МУСОРНЫЙ БИЗНЕС: бои без правил?

Не прошло и двух месяцев после того, как на городском конкурсе официально были определены перевозчики мусора в четырех районах Николаева, а в Интернете уже появилось обращение Департамента ЖКХ к горожанам с просьбой «с пониманием отнестись к возможным неудобствам, связанным с изменением исполнителей услуг по вывозу мусора». Обращение это появилось не случайно: в последнее время участившиеся перебои с вывозом мусора, особенно сейчас, в летний зной, порождают многочисленные жалобы жителей города.

В проблеме попытался разобраться журналист «РП».

Скандал набирает обороты

Процедуру конкурса нарушили в самом начале.

За необоснованное недопущение николаевского перевозчика – ЧП «Эвако» – к участию в конкурсе по перевозке твердых бытовых отходов в Николаеве местная прокуратура № 1 зарегистрировала уголовное производство по ст. 364 УК Украины. А Центральный отдел полиции ГУ НП в Николаевской области зарегистрировал уголовное производство за самоуправство (ч. 1 ст. 356 УК Украины).

Увы, расследование уголовных производств так и заглохло на стадии регистрации. Хочется верить, что новый прокурор области правильно расставит акценты, потребует расследовать эти дела, и при принятии решений представители власти будут работать в правовом поле с соблюдением условий добросовестной конкуренции. По крайней мере на это надеются участники «мусорного» скандала, добивающиеся не особого расположения или льгот для себя, а соблюдения закона.

Обо всем этом стало известно журналистам со слов директора ЧП «Эвако» Сергея Зимова, которого не допустили к конкурсу. И он, а затем и руководитель ДП «Корунд-Х» Александр Юлевич, который «не набрал» баллов, вскоре обратились в редакцию с заявлением. Перевозчики утверждают, что скандал с проведением конкурса не затих, он набирает обороты.

Распечатали… и отклонили

По итогам июньского конкурса право на монопольные перевозки ТБО от населения получили ООО «Валан» (Центральный район), КП «Николаевкоммунтранс» (Заводский район), КП «Николаевкоммунтранс» (Ингульский район), КП «Обрий-ДКП» (Корабельный район). На предстоящую пятилетку этим предприятиям обеспечено право безбедного существования.

А вот по отношению к ЧП «Эвако» процедура проведения конкурса, по мнению директора Сергея Зимова, была нарушена в самом начале – еще 20 мая, когда были раскрыты предложения конкурсных торгов.

– 20 мая конкурсная комиссия раскрыла наши предложения по конкурсным торгам и отклонила их, – рассказывает Сергей Зимов. – От такого самоуправства мы были в шоке. По закону при распечатывании конвертов комиссия обязана проверить наличие документов и правильность их оформления, объявить наименование и местонахождение участников торгов, а также критерии оценки конкурсных предложений. Но никакими законодательными или нормативными актами отклонение предложений при этой процедуре не предусмотрено. Вместо того чтобы следовать букве закона, конкурсная комиссия внесла в протокол раскрытия предложений запись – «отклонено», причем без всяких объяснений.

– Более того, – продолжает возмущенный перевозчик, – на наши неоднократные запросы мы так и не получили протокол заседания комиссии, в котором было бы четко отражено: кто выступил, что сказал, чем мотивировано отклонение наших предложений.

Со слов заявителей, такого протокола не существует в природе, а есть только выписка из него, в которой отображены результаты голосования и принятое решение. «Хотя конкурс по рассмотрению конкурсных предложений состоялся лишь спустя две недели – 6 июня, – акцентирует Сергей Зимов. – Конечно, уже без нашего участия, поскольку мы были вынуждены обивать пороги судов. То же произошло и с другими участниками – ФЛП Кущ и ФЛП Барбалюк. Наше предприятие исключили из участия в конкурсе по явно надуманным устным причинам – у нас были все шансы на победу: многолетний опыт работы по оказанию услуг именно в Ингульском районе, вся необходимая техника, квалифицированные кадры, а главное – умение и желание профессионально работать».

На незаконное решение конкурсной комиссии был направлен соответствующий иск в Центральный районный суд города Николаева как ПП «Эвако», так и ДП «Корунд-Х». Учитывая, что конкурс может состояться без фирмы, которая вынуждена защищать свои интересы в суде, представитель «Эвако» попросил конкурсную комиссию дождаться решения из судов, но просьбу эту отклонили. Почему?

Говорят, спешка хороша только в случае с блохами. Но оправдана ли она была в данной ситуации, когда речь идет о проведении честного и непредвзятого конкурса? Ведь от качественной работы перевозчиков во многом будет зависеть качестве жизни горожан, состояние окружающей среды, санитарное благополучие города, его экологическая безопасность.

«Эта акция – спланированная»

Мало кто в курсе, что заседание конкурсной комиссии по срокам должно было состояться еще два года назад – 19 февраля 2014 года, но все это время по непонятным причинам комиссия почему-то не торопилась. Почему? Этот вопрос тоже пока без ответа.

– Нас не имели права не допускать, – возмущается Сергей Зимов. – Мы подали документы на Ингульский (Ленинский) район, нашу заявку зарегистрировали. На другие районы мы не претендовали, поскольку количество имеющейся техники (15 машин) достаточно для качественного обслуживания только одного района. Здесь нас знают, мы не новички, услуги оказывали вовремя, качественно, с готовностью отзывались на помощь районной власти. К примеру, прошлой зимой своей спецтехникой расчищали город от снежных завалов, в частности, по ходу движения трамвая № 7. Но то, как отнеслись к нам на конкурсе, не укладывается в рамки здравого смысла…

– Мы – потерпевшая сторона, но все это время почему-то вынуждены оправдываться, – продолжает Сергей Зимов. – Наше предприятие огульно и бездоказательно втоптали в грязь, обвинили во лжи, в каких-то подковерных интригах с покупкой старой техники, в предоставлении недостоверной информации, причем все это на эмоциях, со слов людей, заинтересованных в победе наших конкурентов. Член конкурсной комиссии, общественница Марина Сорока, размахивая актом финансовой инспекции, утверждала, что мы якобы являемся фигурантами уголовного дела, что мы аферисты и что присвоили миллион. У нас есть все документы и все доказательства, подтверждающие обратное. Это все нетрудно было проверить, и тогда подобные разговоры отпали бы сами собой. Причем речь идет не о праве на такую проверку, а об обязанности ее проведения или, в крайнем случае, о затребовании от нас и других лиц соответствующих объяснений и доказательств законности наших действий. Но по задумке организаторов нашей травли грязью нас надо было облить именно перед конкурсом. А когда уже определены победители, о нас забыли. Я убежден: это была спланированная акция.

– Ждем реакции на наши обращения в Антимонопольный комитет Украины и органы по борьбе с коррупцией, – сообщили перевозчики. – Надеемся, что справедливость восторжествует, и результаты конкурса будут отменены.

Руководитель предприятия» ДП «Корунд-Х» Александр Юлевич и бухгалтер предприятия Людмила Роговская тоже не скрывают своего разочарования: «Разница в подходах и оценках на конкурсе была разительной. Машины те же, опыт работы тот же, отклики те же, но почему такая разница в баллах? Главными оценочными критериями победы должны быть – наличие транспорта, приемлемый тариф и опыт работы на рынке услуг. Но как объяснить тот факт, что у «Николаевкоммунтранса», много лет работавшего как обычная абонентская служба, тарифа своего нет и никогда не было? Это предприятие занималось абонентскими книжками и подсчетами финансовых поступлений. Соответственно, у него нет ни опыта работы, ни кадров, ни необходимого количества техники. Заявленный коммунальным предприятием объем перевозок не соответствует техническим возможностям имеющегося автопарка. Словом, ложь и очковтирательство. О предвзятости говорит и то, что положительные отклики о работе предприятия «Корунд-Х» не были учтены. И даже тот факт, что наш тариф на перевозку мусора был ниже, чем у «Николаевкоммунтранса», роли не сыграл. О чем тут можно говорить?».

Возмущение и гнев перевозчиков можно понять: у них отняли веру в справедливость, стабильный заработок и уверенность в завтрашнем дне. А за ними ведь стоят трудовые коллективы.

Сергея Зимова, по его словам, на предприятие «Николаевкоммунтранс» приказано не пускать, чтобы воду не мутил. В коммунальной системе он как рыба в воде – знает все подводные рифы и течения, умеет считать, умеет подловить руководство и не умеет молчать.

Вопреки здравому смыслу

– Я считаю, что начальник коммунального предприятия «Николаевкоммунтранс» Юрий Мостовой нечестно выиграл этот конкурс, – подчеркивает Сергей Зимов. И объясняет почему: «За десять лет работы на рынке ТБО я зрительно изучил все номера машин и знаю, кому они принадлежат. Обмануть меня в этом конкурсе было бы тяжело. Что собой, собственно, представляет «Николаевкоммунтранс»? Само предприятие не имеет ни гаража, ни водителей, ни специалистов. Все его достоинство – огромная неухоженная территория, где на смотровых ямах даже отбойники вырезали на металлолом. На балансе этого хозяйства имеется 6 новеньких МАЗов, приобретенных за средства из городского бюджета, то есть за наши с вами деньги, что отнюдь не является результатом толкового управления. Словом, это промежуточное звено, прокладка между абонентами и непосредственно перевозчиками, созданная для подсчета и аккумулирования средств, поступающих за услуги по вывозу мусора. Образно говоря, нахлебники. Аккумулируя на своих счетах абонплату, служба расходует ее сначала на покрытие собственных нужд, на зарплату и налоги, а уже потом, по остаточному принципу, рассчитывается с перевозчиками за фактические объемы выполненных работ. Из-за таких вот прокладок происходит определенное удорожание тарифов. Я всегда был противником абонентских служб, поскольку знаю об этой работе не понаслышке. При директоре департамента ЖКХ, начальнике коммунального хозяйства города Валентине Гайдаржи (сейчас он заместитель городского головы) мне довелось полтора года руководить абонентской службой в Ленинском районе. О так называемой «объективности» конкурсной комиссии красноречиво свидетельствует то, что одни и те же машины фигурировали в конкурсных предложениях ООО «Валан», КП «Николаевкоммунтранс» и КП «Обрий ДКП». Так кого же мы дурим? Не самих ли себя?

Есть ли хотя бы грамм логики в том, что 12 собственных машин предприятия «Корунд-Х» и 15 машин ЧП «Эвако», у которого в наличии есть вся необходимая спецтехника, проиграли шести машинам победивших конкурентов? Очевидно, нет.

Понятное дело, тощий кошелек рядового николаевца чиновников мало интересует. Судя по всему, они четко усвоили правило зря не сушить голову над удешевлением тарифов. Люди ведь обязаны платить по счетам. Как рассказали перевозчики, коммунальное предприятие «Обрий» в Корабельном районе с легкостью арендует 120-кубовую машину у частного лица с Западной Украины, ежемесячно отстегивая счастливчику на безбедную жизнь по 40 тысяч гривен. Зачем? Просто-напросто такой машиной очень легко «нагонять» нужные объемы. При этом за год аренды сумма за эту машину набегает кругленькая – около полумиллиона гривен. А в это время в таком же по статусу коммунальном предприятии «Николаевкоммунтранс» два года простаивают шесть новеньких МАЗов. И никому даже в голову не пришло поделиться, хотя бы на условиях аренды, этой техникой, ведь задача у коммунальщиков общая. Или, судя по всему, не общая?

Когда шестого июля на территории полигона твердых бытовых отходов, а проще говоря, на территории городской свалки возник пожар, Юрий Мостовой сразу же заявил: есть подозрение, что свалку подожгли конкуренты, проигравшие конкурс. «Я не знаю, что делать, пишут самовозгорание…», – сокрушался он. Работать надо, господин начальник, на благо родного города, если уж взялись, а не подозревать и предполагать. А это не манипулировать одними и теми же машинами.

Послесловие

Какова же позиция правосудия? К сожалению, никакая. Несмотря на то, что в исковом заявлении и в дополнении к нему был поставлен вопрос об обеспечении административного иска путем запрещения дальнейшего проведения конкурса до разрешения спора в суде, это заявление должно было быть рассмотрено судом незамедлительно.

Увы… Результаты рассмотрения заявления неизвестны до сих пор.

Поэтому возникла необходимость изменения и уточнения требований в связи с последующим определением победителя конкурса и утверждением этого решения исполкомом городского совета.

Не удивительно, что при таком подходе судебные тяжбы длятся годами. А заложниками остаются люди.

Возмущенные перевозчики, оставшиеся за бортом, убеждены: их бесцеремонно отодвинули, чтобы обеспечить фронт работ «своим» людям. А «свои» люди на этом рынке услуг оказались дилетантами. Воистину ломать – не строить. Разрушить уже налаженную систему было легко, прикрываясь благими целями, а вот построить ее и отрегулировать – это не конкурс сфальсифицировать.

В ответ на обращение Департамента ЖКХ к николаевцам напрашивается вопрос: «А горожане здесь причем? Во имя чего они должны страдать – чтобы кому-то из чиновников стало жить лучше?».

Татьяна ФАБРИКОВА

P.S.: Редакция намерена следить за развитием событий и информировать об этом своих читателей. В первую очередь, это касается судебного рассмотрения исков, а также расследования уголовных производств.

Сообщение:

*

НОВОСТИ