Без права на ошибку: Есть ли будущее у Николаевского аэропорта?

В редакцию «РП» обратились двое ветеранов производства Николаевского аэропорта Валентин Удовиченко и Петр Пащенко, проработавшие на этом предприятии более 30 и 40 лет соответственно. И хотя сегодня оба мужчины находятся на заслуженном отдыхе, однако дальнейшая судьба аэропорта им не безразлична.

Последние события, связанные с направлением письма руководителя области в Министерство инфраструктуры о передаче Николаевского аэропорта на баланс Министерства обороны, встревожили пожилых людей. Они уверены, что в случае передачи аэропорта военным он будет полностью уничтожен. Единственный способ спасения аэропорта «Николаев», считают ветераны производства, – включить его в существующую государственную целевую программу развития аэропортов Украины. Разобраться в ситуации попытался журналист «РП».

Чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко

О коммунальном предприятии «Международный аэропорт «Николаев» (КП «МАН») автору приходилось писать не раз. Так случилось, что этот стратегический объект уже несколько лет является одной из самых болевых точек на карте нашей области. Стоит признать, директора здесь менялись как перчатки: к сожалению, попадались люди, далекие от авиации, обычные мародеры и хапуги. Как правило, если назначался новый губернатор, то по принципу личной преданности каждый из них назначал очередного генерального директора.

Сегодня предприятием руководит Константин Жело – очередной кризис-менеджер.

– Перед нами была поставлена ​​задача, в первую очередь, закрыть территорию, не давать резать, не давать грабить, сохранить имущество, которое осталось, – рассказывает исполняющий обязанности генерального директора аэропорта Константин Жело. – Параллельно проводим аудит, ведем претензионную работу с предприятиями и владельцами тех бортов, которые сегодня находятся на нашей территории и имеют огромные долги за аренду. Нам удалось поломать схемы, которые долгое время работали в аэропорту. Конечно, нажили себе врагов, но держимся. Для нас сейчас главное – сдвинуться с мертвой точки. Косим траву, реализовываем, работаем с предприятиями-должниками, конечно, больших денег пока нет, но текущую зарплату выплачиваем. Собственными силами восстанавливаем документацию, готовим материалы для сертификации, выполняем каждый пункт сертификационных условий.

Положительно оценивает работу нового руководителя и председатель профсоюзной организации предприятия Светлана Валишева:

– Вы же знаете, что у нас с 2012 года сменилось восемь директоров: Кейян, Луговой, дважды был Базаренко, Миланич, Гайцук, Васьков и с апреля работает Жело, – акцентирует Светлана Владимировна. – Надо отдать должное этому молодому парню. За два месяца он смог организовать рабочий процесс по восстановлению территории аэропорта. Сейчас мы косим траву, восстанавливаем периметр аэропорта – забор. Ведь не секрет, что у нас годами числились люди, но физически никто ничего не делал, и бывшие руководители на них просто не обращали внимания. Константин Владимирович пересмотрел кадры, численность которых значительно уменьшилась: остались только те, кто непосредственно принимает участие в восстановительных работах. Соответственно, значительно снизился и фонд заработной платы. Текущая зарплата людям выплачивается вовремя.

Председатель профсоюза уверена, что негативную ситуацию вокруг Николаевского аэропорта нагнетают конкуренты из Одессы и Херсона, чьи аэропорты работают:

– По всем характеристикам наша взлетно-посадочная полоса намного лучше, чем у наших соседей. Если захотеть, то сегодня мы однозначно сможем получить 5-ю категорию, открыться и принимать чартерные рейсы, небольшие самолеты и даже ИЛ‑76 определенной грузоподъемности. И параллельно искать инвестора.

Начало грабежа

За время независимости Украины Николаевский аэропорт действительно пережил нескольких генеральных директоров, но, говоря по правде, ни с одним из них предприятию не повезло. Каждый руководитель, обживая начальственное кресло, преследовал только ему ведомые интересы. Не исключено, что меркантильные. Стоит также отметить, что особую роль в процессе дерибана коммунального имущества Николаевского аэропорта сыграл одессит Андрей Кейян. Он был назначен на должность генерального директора КП «МАН» в апреле 2007 года по пятилетнему контракту, заключенному с Николаевской облгосадминистрацией в лице заместителя главы ОГА Сергея Исакова. В своем первом интервью Андрей Ефимович сообщил, что занимал аналогичную должность в Одесском аэропорту и пообещал: из Николаевского аэропорта скоро можно будет летать не только в Киев, но и в Москву, и в Стамбул. Кейян был доволен тем, что в аэропорту остался костяк профессионалов. Как подчеркивал новый гендиректор, взлетная полоса Николаевского аэропорта наряду с бориспольской и симферопольской входит в тройку лучших в Украине. Не использовать ее, по словам Кейяна, было бы неправильно. Кризисный менеджер пообещал приблизить Николаевский аэропорт по уровню к одесскому «коллеге» – по количеству рейсов и инфраструктуре. Чтобы поднять предприятие, по мнению нового менеджмента, нужен был минимум год. Николаевский аэропорт – собственность коммунальная. Поэтому свое веское слово должны сказать депутаты областного совета. От них Андрей Кейян поначалу для раскрутки аэропорта потребовал четыре миллиона гривен. Столько, по мнению Андрея Ефимовича, нужно, чтобы «выровнять» ситуацию.

Учитывая, что уровень безопасности авиаперевозок падал, а основная часть фондов аэропорта имеет почти 70 процентов изношенности, николаевские депутаты подошли к этому вопросу очень ответственно. Одесскому «кризис-менеджеру» выделили из бюджета даже больше средств, чем он просил. КП «МАН» была оказана финансовая помощь на общую сумму 4168 тысяч гривен, из них 1278 тысяч – на пополнение уставного фонда для улучшения авиационной деятельности и 2890 тысяч – на погашение задолженности по зарплате. Увы, эти средства никак не стабилизировали и не «выровняли» финансово-хозяйственную деятельность КП «МАН». Хотя прошел уже далеко не один год…

Как свидетельствуют документы, Андрей Ефимович изначально побеспокоился о себе. Несмотря на четко обозначенные условия контракта, только за четыре месяца умудрился доначислить к основной зарплате с учетом повышенного должностного оклада почти на 13 тысяч гривен больше. Кроме этого, не постеснялся добавить к своей зарплате неплохую «копеечку» за работу в условиях режимных ограничений и за наличие допуска к государственной тайне. Хотя допуск он получил только за год до своего увольнения. Всячески стараясь не обидеть себя, генеральный директор о людях особо не заботился. Результаты проверки КРУ показали, что зарплата штатным работникам КП «МАН» начислялась гораздо ниже предусмотренной коллективным договором и отраслевым соглашением, в результате чего 183 работника предприятия недополучили только за первый квартал 2011 года 149 тысяч гривен.

Судя по всему, Андрей Ефимович «выравнивать» ситуацию в аэропорту и не собирался. Он просто терпеливо ждал часа «икс».

В апреле 2007 года сессия Николаевского облсовета приняла решение внести в перечень объектов, подлежащих приватизации через конкурс, КП «Международный аэропорт «Николаев». Претендентами на покупку аэропорта, прежде всего, называли авиаремонтное предприятие, дислоцирующееся в аэропорту, и одесское ООО «Таврия», осуществлявшее рейсы Николаев – Киев. Сколько запрашивали за продажу аэропорта, Андрею Кейяну хорошо известно, но об этом история умалчивает. Специалисты же называли восьмизначные суммы, и не в гривнах.

Высший пилотаж Андрея Кейяна

Контрольно-ревизионная проверка за 2010 год и первое полугодие 2011-го, проведенная тогда по распоряжению областной власти, вскрыла печальные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которым на тот момент руководил Андрей Кейян. Рост кредиторской задолженности в КП «МАН» стал систематическим. Руководство предприятия попросту игнорировало Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», не отображая реальных бухгалтерских цифр. Очевидно, что это было кому-то на руку. На одном из примеров работы КП «МАН» с ООО «МАН Хэндлинг» можно судить об «эффективности» совместного «сотрудничества» с другими предприятиями. По данным бухгалтерского учета аэропорта, задолженность КП «МАН» перед ООО «МАН Хэндлинг» насчитывается в сумме 1134,2 тысячи гривен. По данным бухгалтерии «МАН Хэндлинг», аэропорт задолжал предприятию 2063,3 тысячи гривен. Нестыковка? Нестыковка! Причем рост задолженности происходит не за счет оказания услуг, а за счет исковых требований. Просто высший пилотаж!

Удивляет и настораживает тот факт, что коммерческая фирма ООО «МАН Хэндлинг» почему-то постоянно выигрывала суды у КП «МАН». За короткое время долги коммунального предприятия по исковым требованиям выросли в довольно приличную сумму – свыше 230 тысяч гривен. За что же наказывают КП «МАН»? За то, к примеру, что несколько суток отсутствовало водоснабжение, что на контрольно-пропускном пункте задерживался автотранспорт ООО «МАН Хэндлинг», за какой-то еще незначительный просчет… Заметьте, в суде от имени КП «МАН» выступает начальник юридического отдела предприятия некий Арбатский, подтверждающий (!?) обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях ООО «МАН Хэндлинг». Странный юрист, не правда ли? А знаете, почему он целиком и полностью соглашался со всеми исковыми требованиями? Да потому, что юрист КП «МАН» господин Арбатский с 16 июня 2011 года является соучредителем ООО «МАН Хэндлинг»! Он же выступает как представитель указанной коммерческой фирмы при проведении встречной проверки (!?).Поэтому и неудивительно, что Арбатский в судах защищал свою частную собственность, но при этом исправно получая зарплату в коммунальном предприятии «Международный аэропорт Николаев». Заметьте, зарплату немаленькую. Разве столь вопиющие факты были неприятной неожиданностью для «кризис-менеджера» Андрея Ефимовича Кейяна? Думаю, что нет, ведь он по совместительству являлся еще и руководителем ООО «МАН Хэндлинг».

Многое из этой позиции проясняется из скандального интервью в СМИ бывшего начальника эксплуатации аэродрома и наземных сооружений КП «МАН» Константина Николенко. Когда ничего не получилось с приватизацией аэропорта, поскольку был принят новый Воздушный кодекс, Кейян создал компанию «МАН Хэндлинг», которая взяла в аренду склад ГСМ аэропорта. Она же, по утверждению Николенко, арендовала у КП «МАН» самолеты, автомашины, автобусы, занималась ремонтом помещений, снимала деньги за растаможку, парковку автотранспорта и самолетов, перевозку рабочих и прочее. Словом, все, что должно было делать коммунальное предприятие, перетянула на себя фирма «МАН Хэндлинг», словно пылесосом высасывая денежки себе в карман. Выходит, что под вывеской коммунального предприятия, постоянно дотируемого из областного бюджета, активно процветала чья-то частная собственность.

Поэтому, как можно догадаться, не только юрист Арбатский умудрялся сидеть сразу на двух стульях.

Андрей Ефимович в благостных фантазиях добросовестно, в полном смысле этого слова, отсидел свой пятилетний контрактный срок и вынужден был уйти туда, откуда появился. Будучи уже уволенным, Андрей Ефимович не переставал планировать, заверив, что доведет до конца незавершенные им проекты – по открытию новых рейсов в Венецию, Мюнхен, Киев и Ереван. Хорошо, что многолетнее незавершенное планирование осуществляется уже не за счет приличной зарплаты из областного бюджета.

Уходя, Кейян оставил тогда в своем руководящем кресле надежную опору – бывшего главного инженера Александра Лугового…

Работники КРУ «накопали» бы больше финансовых нарушений при встречных проверках присосавшихся к аэропорту фирм. Но их главные офисы, увы, находятся в Киеве и Одессе. И в предоставлении документов, которые требовали «крушники», было отказано с мотивировкой, что их здесь нет.

Что самое прискорбное, сегодня не аэропорт судится с Кейяном, разоблачая его хитросплетенные схемы. Уже Кейян через суды требует с аэропорта возврата долга. Уголовные дела в отношении ушлого руководителя тянутся несколько лет. Конца им и края не видно. По сути, из-за этого депутатам областного совета не удалось передать аэропорт в городскую собственность: имущество предприятия находится под арестом.

Возможно, с приходом нового областного прокурора все-таки будут раскрыты хитросплетенные схемы вывода денег из коммунального предприятия «МАН» предприимчивыми одесситами. И справедливость восторжествует. Хочется в это поверить.

Послесловие

А вообще, нужен ли Николаевской области аэропорт? Вопрос более чем риторический: конечно же, нужен! Международный аэропорт «Николаев» не так давно был гордостью и достопримечательностью южного региона – он входил в число крупнейших аэропортов юга Украины. Географическое расположение КП «МАН» очень удачное – аэропорт находится в центре воздушных трасс, соединяющих Западную Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком. Учитывая наличие развитой транспортной инфраструктуры в регионе – железных дорог, автотрасс, морских и речных портов и терминалов, больших судостроительных, машиностроительных, металлургических предприятий, КП «МАН» является потенциальным центром транспортной логистики в регионе. Для того, чтобы аэропорт заработал, как того требуют международные нормативные документы, надо обеспечить необходимый технический уровень средств навигации, аэродромного оборудования, авиационной наземной техники, средств обслуживания пассажиров, багажа и груза. Но все упирается в деньги. В большие деньги, которых нет ни в областном бюджете, ни тем более в аэропорту. Без помощи государства этот вопрос не решить однозначно.

Татьяна ФАБРИКОВА

Комментарии

Валентин УДОВИЧЕНКО, пенсионер, всю жизнь проработал в авиации, в Николаевском аэропорту трудился более 30 лет на разных должностях, в частности, главным инженером, техническим директором, заместителем генерального директора:

– Считаю, что спасти Николаевский аэропорт можно путем включения его в государственную целевую программу развития аэропортов Украины. Эта программа предусматривается на 8 лет и на ее реализацию выделяется 8,7 млрд. грн.

В нее включены все области, кроме Николаевской и Ивано-Франковской. Я делал запрос в Министерство инфраструктуры Украины и мне ответили, что от нас, как оказалось, не было заявки. Кроме того, в министерстве заверили, что в случае подачи заявки от нас будут внесены изменения в государственную программу.

Поэтому нужно поторопиться и отправить наши предложения по возрождению аэропорта.

Считаю также, что будет большой ошибкой передача Николаевского аэропорта гражданской авиации военным. Все мы знаем, что финансирование нашей армии желает быть лучше. Кроме того, в Николаевской области уже существуют два военных аэродрома – Кульбакинский в городе Николаеве и в селе Мартыновке Вознесенского района.

Виктор ЗУБ, генеральный директор аэропорта (1993-2002 гг.), пенсионер:

– На то время государственное предприятие я передал в коммунальную собственность области без долгов и с развитой инфраструктурой. Основной причиной упадка предприятия считаю непрофессионализм людей, которые стояли у руля.

Когда готовили аэропорт к приватизации, начали вырезать и списывать основное оборудование. А оно крайне необходимо для работы предприятия.

Аэропорт сможет работать и сегодня, только нужно помочь им получить сертификат по авиационной безопасности. Взлетно-посадочная полоса – рабочая, ее можно использовать для полетов.

Ведь Херсонский аэропорт был не в лучшем состоянии. Там мародеры даже электрокабеля из земли вытащили. Областная власть его реанимировала, нашла инвестора, и сегодня мы видим, что он работает и принимает международные рейсы.

Хочется верить, что и наш аэропорт не исчезнет с лица земли. Сколько сил в него было вложено, и теперь потерять – в этом нет никакой логики. Да и область для инвесторов будет привлекательней, если заработает аэропорт.

Виктория МОСКАЛЕНКО, глава областного совета:

– Хотя областной совет является собственником всех коммунальных предприятий, однако согласно делегированным полномочиям все оперативное управление этими предприятиями осуществляет облгосадминистрация, ее структурные подразделения.

Что касается коммунального предприятия «Международный аэропорт «Николаев», то с приходом на должность мне удалось пообщаться с моим коллегой из Херсона, и он рассказал, как они смогли почти за один год восстановить аэропорт. По моей инициативе была создана рабочая группа по реанимации данного предприятия. Мы предлагали минимизировать численность работающих, провести сверку долгов, инвентаризацию.

Уже было решение облсовета о передаче аэропорта в городскую собственность, однако реально передать его не удалось, так как имущество предприятия в связи с возбужденными уголовными делами было под арестом.

Кроме того, на сегодня у нас подписан меморандум с турецкой компанией RAW3 Construction Corporation о развитии аэропорта «Николаев». С этой же компанией работают и херсонцы. То есть мы пошли по пути наших соседей. Заранее изучили финансовую самостоятельность будущих инвесторов, их юридическую позицию. Сегодня мы выполняем позиции подписанного меморандума: проводим инвентаризацию, восстанавливаем документацию на землю и т.д. В их планах взять наш аэропорт в концессию, то есть они будут осуществлять непосредственное управление предприятием.

Конечно, не все у нас гладко проходит, но не следует забывать о том, что у нас на сегодня есть два мощных конкурента – это аэропорты Одессы и Херсона, которые, скажем прямо, не хотели бы, чтобы мы реанимировались. Но жизнь течет, кто-то теряет, а кто-то находит. Надеемся на позитив. Сегодня нашу работу вроде бы и не видно, но, тем не менее, мы движемся вперед, чтобы хотя бы выйти на нулевую точку.

Параллельно рассматривается вопрос о передаче аэропорта в Министерство обороны. И если сегодня там решат, что этот объект им крайне необходим, то, конечно же, оборона страны важна.

Ну и самое главное – это решение депутатского корпуса, ведь предприятие относится к коммунальной собственности области.

Юрий БИРЮКОВ, советник Президента Украины:

– Моя позиция однозначна – я хочу защитить этот аэропорт от тотального уничтожения. Перспективы его развития, как гражданского предприятия, я просто не вижу. Государство на эти цели сегодня не имеет денег.

А идея передачи аэропорта военным, собственно говоря, не моя. Она возникла еще в прошлом году по одной простой причине: на кульбакинской взлетке сейчас базируются три бригады: 10-я морская, 204-я истребительная и 299-я тактическая. То есть три бригады толпятся на одном аэродроме.

Если Министерство обороны решит, что этот аэропорт нужен военным, то так и будет. Армия сейчас особо спрашивать желания или нежелания не будет.

Петр ПАЩЕНКО, пенсионер, в аэропорту проработал 41 год:

– В аэропорту я проработал всю жизнь. Больше нигде не работал. Уволился по состоянию здоровья, сейчас подлечился и готов оказывать консультативную помощь родному предприятию. Я побывал на приеме у многих областных чиновников, но, к сожалению, они меня не услышали. Да и они показались мне не от мира сего. Так, заместитель председателя областного совета, курирующий аэропорт, начал мне рассказывать о каких-то непонятных будущих межконтинентальных рейсах, которые они планируют осуществлять. Честно признаюсь, от услышанного мне стало не по себе.

В принципе, аэропорт и сегодня сможет работать. Нужен лишь косметический ремонт взлетной полосы и все! Необходимо убрать две раковые опухоли – разворовывание оборудования и одессита Кейяна, который с жадностью «прососался» к предприятию. Все это можно исправить, только стоит захотеть.

Комментарии:

  1. Михаил:

    "Кризисный менеджер" Жело в свое время успешно развалил когда-то крупнейшую на юге украины Варваровскую птицефабрику, теперь настал черед Николаевского аэропорта…

Сообщение:

*

НОВОСТИ