«Кредит для мошенников» («РП» № 2 от 12.01.2017)

Новости

  30 Янв , 2017

Следствие продолжается

С развитием технического прогресса не только облегчается во многом наша жизнь, но, к сожалению, совершенствуются и способы мошенничества, чем без зазрения совести пользуются преступники. В нашей области периодически появляются так называемые «мастера», которые предлагают установить окна, двери или выполнить какие-либо работы по строительству и ремонту,.. взяв кредит в «ПриватБанке» посредством банковского терминала, который… возят с собой.

Интересно, что они предпочитают общаться зачастую с пенсионерами. И понятно, почему: ведь пожилые люди имеют стабильный доход в виде пенсии, пенсионные банковские карты, и к тому же не слишком сведущи в законах и правилах работы банков. Ну, а необходимость сделать что-либо по дому, как правило, есть у каждого из них. Выходит, эта категория населения, как говорится, безотказная и наиболее удобная для мошенников.

Две читательницы нашей газеты, обе – пенсионного возраста и проживающие в Вознесенском районе, написали нам о том, что в разное время заключили договора с бойкими ребятами на установку металлопластиковых окон. При этом «мастера» предложили им оформить кредит в «ПриватБанке»и тут же предоставили переносной банковский терминал. Женщины отправили в банк запрос на снятие со своих кредитных карт определенных сумм за предлагаемую услугу, а мошенники сразу же получили на свой счет первые платежи за «работу». В итоге окон они не установили и попросту пропали, перестав отвечать на звонки заказчиц.

В полиции расследование, начатое еще в 2013 году, не завершено до сих пор, а другое, датированное октябрем 2016 года, стоит на месте. Об этом шла речь в материале «Кредит для мошенников», опубликованном в «РП» № 2 от 12 января 2017 года.

Статью мы направили в Главное управление Национальной полиции в Николаевской области и получили на нее ответ за подписью начальника Следственного управления ГУ НП в Николаевской области И.М. Виговского.

«Проведеною перевіркою встановлено, що слідчим відділом Вознесенського ВП ГУ НП в Миколаївській області здійснюються досудові розслідування у 5 кримінальних провадженнях, зареєстрованих у Єдиному реєстрі досудових розслідувань за ознаками кримінального правопорушення, передбаченого ст. 190 КК України (одне – у 2013 році та 4 – у 2016 році) за фактами вчинення шахрайських дій з використанням оформлення фіктивних кредитних договорів та виконання ремонтно-будівельних робіт та використанням переносного термінала банку «ПриватБанк», – сказано в ответе редакции. – На даний час у зазначених кримінальних провадженнях здійснюються досудові розслідування, які направлені на встановлення осіб правопорушників, з’ясування всіх обставин вчинення вказаних кримінальних правопорушень для прийняття об’єктивного процесуального рішення».

Преступление или… сам – дурак?

Согласитесь, ответ довольно формальный и неинформативный, из которого трудно понять, насколько активно действуют следователи. А они, по всей видимости, не форсируют рассмотрение даже первого дела Надежды Шишигиной из села Таборовка Вознесенского района, начатого еще в 2013 году. Правоохранители имеют в руках решение суда на получение данных о владельце терминала, посредством которого Шишигина оформляла кредит на установку окон. А в головном офисе «ПриватБанка» в Николаеве от следователей потребовали предоставить в ответ…  полные данные о самом терминале и его владельце (?). Если бы следователи все это знали, зачем нужно было бы обращаться в банк?

Понятно, что финучреждение не слишком стремится отвечать за произошедшее недоразумение, но почему банкиры могут не выполнять решения суда и игнорировать требования правоохранителей, остается вопросом.

Что касается второго мошенничества, совершенного в сентябре 2016 года против жительницы Вознесенска гражданки Л., то, оказывается, его и преступлением могут вообще не признать!

Вот что по этому поводу пояснил журналисту следователь Следственного управления ГУ НП в Николаевской области Александр Финогенов.

– Там пока вообще нет состава преступления, – сказал Александр Финогенов. – В одном из пунктов договора, который заключила гражданка Л., указывается, что Исполнитель обязуется передать в собственность заказчика готовое изделие в течение 30 рабочих дней после того, как… будет выплачена вся сумма. Договор действует до августа 2017 года, поэтому получается, что Смирнова еще не выполнила этого условия – не оплатила полную стоимость окон.

Почему дело еще расследуется? Предполагается, что, возможно, здесь не мошенничество, а гражданско-правовые отношения, и дело вообще может быть закрыто, заключил следователь.

Кому закон на руку

Как сообщили редакции из полиции, личности мошенников, которые подписали договор с гражданкой Л., все же установлены. Однако их не нашли по месту постоянного проживания. После этого вознесенские следователи дали поручение своим коллегам в Николаеве и Одессе найти и пригласить этих граждан (пока следователи очень осторожно и «бережно» называют их «свидетелями») для допроса в… Вознесенск. Конечно, вряд ли эти люди, имея преступный умысел и ожидая, что их будет разыскивать полиция, сидят на месте и ждут подобного «приглашения».

С другой стороны, сами полицейские, похоже, совершенно не заинтересованы в поиске. И причиной тому является документ, которым в своей работе руководствуются правоохранители.

– Считаю, что наш Уголовно-процессуальный кодекс 2012 года, в том формате, в котором он существует сейчас, реально позволяет бандитам уходить от ответственности, – подчеркнул Александр Финогенов. – Объясню, почему. Если раньше я мог ездить по всей территории Украины и делать самостоятельно любые следственные действия, то есть заниматься своей работой, то сейчас вознесенский следователь может работать только в пределах Вознесенского района. Он знает, что ему нужно отыскать «Заказчика» в Одессе и «рабочего» в Николаеве. По законодательству он обязан дать поручение николаевской и одесской милиции. А вот как его коллеги отреагируют на это, могу догадываться с вероятностью в 90 %. Наверняка они напишут: мы не можем установить местонахождение. У тех и у других имеется куча своей работы. Они могут написать отказ, даже не выходя по указанному адресу.

Надёжно, как в банке?

В заключение стоит отметить, что в данном случае защитниками обманутых заказчиц пока не выступают ни правоохранители, ни сотрудники «ПриватБанка», который, к слову, еще недавно был частным. Изменится ли что-то после того, как банк стал государственным, сегодня неизвестно. Но порядки, которые были в нем до сего дня, также не позволяют его клиентам быть полностью уверенными в защищенности их средств, доверенных банку, а также в отстаивании их имущественных прав в случае каких-либо инцидентов.

– Проработав 19 лет в правоохранительных органах, я убедился в том, что именно этот банк можно назвать самым мошенническим в стране, – отметил Александр Финогенов. – Как следователь я каждый день сталкиваюсь с многочисленными мошенничествами, связанными с «ПриватБанком». Мониторю Единый реестр досудебных расследований и вижу, сколько через «ПриватБанк» совершается преступлений, именно мошенничеств. Похоже, современные воры изучили все услуги банка и используют для обмана и Приват24, и банковские карточки, и обслуживание с помощью он-лайн телефонов, чтобы украсть деньги клиентов.

Существует множество способов снимать деньги с карточек клиентов, которые даже не подозревают об этом. Как это все происходит? Каким-то образом это позволяет существующая банковская система. Получается, что клиенты «ПриватБанка» не защищены от этих посягательств. Выходит, сам банк и является мошенником? Но это мое личное мнение.

Приведу пример самой простой и популярной мошеннической схемы. В социальных сетях часто пытаются знакомиться молодые люди: «Привет! Давно хотел(а) с тобой познакомиться. Я хочу тебе позвонить. Сбрось мне твой телефон!». Девушка или парень выполняет просьбу, передает номер телефона, а через время у них с карточки пропадают деньги.

Лично я, получая деньги на карточку, сразу же бегу в банкомат, снимаю их и оставляю на карточке несъемную сумму, меньше 5 грн. Берегу свои средства таким способом. И стараюсь никаких отношений с банком не иметь.

Сейчас таким же образом начало «штормить» «Ощадбанк». Система банковская одна, а люди не защищены нигде. Конечно, очень удобно распоряжаться деньгами посредством телефона и Интернета: заходить, делать любые операции, открывать и закрывать счета, брать и возвращать кредиты, платить за коммунальные услуги. Но надо помнить, что при этом банк нас не защищает. Система почему-то не совершенна. А банковские сотрудники только твердят: «А мы здесь причем? Мы ничего не знаем, мы облегчаем им жизнь», – считает следователь Александр Финогенов

Не хочется в очередной раз рассуждать о круговой поруке между ответственными учреждениями – как правоохранительными, так и финансовыми, одни названия которых должны вызывать у граждан трепет и уважение, но вызывают совершенно другие чувства о деятельности Национальной полиции и «ПриватБанка», совсем недавно ставшего государственным. Все понятно и так. Они призваны защищать различные права рядовых граждан, но почему-то как раз, наоборот, делают все для того, чтобы простой человек оставался полностью беззащитным перед всякого рода мошенниками и преступниками. К сожалению, истории обеих наших читательниц в очередной раз в полной мере подтверждают этот неутешительный вывод.

Редакция продолжает следить за ходом названных расследований и будет извещать об этом своих читателей.

Татьяна Филиппова

Сообщение:

*

НОВОСТИ