Апгрейд для студентов агровузов

Выпускники украинских вузов так же далеки от практики, как свежеиспеченные коржи от торта. Руководители компаний в поисках современных кадров убеждаются, что университеты готовят специалистов, не соответствующих современным требованиям рынка.

Работодатели видят подчиненных профессионалами своего дела, со свободным английским, способных креативно мыслить и принимать неординарные решения. Ну, а вишенка на торте – умение работника представлять перспективу, предлагать нечто новое для развития компании, чтобы поддерживать ее конкурентоспособность и продвигать продукцию на внешнем рынке.

В свете последних геополитических событий и изменений на рынке продаж плодоовощной продукции спрос на особые кадры возрос и в агрономическом секторе. Выпускники аграрных университетов, начиненные внушительными пластами знаний, далеко не всегда способны предлагать инновации и выступать в роли кризис-менеджеров. Вот почему одним из приоритетных направлений в работе Украинского бизнес-проекта развития плодоовощеводства (UHBDP) стало развитие трудовых ресурсов.

Украинский проект развития плодоовощеводства, действующий в Украине с 2008 года, первоначально охватывал Запорожскую область и Крым. В 2014 году проект получил приставку «бизнес», соответственно работа проекта была переориентирована, с тех пор UHBDP работает в 4-х областях: Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской. UHBDP финансируется Министерством международных дел Канады, реализуется и софинансируется меннонитской Ассоциацией Экономического Развития (MEDA). Сегодня UHBDP способствует развитию сельского хозяйства в Украине, создавая «плодородную почву» для повышения благосостояния малых и средних производителей плодоовощной продукции. «Апгрейд» для студентов агрономических вузов – важное звено в этой цепи работы. Студенты, адаптированные к реалиям рынка, имеют больше шансов найти интересную и высокооплачиваемую работу.

UHBDP уже давно и плодотворно сотрудничает с Таврическим государственным агротехнологическим университетом (г. Мелитополь). Реализованы первые проекты совместно с Одесским государственным аграрным университетом, не так давно подписан меморандум о сотрудничестве с Херсонским государственным аграрным университетом.

– Первым делом мы собираем за «круглым столом» представителей профессорско-преподавательского состава университета и аграрного бизнеса, обсуждаем проблемные моменты образования, определяем слабые места образовательных программ и вносим изменения в курсы лекций, адаптируя их к современным реалиям и требованиям рынка, – рассказывает заместитель менеджера проекта UHBDP Владимир Терновский. – Проект стремится помочь студентам приобрести практические навыки работы, показать им лучшие примеры аграрного хозяйства. Все студенты, зарегистрированные в проекте, бесплатно посещают перерабатывающие предприятия, овощехранилища, современные фермерские хозяйства. Здесь ребята могут увидеть то, о чем не пишут в учебниках. После таких экскурсий они начинают переосмысливать полученные в вузе знания, по-другому относиться к предметам, которые изучают.

UHBDP старается подтянуть уровень знаний и преподавателей. Не секрет, что многие из них отлично разбираются в дефинициях, но нуждаются в советах при работе в поле. Чтобы исправить ситуацию, проект знакомит преподавателей с деятельностью передовых предприятий агроиндустрии. Поездки – всегда толчок для развития: после посещения фермерских хозяйств у преподавателей рождаются интересные идеи, обсуждение которых продолжается уже в стенах университета.

Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства строит мосты между выпускниками вузов и работодателями. В 2016 году проект запустил новую программу – «Интернатура», которая сразу заинтересовала студентов. Будущие аграрии получили возможность не только пройти стажировку в крупных сельскохозяйственных компаниях, но и обрести здесь постоянное место работы. По трехстороннему договору, который заключается между студентом, университетом и UHBDP, интерн трудится около полугода в передовом хозяйстве и получает стипендию от проекта.

В декабре 2016 года группа студентов Таврического государственного агротехнологического университета начала работать в крупной компании Запорожской области. Приглашающая сторона заинтересована в том, чтобы принять на работу студентов, показавших себя с хорошей стороны, учить, растить из них специалистов. Все стажеры обеспечены питанием и жильем. Такой замечательный подход способствует подготовке квалифицированных кадров, которым предстоит развивать сельское хозяйство Украины.

– Опыт программы будем считать успешным, если студенты после стажировки останутся работать в компании, – отмечает Владимир Терновский. – Скоро испытать свою трудовую судьбу смогут студенты Одесского государственного аграрного университета. После Нового года к программе «Интернатура» присоединится Херсонский государственный аграрный университет. Сейчас много усилий направлено на организацию этой работы.

И современной молодежи присуща рабская психология. Редко услышишь: «Окончу вуз – создам свой бизнес». В Украине привыкли работать на кого-то, так проще: не нужно принимать решения и нести за них ответственность. Израильское агентство по международному развитию МАШАВ, являющееся партнером UHBDP, обучает преподавателей агрономических вузов азам бизнеса. Эти знания преподаватели внедряют в образовательные программы, чтобы передать их студентам.

Три преподавателя Таврического аграрного государственного университета, прослушав курс по предпринимательству в Израиле, совместно с коллегами разработали курс бизнес-школы. Объявили конкурс, на 25 мест было 40 желающих. Это пилотный проект, на данном этапе в бизнес-школу принимали всех. В планах – проведение отбора, поскольку в силу психологических особенностей не каждый человек может стать предпринимателем.

В бизнес-школе преподают работники налоговой инспекции, регистрационной службы, предприниматели. «Налоговики» рассказывают, как открыть свое дело, предоставляют полный алгоритм действий будущего бизнесмена, предостерегают от возможных ошибок. Информацию о регистрации дела студенты получают от представителей регистрационной службы. Главные учителя – успешные бизнесмены, которые делятся своими историями побед, опытом преодоления препятствий. По окончании бизнес-школы студенты не только понимают, что такое предпринимательство, но и морально готовы начать свое дело.

Оригинальные конкурсы, подготовленные при участии UHBDP, помогают обратить внимание студентов на деловые мелочи, влияющие на уровень успешности бизнеса. Конкурс «Лучшая упаковка овощей» убедил студентов, что покупатели выбирают товар глазами. В течение нескольких недель будущие аграрии изучали рынок упаковки, разрабатывали свои макеты, инновационные решения.

Жюри, а в него вошли представители бизнеса, оценило привлекательность и реальность внедрения предложенных упаковок. Победители конкурса в качестве награды получили сертификат на обучение на популярных бизнес-курсах в Киеве при финансовой поддержке Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства.

– Проект открывает новые грани знаний, которые меняют отношение к будущей профессии. Теперь я понимаю, что могу сделать больше, могу быть полезной для производства. Проект помогает проявить себя в качестве специалиста. Конкурс «Лучшая упаковка овощей» стал для меня толчком, вдохновил на учебу и заставил по-другому посмотреть на разные вещи, – говорит студентка 4-го курса факультета экономики и бизнеса Таврического государственного агротехнологического университета Виктория Агамирова, которая стала победителем конкурса и в качестве поощрения получила планшет.

UHBDP содействует проведению научных исследований в агровузах. Так, в Мелитополе стартовало исследование «Сокращение срока выращивания саженцев черешни с 3 до 2 лет». Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства профинансировал приобретение и обеспечение работы системы капельного орошения, коммерческое предприятие предоставило саженцы черешни, а университет – свои умы, научные ресурсы. Общая стоимость проекта – 50 тыс. грн.

UHBDP располагает хорошей базой данных, и научно-преподавательский состав агрономических вузов использует ее при написании учебников, научных статей, книг. Поскольку государственного финансирования на издание научной литературы нет, проект помогает публиковать эти труды. Так, сборник творческих работ о пищевых технологиях и маркетинге интересен и представителям агроиндустрии, значит, студенты идут в правильном направлении, а мнение о важности их работы вдохновляет молодых специалистов на самообразование.

Одно дело, студент читает об исследованиях в учебниках, а совсем другое – проводит сам. Проект помогает применить на практике полученные знания. Например, студенты берут образцы почвы с домашнего огорода и воды, которая используется для ее полива, и в вузе под руководством преподавателя изучают состав образцов, определяют, совместимы ли они. Результат работы – рекомендации студента родителям о том, что лучше выращивать на этой земле, какими веществами удобрять для получения высоких урожаев.

Студенты агрономических вузов, которые сотрудничают с UHBDP, в отличие от многих фермеров уже знают, что замыкаться на выращивании культур борщевого набора – нерационально. Куда выгоднее заниматься нишевыми культурами, которые в дефиците на овощном рынке Украины. Таврическая «аграрка» в 2016 году впервые проводила эксперимент по выращиванию батата, или сладкого картофеля. Этот овощ набирает популярность во всем мире. Сладковатый на вкус, низкокалорийный овощ, запеченный или фри, закрепился в меню ресторанов и бистро. Его полезные свойства привлекают спортсменов, сердечников. Фермерам он понравится тем, что неприхотлив и не боится колорадского жука. Результаты эксперимента показали, что батат перспективный овощ: ему подходят климатические условия южных областей Украины, главное, есть спрос, супермаркеты готовы приобретать партии сладкого картофеля. Единственный минус: сбор батата требует ручного труда. Студентов, участвовавших в эксперименте, этот факт не испугал, некоторые из них собираются уже в следующем сезоне выращивать сладкий картофель на своих полях.

– Фермеры, предприниматели, которых мы привлекаем к участию в программах проекта, учатся вместе со студентами. Первые понимают, что студенты – это свежая волна, которая может привнести в хозяйство нечто новое, инновационное, прогрессивное. Благодаря этому пониманию и была запущена программа «Интернатура», – говорит Владимир Терновский. – Крупные плодоовощные компании юга Украины готовы брать на работу выпускников вузов, сотрудничающих с UHBDP, чтобы почерпнуть новые знания, которыми владеют студенты, и применить их в плодоовощном производстве.

Чтобы стать клиентом проекта, достаточно зарегистрироваться на официальном сайте http://uhbdp.org. За более детальной информацией обращайтесь по телефону контакт-центра: 0800500184 (звонки бесплатные).

Содержание публикации является исключительно мнением авторов и не обязательно отражает официальную позицию правительства Канады.

Ирина КУПРИЕВИЧ

Сообщение:

*

НОВОСТИ