Клоны и «клоноводы», или Как сопротивляются реформам «решалы» в сфере пассажирских автоперевозок

В последнее время на некоторых местных сайтах появился ряд статей, в которых в негативном смысле представляется деятельность областного управления инфраструктуры и ЧАО «Николаевское областное предприятие автобусных станций» (дальше – «НОПАС»).

В этих публикациях пишется и о якобы непрозрачном распределении областных автобусных маршрутов, и о затягивании с утверждением результатов конкурса, и о «пустующих» маршрутах. «НОПАСу» же инкриминируется то, что это предприятие собирается-де «монополизировать» систему пассажирских автостанций, а собственник данного акционерного общества является едва ли не пособником пророссийских террористов на Донбассе.

Так ли это на самом деле? Компетентную и полную информацию мы получили из первых уст, а также анализируя имеющиеся в распоряжении редакции документы. А факты, в отличие от сомнительных публикаций, не врут.

– Весь тот бред и грязь, которые выливают на наше предприятие в заказных статьях, – отмечает генеральный директор ЧАО «НОПАС» Вячеслав Филончук, – является либо неприкрытой ложью, либо же инсинуациями, манипулированием фактами. Для меня очевидно, что за всей этой грязной информационной кампанией стоит Валерий Буркун – небезызвестная фигура в сфере автобизнеса.

«Рідне Прибужжя» ранее рассказывало, как данный господин из простого начальника одного из николаевских АТП превратился в могущественного игрока на рынке пассажирских автоперевозок (статья «Буря в стакане воды, или Как смириться с утраченным», «РП» от 19.02.15). Интересно, что на протяжении нескольких лет Буркун не только возглавлял принадлежащее ему предприятие «Орион-Авто», но и «параллельно» руководил областным транспортным управлением! Что до «государевых интересов», то об этом поговорим несколько позже, а вот на поприще частного бизнеса Валерий Васильевич сделал ошеломляющую карьеру. В результате под контролем лично господина Буркуна или же членов его «семьи» оказалось сразу несколько автопредприятий – ОДО «Орион-Авто», ООО «Николаев-Авто», ОДО «Автомобилист», ООО «Никобус». Ныне эти перевозчики обслуживают в общей сложности 195 маршрутов из 540 действующих, или же 36 процентов! Никто из конкурентов даже и близко не может мечтать о подобном. Конечно же, мы и подозревать не смеем, что Валерий Буркун мог использовать кресло чиновника в своих частных корыстных интересах.

Но самое интересное заключается в том, что в бытность Буркуна на чиновничьей должности Николаевскую область опутала сеть автостанций, которые общественники не без злой иронии прозвали «клонами». Как наглядный пример – деятельность ООО «Южные автовокзалы», которому, в частности, принадлежит АС «Южная» в Николаеве. С данного «заведения», которое, словно спрут, с внешнего периметра обхватило Николаевский междугородный автовокзал, на протяжении многих лет отправляются многочисленные рейсы на Одессу, Херсон, Баштанку, Снигиревку и другие города области и Украины. Почему «заведения»? Да потому, что, по мнению многих специалистов в сфере транспорта и общественников, данный объект не отвечает тем нормативным требованиям, которые выдвигаются к автостанциям, – это, в частности, отсутствие на АС «Южная» туалета, залов ожидания, камер хранения багажа и т.  д. Да и, как правило, пассажир отправляется в рейс не по предъявлению приобретенного в кассе билета, а при передаче «из рук в руки» водителю или другой особы энной суммы денег. Лишь после настоятельных и неоднократных заявлений общественников по этому поводу таки было открыто криминальное производство по факту уклонения от уплаты налогов в крупных размерах. А из остановочного кармана городского транспорта при вмешательстве новых городских властей наконец-то были «выдворены» маршрутки, курсирующие на Одессу.

А при чем тут Буркун, наверняка спросите вы? Да связь самая что ни есть прямая! Ведь в составе учредителей ООО «Южные автовокзалы» есть и жена «автотранспортного гения» Татьяна Буркун, и Юрий Лакошко, который, по имеющимся данным, является кумом нашего «героя».

И вот, когда хотя и медленно, но все же начали наводить порядок на рынке пассажирских автоперевозок, в прессе «неожиданно» стали появляться статьи, «изобличающие» управление инфраструктуры ОГА и «НОПАС» – предприятие, действующее в рамках законодательства.

– Мы – как кость в горле для нечистых на руку деляг, – отмечает руководитель ЧАО «НОПАС» В. Филончук. – Ведь в свое время наше предприятие объявило непримиримую войну теневым схемам, и ныне мы работаем полностью прозрачно, с уплатой всех налогов и сборов. Потому-то абсурдные обвинения собственника нашей компании в том, что он ведет совместный бизнес с главарями непризнанных республик, могут вызвать лишь кривую ухмылку. Тем более, когда это делается с подачи человека, организованно возившего своими автобусами титушек на Антимайдан.

На пятнадцати автовокзалах, действующих под эгидой «НОПАСа»,официально трудоустроены 180 человек. «А у наших конкурентов – не более чем по одному человеку на всю автостанцию. Как такое может быть?» – удивляется Вячеслав Филончук.

Как говорит гендиректор «НОПАСа», в попытке пропагандистского запала Николаевский междугородный автовокзал в одной из «статей» даже сравнили с… «шанхайским рынком». Мол, в глазах пестрит от многочисленной рекламы. «Так реклама такой и должна быть, яркой и бросающейся в глаза, – отмечает Вячеслав Николаевич. – К тому же предприниматели, размещающие рекламные баннеры, заключили официальные договора аренды с предприятием». Среди них – и мебельный салон на втором этаже автовокзала.

– А то, что якобы от засилья предпринимателей страдают пассажиры, – полная нелепица, – говорит Вячеслав Филончук. – При проектном пассажиропотоке автовокзала 5 тысяч человек в сутки мы ежедневно обслуживаем не более тысячи пассажиров. При этом в наших залах ожидания дожидаются рейса, да и просто спасаются от холодной погоды клиенты автостанций-«клонов», не имеющих элементарных удобств для пассажиров. И даже с учетом этого фактора нет никакой необходимости в использовании для наших технологических целей второго этажа здания автовокзала.

То, что предприятие стало объектом черных пиар-атак, руководитель «НОПАСа» считает вовсе не простым стечением обстоятельств. Ведь, помимо того, что законопослушное предприятие уже на протяжении нескольких последних лет остро ставит вопрос о законности функционирования автостанций-«клонов», «НОПАС» также обратилось в Антимонопольный комитет Украины. В своем обращении гендиректор В. Филончук попросил АМКУ обратить внимание на тот факт, что ОДО «Орион-Авто» и ОДО «Автомобилист» не только связаны между собой, но и афилированны еще с несколькими предприятиями, среди них – ООО «Николаев-Авто», ООО «Южные автовокзалы». При этом было акцентировано внимание на том, что среди учредителей этих предприятий «мелькает» фамилия Буркун.

Руководство «НОПАСа» попросило государственную структуру проверить деятельность данных участников рынка на предмет соблюдения ими законодательства о экономической конкуренции.

– Однако ведомство проигнорировало наш запрос и не провело проверку, – отмечает В. Филончук, – сославшись на недостаточность предоставленных нами сведений. И, что самое интересное, по странному стечению обстоятельств вскоре началась перерегистрация данных предприятий на новых учредителей, а часть автостанций перешла к другим собственникам.

Однако всех этих «пертурбаций» и «странностей» почему-то не замечает генеральный директор областной ассоциации автомобильных перевозчиков Николай Максимчук, с 2002-го по 2011-й годы возглавлявший управление транспорта и связи облгосадминистрации. Зато весь свой праведный гнев экс-чиновник направляет на нынешнего руководителя управления инфраструктуры ОГА Эдуарда Волошиновича. В одной из «интернетных» статей «бывший» сетует и на то, что конкурсы на маршруты якобы проводятся еще по правилам 2009 года, и на то, что главой комитета до сих пор значится Николай Романчук. Возмущает николаевского пенсионера с солидным стажем и то, что и из конкурса в конкурс переносятся маршруты, которые не были востребованы в предыдущем конкурсе.

– Действительно, – говорит Э. Волошинович, – конкурсы на право обслуживать областные автобусные маршруты мы проводим по распоряжению Кабмина от 2009 года. И это оправданно, поскольку данный документ является действующим. Господин Максимчук сетует на то, что управление инфраструктуры одновременно является и рабочим органом, и организатором перевозок. Но это манипуляция, ведь мой предшественник прекрасно знает, что организатором конкурса является не управление, а облгосадминистрация, а рабочий орган был ликвидирован еще до моего прихода на эту должность, причем во времена, когда сам Максимчук возглавлял управление!

Эдуард Петрович недоумевает и по поводу того, что, как утверждает Н. Максимук, за Романчуком до сих пор «остается определенная монополия в принятии решений».

– Поскольку Николай Романчук отстранен от должности, никакого права участвовать в работе конкурсного комитета на данный момент он не имеет, – поясняет Э. Волошинович. – Думаю, соответствующие изменения в состав комитета будут внесены, однако в случае, когда будет назначен новый первый заместитель главы ОГА. Что касается невостребованных маршрутов, то все они были введены как раз при Максимчуке. Однако даже наличие «лишних» маршрутов никоим образом не ущемляет права пассажиров, которые пользуются услугами других перевозчиков.

Эдуард Волошинович на конкретных примерах отметает и все обвинения в якобы затягивании управлением процесса утверждения результатов конкурсов. Так, договора по итогам конкурса, проведенного 19 мая 2016 года, были заключены 17 июня, хотя установленным порядком на данную процедуру дается срок до двух месяцев с момента проведения конкурса.

А с последним конкурсом на право обслуживания внутриобластных перевозок управление инфраструктуры сработало еще более оперативно. 23 августа был проведен конкурс, а уже 31 августа заключены соответствующие договора с перевозчиками.

– Что касается недопущения на последний конкурс физического лица – предпринимателя Ярошенко «по причинам, которые никто не объяснил», то тут господин Максимчук проявляет либо некомпетентность, либо лукавство, – уверен начальник областного управления. – Ведь решение о недопущении к участию в конкурсе данного перевозчика было принято членами конкурсного комитета единогласно – на основании фактов о многочисленных нарушениях со стороны данного предпринимателя в сфере пассажирских автоперевозок. А то, что якобы было нарушено Постановление Кабмина в том, что баллы начисляются в случае размещения материально-технической базы на расстоянии не более 100 км от места формирования оборотного рейса, то тут ситуация следующая. ООО «Гаджиев», подавшее заявку на маршрут Южноукраинск – Коблево, имеет базу на расстоянии 94 километров от Коблево. И даже если бы мы не начислили баллы этому предприятию, все равно оно стало бы победителем как единственный участник конкурса по этому маршруту.

В целом же, как отмечают и Вячеслав Филончук, и Эдуард Волошинович, подобная «принципиальность» Николая Максимчука объясняется тем, что он находится в прямой зависимости от Валерия Буркуна – в частности, офис ассоциации размещается там же, где и предприятия, подконтрольные Буркуну, да и «зарплату», по имеющимся данным, он получает от своего могущественного покровителя. К тому же, как сообщил Э. Волошинович, большинство обращений в управление от областной ассоциации автомобильных перевозчиков касается деятельности именно «Орион-Авто». Круг замкнулся?

– Вся проблема в том, – уверен известный николаевский перевозчик Фазиль Гаджиев, – что у бывших «решал» в сфере пассажирских автоперевозок уходит земля из-под ног. Именно поэтому они всеми силами стремятся убрать с руководящей должности Эдуарда Волошиновича, который твердо стоит на позициях законности и порядка, равного отношения ко всем без исключения перевозчикам.

Будем надеяться, что у тех, кто привык безнаказанно нарушать закон и работать исключительно на благо собственного кармана, действительно наступили «трудные времена». Ведь у общества и государства с теми, кто привык безнаказанно ездить на красный цвет, разные задачи, и вряд ли им по пути…

Андрей ТЮРИН

Сообщение:

*

НОВОСТИ