовой колонкой – 9 куб. м). Согласно постановлению ВАСУ за потребленный по незаконным нормам газ потребители обязаны доплатить обл- и горгазам сумму почти аналогичную уже уплаченной за предыдущие девять месяцев. ООО «Николаевгаз сбыт», понимая, в какое «шоковое» состояние может ввести потребителей платежка с 9-месячным долгом, со своей стороны сделало максимально возможное, чтобы облегчить ситуацию для людей. Газовая компания автоматически реструктурировала возмещение накопленной не по вине потребителей задолженности и разбила платеж на 9 месяцев. Таким образом, в квитанции указано следующее:

месячная оплата за газ по «старым» нормам, то есть тем, которые действовали до снижения в апреле 2015 года и соответствовали реалиям потребления газа;

общая сумма долга, который «набежал» за 9 месяцев из-за Постановления Кабмина, согласно которому нормы были некорректно занижены;

1/9 от общей суммы долга, которую необходимо погасить в текущем месяце.

– Это значит, что теперь вернулись «старые» нормы – 6, 9 и 18 куб. м?

– Нет. Перерасчет по таким нормам был осуществлен только за период действия отмененного судом постановления, с мая плюс февраль и часть марта.

24 марта 2016 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров № 203 с новыми нормами потребления газа без счетчиков. С этой даты действуют следующие нормы (из расчета на 1 человека в месяц):

– если установлена только газовая плита и в квартире есть горячая вода – 4,4 куб. м;

– если установлена только газовая плита, но в квартире нет горячей воды – 7,1 куб. м;

– если установлена газовая плита и газовый водонагреватель (колонка) – 14 куб. м.

В этом же постановлении указано, что Министерство энергетики и угольной промышленности должно подготовить порядок по урегулированию пересчета стоимости газа, потребленного во время действия отмененных норм.

Поэтому, как только министерство подготовит и утвердит такой порядок, все участники газового рынка приступят к его выполнению.

Хаос с нормами не касается тех потребителей газа, в домах или квартирах которых установлены газовые счетчики. Из этого можно сделать единственный вывод: чтобы избежать подобных неожиданностей, потребителям выгоднее пользоваться счетчиком и рассчитываться исключительно за потребленный газ.

– Вместе со счетами за февраль люди также получили заявления-присоединения, но им сложно понять и разобраться в них. Не могли бы вы дать пояснения?

– Конечно.

1. Персональный EIC-код: персонифицированный идентификационный код, который присваивается домовладению и используется для электронного обмена данными между субъектами рынка природного газа (рекомендуется Европейской сетью операторов ГРС).

2. Название и описание объекта (частный дом или квартира).

3. Адрес объекта.

4. Величина присоединенной мощности объекта:

– при наличии счетчика газа: рассчитывается индивидуально для каждого потребителя в зависимости от типоразмера счетчика, установленного в его доме (G‑1.6, G‑2.5, G‑4, G‑6, G‑10), в соответствии с формулой с техническими параметрами (Кодекс ГРС, п. 6 «Порядок расчетов по Договору распределения природного газа»);

– при отсутствии счетчика газа: для газовой плиты – по максимальной мощности счетчика типоразмера G‑2.5; для газовой плиты и водонагревателя – по мощности счетчика газа типоразмера G‑6; для газового котла – по мощности счетчика газа типоразмера G‑10.

Что касается этого пунктаданные, внесенные в заявления, заполняются автоматически из базы компании. Чтоб все было корректно отражено в заявлениях, ПАО «Николаевгаз» проводило в феврале-марте сверку соответствия типоразмера счетчика и установленных у потребителя приборов с данными, внесенными в базу.

5. Параметры счетчика газа: указывается типоразмер счетчика.

6. Группа потребления: определяется принадлежность абонента к одной из 17 групп потребления, в соответствии с имеющимися газовыми приборами, отопительной площадью и годовым объемом потребления газа (Дополнение 1 к Кодексу газораспределительных систем (пункт 4 главе 1 раздела І).

7. Перечень газовых приборов.

8. Отапливаемая площадь, кв. м.

9. Количество зарегистрированных лиц.

10. Плановые объемы потребления газа в разрезе календарных месяцев: распределение объема годового потребления газа для соответствующей группы потребления по месяцам (в соответствии с алгоритмом, утвержденным регулятором НКРЭКУ). Плановые объемы потребления газовая компания применяет в случае, если вовремя не получила от потребителя фактические показания счетчика за месяц. Определяются они путем умножения фактического объема потребления за последние 12 месяцев на коэффициент для конкретного месяца, который соответствует группе потребления (это и есть упоминавшийся выше алгоритм).

Если у потребителя отсутствуют замечания к персонифицированным данным в заявлении, его необходимо подписать и передать в ПАО «Николаевгаз» любым удобным способом: направить по почте, вложить в специальный ящик в абонентском отделе газового хозяйства или передать контролеру во время его визита. В случае необходимости внесения изменений в персонифицированные данные, потребитель должен обратиться лично в абонотдел газовой компании с соответствующим заявлением.

1 апреля планировалось введение отдельной оплаты за обслуживание газовых приборов (так называемой абонплаты), и если это так, каким образом и куда нужно ее платить?

– Павильное название – плата за пользование единой газотранспортной системой Украины, или плата за присоединенную мощность. Эта концепция сейчас обсуждается на государственном уровне. Речь идет о том, что если человек подключен «физически» к газовой системе, это значит, что за ним зарезервирована определенная газовая мощность. Ее определяют наличием прибора учета. Сейчас оплата за транспортировку газа заложена в конечную цену газа в качестве тарифа на транспортировку, это постоянная его составляющая. Это средства, которые газораспределительная компания круглогодично направляет на обследование, содержание и обслуживание газотранспортной системы.

Планируется из общей цены газа (в данный момент это 7,188 грн.за 1 куб. м) вычленить часть, которая является тарифом распределения, и вынести это в отдельный платеж за пользование мощностью. То есть общий платеж за газ сократится за счет отделения тарифа, а услуга распределения станет ежемесячной фиксированной суммой к оплате, независимо от того, какой объем газа использовал потребитель.

Решение о введении абонентной платы и ее размере Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), официально пока не принято.

Как только Кабинет Министров Украины с НКРЭКУ примут решение об определении цены газа исключительно как товара и отделят составляющую, которая сегодня каждый потребитель платит за транспортировку и распределение природного газа, будет принято и решение о введении фиксированной абонентной платы за присоединение к газораспределительной системе.

– Изменилась ли цена на газ с 1 апреля?

– В конце марта Кабинет Министров Украины принял Постановление КМУ от 30.03.2016 № 234, которое вносит изменения в Постановление КМУ от 01.10.2015 № 758. Согласно ему на апрель 2016 г. для социальных категорий потребителей установлены такие цены:

7,188 грн. за куб. м для всех бытовых потребителей;

3,6 грн. за куб. м для религиозных организаций.

Так что пока цена для бытовых потребителей осталась прежняя – 7,188 грн. за куб. м газа, а льготная 3,60 грн. распространяется только для религиозных организаций.

– Какие еще услуги должны дополнительно оплачивать абоненты: установка счетчиков, их поверка и т.п.?

– Если мы говорим об услугах в общем, то ПАО «Николаевгаз» предоставляет ряд различных платных услуг, например, ремонт газовых приборов, выдача технических условий и прочее. Есть работы и услуги, которые выполняются на основании заключенных договоров с подрядными организациями, – это, например, строительство объектов газификации, создание проектной документации и т. п.

Если же мы говорим конкретно о том, что связано с газовыми счетчиками, то установка программных газовых счетчиков во исполнение «Закона об обеспечении коммерческого учета газа» проводится для населения бесплатно, т. е. за наш счет. Средства на их покупку и оплату работ по установке берутся из получаемых нами средств из тарифа распределения. А планы по установке утверждаются НКРЕКУ согласно нашей инвестиционной программе на год.

Однако это не лишает потребителя права установить счетчик за свой счет. Для этого ему нужно обратиться в службу «Единое окно» с соответствующим заявлением.

Что касается поверки счетчиков, то согласно Закону Украины «О метрологии и метрологической деятельности» (ст. 17, п. 4) периодическая поверка (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники, которые являются собственностью физических лиц, осуществляется за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги. Согласно государственному стандарту Украины 2708-2006 (Поверка средств измерительной техники. Организация и порядок проведения) плановая поверка проводится через установленные межповерочные интервалы. Такие интервалы определяются «Госреестром средств измерительной техники» (для газовых счетчиков в зависимости от модели, типоразмера или производителя – это раз в 5 или 8 лет). Если же потребитель по тем или иным причинам хочет провести поверку своего газового счетчика в межповерочный период, то она осуществляется за его счет.

– Почему не все отделения банков принимают оплату за газ?

– Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 сентября 2016 г. № 792 «Об обеспечении проведения расчетов за потребленный природный газ» предусмотрена оплата Поставщиком услуг по приему платежей от населения в размере не более 0,3% средств, поступивших от пользователей природного газа. То есть именно в таком размере ООО «Николаевгаз сбыт» оплачивает банковский комиссионный сбор за потребителя. Процент, который банк взимает с жителей города и области сверх этого, определяется банковским учреждением самостоятельно. Скорей всего, не все банки согласились на такой низкий процент оплаты комиссии с нашей стороны и просто отказались от приема коммунальных платежей за газ. Большинство же банков продолжают принимать платежи, но дополнительно взимают с потребителей собственный комиссионный сбор. При этом размер такой комиссии определяется банком самостоятельно и не зависит от поставщика газа.

– Назовите точные адреса, где размещены абонентские ящики для обращений от потребителей газа.

– По всем адресам филиалов газового хозяйства, список которых будет опубликован в этом номере, установлены ящики для заявлений и входящей корреспонденции. Обычно они находятся прямо в холле или приемной абонентской службы.

– Каким образом можно получить абонентскую книжку, в которой фиксируются все вызовы, осмотры и ремонты газовых приборов, если при покупке квартиры предыдущие жильцы ее не передали?

– На сегодняшний день законодательно не регламентировано обязательное наличие абонентской книжки у потребителя, в которой ранее ставились отметки о плановом техническом обслуживании. Сейчас при проведении ТО потребителю достаточно расписаться в «инвентаризационной ведомости проведения технического обслуживания». Таким образом, данные о проведении работ сохраняются в архиве газового хозяйства.

– В абонентских отделах перестали выдавать расчетные книжки. Но п. 4.5 Договора на поставку газа гласит, что «расчеты потребителя за газ осуществляются по счетам и/или квитанциям абонентской книжки Поставщика». Почему тогда Вы не выдаете их тем, кому удобней платить по книжке, ведь согласно Договору у них есть право выбора?

– На сегодняшний день при заполнении заявления-присоединения к условиям Договора на поставку природного газа потребитель имеет право выбрать способ оплаты согласно Правилам поставки природного газа. Тем абонентам, которые указали в заявлении-присоединении оплату по расчетной книжке Поставщика, расчетные книжки выдаются при обращении в абонентские отделы непосредственно на приеме.

Потребители льготной категории, которые не имеют возможности прийти в абонентскую службу лично, могут обратиться по телефонам Контакт-центра: (0512) 777-104 и (0512) 701-804, произвести сверку взаиморасчетов в телефонном режиме и оставить заявку на доставку расчетной книжки на дом контролером.

Также с целью повышения платежной дисциплины за услуги газоснабжения УГППС «Укрпочта» по поручению ООО «Николаевгаз сбыт» ежемесячно доставляет потребителям природного газа счета-фактуры, которые носят как информационный характер, так и одновременно являются платежным документом, по которому можно произвести оплату.

– Многие николаевцы сетуют на большие очереди в абонентских отделах. Что Вы скажете по этому поводу?

– Сейчас на газовом рынке Украины проходит глобальный процесс реформирования. Он влечет за собой ряд изменений в законодательстве, которое регулирует взаимоотношения между всеми участниками рынка, в том числе – газовым предприятием и потребителями газа. Процесс этот сложный не только для наших абонентов, но и для нас, ведь всем сторонам нужно подстраиваться под новые законы и правила взаимодействия.

Очередь – это естественная реакция людей, которые хотят разобраться в непонятных вещах, непосредственно пообщавшись с работником газовой службы. Однако многие вопросы не требуют личного визита в абонслужбу, их можно решить, не выходя из дома. Для этого мы создаем новые сервисы, которые помогают решать проблемы удаленно.

Многие люди, стоящие в очереди, хотят получить ответ, который они могли бы узнать и по телефону. Чтоб наши потребители не тратили свое драгоценное время, ПАО «Николаевгаз» создало Контактный центр, с помощью которого по многоканальным телефонным номерам абоненты могут получить квалифицированную консультацию практически по любым вопросам, касающимся газоснабжения, расчетов за газ, договорной работы и многого другого.

Пользователи Интернета могут найти практически любую информацию о работе компании на нашем официальном сайте mk.104.ua. Также полгода назад на сайте 104.ua открылся новый удобный сервис – Личный кабинет. Зарегистрировавшись в нем, можно узнать свой тариф с учетом льгот и субсидий, проверить текущий баланс, внести показания счетчика, посмотреть историю платежей, заплатить за газ прямо из кабинета онлайн, а также задать вопрос специалисту. Личный кабинет – это достаточно новый продукт, мы запустили его в начале ноября, но уже сейчас в нем зарегистрировано порядка 20 тыс. потребителей газа Николаевской области.

С 1 апреля мы внедрили еще один новый сервис – теперь жители Николаевской области, у которых нет Интернета, а звонить с мобильного дорого, могут передать показания счетчика с помощью sms на короткий номер 7104. В сообщении необходимо указать номер счета и показания счетчика в формате: ХХХХХХХХХХ ХХХХХ, где ХХХХХХХХХХ – 10 цифр расчетного счета, между ними пробел и ХХХХХ – показания счетчика (до 5 цифр). После отправки показаний потребитель получит ответное сообщение следующего содержания: «Ваши показания приняты и обработаны. Спасибо».

Безусловно, есть такие вопросы, по которым нужно лично прийти в абонслужбу, например, чтобы переоформить лицевой счет, подать заявление на перерасчет или заключить договор реструктуризации долга. Большинство людей в очередях приходят с целью проконсультироваться относительно льгот и субсидий. С тех пор, как изменился Порядок получения льгот отдельными категориями граждан, николаевцы приходят провести сверку и узнать, приостановлена ли для них льгота, продлена или, возможно, изменен ее размер.

Многие абоненты, у которых произошли изменения в составе семьи, праве собственности, количестве установленных в помещении газовых приборов, размере жилой площади и т. п., приходят, чтобы привести в соответствие свои данные по лицевому счету, в основном – для получения субсидии.

Но все же повторюсь, многие ответы можно получить другими путями, при этом не создавая очередей. В конце концов, не нужно стоять час, чтоб отдать заявление оператору, можно бросить его в абонящик при входе и спокойно идти домой.

– Большое Вам спасибо за такие исчерпывающие ответы на вопросы наших читателей и надеемся на новые встречи!

Материал подготовила Виктория Гонорацкая

 

Комментарии:

  1. Сергей:

    А вот попробуйте, уважаемая Виктория взять простейшую справку об отсутствии задолженности (или долге)! Вам очень настойчиво скажут о замене вашего счетчика, ибо он старый, его поверке, тут же о покупке нового и около 1,5 месяца ожидания. Это все из-за простейшей никого не напрягающей СПРАВКИ !!!!!! 

Сообщение:

*

НОВОСТИ