Конкурс по перевозкам: чего ожидать пассажирам?

Тема транспортного сообщения в городе, без преувеличения, касается каждого жителя. Ежедневно мы испытываем на себе качество работы коммунальных троллейбусов и трамваев, а также частных перевозчиков – маршрутных такси и, к сожалению, чаще всего остаемся недовольными и теми, и другими.

Очередной конкурс по перевозкам, который прошел в горисполкоме 24 мая, определил правила игры на транспортном рынке города на следующие пять лет. В чем же они заключаются?

Договор – для «галочки»?

Сам ход распределения машрутов, по оценке его участников, мало чем отличался от предыдущих конкурсов. Однако существенное отличие есть: в разрешении «транспортного вопроса» непосредственное участие впервые принимают общественники – члены общественной организации «Центр антикоррупционных расследований», которую возглавляет Денис Барашковский, а также областной организации партии «Демократический Альянс» (руководитель Евгения Матейчук).

Еще до заседания конкурсного комитета члены рабочей группы, в которую активисты вошли наряду с руководителем управления транспорта горисполкома и депутатами, побывали на автопредприятиях и воочию увидели условия, в которых работают траспортники, и как готовятся к выходу на линию машины.

Проверяющие обнаружили, что практически все перевозчики нарушают договор, заключенный с горисполкомом еще в 2011 году. В частности, документ предписывал установить в каждой машине, выходящей на маршрут, GPS-трекер, позволяющий отслеживать ее передвижение, а пассажиру с мобильным телефоном, доступом в Интернет – подсаживаться на нужной остановке. Ни одна фирма не приобрела хотя бы по одной машине для перевозки людей с ограниченными возможностями, что также предусматривалось текстом договора. К тому же на двух автопредприятиях члены рабочей группы выявили машины, не соответствующие выставленным требованиям: мест для сидения в них оказалось меньше 18-ти. А о такой наболевшей проблеме, как «шансон», звучащий в транспорте, и говорить не приходится. И все эти условия нарушались на протяжении 5-ти лет и нарушаются до сегодняшнего дня!

– Перевозчики не выполняют требований, потому что прекрасно понимают: замены им на сегодняшний день нет, – поясняет вице-мэр, курирующий вопросы транспорта, Юрий Степанец. – Единственное, чего они боятся, – привлечения коммунального транспорта. Тогда, возможно, и появится какая-то конкуренция.

Над перспективой создания, а вернее, восстановления парка коммунального городского транспорта сейчас работает местная власть. Ведутся переговоры с Международным банком реконструкции и развития, где предварительно рассмотрели документы Николаевского горисполкома. Речь идет о кредите в 10-12 млн. евро на полное оборудование нашего троллейбусного депо. Окончательное решение будет зависеть от депутатов горсовета. И лишь тогда можно будет говорить об условиях создания истинной конкуренции в транспортной сфере.

Мнимая конкуренция

О том, что транспортный рынок в Николаеве монополизирован, подтвердилось и на самом конкурсе, который состоялся 24 мая. В Николаеве насчитывается 11 фирм-автоперевозчиков. На конкурсе они распределяли право работать на 60-ти маршрутах, хотя всего в городе их существует 96. Впрочем, такое количество фирм-перевозчиков не должно создавать впечатление того, что претендентов на перевозку горожан достаточно. На самом деле многие фирмы принадлежат одному и тому же хозяину. А весь рынок транспорта поделен между тремя крупными владельцами, считают общественники.

– На конкурсном комитете из 60-ти маршрутов только на 6-ти была конкуренция в полном смысле слова: выставлялось по два предприятия, – утверждает Денис Барашковский. – Четыре предприятия из 6-ти в процессе обсуждения сошли с конкурса. Как мы потом выяснили, конечным бенефициаром для двух из них, то есть владельцем, получающим весь доход, является Инга Шаповалова.

Мнение об отсутствии конкуренции разделяет и вице-мэр, курирующий вопросы транспорта, Юрий Степанец.

– Все эти перевозчики работают на рынке больше 20 лет, – говорит Степанец. – И, похоже, они «сколотили» своеобразную группу. По всему видно, что между ними существует негласная договоренность не мешать друг другу.

– Это на самом деле видимость конкуренции, – считает Денис Барашковский. – Налицо настоящий сговор перевозчиков, отсутствие конкуренции и рынок, разделенный всего между несколькими игроками. Думаю, проблемой должен заняться АМКУ, и мы намерены обратиться в комитет по этому поводу.

Из новых претендентов на право перевозить николаевцев можно назвать предприятие известного в городе автоперевозчика Фазиля Гаджиева, который впервые решил бороться за городские маршруты и в результате получил это право сразу на трех направлениях.

Попытался вернуться на маршрут пресловутый «Евротранссервис» экс-депутата Юрия Антощенко, однако предприятие не получило ни одного балла, а потому комиссией эта кандидатура даже не рассматривалась. Злую шутку сыграла с автоперевозчиком его скандальная репутация.

– Предприятие буквально терроризировало город своей ненадежностью, – отметил Юрий Степанец. – Его большие вместительные автобусы, в которых бесплатно могли ездить пенсионеры, выходили на маршрут только тогда, когда фирма получала субвенцию из бюджета. Теперь на этом маршруте будет работать другой перевозчик.

С позиции пассажиров

Впервые активисты принимали также непосредственное участие в работе конкурсного комитета и могли высказывать свои замечания о ходе конкурса. На заседание они пришли не с пустыми руками, а с конкретной программой по развитию транспортной инфраструктуры города. О сути предлагаемой стратегии рассказывает Денис Барашковский: учитывать пожелания пассажиров, рационально использовать бюджетные средства, обеспечить максимальную безопасность на городских дорогах.

– Покупать новый троллейбус, трамвай или автобус мы должны с четким пониманием того, где он будет работать, откуда и куда ездить, и для чего город приобретает данное транспортное средство. И в нем уже должна быть и GPS-навигация, и современные техники безопасности, и условия для людей с ограниченными возможностями, чтобы мы не тратили деньги попусту, не дооборудовали потом купленный старый транспорт, что выходит гораздо дороже. Сейчас есть возможности приобретать новые автобусы, где «все включено», – отметил Барашковский.

Общественники приняли активное участие в подготовке текста нового договора, который ровно через месяц после конкурса нужно будет представить перевозчикам. По словам Барашковского, в документе будут жестко оговорены условия сотрудничества с городом. А в случае подтверждения протоколами трех нарушений договор – впервые! – будет разрываться с перевозчиком автоматически, а исполнителя будут снова определять на конкурсе.

Перевозчикам дадут год, чтобы оборудовать все машины средствами GPS-навигации, что позволит вывести городскую транспортную систему на высший уровень, уверены авторы стратегии.

– Это условие дополнительное, но оно предоставит широкие возможности как для пассажиров, так и для нас, общественников, – поясняет Денис Барашковский. – Пассажиры смогут определять точное местонахождение машины нужного маршрута. Через единую систему мы сможем узнавать точные данные о самой машине: номер, фамилию владельца, скорость передвижения, расход топлива, место гаражирования и выезда на маршрут, досрочный уход с маршрута. Кроме того, сотрудники полиции смогут отслеживать соблюдение водителями правил дорожного движения и фиксировать это, – отмечает Барашковский.

В договоре с маршруточниками также будет содержаться требование приобрести хотя бы одну машину для перевозки инвалидов, ведь сегодня с войны возвращается все больше таких людей.

Стратегия, предложенная общественниками, обязательно будет обсуждаться с перевозчиками, горожанами, затем утверждаться в горисполкоме и горсовете. А пока она одобрена мэром Александром Сенкевичем и вице-мэром Юрием Степанцом. Однако разработчики стратегии уверены, что им еще наверняка предстоит преодолевать упорное сопротивление хозяев маршрутов. К примеру, директор ООО «Эталонавто» Николай Анчербак считает: чтобы найти немалые средства для выполнения всех условий договора, перевозчикам дается слишком мало времени.

– От нас требуют устанавливать на конечных остановка биотуалеты (их стоимость 912 тыс. грн.), контейнеры для вывоза мусора, еще нужна охрана, – говорит Анчербак. – GPS-навигаторы стоят 180-220 долларов, а кроме того, к ним нужна ежемесячная абонплата в 120 грн. А ведь у кого-то есть по 300 машин! Автобус «Эталон» для перевозки льготного контингента обойдется в 820 тыс. грн., «Рута» – чуть меньше, но тоже большие деньги. В течение года не вытянем. Будем обращаться к мэру с инвестиционным предложением.

«Закулисья» уже не получится

На самом деле вопросов для обсуждения с маршруточниками накопилось много.

– Прессинг общества требует кардинальных решений, и вскоре монополистический рынок начнет трещать по швам, – уверены общественники. – Перевозчики привыкли все решать в горисполкоме. Конкурс для них – это строгий экзамен. Было очень заметно, что у маршруточников тряслись руки. Сегодня они сохранили свои доходы. Но они думают, что все будет по-старому. Новый договор – это и новые правила игры, которые понравятся далеко не всем перевозчикам.

Активисты намерены и дальше контролировать количество машин на маршруте, не позволять перегружать город «левыми» маршрутками, договориться о четком выполнении графика водителями, о бесперебойных перевозках в вечернее время в отдаленные районы города, о правилах ночных перевозок, о количестве стоящих пассажиров и многом другом, что со временем позволит говорить о действительно качественном транспортном обслуживании николаевцев.

– Водители должны помнить, что они предоставляют услугу горожанам, а не командуют на маршруте: хочу – закурю, хочу – говорю по мобилке, хочу – слушаю музыку, – подытоживает Денис Барашковский.

В то же время и активисты, и сотрудники горисполкома уверены, что будущее городской транспортной отрасли – за машинами большой и средней вместимости, «маленькие» маршрутки должны остаться в прошлом. Только с развитием коммунального транспорта и возможностью сравнения его с работой маршруток пассажиры смогут делать выбор и голосовать за него гривной.

Татьяна ФИЛИППОВА

Сообщение:

*

НОВОСТИ